Раз в крещенский вечерок девушки гадали

СВЕТЛАНА
В. А. Жуковский

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Раз, в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Следом сняли и чулки:
Ждать нет боле мочи,
От девической тоски
Отсырели очи.
Дай, судьбинушка, ответ,
Ждать мне милого, аль нет,
Но в ответ молчанье.
Стан уж девичий раздет,
Вся горит, как маков цвет –
Хочет на свиданье.

Что же скинуть мне с себя,
Чтоб узнать судьбину?
Я зову его, любя,
Погрузясь в кручину,
Я читаю между строк,
Разливаю гущу,
Знаю, что большой порок,
Но хочу все пуще.
Если милый не придет,
Конец света настает,
Страшные мученья!
Кто же девушку спасет?
Где же тот, что принесет
Удовлетворенье?!

За таким я хоть на край,
Хоть за край пошла бы,
Испекла бы каравай
И вина взяла бы…
Я б для друга своего
Сделала, что хочет,
Только нету никого,
Лишь сова хохочет.
Все с себя сняла уж я,
(Примечайте, вы, мужья),
Бросила в ворота,
Куры съедены, свинья,
Денег нету ни копья…
Где ж вы, обормоты?!

Девы чистую любовь
Вы понять не в силах!
А у девицы уж кровь
Закипает в жилах:
«Попадись мне остолоп
Суженый, ряжёный,
Я заеду ему в лоб
Пяткой обнаженной.
Я б дала ему под дых,
Не жалея сил своих!
Я бы укусила!
Чтоб не видели других
Глазки, выколола б их,
Плюнула бы в рыло!

Раз, крещенским вечерком
Девушка гадала,
Обувью, шматьем, бельем
В ворота швыряла…
Не такие нам милы
Женщины, девицы.
Крупны вы или малы,
Рыбы или львицы,
Были б только вы нежны,
С словом ласковым дружны
Были б ваши губы;
Обольстительны, умны
И хоть капельку стройны –
Нам такие любы.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Раз в крещенский вечерок

Ведущий: Добрый вечер судари и сударыни, девушки и юноши,
все наши гости, жданные и званные! Поздравляем вас с
праздником Крещения! Желаем вам всем здоровья, радости,
чтобы сбылись ваши заветные желания, предсказания! Как
всегда мы будем сегодня веселиться — петь, танцевать,
отвечать на вопросы, гадать, играть — за все это получать
жетоны, а потом получать (согласно количеству жетонов)
призы. Наш вечер начинается! (музыка звучит)

Ведущий: Праздник крещения попал на месяц январь.
Скажите, в честь кого этот месяц назван? (В честь
древнеримского бога Януса — жетон 1.)
Какие названия января вы еще знаете? (Древнерусское —
Стукало, украинское — Студень, белорусское — Сечень, просинец |жетон 2.)

Наш вечер называется, согласно афише, Раз в крещенский
вечерок. «. Снова есть возможность заработать приз, но не
жетон, а сладкий приз-шоколадку, если вы продолжите этот
стих (если есть желающие — читают, если нет, то читает
ведущий):
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи под окном,
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чащу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудные.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные»

Как называется произведение и кто его автор?
(«Светлана» — баллада В. АЖуковского — жетон 3.)
Кому это произведение посвящено?»
(Племяннице, Александре Андреевне Протасовой — жетон 4.)
А теперь — главный вопрос вечера и специальный приз.
Что это за праздник «Крещение»?
(Идет ответ, вручается приз вечера, если нет желающих,
отвечает ведущий вечера.) .
Как еще в народе называют этот праздник — праздник
Крещения?
(Богоявление, потому что людям явился Бог —
Пресвятая троица; был слышен голос Отца-бога, и Дух его
святой сошел на сына его, господа Иисуса Христа — жетон 5.)

Вот вы и ответили на большую часть вопросов, поэтому Вас
всех ждет награда. Мы начинаем нашу музыкальную часть
вечера.
(Танцы, 20 минут согласно возрастной категории)

Ведущий: Пока вы танцевали, у меня возникли новые вопросы.
В каком произведении героиня любила гадания, верила
приметам? Кто автор этого произведения?
(«Евгений Онегин», А.С.Пушкин — жетон 6.)
Кто назовет имя героини?
(Татьяна Ларина -жетон 7.)
Кто сможет отрывками из произведений подтвердить гадания
Татьяны Лариной?
(Каждому дается жетон.
Отрывок о Татьяне Лариной:
«Татьяна верила приданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы. «)

А помните, какой вещий сон приснился Татьяне?
(желающие, читают -жетон 8.)

Ведущий: Да, во сне Татьяна увидела дуэль и знала, что
Ленского убьют. У нас есть сегодня возможность погадать. Как?
Что главное в жизни человека? Встретить свою половину,
построить счастливую семью. Сейчас вы сможете узнать имя
суженого, и какая с ним или с ней вас ждет жизнь
(У ведущих в руках — шкатулки. Одна с мужскими именами,
другая – с женскими. Имена суженых написаны на карточках.
Каждый желающий вытаскивает их сам. Можно держат
карточки веером в руках, участники вечера читают имена , написанные
предсказания и возвращают карточки обратно в шкатулку.)

Ведущий: Я вижу радостные, возбужденные лица. Появилась
надежда. Кому-то досталась карточка с заветным именем.
Эмоции вас захлестывают, поэтому выплесните их в танцах

(Танцевальная программа, 15 мин.)

Ведущий: Ни один крещенский вечерок не обходится без песен,
смеха, шуток. И к вам в гости пришла фольклорная группа
казачьего круга. Давайте вместе споем, станцуем на приз.
(Идет выступление группы, поют все вместе, а потом
объявляют конкурсные танцы: барыня, цыганочка, лезгинка,
рок-н-ролл. Конкурс оценивают участники группы и вручают
сладкие призы — шоколадки победителям.)

Ведущий: На нашем вечере есть молодые люди, которые
дружат и хотят узнать, что их ждет впереди. Будут ли они
вместе, или судьба распорядится по-другому. Давайте
выясним? Есть возможность погадать.’
(Идет гадание на ореховой скорлупе. Берется большой таз.
На края таза наклеиваются скотчем бумажки с надписями
названий городов, сел, планет и т.д. Пара, желающая гадать,
берет половинки скорлупы ореха, ставит туда свечки
(свечи нарезаны по 2 см.) и зажигает. Потом скорлупки
опускают в центр таза и наблюдают, куда, к какой
полоске прибьются скорлупки, вместе или нет.)

Ведущий: А желающие погадать индивидуально могут узнать,
что их ждет впереди, гадая на «ромашке».
У ведущих в руках большие ромашки с отрывными лепестками,
а на каждом лепестке написано что-либо с юмором и хорошее.

Ведущий: Я вижу у всех настроение радостное, бодрое, и мы
предлагаем танцевать.
(Танцевальная программа, 20 мин.)

Ведущий: Настала пора наградить призами победителей
наших викторин. Кто больше собрал жетонов?
(Идет награждение победителей, по желанию победителей
объявляется следующий танец, и все танцуют еще 20—25
.
Ведущий: Новый год только начался. Прогнозы тяжелые:
затмения обещают, землетрясения обещают, инфляцию, даже КОНЕЦ
света предвещали. Идет XXI век. Все может быть, а вот человек верит в
лучшее, потому что надеждой жив. Очень любопытно, что ждет впереди.
И мы предлагаем еще одно гадание для тех, кто собирается в этом
году замуж или жениться. Смельчаки, вперед!
(Гадание «Курица». Живая курица дается в руки гадающему.
На полу стоит тарелочка с зерном (богатство), с водой
(пьяница), с зеленью (радость). Курицу нужно погладить.
поговорить с ней на ушко и поставить на пол. К одной лапе у
нее привязана ленточка. К чему она пойдет, все
прокомментировать. Гадают 3-4 человека.)

Ведущий: А сейчас пойдет последний танцевальный блок. У
кого-то появились симпатии друг к другу, кто-то на нашем
вечере приобрел новых друзей, поэтому не стесняйтесь,
приглашайте, танцуйте, радуйтесь.
(Танцевальная программа)

Ведущий: Вот и подошла грустная пора расставания.
Мы желаем вам всем исполнения ваших желаний,
а на прощание вот вам несколько советов на дорожку:
У первого встречного спросите, как суженого или суженую будут звать.
Подслушайте разговоры: «стой» — не выйдешь, «сядь»- не выйдешь, «уходи, уйди» — выйдешь замуж.
. Поднимаясь по лестнице домой, произнесите считалку «вдовец — удалец — бедный — богатый — добрый — злой». На чем остановитесь, то и сбудется.

Это интересно:  Рис с Овощами на Гарнир

Всем вам удачи, радости, бодрости! До новых встреч!

За этот сценарий я получила Диплом лауреата конкурса «Зимние забавы» в номинации « Идеи проведения массовых или камерных гуляний» журнала «Праздник»

Раз в крещенский вечерок девушки гадали

Россия, гп Пойковский, Нефтеюганского района, Тюменской области, ХМАО-Югры
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «СОШ №4»
Учитель русского языка и литературы
Панфилова Татьяна Ивановна

Раз в крещенский вечерок.

Цель: вспомнить произведения русских поэтов, в которых упоминаются гадания и поверья, раскрыть влияние этих обрядов на характер русского человека, а также познакомиться с некоторыми видами гаданий

Оборудование: эпиграф: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», чаша с водой, свечи, ореховая скорлупа, белый платок, воск, поленья.

Уч-ль: Сегодня мы поговорим о необычной связи русской литературы с русскими гаданиями и поверьями. И цель нашего мероприятия:

вспомнить произведения русских поэтов, в которых упоминаются гадания и поверья,

раскрыть влиянии этих обрядов на характер русского человека,

познакомиться с некоторыми видами гаданий.

Устное народное творчество во все времена волновало души художников, композиторов, режиссёров. Не обошла эта тема и писателей. Не раз они обращали внимание на русские обряды. Гадания, поверья, народные игры стали основными темами многих произведений. Давайте вспомним некоторые из них.

(учащиеся читают отрывки из произведений).

Уч-ца: А. Пушкин. Сказка «Жених».

«Мне снилось, — говорит она, —

Зашла я в лес дремучий,

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я: в глуши

Не слышно было ни души,

И сосны лишь да ели

И вдруг, как будто наяву,

Изба передо мною.

Я к ней, стучу — молчат. Зову —

Ответа нет, С мольбою

Дверь отворил я. Вхожу —

В избе свеча горит, гляжу —

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато».

А чем же худ, скажи, твой сон?

Знать, жить тебе богато.

Уч-к. А. Пушкин.Роман «Евгений Онегин».

Татьяна верила преданьям

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, — тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

Уч-к. «Слово о полку Игореве». Перевод Н. Заболоцкого.

В Киеве далёком, на горах,

Смутный сон приснился Святославу,

И объял его великий страх,

И собрал бояр он по уставу.

«С вечера до нынешнего дня, —

Молвил князь, поникнув головою, —

На кровати тисовой меня

Покрывали чёрной пеленою.

Черпали мне синее вино,

Горькое отравленное зелье,

Сыпали жемчуг на полотно

Из колчанов вражьего изделья

Златоверхий терем мой стоял

Без конька, и предвещая горе,

Вражий ворон в Плесенске кричал

И летел, шумя, на сине море».

Уч-ль. Гадания и поверья, с которыми мы хотим познакомить вас, — это таинственный и весёлый обряд любого праздника. Так и просим отнестись ко всему с улыбкой.

Уч-к. Многочисленные виды гаданий существовали в древнем Египте, Греции, Риме и других странах. Среди славян гадание было тоже распространено. В долгие зимние вечера под треск лучины или свечи девушки пытались предугадать судьбу. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Когда же пришло христианство, гадание стало преследоваться, но осталось как народная забава.

Уч-к. Особенно популярными были святочные гадания. Каждый хотел узнать, что ждёт его в новом году. Крестьян интересовало, какая будет погода, молодые люди пытались узнать суженого или суженую. Выйдет девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. С одной стороны, древняя языческая игра, а с другой стороны, надежда — вдруг сбудется.

Уч-ль. Давайте вспомним ещё одно произведение, которое имеет непосредственное отношение к нашей теме. Это отрывок из баллады В. Жуковского «Светлана».

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Давайте попытаемся вместе разобраться, чем же занимались девушки времён Жуковского!

Позыватка:

Начинает просто, кратко

Завлекать всех позыватка

Наших девушек прекрасных,

И душой и сердцем ясных.

На меня прошу глядеть

Добрый вечер посидеть.

Гармонист, играй страданья,

Быть добру, да быть теплу.

Выходите на гаданья.

Всех гостей зову к столу!

(Выходят девушки в русских народных костюмах и садятся вокруг стола).

Уч-ль. Итак, вспомним всю последовательность действий девушек из баллады Жуковского.

Уч-ца. «… За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали …»

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок — в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадёт носком к собственным воротам — в этом году не выйти замуж.

Уч-ца. «… Снег пололи …»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если «снежок» упадёт на блюдо, где нарисовано сердце — встретится любовь в новом году. Если снег падал на блюдо с рожицей чёртика, ожидали пустые хлопоты.

Уч-ца. «… под окном слушали…»

Слушать или подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои. Первое услышанное слово и составляло разгадку судьбы. Кроме того, можно было подслушивать у дверей запертой церкви. Согласно поверью, девушки могут услышать венчальное пенье или заупокойную — кому что суждено в этом году.

Уч-ца. «… кормили счётным курицу зерном…»

Куры и петухи часто выступали в роли прорицателя. Курице давали клевать рассыпанное по полу зерно. Всё склевала — богатый муж будет, что-то осталось — бедный. А ещё рассыпали золу, закапывали кольца. Чьё кольцо выкопает курица или петух, тому и замужем быть.

Рылась курочка на завалинке,

Вырыла колечушко серебряное.

Кому мы поём, тому честь воздаём.

Уч-ца. «… Ярый воск топили…»

Ярый — значит белый, чистый. Гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришёл ещё от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а в глубокую старину будто бы богачи лили серебро и золото.

В гаданиях смыслов нет роковых,

Хотя кому-то и хочется.

Гадание на воске

Садитесь, девушки, к столу опять,

Зову вас на соучастие.

Вам предстоит из воска ваять,

А может, ковать своё счастие.

Расплавленный воск выливали в блюдо с водой и по отлитым изображениям гадали. Развалины дома толковались всегда в дурную сторону, кольцо — к бракосочетанию, кровать — к болезни, поезд — к дороге. Большую роль при этом играет фантазия.

Уч-ца

«… В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой.

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат.

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.»

В большую чашу клали какие-нибудь мелкие предметы: кольцо, серьги. Накрывали белым платком, встряхивали и пели над чашей подблюдны песни.

(девушки поют хором)

Сидит девка в клетке,

Коса на поветке.

Уч-ца: (доставая кольцо из чаши) Чьё колечко, тому счастье.

(девушки поют хором)

Идёт кузнец из кузнецы,

Несёт кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй венец.

Мне в том венце венчатися.

Кому вынется, правда сбудется.

Уч-ца (доставая из чаши кольцо) Чьё колечко, тот жениха встретит в этом году.

Жаль, что кроме собирателей фольклора, никто не знает этих прекрасных песен. А погадать на жениха так хочется!

(все девушки рассаживаются за столом)

Позыватка:

Гармонист, народные песни играй —

Весёлые и печальные.

Под столом вроде бы дровяной сарай,

В котором поленья гадальные.

Полешки в «сарае» всякие есть,

Правдивые на удивленье.

Пусть главная сваха расскажет здесь,

О чём «говорят» поленья.

(девушки берут по полену, а сваха сообщает гадальные приметы)

Сваха: Гладкое полено означает ровный характер суженого, суковатое с трещинами полено означает сердитого ворчуна, кривое полено указывает на пристрастие суженого к спиртному, кривое и толстое полено означает склонность к лени и обжорству.

Позыватка:

А теперь — гадание как игра и потеха,

Столкновенье желаний и даже уступок.

Начинаю гаданье на грецких орехах,

На корабликах из скорлупок.

(каждая девушка из скорлупки грецкого ореха делает «кораблик», в котором зажигает свечу, и опускает в чашу с водой)

Сваха: Та девушка, у которой свечка догорит быстрее, первой обзаведётся семьёй. Огонёк последней свечки будет означать, что её хозяйке долго вековать в девках.

Это интересно:  Закрытая Школа Сколько Сезонов

Уч-ца: Подходит расставание,

И даже звёзды в небе

Для наших красных девушек

И суженых парней.

Уч-ль. Такого гадания на Руси не было. Мы у себя проводим его впервые. Под стульями, на которых вы сидите, приклеены листочки бумаги, где написано, что ждет вас в новом году. Встаньте, посмотрите, ваша судьба в ваших руках.

(на листочках, которые надо заранее приклеить к стулу под сиденьем, написаны слова «счастье», «здоровье», «успех», «процветание» и др.)

«Раз в крещенский вечерок»

Цели:

  • познакомить учащихся с историей празднования Святок на Руси,
  • раскрыть историю возникновения различных способов гадания, опираясь на текст баллады В.А. Жуковского “Светлана”;
  • развивать интеллектуальный потенциал учащихся;
  • способствовать формированию патриотизма у школьников, пробуждая интерес к историческому прошлому русского народа.

»Раз в крещенский вечерок…» проводят ведущий, ворожея, историк и помощники-учащиеся.

Задача ведущего – прямое обращение к тексту. Он работает с книгой, обращает внимание учащихся на связь народной традиции и литературы.

Задача ворожеи – на протяжении встречи как можно полнее раскрыть перед слушателями жизнь народа во время Святок: гадания, игрища, действия гадающих и т.д.

Историк же должен передать научную точку зрения на ту или иную традицию народной жизни, рассказать о её возникновении, о причинах важности её для народа.

Учащиеся помогают вести вечер, участвуют в инсценировках, играх.

ОФОРМЛЕНИЕ ВСТРЕЧИ.

Данное мероприятие можно проводить как в классе, так и в актовом зале.

В центре доски на листе ватмана нарисовано окно с расписными ставнями (стилизованными под деревянные), за которым виднеются звезды и луна.

Под рисунком стол, накрытый скатертью, свечи в подсвечниках.

С правой стороны доски репродукция с картины К.П. Брюллова »Гадающая Светлана».

Костюмы: ведущий и историк одеты в классическую одежду; ворожея в народный костюм. Гадающие девушки – в народных сарафанах. Черти – в черных водолазках и брюках, на руках черные перчатки, на глазах – чёрные очки. Священник облачён в чёрный плащ с капюшоном, на шее большой крест.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки »Итальянское каприччио» П.И. Чайковского)

На Руси – рождение Христа.
Девки для гадания ладят свечи,
Щеголяют парни без креста,
Полушубки вывернув овечьи.

Под забором дремлет коляда
После дарового возлиянья.
И сгорают звёзды от стыда,
Исполняя девичьи желанья.

У окна моя седая мать
Белой нитью чинит одеяло.
Ей сегодня не о чем гадать,
Всё уже, что надо, нагадала.

На фоне музыки Россини »Танец»

Впереди ни света, ни следа.
Завывает ветер, как волчица.
Поутру замёрзший коляда
В двери рая посохом стучится.

Леонид Сафронов »Рождество»

ВЕДУЩИЙ 1: Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождение Христа – великий святой день на все времена. Это было более двух тысяч лет назад. Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай, Вифлеемскую звезду, Волхов и их дары… каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки…

Моцарт »Катание на санях»

ВОРОЖЕЯ: А позвольте мне спросить вас, други мои дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту Святки?

Оглядитесь вокруг да поспрашивайте…

ВЕДУЩИЙ 2: В рождественскую ночь начинаются на Руси Святки. Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Черти гуляют по свету, крадут с неба месяц и звёзды. В Святках участвовали все: от мала до велика, от бедного до богатого, молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам, рассказывая, “что было, что будет, чем сердце успокоится…”

1-й ученик: А ведь что за диво дивное были прежние Святки! Как начнутся они, так и покатятся навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею из-под конских копыт, с пирогами да плясками.

2-й ученик: А чего только не делали! Девки молодые привечали парней холостых песнями звонкими.

3-й ученик: Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками.

4-й ученик: Катались на санках. Ходили в гости вечерами.

5-й ученик: Славили Рождество и желали добра друг другу.

6-й ученик: Да-а-а! Славное времечко было… А уж сколько обычаев, примет было связано с о Святками. Взять, к примеру, гадание.

7-й ученик: Думаю, что и вам будет любопытно узнать, как гадали на Руси на Святки. Кто-то позабавится, а кто-то, может, и присядет январской ночью у накрытого стола и прошепчет: “ Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать”.

ВОРОЖЕЯ: Есть в народе поверье, что новогодние и святочные гадания всегда сбываются. Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятны для предсказаний и пророчества так называемые святочные дни, от рождественской ночи до крещения Христа (19 января).

ИСТОРИК: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный – с 6 на 7 января. Но для всех – это светлый, духовный праздник.

8-й ученик: Гадать нужно в период между двенадцатью и тремя часами ночи, когда всё живое на земле спит и миром правит тёмная колдовская сила. Считается, что в ворожбе помогает нечистый, и те, кто часто занимается гаданием, по мнению церкви, большие грешники. Но в Святки разрешается многое, в том числе и гадание.

ИСТОРИК: Почему именно в эти дни с 1 по 19? Возможно, потому, что ещё в дохристианские времена древние славяне в эти дни зимнего солнцестояния исполняли религиозны0магические обряды, связанные с культом природы. Там были и заклинания, и гадания. Без этих обрядов нельзя было надеяться на хороший урожай, приплод скота.

9-й ученик: Язычество ушло, обряды остались. Ворожба и гадание, с точки зрения христианства, нежелательны, но что поделать с силой привычки? И, как тысячу лет назад, на Святках гадают люди, всё желают узнать, что будет завтра.

ВЕДУЩИЙ: Итак, “раз в крещенский вечерок девушки гадали…”

На фоне музыки Моцарта »Катание на санях»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Святым курицу зерном,
Ярый воск топили.
В воду с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

ВОРОЖЕЯ: По-разному гадали в прошлые дни. Для того, кто не знает как, только что прочитанный отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” непонятен. А ведь в этом отрывке перечислено множество способов гадания девушек в Святки. посмотрите: “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Гадающие бросают башмачки через ворота на улицу и смотрят: в какую сторону он обращён носком – там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда её башмачок лежит, обращённый к домашним воротам, – в этот год не быть ей замужем.

10-й ученик: Или ещё странное выражение: “Снег пололи”. Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, говорят:

11-й ученик: “Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!”

10-й ученик: в это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. (фонограмма лая собак и объяснение участников) Хриплый означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.

ВЕДУЩИЙ: Есть в балладе Жуковского ещё одна странная фраза: “…под окном слушали…”. Что она означает?

12-й ученик: Девушки ходили слушать под окна чужих домов, внимая разговору весёлому или скучному, предрекая себе такую же жизнь.

ВОРОЖЕЯ: А помните следующую строчку баллады: “…кормили святым курицу зерном…”? Делается это следующим образом: снимают с насеста кур и приносят в избу, где заранее приготовлены в трёх местах вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные.

На столе помещены блюдца с перечисленными предметами, ворожея, указывая на них, объясняет: у той девушки, чья курица будет пить воду, муж будет пьяницей; если курица стает клевать хлеб, то муж будет бедняк; если возьмёт золотое кольцо, то муж будет богат; если – серебряное – будет ни беден, ни богат; если же сдвинет медное, то муж будет нищий.

ИСТОРИК: Кстати, на курицу гадают не только в Святочные вечера и не только девушки. Гадание чёрной курицей принадлежит векам всеобщего европейского суеверия, когда слово человека на суде не имело верности, когда ненужные испытания винили правого, оправдывали виновного.

12-й ученик: В какое время это гадание появились в русской земле – неизвестно. Наши ворожеи употребляют это гадание для открытия похитителя. В семействе, где случалось хищение, всегда подозревают многих, особенно в деревнях. И тогда все собирают вечером в одну избу, тушат огонь и впускают курицу, осыпанную сажей. Курица, обходя честных людей, прикасается к ним, оставляя на них следы сажи. Но походя к вору, будто кричит, бежит прочь не подпускает к себ6е. вносят огонь и смотрят, на ком есть следы сажи, а на ком нет. Если человек без следов сажи, он и признаётся виновным.

Это интересно:  Как выбрать форму бровей

ВЕДУЩИЙ: Но давайте вернёмся к Жуковскому. Желание узнать свою судьбу было так велико у Светланы, что решилась она на самое страшное и верное гадание. Итак, на чердаке дома был накрыт стол, поставлено на нём два прибора, три большие восковые свечи и зеркало.

ЧТЕЦ (можно в записи на фоне музыки Сен-Санса »Лебедь»)

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Странно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди..
Суженый! Золото, серебро.
Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!

А.Фет “Зеркало в зеркало” 1842 г.

НА сцене выставлены все перечисленные предметы. Появляется героиня, зажигаются три свечи, садится за стол и смотрит в зеркало.

СВЕТЛАНА: “Суженый, ряженый, приходи ко мне поужинать!”

ИСТОРИК: Гадать надо начинать ровно в 12 часов ночи. Разыгрывается на основе рассказа историка и ворожеи сценка.

Девушка должна быть одна в пустой горнице, сидеть за накрытым столом, глядя в зеркало. Минут за пять перед приходом суженого зеркало начинает тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец придёт некто и смотрится через её плечо в зеркало. Когда невеста рассмотрит все черты на его лице, то закричит: “Чур сего места!” и дьявол, который принимал на себя обличие её жениха, исчезнет. И девица с того времени жениха своего уже будет знать точно.

ВОРОЖЕЯ: Но если девушка не робкая, не боязливая, то она сразу не будет чурать, и жених, а вернее, принявший на себя его образ дьявол, перестав глядеться в зеркало, сядет с девушкой за стол и, вынув из кармана ножичек или перстень, или что-то другое, положит на стол. Тогда уже девушка зачурает, и сия вещь останется ей в добычу, и, действительно, как многие уверяют, бывает она похищена у её жениха.

ИСТОРИК: Гадание с зеркалом не принадлежит кругу изобретений русских ворожеек, оно перешло в наше отечество из других земель. Суеверные греки, получившие его как завещание от древней восточной жизни, дополнили его своими таинствами, приноравливая их к разным обстоятельствам, и потом, в эпоху Просвещения, передали его разным народам. Как чудесный вымысел оно пережило века, нравилось всем народам. Наконец довелось участвовать в этих гаданиях и русским людям.

ВОРОЖЕЯ: Но запомните, гадание на зеркалах – самое страшное гадание. Решиться на него могут только самые смелые девушки. Опасайтесь зеркала в полночь!

ВЕДУЩИЙ: Но, почему же зеркала имеют такую силу? Откуда они появились?

ИСТОРИК: Зеркало – очень магическая вещь. И начало его силы происходит от следующей причины: некоторый монах прочитал в священном писании слова “Просите, и воздастся вам”. Усомнился и, желая удостовериться, всё ли может получить, что захочет, пошёл к одному из царей просить себе в жёны его дочь.

МОНАХ: – Царь, отдай мне в жёны дочь твою.

ЦАРЬ, обращаясь к дочери: – Дочь моя, хочет взять тебя в жёны достопочтенный монах. В недоумении я от просьбы его, но и отказать служителю церкви не могу, ибо боюсь прогневить господа нашего. Ты же, дочь, отличаешься не только красотой, но и умом. Скажи же, что делать.

ЦАРЕВНА: – Дело необычное и сложное. Но если хочет монах получить меня в жёны, то должен сделать также что-то чрезвычайное. Пусть принесёт мне в подарок такую вещь, в которой я всю себя бы видеть могла.

АВТОР: – Происходил этот разговор в те времена, когда зеркало ещё не было придумано. Монах же, услышав слова царевны, пошёл искать необычную вещь. Долго бродил он по степям и лесам и забрёл однажды в пустыню, которая тогда была необитаема. Только присел, чтобы отдохнуть, услышал тяжкий стон, а затем и голос:

ДЬЯВОЛ: – Почтенный монах, уже много лет заключён я в темнилище. Выпусти меня, и я смогу тебе услужить. Сделаю всё, что пожелаешь.

МОНАХ: – Есть ли вещь невиданная у тебя? Такая, в которой я мог бы видеть собственное отражение?

ДЬЯВОЛ: Есть вещица такая у меня. Готов отдать ею тебе, только сними с двери крест и выпусти меня на волю.

АВТОР: – Снял монах с дверей темницы крест и освободил дьявола. Тот же в скором времени принёс монаху зеркало и исчез. Служитель же церкви без промедления отправился к царю.

МОНАХ: – Выполнил, царь, я твоё поручение! Возьми зеркало, в котором дочь твоя увидит свою красоту.

ЦАРЬ: – Что ж, монах! Ты исполнил волю нашу! Отдаю тебе в жёны дочь свою.

МОНАХ: – Нет, царь! Грех мой столь велик, что уйду я молить прощение у господа, ибо сомневался в словах его.

ИСТОРИК: Такова легенда о происхождении зеркала. Так это или нет, неизвестно доподлинно. Но церковь действительно видела в этом предмете некую бесовскую силу. Объясняя это тем, что впервые человеку зеркало было доставлено дьяволом.

ВОРОЖЕЯ: Самым интересным на Руси было гадание с подблюдными песнями. Собравшись, девушки ставят на стол красное деревянное блюдо, покрывают его большим платком, затем под платок кладут перстень или кольцо, напёрсток, заколку, или другую какую малую вещь. Начинают петь подблюдные песни: каждая различного содержания, предрекая либо замужество, либо дальнюю дорогу, либо ещё что. При этом припевая к каждой песне: “ Кому вынется, тому сбудется”, вынимая из-под платка отданные вещички. По содержанию пропетой песенки сообщается будущее той девушки, чей предмет в руках ведущей.

Все участники спектакля кладут в блюдо свои предметы, ведущая накрывает их платком, вынимая под исполняемые песни и комментируя предсказания.

ФОНОГРАММА русских народных песен. (»Под дугой колокольчик поёт»)

Поются отдельными учениками или проговариваются речитативом куплеты:

Рылась курочка на завалинке,
Вырыла курочка золот перстень,
Мне тем перстнем обручаться.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

Рассыплю я монисто по закрому.
С кем монисто собирать будем?
Собирать монисто милым дружком.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.

Сей, матка, муку, растворяй пироги,
К тебе будут гости, ко мне — женихи.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужую сторону.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Бежит река волнистая,
Сидит девка гористая.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Стоит куча не молочена,
Вершиночка – позолочена.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Вышло пузище на репище,
Вынесло пузище кошель вошей.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Стоит полоса нежатая,
А рожь густа, не ужиниста.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Как на дубочке
Два голубчика,
Они целуются
И милуются.
Кому вынется –
Скоро сбудется.

Бежит мышка по жёрдочке,
Несёт добра на веревочке.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Ласточка касатая,
Не вей гнезда у терема,
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Сидит кот в печурке,
Манит кошечку.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Во саду хожу,
Полотенцы стелю.
А ещё похожу,
А ещё постелю.

Висит полотенце в горенке, —
Придется ль с милым утираться им?
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

Живут мужики богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
Кому поём – тому с добром,
Кому сбудется – не минуется.

(будет богатый жених)

Я поставлю квашонку на донышке,
Я покрою квашонку алым бархатом,
Подвяжу я квашонку чёрныим соболем,
Я поставлю квашонку на печном столбе.

Статья написана по материалам сайтов: www.proza.ru, worldofteacher.com, urok.1sept.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector