4 сентября 2018, 7:00 |
Байопиками называют биографические фильмы. Такое кино интересно и познавательно. Оно в доступной форме знакомит зрителя с выдающимися личностями различных эпох, оставившими свой след в истории. Иногда байопик сочетает в себе художественное кино с документальной сьемкой или архивными историческими видеозаписями. Сегодняшняя наша киноподборка именно для любителей такого жанра.
Дикарь
Костюмированная биографическая драма с Венсаном Касселем в главной роли. Сюжет байопика берет начало в 1891 году, когда уже немолодой Поль Гоген принимает решение уехать из Парижа на далекий остров Таити. Ему кажется, что там ему не понадобятся деньги, и он сможет свободно предаться любимому занятию – живописи. Жена с детьми не готовы следовать за непризнанным еще на тот момент гением. На другом конце света Поль Гоген находит новую любовь – молодую женщину-туземку по имени Тихура. Она становится истинным вдохновением для художника. Все свое свободное время он теперь посвящает тому, что рисует свою музу. Именно благодаря этим картинам в будущем художник будет признан.
Страна: Франция
Год: 2017
Продолжительность: 100 минут
Эскобар
Криминальная биографическая драма с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях. Фильм расскажет историю взлета и падения известного колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. Хоть сюжет, в центре которого торговля наркотиками, сверхприбыли и море крови, больше интересен мужчинам, эта лента точно понравится и слабому полу. Ведь само повествование в ней ведется от лица любовницы Пабло Эскобара – эффектной колумбийской телеведущей новостей Верхинии Вальехо. Собственно, фильм снят по ее автобиографичной книге «Loving Pablo, Hating Escobar», которую она написала в 2007 году. В киноленте рассказывается не только, чем именно соблазнил журналистку этот богатейший и влиятельнейший мужчина, но и о его трепетном отношении к законной жене и детям.
Страна: Испания, Болгария, США
Год: 2017
Продолжительность: 105 минут
За пропастью во ржи
Эта биографическая драма расскажет о тернистом пути к писательской славе Джерома Сэлинджера – автора культового романа «Над пропастью во ржи». Фильм снят по мотивам романа Кеннета Славенски «Идя через рожь». Молодой Джерри Сэлинджер стремится писать свои рассказы вопреки уговорам родителей заняться семейным мясным бизнесом. Его университетский наставник по писательскому мастерству (Кевин Спейси) настаивает на том, чтобы Джерри написал полноценный роман о герое своих рассказов – Холдене Колфилде. С этой мыслью Джерри проходит через все ужасы второй мировой войны и возвращается в Америку, чтобы стать популярным писателем.
Страна: США
Год: 2017
Продолжительность: 106 минут
Клуб миллиардеров
Криминальная драма о финансовых пирамидах, основанная на реальных событиях. Действия происходят в 1980-е годы в Лос-Анжелесе. Джо Хант и Дин Карни – выпускники престижного учебного заведения. Они молодые, дерзкие, хариматичные и полны идей. Их проблема только в одном – у парней совершенно нет денег на реализацию своих финансовых проектов. Зато у Дина есть связи в среде «золотой» молодежи, а у Джо – блестящий ум. Они решают объединиться, чтобы убедить инвестировать в них не только богатых сверстников, но и их родных – менее доверчивых предков, сколотивших состояния. Парочка смело выстраивает финансовые пирамиды на сделках с золотом, соблазняя инвесторов баснословной 50%-ной прибылью. И все складывается неплохо, пока их наставник – Рон Левин (Кевин Спейси) – не подставляет своих подопечных…
Страна: США
Год: 2018
Продолжительность: 108 минут
2рас: Легенда
Биографическая музыкальная драма о популярном рэпере Тупаке Шакуре. Исполнительным продюсером ленты стала мать ныне покойной знаменитости. Действия ленты берут начало в 1995 году, когда Тупак сидит в нью-йоркской тюрьме по обвинению в изнасиловании. К нему приезжают журналисты, и музыкант рассказывает им о своем детстве, революционно настроенных родителях, наркозависимой матери, переезде в Калифорнию, начале музыкальной карьеры, противостоянии с властями и других ключевых моментах своей биографии. Также зрителю покажут, как развивались события в жизни культового рэпера после выхода из тюрьмы вплоть до его трагической гибели.
Страна: США
Год: 2017
Продолжительность: 150 минут
Познавательного просмотра!
Байопик: лучшие фильмы-биографии всех времен
Байопики, или биографические фильмы, отличаются от исторических лент тем, что они повествуют не о каких-то важных событиях или эпохах, а о людях, тем или иным образом повлиявших на этот мир. Сюжет картины может охватывать как всю жизнь человека, так и самые значимые для него годы, а сам фильм в равной степени может быть драмой, комедией, музыкальным фильмом или даже боевиком.
Юлия Бирим · 27 марта 2014
Что такое байопик
Название байопик (biopic) произошло от сокращения двух английских слов – biographical picture, в буквальном переводе означающих не что иное, как биографическую картину. Хотя сам термин зародился не так давно, подобные ленты снимались еще на заре кинематографа. Одной из первых картин-байопиков стал немой короткометражный фильм французского режиссера Жоржа Мельеса «Жанна д’Арк» (Jeanne d’Arc), вышедший на экраны в 1900 году.
Расцвет жанра, согласно мнению кинокритиков, пришелся на 1930-е годы, хотя самая значительная картина-байопик, фильм о жизни императора Наполеона, вышла несколько раньше, в 1927 году. «Наполеон» (Napoleon), снятый режиссером Абелем Гансом, и на сегодняшний день является самой масштабной биографической лентой, также он навсегда останется одним из величайших шедевров немого кино. В разных версиях (а фильм неоднократно монтировался заново) картина длится от двух до шести часов.
В 30-е годы прошлого века увидели свет такие картины, как биография шведской королевы Кристины с великой Гретой Гарбо (Queen Christina, 1933), британская комедия «Частная жизнь Генриха VIII» (The Private Life of Henry VIII, 1933), фильм о Екатерине Великой «Алая императрица» (The Scarlet Empress, 1934), где главную роль сыграла Марлен Дитрих, музыкальная лента «Большой вальс» (Waltzes from Vienna, 1934) – биография Иоганна Штрауса, снятая самим Альфредом Хичкоком. В это же время в Советском Союзе снимают такие знаменитые фильмы-биографии, как: — «Ленин в Октябре» (1937); — «Молодой Пушкин» ( 1937); — «Александр Невский» (1938).
В России первым фильмом-биографией была лента режиссера Петра Воинова «Петр Великий». Она вышла в 1910 году
Второе рождение байопики получили в 50-е годы прошлого века, и с тех пор интерес к ним не ослабевал. Самыми «популярными» личностями, если верить «Википедии», за все годы существования биографических фильмов являются французский император Наполеон Бонапарт, президент США Авраам Линкольн, Иисус Христос, Владимир Ильич Ленин, Адольф Гитлер, Клеопатра, английские королевы Виктория и Елизавета I, король Генрих VIII, российские самодержцы Петр I и Екатерина II, а также гангстеры и ковбои, такие как Уильям Фредерик «Буффало» Билл, Уильям Бонни (Билли «Кид») и Джесси Джеймс.
Отдельным поджанром в биографических фильмах считаются автобайопики – фильмы, где известные персонажи играют себя
Что такое байопик?
Что такое байопик? Англоязычный вариант названия биографической кинокартины. И вне всякого сомнения кинобиографии, как направление в кино, очень популярны у зрителя. В этом материале мы поговорим о том, какими бывают байопики и всегда ли они хороши.
Не будет лишним преувеличением сказать, что большинство людей хотя бы раз в жизни интересовались биографией того или иного известного человека. История человечества предлагает нам тысячи имён, жизнь которых была наполнена захватывающими событиями. Военачальники, писатели, политики, учёные, священнослужители, и многие-многие другие стали настоящими легендами.
Неудивительно, что кто-то может заинтересоваться судьбой Наполеона Бонапарта или Амедео Модильяни. Поэтому повествовательные искусства нередко пытаются взять чью-либо биографию и создать на её основе художественное произведение. В кино такое явление получило название «байопик» (от англоязычного biographical motion picture) – т.е. биографическая картина.
Популярность фильмов-байопиков не спадает никогда, поэтому имеет смысл попытаться разобраться в этом явлении. Что такое байопик? Этой теме и посвящаем отдельную статью в цикле «Жанры».
Конечно, не совсем корректно говорить о байопике, как о жанре. Потому как жанровая принадлежность биографической картины сильно варьируется в завимости от объекта рассказа. Так, история про военного деятеля (скажем, фильм «Паттон» Франклина Шаффнера) по форме будет склоняться к военной драме, а сюжет о кантри-гитаристе (как «Переступить черту» Джеймса Мэнголда), скорее всего, предстанет в виде музыкального фильма.
Но важно отметить, военная драма про реально существовавшего полководца строится совсем не так, как аналогичный фильм о вымышленном генерале.
Основное отличие, разумеется, в том, что байопик хотя бы номинально должен придерживаться фактов, произошедших с героем в реальности. Вряд ли корректно делать кинокартину, в которой Александр Суворов будет доблестно сражаться с нацистскими войсками под Сталинградом (если перед нами всё же байопик, а не фарс). Мало того, что это может быть воспринято в качестве клеветы на человека, так ещё и гарантирует нападение на создателей фильма специалистов всех мастей, причём весьма справедливое.
Я не могу сказать, что сторонник стопроцентной историчности любой ценой – всё же игровое кино предполагает художественное осмысление действительности и не исключает необходимой драматизации. Однако излишнее фантазирование также чревато последствиями. Хотя, конечно, каждый отдельный случай нужно рассматривать особо.
Так или иначе, большая часть байопиков строится на уже давно устоявшихся элементах, о которых следует побеседовать.
Биография как стандарт
Интересно, что зачастую, вне зависимости от рознящегося жанра, биографические фильмы походят друг на друга. То есть имеют аналогичные структуры повествования. Казалось бы, что общего может быть в биографиях деятелей не только разных профессий, но даже разных эпох? Между тем, байопики почти всегда подвергаются жёсткой унификации формы.
Если выводить сюжетную структуру биографического фильма в виде сухого остатка, то почти всегда мы увидим формулу: великий человек (люди) покоряет всевозможные вершины, не смотря ни на что.
Подобный подход, надо полагать, возникает в первую очередь от стремления минимизировать риски. Потому, с одной стороны, требуется рассказать в фильме наиболее известные факты из биографии выбранной персоны, чтобы просветить интересующихся; с другой стороны важно не оскорбить ничьих чувств.
Указанный метод вполне подходит для создания крепкого фильма, рассчитанного на широкую аудиторию: вспомним «Трамбо» о легендарном голливудском сценаристе Далтоне Трамбо или «Социальную сеть» про создателя Facebook, Марка Цукерберга.
Но важно сказать, что линия наименьшего сопротивления с точки зрения формы может попросту привести к созданию «беззубого фильма».
Хороший примером служит вышедшая во второй половине 2018-го года «Богемская рапсодия», рассказывающая о творческом пути Фрэдди Меркьюри и группы Queen (режиссёр – Брайан Сингер). При заметном внешнем лоске, качественном воссоздании эпохи и крупных финансовых затратах, фильм с сюжетной точки зрения представляет собой экранизацию статьи в Википедии. Особенно иронично выглядит то, что на экране Queen представлены как радикальные творцы-экспериментаторы, а сам фильм боится поэкспериментировать даже в монтаже.
К сожалению, значительная часть байопиков именно такая – это стандартизированное, отточенное вплоть до каждой миллисекунды кино, опасающееся творческого поиска.
Значит ли, что стандартный байопик можно оценивать только отрицательно? Мне так не кажется. Такие киноленты могут выполнять минимально просветительскую функцию, и зритель, никогда не интересовавшийся объектом того или иного биографического фильма, возможно, сможет заполнить пробел в образовании. Условно говоря, упрощённая версия книжной серии «Жизнь замечательных людей».
Но этим применением биографический фильм не ограничивается. Некоторые режиссёры дают иной ответ на вопрос «Что такое байопик?».
Биография как политика
Советский историк Михаил Покровский утверждал, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. Он имел в виду, что таким образом история имеет практическое применение, она может и должна использоваться как инструмент общественной работы сегодня. Че Гевара в книге «Партизанская война» также писал о том, что партизанам полезно было бы почитать жизнеописания героев прошлого.
Хорошо это или плохо, но политический подход довольно часто применяется и в работе с биографическими картинами: иначе говоря, байопик становится инструментом той или иной пропаганды.
Например, советский кинематограф сталинских времён отметился массой байопиков про российских политических и военных лидеров различных эпох («Александр Невский», «Суворов», «Чапаев», «Щорс», «Петр I», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозны», «Адмирал Ушаков», «Котовский» и т.д.) – разворот в эту сторону требовался, чтобы поддержать общий разворот в политической жизни страны к сильной и авторитарной власти.
Причём вспомнили даже многих дореволюционных деятелей, которых ещё недавно (в 20-х годах) оценивали в основном отрицательно. Сюжетно у большинства картин отмечалась ярко выраженная патриотическая ориентировка, а также упор на роль исключительной личности в истории. Учитывая, что в это же самое время складывается культ личности товарища Сталина и проводится линия непогрешимости коммунистической партии – тенденция вполне понятна.
Отдельно можно вспомнить так называемые «Ленинианы» и «Сталинианы» (кинокартины, посвящённые Ленину или Сталину, представляющие их, как никогда не ошибающихся вождей).
Ленин в Октябре
Другой характерный образец дарит нам уже современная Россия. В эпоху реставрации капитализма возникла идеологическая необходимость разрушить советские легенды, представить их в нелицеприятном виде и предложить альтернативу. Так появляется, например, биографическая картина «Адмиралъ» (дореволюционный стиль написания, разумеется, не случаен). В нём сложная фигура Александра Колчака трансформируется в благородного и доблестного офицера, единственным прегрешением которого становится любовная интрига на стороне (и то, тяжесть преступления сильно снижается, потому как чувства «искренние»).
Конечно же, красноармейцы и революционеры в фильме не претендуют ни на малейшую человечность – это шайка малограмотных бесчестных бандитов с садистскими наклонностями. По большому счёту, «Адмиралъ» является инвертированным «Чапаевым» (сталинская пропаганда переведённая наоборот). Здесь же вспомним и биографический сериал «Троцкий», берущей своей целью дискредитировать всякое революционное движение перед зрителем – революции здесь устраиваются исключительно властолюбивыми, одержимыми комбинаторами, поэтому население ни в коем случае не должно симпатизировать революционерам прошлого.
Забавно, что и Колчака, и Троцкого в названных лентах играет один и тот же Константин Хабенский – не исключено, что нашлись бы злые языки, которые поиронизировали бы над гипотетически возможным кроссовером о Гражданской войне, где с обеих сторон армиями руководил бы этот артист.
Любопытно, что Ленин в «Троцком» так же вывернут наизнанку относительно Ленина в сталинской пропаганде: из доброго и гениального старичка он превратился в расчётливого беспринципного монстра.
Россия в данном случае не особенный случай. Политический байопик проявлял себя и в других странах мира. Так, Оливер Стоун сделал «Никсона» и «Буша», посвящённых президентам США Ричарду Никсону и Джорджу Бушу-младшему соответственно – обе картины содержат весьма заметный критический взгляд на американскую политику последних лет.
Масштабная биографическая лента Спайка Ли «Малькольм Икс» о видном борце за права чернокожего населения также нацелена на то, чтобы улучшить понимание белыми чёрной культуры и транслировать идею о возможности мирного сосуществования.
В общих чертах данный подвид биографического кино характеризуется тщательным отбором фактов таким образом, чтобы достичь конкретного политического результата. К несчастью, иногда метод становится инструментом совсем уж бесчестной игры.
Впрочем, есть и куда более экстравагантный формат байопика.
Биография как лаборатория
Наиболее любопытные фильмы получаются тогда, когда режиссёр подходит к созданию байопика, как к действительному творчеству. Автор картины осмысляет героя, о котором рассказывает, и подбирает необходимую художественную концепцию, не оглядываясь на общепринятые стереотипы сюжетной структуры байопика. На большую беду, биографических историй подобного толка появляется совсем немного.
В качестве образца можно вспомнить фильм Мартина Скорсезе «Бешеный бык», являющийся одновременно и спортивной драмой, и байопиком о жизни боксёра Джейка Ла Мотты. Для Скорсезе история Ла Мотты – это история саморазрушения и морального упадка. Отсюда и все средства выразительности: чёрно-белая картинка, локации в стиле неореализма, много грубости и агрессии. И, вне всякого сомнения, главный герой здесь не выглядит, как великий человек, покоряющий вершины.
Творчески подошёл к делу и Дон Чидл, популярный актёр, дебютировавший в режиссуре биографическим фильмом о джазмене Майлзе Дэвисе. «Убить трубача» в кинематографической манере старается перенять ритм и импровизационную манеру джаза – отсюда причудливый и изменчивый монтаж, взлетающая до фантастических пределов динамика повествования. Порой даже появляется ощущение, что перед глазами мелькает лишь фантазия. И девиз всего фильма задаёт сам персонаж Дэвиса в самом начале картины: «Когда рассказываешь историю – рассказывай её с интересом».
Наконец, совсем радикальные эксперименты по отношению к биографиям известных личностей проводил британский кинематографист Кен Рассел. Его метод походит уже на откровенный вымысел и балансирует на грани фола (тот самый случай фарса).
Например, «Листомания» вроде бы является байопиком о пианисте и композиторе Франце Листе, но при этом больше напоминает кич: здесь Лист и Вагнер выглядят, словно рок-звёзды; повсюду фрейдистские символы и целенаправленное смешение эпох. В другом проекте, «Любителях музыки» о жизни Чайковского, Рассел делает уверенный крен в сторону гомосексуализма композитора, доходя до настоящего скандала.
Опыты Кена Рассела стремятся нарушить основное правило направления, а именно – хоть сколько-нибудь терпимую историческую достоверность. Эдакий «безумный» байопик.
Естественно, экспериментальный подход к байопику горзадо более рискованный. Картину могут не принять зрители, не оценить критики, да ещё и от специалистов достанется. Однако лично мне кажется, они гораздо ближе стоят к кино, как искусству, чем к статье в Википедии. По крайней мере, такие фильмы всегда смотрятся свежее и неожиданнее.
Так или иначе, кинобиография живее всех живых. Она будет жить столько же, сколько живо кино, потому что история подарила нам очень много видных персонажей и немало подарит в будущем.
Может и некоторые из читателей настоящей статьи уже вынашивают в голове замысел фильма о ком-то ярком и значительном?
Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте
»
Помогла статья? Оцените её
Загрузка...
Adblock detector