Ролевые Игры для Детей

​​​​​​​Дети-дошкольники обязательно должны ежедневно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры (о разнице между этими двумя понятиями хорошо написано здесь).

Ролевая игра – это как «прописи», только не для обучения письму, а для обучения эффективному общению. Согласитесь, если ребенок имел достаточную практику с прописями, он потом будет красиво писать в чистых линеечках. Так же работают и ролевые игры. Если ребенок имел достаточную практику ролевых игр, то:

  • ребенку будет легко придумать, чем занять самого себя,
  • ребенку будет легче на уроках в школе: он будет с удовольствием участвовать в инсценировках на уроках литературы, английского языка, в командных играх на физкультуре,
  • ребенку будет несложно заводить друзей и располагать к себе учителей,
  • ролевые игры также уменьшат вероятность внутренних протестов по поводу учебы,
  • ролевые игры сформируют интересы к школьным предметам и к будущей профессии

Рассказывает мама 3,5 летнего ребенка:

«Я работаю репетитором, и ко мне ученики приходят на дом. Моей дочке 3,5 года. Перед уроком я просто раскладываю перед дочкой любимые игрушки, даю задание «поиграть, пока мама работает», и ухожу. Дочка прекрасно может поиграть 1 час самостоятельно. Чем она занимается? Она играет в то, во что мы с ней играли не раз: собирает пазлы, раскрашивает картинки, рисует, проигрывает на куклах сюжеты наших ролевых игр. Вчера, например, захожу к ней в комнату после занятия, а она рассадила игрушки на диване и сидит как будто бы им читает. Я узнала этот сюжет – это из нашей игры в «Детский садик». Дочке сейчас эта игра нравится больше всего».

Рассказывает учитель английского языка в начальной школе:

«Это мой первый год работы, и я удивлена, что только 4-5 детей из 25 в восторге от «инсценировок». Я придумываю игры, где детям нужно обратиться друг к другу в разных образах, и только эта небольшая группа детей с удовольствием и очень артистично это делают. Остальные, кажется, вообще не понимают, что это такое – «познакомиться по-английски, как медведь». Они могут скопировать медвежий рык, но хотя бы несколько секунд поизображать медведя им не по силам. В итоге я, кажется, подсознательно строю урок именно для тех артистичных 4-5 детей. С ними работать легко, интересно и отдача сильная».

Итак, если вы хотите вырастить ребенка не только умным, но и успешным, интересным, общительным человеком, обеспечьте своему ребенку до школы хорошую практику ролевой игры.

Как организовать эту хорошую практику?

Для разных категорий семей рекомендации будут разными. Если ребенок ходит в садик или с ним сидит няня, то тут родителям будет достаточно просто выбрать для ребенка лучшего педагога-воспитателя. Профессиональные преподаватели и гувернеры прекрасно знают о потенциале ролевых игр, умеют их правильно организовывать и знают, как заинтересовать детей участием.

Если же вы сами занимаетесь воспитанием своих детей-дошкольников, и у вас нет педагогического образования, то вот подсказки для вас:

1. Когда начинать играть в ролевые игры? Если речь ребенка достигла логопедических стандартов для 3х летних детей, то пора начинать играть. Ознакомиться с этими стандартами, можно по следующей ссылке. Если вы хотите ввести игровую практику раньше, то рекомендуем ознакомиться с этой статьей.

2. Какой сюжет выбрать? Выбирать нужно то, что вероятнее всего откликнется у вашего ребенка. Проанализируйте его интересы: какие темы ему явно нравятся больше других? Какие игрушки он выделяет среди остальных? Полезно также бывает завести разговор на тему «Кем ты хочешь стать?». Поразительно, но многие 4х-летние дети быстро отвечают на этот вопрос. Если ваш ребенок затрудняется, посмотрите вместе книжки или видео о профессиях – если ребенка что-то заинтересует, от эта тема станет сюжетом вашей первой игры.

3. А если моему ребенку ничего не интересно? А если мне некогда выяснять? Тогда мы рекомендуем взять универсальный сюжет «Магазин». Это один из самых простых в организации сюжетов.

4. Что делать дальше? Вот вы выбрали сюжет. Теперь подготовьте реквизит: подберите игрушки, сложите их вместе, смастерите или докупите что-то.

5. Обязательно ли мастерить реквизит для игры или можно пойти и купить что-то готовое в игрушечном магазине? Кажется, что на первых этапах лучше мастерить что-то из подручных средств. Если сюжет «не пойдет», или ваши первые игры будут длиться не более пяти минут, вам не будет жаль потраченных денег.

Вам в помощь примерный список того, что можно подготовить для игры в «Магазин»:

  1. Кассовым аппаратом пусть у вас будет обычный калькулятор или коробка от помадки. Оберните коробку белой бумагой, нарисуйте на бумаге цифры-кнопки.
  2. В качестве денег можно взять настоящую мелочь, вымытую с мылом. Также, можно нарезать цифры из старых настенных календарей.
  3. Возьмите любую пластиковую карточку – это будет банковская карта.
  4. Найдите какой-то старый кошелек или возьмите конверт – это кошелек ребенка.
  5. Девочки также любят «ходить в магазин» с маленькими сумочками.
  6. Разные отделы в магазине у вас могут быть представлены плакатами, которые часто есть в доме, например, такими: «Овощи», «Фрукты».
  7. Не забывайте также, что вы можете пользоваться правом «понарошку»: например, продавец может давать ребенку «невидимую» сдачу, невидимые товары – многим детям такой ход очень нравится.

6. Мы не ослышались? Вы пишете, что игра может занять 5 минут? Я на подготовку реквизита потратила 1,5 часа! Да, друзья, любой педагог-воспитатель подтвердит вам, что это нормальная ситуация в их профессии: подготовка к игре порой занимает в 10 раз больше времени, чем сама игра. Стоит ли тогда овчинка выделки? Однозначно стоит! Причины мы озвучили в начале статьи. Кстати, вы можете предложить ребенку принять участие в подготовке: вместе смастерите кассовый аппарат, вместе подберите товары для прилавков, договоритесь о правилах игры.

7. Я собрала реквизит – уже можно приступать к игре? Не торопитесь. Сначала вам нужно пойти на экскурсию. Темой этой экскурсии будет именно ваша будущая ролевая игра. Комментируйте ребенку все, что встречается вам на пути, а особенно действия сотрудников магазина: «Мы – покупатели. Мы берем корзинку и идем выбирать товары. Сотрудник магазина раскладывает товары на полках. Кассир берет деньги. Кассир дает сдачу и чек».

Почему так важно обращать внимание детей на действия людей? Приведем цитату из книги «Детская психология» советского психолога Даниила Борисовича Эльконина:

«. во время экскурсии в зоопарк детей знакомили со зверями, их повадками, внешним видом и т. п. После экскурсии в детскую комнату вносились звери-игрушки, но ролевая игра не развертывалась. В других случаях во время такой же экскурсии детей знакомили с людьми, обслуживающими зоопарк, с их функциями и взаимоотношениями — с кассиром и контролером, с экскурсоводом, со служителями, кормящими зверей, со «звериным доктором» и т. п. После этой экскурсии, как правило, развертывалась длительная и интересная ролевая игра. » Источник

Таким образом, если вы хотите, чтобы вашему ребенку захотелось с вами поиграть, обязательно продемонстрируйте в реальной жизни элементы будущей игры. Акцент сделайте на действиях людей.

Если у вас нет времени для похода в магазин, вы можете посмотреть с ребенком видео о том, как устроена работа магазина. Останавливайте видео, комментируйте ребенку деятельность людей.

8. Мы были на экскурсии! Уже можно начинать играть? Я разложила реквизит, говорю: «Идем играть в магазин!», а ребенок не хочет, убегает. Сразу предупреждаем, что ваша игра пойдет тем легче и интереснее и для вас, и для ребенка, если у ребенка будет очевидное и искреннее желание играть с вами. Вы можете мягко предложить ребенку: «Кем ты хочешь быть: продавцом или покупателем?», но вы не должны настаивать. Если вы ходите в магазин на экскурсию уже вторую неделю, а ребенок так и не проявляет желания играть в магазин, то рекомендуем следующее:

9. Поищите на родительских форумах – как другим мамам удается заинтересовать детей ролевыми играми? Найдите на youtube каналы родителей, показывающих, как они играют со своими детьми. Покажите ребенку видео, как дети играют со своими мамами. Если вы будете ежедневно что-то новое узнавать о процессе организации игр, вы обязательно найдете рабочую для своей ситуации рекомендацию.

10. Мы сели играть, и я обнаружила, что я не знаю, что сказать. Мне что, надо сценарий было прописывать? Прописывать не обязательно, но примерно прикинуть в уме, что вы спросите и что может ответить ребенок – надо. Вот отрывок диалога, с которого могут начаться ролевые игры в «Магазин»:

Здравствуйте! Что вы хотите купить? – Я хочу купить картофель.

Извините, картофеля нет. Но зато есть яблоки! — Мне 5 яблок, пожалуйста.

Если вы изучаете британский английский язык с ребенком, то вот этот же диалог на английском:

Hello, Madam/ Sir. How can I help you today? – I would like to buy some potatoes today, please.

I’m sorry, we don’t have any potatoes. But we do have apples! – I’ll have 5 apples.

That would be … rubles, please.

Еще больше фраз для ролевой игры в магазин (на британском английском) – на стене в нашей группе Вконтакте

11. И все же как часто играть? Дети должны играть каждый день.

12. Как долго мне играть с ребенком? Игра может случиться всего на 5 минут, и больше внутри этого дня у вас не получится поиграть. Это нормальная ситуация. Если ваш ребенок играет дольше – прекрасно. Играйте до тех пор, пока ему не надоест. Если вы очень занятая мама, живете по плану, то сделайте следующее: выделите в своем графике, скажем, 15 минут, поставьте таймер на это время. Предупредите ребенка, что, когда «запикает» таймер, маме нужно будет идти по делам. Начинайте играть – у вас все получится!

13. Обязательно играть именно дома? Да, необязательно. Вы можете выносить ролевые игры на улицу. «Продавать» можно палочки, камешки, а листочки будут деньгами. Летом на асфальте можно мелом нарисовать «отделы», мелом же нарисовать кассовый аппарат и его цифры-кнопки.

14. Как мне понять, что игра приносит пользу моему ребенку и развивает его? На что смотреть, где высматривать прогресс? Итак, вы на верном пути, если:

  • ребенок начал сам предлагать вам поиграть в конкретную игру,
  • ребенок запомнил фразы-реплики и уже не за вами повторяет, а сам произносит их,
  • ребенок использует фрагменты ваших игр в самостоятельных играх с игрушками,
  • ребенок начал приспосабливать подручные предметы для своих игр,
  • ребенок начал использовать прием «понарошку»

Еще одна подсказка: вам может быть удобнее отслеживать «игровой прогресс», если вы заведете отдельный блокнот. Назовите его, например, так — «Наши игры». Фиксируйте в блокноте интересные идеи игр (найденные в интернете, услышанные от других мам), прогресс ребенка в речи, в памяти, в самостоятельных играх по мотивам ваших совместных игр. Вы также можете снимать видео ваших игр, потом показывать это видео близким и друзьям. Многим детям нравится смотреть на себя на видео.

Ролевые игры для детей

Ролевые игры для детей — это игры у которых есть предлагаемый сценарий или сюжет, который определили сами играющие. Роли утверждаются за участниками.

Выбираются 7 участников. Раздаются роли: Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Замечательно, если есть головные уборы-маски.
Тексты (пишутся заранее на плотной бумаге и раздаются участникам) для персонажей:
Репка говорит фразу: Оба-на! Дед: Ох, устал! Бабка: Иду-иду! Внучка: Че, пристали! Жучка: Жизнь моя собачья, гав-гав! Кошка: Тебя я понимяу, мяу-мяу! Мышка: Ну вы, блин, даете!
Ведущий рассказывает сказку «Репка». Актеры выходят по одному из-за «кулис». Как только ведущий упоминает тот или иной персонаж, то тот произносит свой текст.
Например: ведущий начинает: «Жил был дед». Дед говорит: «Ох, устал!» Ведущий: «Посадил он репку». Репка: «Оба-на!» и т. д.
Ведущий рассказывает всю сказку до конца, а задача актеров вовремя реагировать на текст сказки и говорить только одну фразу – свой текст.

Выбираются 7 участников. Принцип игры такой же, как в предыдущем варианте.
Дед: Что-то есть хочу!
Бабка: А муки-то нет!
Колобок: А вот, и я!
Заяц: Какой ты кругленький!
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Медведь: Отойди, мелюзга!
Лиса: Я так плохо слышу!
Текст сказки: Жили-были дед (что-то есть хочу!) и бабка (а муки-то нет!).
Как то сидел на печи, а потом говорит дед (что-то есть хочу!). А ему отвечает бабка (а муки то нет). Как нет, говорит дед (что-то есть хочу). Пошла бабка (а муки то нет) поскребла по сусекам, по амбару помела и наскребла немного. Замесила бабка (а муки то нет) тесто, печку истопила и испекла колобок (а вот и я). Взяла бабка (а муки то нет) колобок (а вот и я) и положила на подоконник остывать. А колобок (а вот и я) прыг за окно и покатился себе по тропинке, да за околицу. Катится колобок (а вот и я) катится, а навстречу ему заяц (какой ты кругленький). Посмотрел колобок (а вот и я) на зайца (какой ты кругленький ). А тот посмотрел на эдакое чудо и говорит заяц (какой ты кругленький) развернулся и дал деру. А колобок (а вот и я) покатился себе дальше. А навстречу ему серый волк (колобок, колобок, я тебя съем). Испугался колобок (а вот и я) и покатился в другую сторону. А навстречу ему косолапый медведь (отойди, мелюзга). Но не уступает колобок (а вот и я). Увидел круглое чудовище и испугался медведь (отойди, мелюзга) и убежал. Только вдогонку крикнул ему колобок (а вот и я).И откуда ни возьмись, появилась из лесу хитрая лиса (я так плохо слышу). И тогда наш главный герой понял, что лиса (я так плохо слышу) плохо слышит и тогда сказал колобок громко (а вот и я). А хитрая лиса (я так плохо слышу) подобралась еще ближе к колобку (а вот и я). Но тут, откуда ни возьмись, появился дед (что то есть хочу) и бабка (а муки-то нет) и обрадовались новоиспеченному внучку колобку (а вот и я). На этом сказке конец, а кто слушал молодец.

Это интересно:  Витамины для Иммунитета Детям от 3 Лет

Ролевая игра Птички

В игре могут принимать участие от 5 до 15 человек. Перед началом игры определяем, кто какой птичкой хочет быть. Изготавливаем гнезда из картона и разбрасываем по полу или в качестве гнезд могут служить стулья. Гнезд должно быть на одно меньше, чем участников. Для большей зрелищности игры можно изготовить крылышки на руки. Как только начинает звучать музыка «птички» разлетаются по «лесу». Музыка неожиданно прекращается, и птички занимают место в свободных гнездах. Кто не успел занять место в гнездышке, выбывает из игры. В игру также можно ввести «куницу», которая будет воровать гнезда, и переносить их с одного места на другое, тем самым усложняя игру — эмоциональный эффект от этого усиливается.

Ролевая игра Путешествие

В игре может принимать участие весь класс или группа.Выбирается «машинист» поезда и маршрут движения – куда едем: в Крым, в Турцию, Индию и т.д. Дети становятся паровозиком – берут впередистоящего за плечи, звучит музыка — «ламбада» и поезд отправляется в путь. На каждой станции поезд необходимо перецепить (ведущий-диспетчер объявляет, за какие части тела мы берем стоящего впереди: талию, нос, уши, колени) – меняем положение рук и едем дальше. На пути встречается препятствие – тоннель (большая резинка растянутая и перекрученная наперекрест перед поездом). Дети с удовольствием пролезают в паутине резинки.

Игра Пузырь

Дети берутся за руки в хоровод.
По команде ведущего:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Расходятся в стороны, держась за руки. После того как ведущий сказал: «лопнул пузырь» — дети садятся на корточки и ждут повторения слов ведущего, затем опять берутся за руки и все повторяют. Как вариант: дети не бросают руки со словами: Ш-ш-ш-ш! – сходятся к центру круга.

Ролевая игра Краски

В самом начале, нужно определиться — какими красками (участники) будет рисовать живописец (ведущий). Выбираем цвета и начинаем играть: живописец становиться напротив палитры (участники, стоящие в одну шеренгу). Когда ведущий говорит: «Карандаш» — участники поднимают одну руку вверх, «Кисть» — начинают махать руками в стороны, «Краски» — закрывают лицо руками. При слове «палитра» все краски поднимают руки вверх. Когда «живописец» называет какую-либо краску, она должна быстро подбежать к ведущему и дотронуться до него рукой. Ведущий очень быстро меняет команды. Задача не медлить и правильно и вовремя реагировать на реплики «живописца». Кто перепутал команды или слишком медлил, выходит из игры.
Для детей постарше можно придумать рассказ со словами, как в первой и второй игре.

Сюжетная игра Кинотеатр

Игра происходит между двумя командами. Задание дает «режиссер» — ведущий: необходимо разыграть сюжет известного художественного фильма. Дается время на подготовку двум командам одновременно.После того, как «фильм снят» одна команда показывает другой. Та в свою очередь, угадывает – какой фильм они посмотрели. Затем выступает вторая «труппа».

Ведущий– «композитор» приглашает к себе одного участника — «музыканта». Шепчет на ухо ему название известной песни. Или дает прослушать в наушниках таковую. Затем «музыкант» должен «прохлопать» руками мелодию этой песни. Слушатели должны угадать ее.

Это игра — пародия на известные «звездные группы» и эстрадных исполнителей. Записываются песни любимых звезд. Готовятся элементы одежды, парики и атрибуты тех артистов, которых вы собираетесь пародировать. Можно в качестве микрофонов использовать чупа-чупсы. Помещение, в котором будет проходить концерт, условно делиться на зрительный зал и сцену. Звучит музыка — и вы на концерте звезд эстрады.

Сюжетно — ролевая игра Наседка и цыплята

С чего начинаются ролевые игры

Именно взрослые помогают постигать ребенку мир, окружающие его предметы и явления. Родители, бабушки, дедушки, няни и гувернантки обучают детей очень многим навыкам: одеваться, кушать самостоятельно, умывать, читать, считать и многое другое.

Играть в игры детей также, особенно в младшем возрасте, учат взрослые. Сначала ребенок постигает самые простые детские игры: с погремушкой, с куклой, с мягкими игрушками-животными. Малыш учится «общаться» с игрушками, проявляя фантазию.

Когда дети подрастают, они получают и усваивают больше информации о разных профессиях и разных видах деятельности. Они начинают понимать, как дворник подметает улицу, как продавец рассчитывает покупателя в магазине, как доктор лечит людей. Прежде всего, ребенок копирует действия тех людей, которые его окружают – свою семью.

Когда ребенок начинает играть в ролевые игры, он представляет, что его игрушки – это взрослые предметы. Кроме подходящих игрушек, нужно еще, чтобы ребенок хотел проявлять свою самостоятельность, и чтобы излишняя опека этому не препятствовала. В разумных пределах, ребенок должен проявлять свою индивидуальность и свое мнение.

Если вы заметили, что ваш ребенок не любит ролевые игры, или он плохо в них играет, возможно, пора задуматься – не слишком ли вы угнетаете его самостоятельность. Именно это качество позволяет лучше развивать творческие задатки ребенка. Потому что детская ролевая игра – это, в первую очередь, самостоятельная деятельность малыша!

Играем в жизнь: 15 сюжетно-ролевых игр

– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, паззлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).

1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.

Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Это интересно:  Баю Бай Должны Все Дети Ночью Спать

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.

На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так и сыпались: спасатели, сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку. И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей.

Сюжетно-ролевые игры для детей
материал на тему

Нравственное воспитание является одной из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная деятельность – игра, где они по желанию объединяются или действуют самостоятельно, осуществляя свои замыслы. Эта счастливая особенность детства способствует воспитанию нравственных качеств, таких как коллективизм, товарищество, доброжелательность, честность, справедливость и т. д.

Скачать:

Вложение Размер
syuzhetno-rolevye_igry_dlya_detey.docx 32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие нравственные качества ребенка

Примерно с 2–3 лет развивается самосознание ребенка, с приобретением жизненного опыта у ребенка складываются собственные понятия и представления о жизни. В этот период развития очень важно включить оценочный момент, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, что допустимо и недопустимо с точки зрения общества. Нравственное воспитание является одной из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Особой формой общественной жизни дошкольников является самостоятельная деятельность – игра, где они по желанию объединяются или действуют самостоятельно, осуществляя свои замыслы. Эта счастливая особенность детства способствует воспитанию нравственных качеств, таких как коллективизм, товарищество, доброжелательность, честность, справедливость и т. д.

Путешествие

Цель : развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

Оборудование: фотографии или картинки с изображением лошади, машины, парохода, самолета, бубенчики и ленты на дуге, руль с гудком, капитанская фуражка, штурвал.

Возраст : от 4 лет.

Ход игры : воспитатель предлагает детям поиграть – отправиться в путешествие. Все вместе вспоминают, какие виды транспорта люди используют в дальних поездках. Затем педагог показывает картинку, один из детей читает стихотворение об изображенном на ней виде транспорта и действиями его иллюстрирует, остальные повторяют его движения. Воспитатель показывает следующую картинку, ребенок меняется, и игра продолжается.

Когда воспитатель показывает изображение лошади, дети читают такое стихотворение:

На лошадке ехали, до угла доехали.
Цок-цок, цок– цок!
Мост переехали – дальше поехали
Цок-цок, Цок-цок!

Ребенок держит в руках дугу с бубенцами и лентами, высоко поднимает колени при ходьбе, изображая коня. Остальные ребята повторяют за ним.

Педагог показывает изображение автомобиля, ребенок читает стихотворение:

Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали!
Би-би! Стоп! Разворот!

Ребенок держит в руках руль. Во время движения он меняет направление, вращая руль.

Воспитатель показывает картинку с изображением корабля. Ребенок надевает на голову капитанскую фуражку, руками делает «плавательные» движения, остальные дети стараются повторить.

Продолжая игру, воспитатель показывает картинку с нарисованным самолетом.

Ребенок берет в руки штурвал. Он в ходе игры может замедлять или убыстрять темп движения колонны, поворачивая, «облетая» препятствия.

Примечание: приведенные выше или другие, по выбору педагога, стихотворения надо разучить заранее.

Собирайся скорей

Цель : прививать детям самостоятельность, аккуратность, проявление инициативы, учить заботливому и внимательному отношению к близким.

Оборудование : 3 плоские картонные коробки с откидывающимися крышками. Карточки с изображением мужской, женской и детской одежды, обуви и головных уборов.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры : воспитатель показывает детям коробки-чемоданы и предлагает собрать вещи членов своей семьи для поездки на курорт. В первом варианте игры семья едет в южном направлении, во втором выбирается северное направление. Дети из стопки предложенных карточек выбирают нужные предметы, аргументируя свой выбор. Игру можно разнообразить, используя образ героя-неумейки, например Незнайки.

Вот идет Рассеянный по улице Бассейной

Цель : развивать чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну.

Оборудование : 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.

Ход игры : педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

У нас порядок

Цель: научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам, научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.

Оборудование: 1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами. 2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода). 3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры : в игре могут принимать участие взрослый и ребенок, взрослый и команда детей, две команды, три команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.

Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком.

Примечание : игрой можно воспользоваться перед тихим часом для наведения порядка.

Лесная тропинка

Цель : развитие активности детей, преодоление нерешительности, скованности, развитие способности быстро принимать решение, умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Возраст: от 4-х лет.

Ход игры : игра начинается с движения детей по кругу друг за другом. По команде воспитателя: «Ямка!» каждый участник игры находит себе пару и, взявшись за руки, показывает ширину и глубину ямки. По сигналу воспитателя: «Кочка!» дети собираются в тройки, присаживаются на корточки, соединив руки всех участников над головами. По сигналу: «Горка!» один из трех ребят встает во весь рост, а остальные, присев, образуют склоны горки. Игра может происходить в медленном и быстром темпе, а также с музыкальным сопровождением.

Летучие мыши

Цель : преодоление нерешительности, страха перед неизвестным, развитие выдержки, ловкости, преодоление боязни темноты.

Оборудование: небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.

Возраст : от 6 лет.

Ход игры : воспитатель объявляет, что сегодня дети будут играть в необычную игру. Зачитывает стихотворение Г. Граубина «Летучие мыши».

Летучие мыши мне спать не дают:
Все время над крышей снуют и снуют.
Я завтра же кошку летать научу,
И этих противных мышей проучу!

Считалкой выбирается водящий, он будет кошкой. Водящего усаживают в центре зала на подушку, он «засыпает». Летучие мыши зажигают фонарики и, сохраняя абсолютную тишину, стараясь не сбить и не задеть ни один предмет из стоящих на полу, пытаются найти загаданную и спрятанную в зале воспитателем игрушку. Если кто-то из детей зашумит или заденет и уронит какой-либо предмет, Кошка просыпается и ловит нерасторопных Мышат. Дети ищут спрятанный предмет и спасаются от Кошки в паре, не расцепляя рук. Кошка ловит Мышей, дотрагиваясь до плеча рукой.

Дотрагиваться до спящей Кошки нельзя, а проходить мимо и приближаться можно. Пойманные Мыши выбывают из игры, и игра продолжается, пока все Мыши не попадутся Кошке в лапы.

Воробьи и вишня

Цель : воспитание смелости, умения мобилизовать свои силы, развитие выдержки, преодоление нерешительности, робости, учить детей сознательно управлять своим поведением.

Возраст : от 4 лет.

Ход игры : педагог предлагает поиграть, дети становятся Воробышками, которые хотят полакомиться вишней в саду. А в саду есть Пугало, которое охраняет вишневые деревья. Оно очень пугает Воробьев, когда просыпается. Дети-Воробьи, взявшись за руки и приговаривая слова, подкрадываются к Пугалу:

Я веселый воробьишка, серый озорной плутишка,
Буду вишню клевать, буду вишню клевать!

Внезапно Пугало оживает и пытается поймать зазевавшихся Воробьев. Детям нужно сказать о том, что нельзя дотрагиваться до Пугала руками, дразнить его, убегать можно только после того, как Пугало «оживет».

Игра продолжается до тех пор, пока все Воробьи не будут пойманы.

Примечание: перед игрой рекомендуется вспомнить героя сказки «Волшебник Изумрудного города» Страшилу.

Кто в дупле живет?

Цель : воспитание у детей собранности, концентрации, уверенности в своих силах, ловкости.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры : на земле или в зале чертятся круги-дупла на значительном расстоянии друг от друга. Их на один меньше, чем участников игры. Считалкой выбирается водящий. Он переходит от дупла к дуплу со словами:

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, уступи место мне!

Каждая Белка, не желая уступать дупло Водящему, отсылает его к другому дуплу, и, пока Водящий переходит, старается жестами, знаками, мимикой договориться об обмене «жилплощадью». За спиной Водящего Белки все время меняются дуплами. Водящий же должен стремиться занять освободившееся дупло. Если ему это удается, он становится Белкой, а «бездомная» Белка будет играть роль Водящего.

Детки в зоопарке

Цель : пробудить в ребенке альтруизм, желание принести пользу, доставить радость, проявлять гуманное отношение к слабым, беззащитным, опекать, помогать.

Оборудование: игрушки, изображающие животных большого и маленького размеров (мама и детеныш), рисунки хищных и травоядных зверей, обитающих в зоопарке, нарисованные на полу дорожки.

Ход игры : воспитатель сообщает, что в зоопарке на площадке молодняка детеныши разных зверей остались без присмотра. Их нужно отвести к мамам, выбрав самую безопасную дорожку, самый короткий путь, самый медленный темп, соблюдая правила осторожного движения. Кто придет первым, тому достается игрушка.

Медведь в берлоге

Цель: развивать выдержку, настойчивость в достижении поставленной цели.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть. Дети выстраиваются в круг. Одного из детей при помощи считалочки выбирают на роль Медведя. Медведь садится в центре круга на стульчик и делает вид, что спит. Педагог предлагает детям запомнить слова стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег». Дети берутся за руки, ходят по кругу и произносят слова стихотворения:

Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
(И. Токмакова)

После того как прозвучат последние слова стихотворения, дети останавливаются, расцепляют руки и замирают в любых позах. Медведь просыпается, он ходит по кругу, следит, не пошевелится ли кто-нибудь из детей. Медведь старается рассмешить детей. Ребенок, который пошевелился, улыбнулся или рассмеялся, попадает к Медведю в берлогу. Медведь не должен дотрагиваться до детей. Через некоторое время, примерно через 2–3 минуты игра считается законченной, дети выбирают нового Медведя и начинают игру заново.

Примечание: По желанию детей попавшие в берлогу к Медведю дети могут выполнить какие-нибудь задания, которые им придумают остальные игроки в наказание за нетерпеливость.

Лисички-сестрички

Цель: научить детей действовать сообща, слаженно, уметь выполнять совместно действия.

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: педагог предлагает поиграть, дети делятся на пары и каждая пара берет друг друга под руку, и все пары становятся в круг. Педагог выбирает любую пару и обращается к ней:

– Лисички-сестрички, покажите, что умеете.

– Мы рыжие лисички, веселые сестрички,

Мы все вместе делаем.

– Ну так сделайте …

Воспитатель дает задание, пара его выполняет. Затем педагог предлагает другой паре Лисичек выполнить другое задание и так далее. Задания могут быть любыми, игра будет интереснее, если при выполнении задания Лисички будут действовать правыми (игрок, стоящий справа) и левыми (игрок, стоящий слева) руками и ногами. Например, «хлопни в ладоши» – игроки хлопают в ладоши свободными руками (стоящий справа – правой и стоящий слева – левой). Или «топни правой ногой, взмахни левой рукой». После того как дети освоятся с игрой, задания можно усложнить – предложить детям причесать куклу, заплести ей косичку, собрать фигуру из конструктора.

Паровоз бежит по рельсам

Цель: сближение детей, развитие упорности, аккуратности.

Оборудование: детские стульчики, по 4–5 для каждой команды.

Ход игры: дети делятся на две команды и встают в шеренги. Перед каждой командой в ряд расставлены стульчики, имитирующие семафоры. По команде воспитателя дети, первыми стоящие в шеренгах обегают змейкой вокруг стульчиков, возвращаются к своей команде, берут еще одного игрока за плечи и вместе обегают стульчики и так далее, пока в змейке не окажутся все игроки команды. Победителем считается та команда, которая не сбила ни одного семафора на пути и быстрее выполнила задание.

Плыви, кораблик!

Цель : развивать альтруизм, умение радоваться за другого, желание доставлять радость.

Оборудование: полированная гладкая поверхность (например, стол), бумажные кораблики разных цветов.

Ход игры : ребята разбиваются на пары, каждый участник берет себе кораблик. Цвета корабликов в паре не должны совпадать. Кораблики ставятся на стол. По команде ведущего дети начинают дуть на кораблики, стремясь отправить кораблик своего товарища как можно дальше. Отставший кораблик выбывает из игры.

Примечание: педагог должен следить, чтобы дети не дули на кораблики слишком сильно и долго (не дольше 10 секунд), чтобы не закружилась голова.

День рождения кота Леопольда

Цель : развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого, учиться помогать друг другу, уметь делиться.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры : собираясь на день рождения кота Леопольда, участники игры посещают три магазина: магазин одежды, магазин подарков и кондитерский магазин. В первом дети выбирают самый лучший наряд, но не для себя, а для товарища. Во втором – самый лучший, самый полезный подарок для именинника. А в кондитерской – самый вкусный торт. Только выбрать этот торт нужно всем вместе, договорившись между собой.

Шеф-повар

Цель : развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре.

Ход игры : считалкой выбираются шеф-повар и капризные клиенты ресторана. Помощники шеф-повара разбиваются на две команды, они втайне друг от друга готовят первые блюда, горячие блюда, десерт. Для этого они рисуют совместными усилиями цветное меню. Шеф-повар предлагает капризным клиентам на выбор блюда каждой команды. Участники команды активно уговаривают Клиента попробовать принесенное блюдо, расхваливая его питательную ценность и вкус. Побеждает та команда, у которой заказали наибольшее количество блюд.

Блюда команд, предлагаемые Клиенту, не должны совпадать по названию и рецептуре. Нельзя давать негативную оценку блюду соперников.

В гости с подарками!

Цель : учить детей чувству благодарности.

Оборудование: красочные, разноцветные коробочки по количеству детей, небольшие игрушки (резиновые или мягкие).

Возраст: 2–3 года.

Ход игры : Ведущий, чтобы привлечь внимание, говорит: «Я пришла к вам в гости с подарками. У меня в руках вот какие красивые коробочки для всех вас». Идет по комнате, приговаривает: «пойду к Саше, Танечке, Наташе». Специально называются имена тех детей, которые в этот момент чем-то отвлечены. Затем подходит к самой большой группке детей и говорит: «Здравствуйте, дети! Я к вам в гости пришла, вам подарки принесла. Этот подарок – Маше», – подает коробочку, делает паузу, чтобы понять, догадается ли ребенок сказать «спасибо» или он может просто забыть это сделать, так как увлечен игрой. Ведущий тогда напоминает: «Что нужно сказать, когда получаешь подарок?» Ребенок сам (а могут подсказать другие дети) говорит «спасибо».

Раздает коробочки до тех пор, пока все дети не получат их. Важно не затягивать этот процесс.

Ведущий: «А теперь посмотрим, что же лежит в коробочках». Если игра проходит впервые, то он показывает, как открываются коробочки. Дети открывают и обнаруживают в них игрушки. Важно, чтобы в этот момент у детей не возникло зависти или небольшого чувства превосходства, если вдруг получится, что игрушки немного отличаются друг от друга (чуть больше по размеру или чуть красивее).

Дети играют в новые игрушки, делятся своими впечатлениями друг с другом или своими же близкими, если те неподалеку (мама, папа, бабушка, сестра и т. д.).

Ведущий: «Я рада, что была у вас в гостях. А подарила вам подарки потому, что вы хорошие дети: дружные, вместе играете, друг друга не обижаете. Вам понравились подарки?» Дети отвечают. Ведущий снова: «Вот погостила я у вас, пора мне уходить. Можно, я приду к вам еще раз?» Дети могут наперебой говорить или кричать, важно, чтобы у них остались положительные эмоции и дружелюбное, радостное настроение. Ведущий говорит «до свидания» и уходит.

Примечание: игру лучше всего проводить во время детских праздников.

Пойдем гулять

Цель : развитие артистичности, преодоление скованности, стеснения, учить терпеливости.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры : дети сидят на стульчиках, ожидая приглашения поучаствовать в игре. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Пойдем гулять?» Ребенок соглашается: «Пойдем!» Ведущий продолжает диалог: «Вставай!» «Встаю», – отвечает ребенок и поднимается со стульчика. Ведущий: «Одевайся!» Ребенок: «Одеваюсь», при этом он имитирует движения одевающегося человека. Ведущий: «Умойся!» Ребенок отвечает: «Умываюсь!», показывая, как он это делает. Ведущий: «Вот теперь пойдем гулять!» Далее ведущий и выбранный ребенок, держась за руки, подходят к следующему ребенку. Диалог продолжается. Когда все участники игры готовы пойти гулять, все вместе говорят:

Дружно мы гулять идем, Песню звонкую поем!

Робинзоны

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Приключение в космосе

Цель : развитие воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.

Возраст : 6–7 лет.

Оборудование: обручи, стульчики.

Ход игры : выбираются два ведущих, один – Конструктор, он будет строить ракету, собрав себе команду помощников, другой – Командир космического корабля, он полетит в космос, собрав себе достойный экипаж. На первом этапе игры из стульчиков, установленных спинками наружу, строится космический корабль, устанавливаются приборы управления, обручи – иллюминаторы. На втором этапе экипаж корабля, договорившись друг с другом о маршруте движения, летит в космос. Экипаж и Конструкторы постоянно поддерживают связь, так как полет осложняется внезапным метеоритным дождем, отказом техники, солнечным затмением и тому подобными непредвиденными обстоятельствами. Игра заканчивается с возвращением экипажа на Землю.

Кот и мышки

Цель игры : развитие выдержки, умения управлять своим поведением, развитие волевых качеств личности.

Оборудование : детские стульчики с прорезями на спинках, шапочка-маска кота.

Возраст : 4–7 лет.

Ход игры : Дети, спрятавшись за спинки стульчиков, хором декламируют стихи:

Мышки в норочках сидят, мышки корочки едят,
Мышки в норочках сидят, мышки в щелочки глядят,
Только мышки заскребут, серый Васька тут как тут!
Выходит ребенок, одетый в маску кота, он заглядывает в «мышиные норки» через щелочки в спинках стульчиков.

Ведущий: «Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький, зубы у кота – острая игла!»

Дети-Мышки терпеливо ждут ухода Кота, ничем не выдавая своего присутствия. Они сидят, замерев, притаившись в своих норках. Беспокойную Мышку Васька забирает собой. Если же Васька не заметил ни одной Мышки, он уходит, а ведущий говорит такие слова:

Васька мышек не нашел и за печку спать ушел.
Глазки закрываются, спит иль притворяется?

Мышки выбегают из своих норок и резвятся. По команде ведущего: «Кот идет!» дети занимают свои норки – прячутся за спинками стульчиков.

Игра продолжается пока Кот не поймает всех Мышек.

Ягоды и фрукты

Цель: развитие чувства взаимопомощи, создание коллектива.

Возраст: 2–4 года.

Оборудование : карточки с изображениями ягод (клубники, малины, смородины черной и красной, крыжовника, винограда), карточки с изображением фруктов (яблока, груши, сливы, абрикоса, банана, апельсина), небольшой колокольчик, 2 длинные веревки.

Ход игры : веревки сложить кольцом на полу– они будут имитировать корзины. В игре участвуют 10–12 человек. Воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, какие красивые, большие корзины у нас стоят в комнате (показывает). Это корзины для фруктов и ягод. А игра называется „Ягоды и Фрукты“. Сегодня мы с вами сами будем „ягодами“, и „фруктами“. Педагог раздает детям карточки и просит сесть на свои грядки в игровом зале, кому где нравится. При этом он напоминает, что нужно играть дружно, не ссориться из-за места или из-за карточек: „Ребята, вы же видели, как ягоды висят на кустиках и какие фрукты растут на деревьях? Они никогда не ссорятся, потому что они знают, что места хватит для всех. Ягодки и фрукты знают, что они все нужны и все важны людям. А теперь скажите, кто из вас ягодки?“ Дети говорят и показывают карточки, воспитатель смотрит, правильно ли все ответили. Если дети ошибаются, воспитатель подсказывает детям и просит назвать, у кого какая ягода. Такие же действия проводит с фруктами. Далее он говорит: „Теперь я вижу, где у нас растут ягодки, а где – фрукты. А теперь, Ягодки и Фрукты, вы должны найти свои корзины“. Если увидите, что на ней наклеена ягодка, то аккуратно перелезайте в эту корзину, а Фрукты ищут свою корзину и тоже перебираются туда. Не торопитесь, места там хватит всем». Дети перебираются в корзины. Затем воспитатель говорит: «А сейчас, ребята, будьте внимательны. У меня есть колокольчик (показывает). Он зазвонит, и вы снова должны будете вернуться на грядки. Можете выбрать себе другие места на грядке. Только не толкайтесь, вы же дружные Ягоды и Фрукты». (Звонит колокольчиком, дети вылезают из корзин и усаживаются кто куда, «на грядки».) Педагог обходит каждого ребенка, собирает карточки, затем перемешивает и раздает заново. «Сейчас снова зазвенит колокольчик, и вы должны будете вернуться в корзинки: Ягодки к ягодкам, а Фрукты сядут в корзину с фруктами». (Звенит колокольчик, дети идут со своих «грядок» к корзинам.) Важно снова обращать свое внимание и внимание детей на дружелюбное отношение друг к другу, помогать и побуждать детей к этому, чтобы тоже помогали друг другу, если нужно, поддерживали за руку, особенно мальчики – девочек. Так игра повторяется несколько раз. Нужно чаще хвалить малышей за дружно сыгранную игру. Если это детский праздник, то можно угостить всех фруктами, а ягодами можно угостить позже, за столиками (в детском саду), если в гостях – за столом.

Примечание : по такому же принципу можно провести игры: «Фрукты и Овощи». Для более старших детей можно подобрать четверостишия или небольшие стихи, характеризующие именно этот фрукт, ягоду или овощ. Например,

Я зеленый огурец,
Я хрустящий молодец,
Свежий и полезный.
В общем, всем известный.

Я душистая малина
И всем вам необходима:
Здоровья всем дающая,
Я жаропонижающая.

Я яблоко зеленое,
Есть у меня сестрички:
Желтое и красное,
Не хуже, чем клубнички.

Важно, чтобы игра проходила интересно. Можно добавить музыкальное сопровождение или песни, чтобы была веселая, дружеская атмосфера.

Разноцветные бабочки

Цель: научить детей бережно относиться к произведениям своего и чужого труда.

Оборудование: фантики, катушечные нитки, искусственные цветы в вазе.

Ход игры: участвуют от 5 до 10–12 детей.

Педагог произносит: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проиграем с бабочками, которых вы сделаете сами». Педагог делает паузу, смотрит, заинтересовались ли дети. Затем продолжает: «У меня есть фантики, и я их сейчас вам дам (раздает каждому ребенку яркий фантик, дети рассматривают их). Дети, с фантиками обращайтесь аккуратнее, потому что мы сейчас из них сделаем бабочку, яркую и красивую, с нежными крылышками». Далее педагог показывает, как делать бабочку, и комментирует каждое действие: «Сожмем каждый свой фантик посередине, вот здесь (показывает). А теперь перевяжем ниточкой». Дети держат свои фантики, ждут, пока всем перевяжут фантики ниточкой. Если кто-то из детей хочет сделать это сам, педагог дает ему кусочек нитки. Дети могут помочь друг другу перевязать фантики. Конец нитки надо оставить, чтобы можно было держаться за него.

Педагог: «Вот фантики все перевязаны, теперь мы представим, что они превратились в бабочек. Посмотрите, как сейчас они оживут». (Показывает, что бабочка может летать, имитируя рукой движение бабочки, – водит руку туда-сюда.) Дети радостно повторяют действия ведущего. Важно, чтобы они бережно обращались с «бабочками».

Педагог: «Видите, дети, какие бабочки хрупкие, нежные, красивые. Обращайтесь с бабочками аккуратнее, тогда крылышки у них не сломаются, они будут летать и радовать нас своей красотой».

Потом педагог предлагает детям посадить свою бабочку на цветы, которые стоят в вазе на столе, говоря при этом: «Как вы думаете, дети, бабочкам нужно отдохнуть? Они ведь, наверное, устали…» Дети соглашаются. Если кто-то из детей хотел бы еще поиграть с бабочкой, нужно сказать: «Сейчас бабочка отдохнет, и с ней снова можно будет поиграть».

После можно предложить детям поменяться своими бабочками. По окончании игры дети могут взять их с собой домой.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector