Я не Трус Но Я Боюсь
Как мудро заметил один из моих дорогих читателей, бывают педагоги, а бывают Учителя. Казалось бы, — велика ли разница. И сами слова-то эти можно считать синонимами… На самом деле, разница огромна! И школа, в которой Андрейке предстояло учиться до самого выпуска, исключением не была. Были в ней и Учителя, и педагоги. Словом, это была самая обычная советская школа, со всеми её атрибутами. Преподавательский состав подбирался весьма тщательно, с обязательными собеседованиями в «компетентных органах», вот, пожалуй, и все отличия от большинства остальных школ Советской страны. А как же иначе?
Школа была одной из двух, имевшихся в посёлке авиазавода, который производил боевые самолёты МиГ-23. Режим секретности был таким, что даже после того, как воякам из министерства обороны стало известно о том, что американский спутник пролетает над заводом четырнадцать раз в сутки, завод ещё года два тупо именовался «машиностроительным». Родители всех учеников были так или иначе связаны с заводом. И в школе периодически появлялись добрые лица сотрудников «Конторы». Сотрудники подробно объясняли детям, что подошедшему к ним на улице незнакомому дяде на вопрос о том, какие именно машины строят на заводе, надо отвечать, что строят там детские педальные автомобили, санки и подростковые велосипеды… Это было полным идиотизмом, даже если не принимать в расчёт спутники-шпионы, так как грохот и свист реактивных двигателей разносился над домами посёлка с утра до вечера, заставляя порой вибрировать стёкла и звенеть бокалы в сервантах, а полоса заводского аэродрома была расположена таким образом, что с балкона маминой квартиры Андрейке не представляло никакого труда разглядеть пилота в кабине идущего на посадку МиГа. Среди жителей посёлка ходила крамольная песенка:
«А у нас во дворе
Точно знает народ,
Что начнёт выпускать
Наш военный завод»…
Любой здравомыслящий человек понимал, что на самом деле это никакая не секретность, а лишь некая игра в неё, имевшая целью создание внешней видимости всеобщей строгой секретности. И дети тоже это понимали. Они прекрасно знали, у кого папа – слесарь шестого разряда в сборочном цехе, а у кого – лётчик-испытатель… Но, игра есть игра, и преподавательский состав отбирался по правилам этой игры.
Многие «педагоги» и вовсе не имели никакого педагогического образования. Как, скажем для примера, учитель пения Иван Андреич, бывший работник органов милиции. Милиционером он числился ровно до тех пор, пока замом начальника милиции был его родной дядька, с которым Иван ежевечерне напивался в стельку. Когда Дядьку всё же выпроводили на пенсию, встал вопрос, что делать с его племянничком. Как мент он был никакой. Правда, не единожды выручал родное отделение на смотрах художественной самодеятельности, лихо наяривая на баяне нужные песни (не зря в детстве целый год посещал музыкальную школу!), но держать алкаша Ваньку только ради смотров никто не захотел. Так он и стал учителем пения.
Новая должность Андреичу понравилась. А, создав в школе кружок ЮДМ (юный друг милиции), он вовсе почувствовал себя начальником и командиром. Учил он детей не столько пению и музыке, сколько тому, как это хорошо и правильно, — стучать на всех и вся, доносить на товарищей-одноклассников учителям и директору, доносить на друзей их и своим родителям, а на своих родителей и учителей и директора школы, — лично ему, Ивану Андреичу. Ох,не зря кружок ЮДМ носил имя пионера-героя Павлика Морозова.
Или вот ещё пример. Завучей в школе было двое. Одним была тихая, добрая, совершенно безвольная и всегда со всем согласная Анна Семёновна. Эту высокую, стройную бабушку с абсолютно седыми волосами дети часто просто не замечали. Другая – Роза Алексеевна, не заметить которую было нельзя. Более того, мимо неё нельзя было пробежать на перемене, не рискуя при этом остаться целым и невредимым. Огромной комплекции, устрашающего вида, неконтролируемой физической силы, она, ненавидящая детей, всегда была легка и скора на расправу. Могла почти совсем оторвать ухо, могла ударить по голове большой деревянной указкой или своим тяжёлым кожаным портфелем, могла просто с размаху шмякнуть о стену школьного коридора лбом… В каких органах служила она до того, как пришла работать в школу завучем, не знал никто. Но боялись её все, даже директор школы. Школы, видимо, не зря носившей имя Феликса Дзержинского…
На уроках истории, которые Роза Алексеевна вела, дети сидели тихо-тихо, в страхе навлечь на себя гнев этого жуткого монстра. Она же, в своём вечном синем глухом костюме, перепачкавшись мелом, с упоением рисовала на доске пародию на морскую раковину, по её мнению представлявшую Рог Изобилия, из которого при коммунизме будут сыпаться всякие товары, нужные народу Союза Советских, тогда уже – Коммунистических (!) Республик. Для убедительности Роза пририсовала вылетающие из широкого конца спирально закрученного Рога кое-какие предметы народного потребления, — ботинок, колченогую табуретку, рулон (по мнению Розы) ситца. Осознав, что изобилие, судя по изображению, вышло несколько … скудноватым, завуч решила добавить к общей картине чуток продуктов питания. Вытянутый овал изображал собой столь любимую народом «Докторскую» колбасу. В порыве творческого вдохновения и внезапной щедрости (типа, для потомков ничего не жаль, гулять, так гулять!) разнообразить рацион будущих поколений, живущих в «светлом коммунистическом Завтра» витаминами, Монстр старательно вывел у одного конца колбасы два кружочка, в которых дети должны были распознать спелые наливные яблочки… Хотела ещё и булку хлеба изобразить, да места не осталось, — поле школьной доски закончилось. Ладно, — подумала Роза, — при коммунизме всем можно будет колбасу и без хлеба жрать!
У четвёртого класса, наблюдавшего за художествами Розы Алексеевны, по поводу колбасы с яблоками было иное мнение. Дети регулярно посещали школьные туалеты, были хорошо знакомы с настенными росписями, и потому финальный штрих художницы-самоучки вызывал в их воображении совсем другие ассоциации и образы. Никто не понял, что это была колбаса с яблоками, все, как один решили, что самым первым из Рога Изобилия вылетит огромный (больше табуретки!) член. Причём, как видно из рисунка, — яйцами вперёд. Весь класс из последних сил сцепил зубы и прикусил языки, дабы сдержаться и не заржать, навлекая на свои головы преждевременную смерть. А сдерживаться и сохранять серьёзность на детских лицах становилось всё труднее. Да ещё и Роза, торжествующе оглядев аудиторию (типа, — ну, и как вам коммунизм? Впечатляет?), спросила, есть ли у кого вопросы, чем и поставила многих учеников на грань потери сознания. Какие нафик вопросы. И так… всё ясно!
И тут Андрейка поднял руку (больше всех надо, да. самый умный, да. ). Класс готов был лопнуть, разорваться со страшной силой. Получив милостивое соизволение слово молвить, Андрейка, оставив за скобками вопрос о колбасе и яйцах, спросил совсем о другом. О том, что его во всей этой сказке про коммунистическое изобилие действительно заинтересовало и озадачило. Не зная пока ничего о Законе сохранения материи, сформулированным Ломоносовым, не ведая, что ещё Аристотель писал, что материя не происходит из ничего, Андрейка спросил: — А кто будет запихивать все эти товары в узкий конец Рога. Смеяться расхотелось всем и сразу. Ибо все увидели, как молча, шевеля желваками, звереет Монстр…
Дэбил. — Заорала Роза, и большая деревянная указка сломалась о затылок идеологического диверсанта, — Андрейки.
Полудурок. — продолжила строительница коммунизма, и тяжёлая дверь класса (сталинская архитектура!) распахнулась от встречи со лбом Андрейки, запущенного в полёт тяжёлой рукой наставницы юных Душ.
Гадёныш. — и Андрейкин портфель нагнал спину своего хозяина.
Получив (уже в коридоре) дополнительное ускорение, Андрейка ещё сколько-то прокатился на животе по старому паркету, но, быстренько вскочив на ноги, подхватил портфель (а то ведь Роза портфельчик заберёт, и скажет, чтобы за ним родители пришли! Ага, щас. ). Летел Андрейка по пустому коридору, опасаясь погони злобного Монстра, что тот самый двадцать третий МиГ при пикировании в форсажном режиме. Монстр же, от погони отказался. Видимо вспомнила, фашистюга, чем окончилась для неё прошлая погоня за этим говнюком… Давно, ещё когда Андрейка был первоклашкой…
А дело было так.
Роза построила в коридоре всех мальчиков из двух первых классов (всего первых классов было четыре), и повела их в школьный медкабинет. Загнав маленькую отару пацанят внутрь, Роза блокировала своим могучим телом выход.
Дети поняли, что попали в ловушку, и будут им теперь вместо первого урока массовые пытки под страшным названием «Уколы в попу». Выходов не было! На окне – решётка (хоть и второй этаж), на дверях, в позе начальника фашистского концлагеря,- Роза Алексеевна. В кабинете были чужие, не из школы, люди, — доктор и две медсестры. Противно звякали о стенки стерилизаторов шприцы (тогда о разовых шприцах и не слышали ещё!), воняло спиртом. Всем велели расстегнуть и приспустить брюки. В кабинете было довольно прохладно, но детские попки сжимались в кулачок не от холода. От страха. Началась тихая паника. Дети толпились, пытаясь спрятаться за спины тех, кто стоял в первых рядах. Но всё равно, кто-то оказывался в очередной паре. Жертвы, стоя рядом с кушеткой, ложились животами на холодную желтую клеёнку, медсёстры, мазнув окаменевшие попки ваткой, так рьяно сандалили своими жуткими шприцами, что в тишине было слышно, как под тупыми иглами садисток в белых халатах рвётся нежная кожа. Стоны, крики и слёзы удавалось сдержать далеко не всем будущим Мужчинам. Вдруг, один из очередной пары, маленький, тихий очкарик Славик из параллельного класса взбунтовался. Не надо! – закричал он, — пожалуйста, не надо. Пришлось доктору и одной из медсестёр силой тащить за руки отчаянно упиравшегося Славика. Они уронили его животом на кушетку. Изо рта бледного очкарика на клеёнку текли слюни. Он уже не мог кричать, и лишь шёпотом всё повторял, всё упрашивал мучителей, неизвестно, на какую милость надеясь, — не надо. не надо. Сцена заставила всех остальных оцепенеть, даже те, кто своё уже получил, перестали скулить и всхлипывать. Доктор вернулся к своим бумажкам, поскольку сил одной медсестры вполне хватало на то, чтобы удерживать ослабевшего бунтаря, прижимая руками его плечи к кушетке. Вторая тётка мазнула Славиков зад ваткой и с силой вогнала иглу в ягодицу. Очкарик не пискнул, не дёрнулся. И тут все пацаны увидели, как в момент укола маленький писюн Славика вдруг встал торчком. Медсестра придавила большим пальцем поршень, и содержимое шприца стало вливаться в Славика с задней стороны его маленького организма весёлой струёй. Одновременно с этим процессом из передней части, прямо из торчащего писюнчика брызнула и зажурчала о кафельный пол другая, не менее весёлая струя. Как только жидкость в шприце закончилась, перестала проистекать и жидкость из Славика. Подлый писюн обмяк, приняв свой обычный вид. Роза Алексеевна улыбалась, так как ей это всё показалось очень забавным. Дети так не считали. Из них не улыбнулся ни один. Им было страшно. Фразы медсестры «Ой, да он обоссался. » очкарик Славик уже не услышал, — от ужаса и унижения он потерял сознание.
Вот тут нервы Андрейки не выдержали напряжения. Перед коротким замыканием в мозгу Андрейка успел осознать, что команда «Следующий!» обращена к нему. Придерживая двумя руками расстёгнутые штаны, он ломанул в «побег на рывок». Не думая ни о чём, с отчаянием загнанного зверя он неудержимой торпедой вылетел из кабинета, едва не свалив с ног охранявшую путь к отступлению Розу. Та моментально перестала улыбаться и с криком «Стоять!» рванула за беглецом. Дистанция погони всё сокращалась. Впереди – ступеньки, площадка, где предстоял разворот, ступеньки, коридорчик вдоль гардероба, поворот, и дверь на улицу. А за дверью – свобода! Там – спасение от кошмара! Так думал Андрейка. Но Бог, как известно, милостив, и спасение наступило гораздо раньше, и поспособствовали тому два обстоятельства. Первое заключалось в том, что Андрейка тогда уже умел быстро съезжать по перилам, а Роза Алексеевна, — нет. Второе, — школьная техничка только-только помыла лестницу. Вылетев на мокрые ступени, Роза сосчитала их все. Задницей. Остановилась она лишь на площадке, въехав вывихнутой лодыжкой в решётку окна…
Такое не забывается быстро. Все оставшиеся годы Роза люто ненавидела Андрейку. Но никогда больше за ним не гонялась. Не любила она Андрейку. Да и других детей… А сам Андрейка не любил школу. Никогда уже не любил.
Хотя встречались ему и другие Люди. Настоящие Учителя, влюблённые в свой предмет и в своё детство, передававшие эту Любовь детям, — маленьким Человекам, достойным и Любви, и уважения, и внимания взрослых. Когда-то я непременно расскажу и о них…
Я не трус, но я боюсь
У каждого человека были, есть и будут свои страхи, вне зависимости от того, взрослый это и уверенный в себе человек или «юноша бледный со взором горящим». Психологи считают, что это нормально, так как страх сам по себе является мотивом самосохранения всего живого – так заложено в нас природой. Однако это вовсе не значит, что со страхом не нужно бороться.
О страхе без страха – практикующий психолог Анна Сухова.
Зарождение страхов начинается в раннем детстве, когда родители нас предостерегают: «Не лезь туда, а то ударишься», «Осторожно! Будет больно!», «Аккуратно!»… Все это говорит маленькому человечку о том, что внешний мир враждебен и следует беспокоиться о своей безопасности постоянно. Страхи взрослых транслируются на детей и формируют в детской психике понятие «страх». Но взрослый человек может, более того, должен суметь побороть свои страхи. Особенно в такой деликатной сфере, как взаимоотношения.
— «Я боюсь звонить, писать первым».
— «Мне страшно подойти и познакомиться».
— «Вдруг он больше не позвонит?»
— «Я боюсь его потерять».
— «Я боюсь, что она уйдет»…
Попытаемся разобрать наиболее часто встречающиеся виды страхов в психологии отношений молодых людей.
«Я боюсь к ней (к нему) подойти»
А ведь действительно, может произойти все что угодно: и отказ, и грубость. Так что же получается: лучше вообще не подходить – так спокойнее? «Да!» – тихо согласится некоторая часть людей. И это будет классический пример «ничегонеделания»: я ничего не делаю, следовательно, ничего плохого не происходит. Но ведь и ничего позитивного не происходит! Очевидные минусы данной позиции: вы не получаете опыта общения, опыта новых моделей поведения и взаимодействия с противоположным полом; не практикуются коммуникативные навыки: умение быстро заводить разговор с понравившимся человеком и быструю ориентировку в беседе. Вы полностью исключаете положительный результат. Ведь в самом начале шансы у вас 50/50. А это значит, что вы можете получить 50% успешного результата. А в случае «ничегонеделания» вы получите 100% отрицательного результата – нет знакомства, нет отношений, есть только страх. Нужно с чего-то начинать. Проявите фантазию, привлеките внимание и, возможно, объект вашей симпатии сам подойдет к вам. Подумайте, чем уникальным, особенным, оригинальным вы сможете привлечь к себе внимание?
«Я боюсь с ней (с ним) говорить»
Так чаще всего бывает, когда четко не знаешь, о чем вообще разговаривать с противоположным полом. В этом случае потренируйтесь разговаривать «ни о чем» с теми лицами противоположного пола, которые эмоционально вас не трогают. Проанализируйте свои чувства и эмоции при этом. Это будет очень легко, потому что отсутствует нужность и ценность объекта. Проведите параллель, как вы ведете себя с человеком, к которому вы спокойно относитесь, и как вы чувствуете себя в обществе человека значимого. И еще один важный беспроигрышный вариант: когда совсем не знаешь, что делать и о чем говорить, говорите правду: «Я не знаю, что сказать, мне неловко, давайте вместе подумаем и выберем тему для разговора» – это максимально разрядит напряженную атмосферу первой встречи и не воспринимается так критично, как кажется на первый взгляд.
«Я боюсь реакции окружающих»
С этим вообще все просто. Практически каждый человек рядом с вами боится реакции незнакомых людей, в том числе и вашей. В Москве почти 15 млн. человек, и подавляющее большинство людей вы видите первый и последний раз в жизни. Каждый человек имеет свой жизненный опыт и с этой позиции оценивает другого человека. Но, к счастью, 75% наших мыслей – это мысли о самом себе, и только 25% остается на окружающих. Мы больше заняты собой и не успеваем реагировать на проявления других людей.
«Я боюсь отказа»
Это очень интересный страх. Вполне допустимо, что не каждый понравившийся объект противоположного пола будет отвечать вам взаимностью. Более того, мы сталкиваемся с отказами повсеместно, их так много в нашей жизни, что на некоторые из них мы просто не обращаем внимания. Но у отказа есть и положительные стороны. Отказ – это показатель ясности, он говорит нам о том, что человек, который, как нам кажется, нам подходит, в реальности совершенно не походит нам. И полученный отказ предостерегает нас: не трать время там, где ситуация не принесет желаемого результата. Очень часто люди, которые обращаются к психологу со страхом отказа, обесценивают этот факт и изначально отказ воспринимают как личную трагедию. Опыт показывает, что острая негативная реакция на отказ не может быть дольше 24 часов, поэтому перестаньте бояться того, что случится. Даже когда это случится в самом худшем варианте, негатив будет не таким разрушительным и длительным, как кажется.
И еще очень интересный момент: откуда объект вашего обожания должен знать о вашей к нему симпатии?! Может быть, он тоже чего-то боится, как раз в отношении вас. И это может быть одной из причин, почему эти «объекты» странно себя ведут и отказывают, даже тогда, когда не хотят этого на самом деле. Не стоит делать выводы и воспринимать все на свой счет. У каждого человека свой опыт, и он реагирует прежде всего исходя из него.
«Я боюсь не понравиться»
В большинстве своем люди очень критично относятся сами к себе. Важно, что противоположный пол не замечает и 20% недостатков, которые люди сами себе приписывают. В воображении мы прорабатываем самые негативные сценарии развития событий, представляя себя самым непривлекательным на планете. И даже если нам будут говорить бесконечно, что мы красивые и классные, мы все равно будем воспринимать это с оттенком недоверия. А тем временем люди, уверенные в себе (хотя зачастую у них есть объективные причины для принижения самооценки), создают вокруг себя такую ауру комфорта и притяжения, что «купаются» во внимании объектов противоположного пола.
5 простых правил, которые помогут справиться со страхами
1. Признать, что страх есть всегда, когда ты развиваешься. Мы боимся неизвестного, того, что еще не делали. Это нормально. И страх, к сожалению, сам по себе не проходит.
2. Единственный способ избавиться от страха – это сделать то, чего боишься. Боишься встретиться с тем, кто очень понравился, – сделай это. На первом свидании, можно и нужно говорить правду, сказать именно то, что чувствуешь: «Я так боюсь и нервничаю». Это создает свой удивительный эффект: разряжает атмосферу и, к счастью, не воспринимается всерьез.
3. Лучший момент избавиться от страха – это когда особенно страшно. Тогда происходит выброс ресурсов, которые блокируют обычное состояние длительного страха. Только после того, как сделаешь то, чего боишься, почувствуешь себя гораздо лучше. Ведь то, что мы себе представляли, гораздо страшнее, чем то, что есть на самом деле.
4. Страх в незнакомой ситуации испытывают все, а не только вы. Будьте просто чуть любопытнее, позвольте себе исследовать новое, чем бояться того, что еще не произошло.
5. Справиться со страхом менее страшно, чем ощущать его каждый день на протяжении многих лет и быть полностью беспомощным перед ним. Позвольте себе выделить один день на избавление от своего страха – и вы поймете, что такое экономия своих нервов.
«Привычка 21 дня»
Подумайте, что для вас интереснее: сидеть и бояться, не получая ничего, или все-таки рисковать и идти туда, где страшно. В психологии существует уникальное правило: зона дискомфорта – ближайшая зона развития. То есть то, чего мы боимся больше всего, является важным фактором, который способствует нашим изменениям в лучшую сторону во всех аспектах нашей жизни.
Я предлагаю выработать «Привычку 21 дня» – это очень простой, но эффективный метод освоения чего-то нового. Психологические исследования показывают, что для избавления от старой привычной стратегии (бояться) и приобретения новой позитивной стратегии – смелости и уверенности в себе, требуется примерно 21 день. Реальные перемены произойдут лишь тогда, когда вы научитесь следовать новым знаниям и использовать их на практике (ежедневно, в течение 21 дня).
В любых взаимоотношениях может случиться все что угодно, и невозможно предугадать заранее, как будут развиваться события. Допуская присутствие страха в вашей жизни, вы отравляете свое существование, цепляясь за объяснения и факты, оправдывающие и поддерживающие ваши страхи и бездействие в построении взаимоотношений. Начните с малого, и вы удивитесь, как это просто и не страшно.
Я не трус, но…я боюсь.
Признание этого факта – первый шаг в борьбе со страхом, который мучает вас и мешает жить спокойно.
Боимся… мышей>> высоты>> пустой квартиры>> незнакомой компании>> происшествий с близкими
Услышала недавно разговор двух девушек в автобусе.
В период массового увлечения психологической литературой, когда каждый “сам себе психолог” ставит диагнозы себе и близким, возникают подобные казусы. Что же такое страхи и что такое фобии? Что касается подслушанных мною девушек в автобусе, они просто не в курсе, что человек с клаустрофобией (боязнь закрытых помещений) не то что не съест ни одного куска торта в лифте, он вообще туда не сядет ни за какие коврижки. Так вот, если вы, думая про то, что у вас вызывает страх, начинаете потеть, краснеть (бледнеть), у вас учащается сердцебиение, то это фобия. Человек, просто боящийся чего-то, одними воспоминаниями не приведет себя к соматическим изменениям организма. Заработать фобию довольно проблематично. Но и избавиться от нее нелегко, здесь нужна помощь специалиста. А вот страх испытывают все люди в той или иной ситуации. Он даже может быть в меру полезен, подпитывая инстинкт самосохранения. Например, когда ночью женщина входит в пустой и, может быть, темный подъезд, она слышит стук собственного сердца и мышцы напрягаются больше, чем обычно. Такая реакция разумна: страх помогает быть более бдительной и зоркой. Но в том случае, когда страх мешает вам жить, отравляет ваши положительные эмоции, с ним нужно и можно справиться. Лучшее оружие против коварного врага – достоверная информация о нем. Чего же мы можем бояться?
Как бороться с “боюськами” Если вы боитесь чего-то и вам от этого очень неприятно, то следует: |
…мышей
Даже мысли о сереньком зверьке вызывают у некоторых дам мурашки по телу. Если человек испытывает от этого дискомфорт (ну действительно, сколько их водится на даче, а иногда и по домам бегают), то можно заняться самолечением. Начните приучать себя к виду мышки. Разглядывайте картинки с изображением мышат, посмотрите мультики типа “Том и Джерри”. Какие там милые главные герои, правда? Обязательно посетите мышиную железную дорогу в Уголке дедушки Дурова. В состоянии расслабления представьте себя рядом с мышкой. Еще неприятно? Тогда вернитесь к разглядыванию картинок. Когда они будут вызывать улыбку или хотя бы спокойное состояние, постепенно представляйте себя в непосредственной близости от мыши. Вот она пробегает мимо вас, вот даже хвостиком коснулась. Переходите от этапа к этапу в своих фантазиях лишь при условии спокойного на них реагирования. Приобретите себе игрушечную мышку. Хорошенько разглядите ее, погладьте. Она такая же мягонькая, как ваша шубка, которую вы так любите надевать зимой. Она так же вас может согреть. Мышкина шубка так же приятна на ощупь, как и ваша шубка. Вы же не боитесь собственной шубы? Подобные упражнения можно применять и в борьбе с другими страхами, в частности с другой живностью (лягушками, собаками, червяками – вдруг ваш муж рыбак?).
Боимся… мышей>> пустой квартиры>> незнакомой компании>> происшествий с близкими
…высоты
Бывает страх высоты, который испытывают многие . Функция страха – сохранение жизни. Боишься подходить к низким перилам на 17-м этаже – и хорошо: целее будешь. Можно, конечно, вообще к окнам не подходить, их не мыть и белье на балконе не вешать, но это уже отдает аномалией. Да и где отдохнуть уставшему взору, как не на линии горизонта? Моя соседка долгое время боялась мыть окна у себя в квартире на 5-м этаже. Мыть-то мыла, но получала стресс во время этой процедуры. Если и у вас есть подобные реакции на вид из окна, попробуйте следующее. Спросите себя: чего именно я боюсь и почему? Та дама, например, боялась смотреть вниз, потому что всегда представляла себя летящей (падающей) вниз, прямо со своего балкона. Чтобы избавиться от страха, надо представить себя стоящей на улице и смотрящей на себя же, спокойно стоящую на балконе. Со спокойным и безмятежным лицом. Представляется это не один раз и даже не два, и только при полном расслаблении. Так, дистанционно, можно лечить у себя и страх полета на самолете.
Боимся… мышей>> высоты>> незнакомой компании>> происшествий с близкими
…пустой квартиры
“Неудобен” и страх перед ночевкой в своей квартире одной. Моя подруга, например, устраивала мужу истерики перед каждым его отъездом в командировку и сама же страдала от этого. Действительно, зрелой даме не пристало бояться, как ребенку, считала она. Данный вид страха одолевает, как правило, женщин семейных, которые в силу обстоятельств вынуждены иногда оставаться один на один с собой. Люди одинокие не боятся пустого дома. Кто-то из “бояк” страдает в одиночестве, кто-то обрывает телефон в поисках близких-знакомых, которые согласятся составить ему компанию, кто-то едет “в затянувшиеся гости” к выросшим детям. В основе этого страха часто лежит неосознанное желание (и привычка) иметь более тесные эмоциональные связи с людьми. Что ж, больше общайтесь днем, ходите с подругами на выставки и в гости, а вечером дома ищите “плюсы” одиночества. Вам всегда некогда, когда полон дом, полежать в ванной с маской на лице или посмотреть любимую комедию, почитать книжку? Сделайте это, когда остались одни. Вкусив прелести одиночества, вы спокойнее будете отпускать в поездки своих домашних, не делая из этого трагедии.
Боимся… мышей>> высоты>> пустой квартиры>> происшествий с близкими
…незнакомой компании
Ко мне на прием пришла девушка, которая безумно боялась новых компаний. Она оказалась симпатичным, приятным и остроумным человеком. Раскованная и милая среди друзей, она становилась робкой, если не сказать забитой, как только попадала в круг незнакомых людей. Мы с ней долго беседовали и, кажется, избавили от проблемы. Что в этой ситуации стоит предпринять? Прежде всего, понять, чего вы боитесь. Того, что не сможете найти тему для разговора? Но в компаниях не обязательно с порога начинать свой бенефис. Можно и нужно сначала приглядеться к людям. Единственное, что необходимо, это чтобы выражение лица было приветливым. Тогда людям не покажется, что вы невоспитанны и дики или что они вам не нравятся. А может, вам страшно, что на вас устремятся десятки глаз? В таком случае для начала можно прийти на вечеринку пораньше. Тогда вновь прибывших будете разглядывать вы. И тренируйтесь. Подходите на улице к прохожим с разными вопросами: который час и как пройти? Обращайтесь за советом в магазине к продавцам и покупателям. Вы привыкнете спокойно обращаться к незнакомым людям – и страх пройдет.
Боимся… мышей>> высоты>> пустой квартиры>> незнакомой компании
…происшествий с близкими
Довольно распространенная ситуация: муж задерживается – жена не находит себе места. “Он попал в аварию, его убили. Если с ним что случится, – думает несчастная, – я не переживу… Вообще страшно представить…” В борьбе с этим страхом как раз и надо представить свой страх. Нет, не то, что и как с близким человеком происходит, а что вы будете делать. Наверное, придется распрощаться с неосознанным инфантилизмом, который обычно присущ этой категории “боязливых” жен. Ведь придется взять на себя решение многих жизненных проблем. Этого они бессознательно хотят, а сознательно боятся. В итоге этот внутренний конфликт и ведет к страху. От подобного поведения страдает и муж, нечаянно опоздавший к “вечернему построению”, и сама женщина. Она, любя мужа, свои желания вытесняет в область бессознательного и получает страх за жизнь мужа . Когда же она представит свои действия в отсутствие мужа, то поймет, что жить дальше будет и никто ей в этом не помешает. Одновременно она поймет, что желаемого можно достигнуть и при жизни мужа. Страх уйдет. Страх за ребенка в небольших дозах естествен и присущ каждой матери. Но лишь до тех пор, пока не начинает мешать ребенку формироваться как личности. Дети либо бунтуют против чрезмерной опеки, ссорясь с матерью и отстаивая свою самостоятельность, либо смиряются и становятся робкими и неуверенными, с заниженной самооценкой. Поэтому задача родителей – научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях, а не ходить до совершеннолетия с ним везде за ручку. Пусть ваш немотивированный страх за ребенка будет побежден реальной угрозой травмировать этим страхом его психику.
Со страхами нелегко бороться, но еще тяжелее с ними жить. Разберитесь (не боясь!) в причинах их возникновения и освобождайтесь от них. Ведь это часть вас и в ваших силах то, что принадлежит вам, просто взять и выбросить или оставить, если почему-то вам это нужно…
»