Как продвинуть сайт на первые места?
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.

Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.

Вия Артмане Биография Личная Жизнь Дети

фотографии >>

биография

Артмане Вия Фрицевна

Vija Alida Artmane

Родилась 21 августа 1929 года в небольшом посёлке Кайве, Семская волость, Тукумсский уезд (сегодняшний Тукумсский край, Латвия), (по другим источникам в Тукумсе), в крестьянской семье польки Анны и прибалтийского немца Фрица.

Заслуженная артистка Латвийской ССР (1956).
Народная артистка Латвийской ССР (1965).
Народная артистка СССР (1969).

Отец в результате несчастного случая скончался за четыре месяца до рождения Вии, тогда ещё Алиды. Он помогал беременной жене Анне поднимать из колодца ведро с водой, когда на него упал сколоченный из тяжёлых досок навес. Парню было всего 19 лет! После смерти Фрица Анна больше не вышла замуж. И полностью посвятила себя дочери. Анна хотела, чтобы профессия Алидочки была солидной, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в студию при театре имени Яниса Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное — Вия. И начала новую жизнь.

Окончила драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса (театр Дайлес) (1949) и была принята в труппу этого театра, которому отдала 50 лет творческой жизни. Артмане сразу же зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Успешно сыграла много ролей. Но ближе ей всегда были образы лиричные, исполненные внутренней чистоты и силы.

Но Вия Артмане хотела играть современниц. Эту возможность дал ей кинематограф. Она дебютировала на экране в 1956 году в фильме «После шторма».
Первая роль в кино не стала удачей актрисы. Помешала драматургическая незавершённость сценарного материала и неопытность актрисы, впервые столкнувшейся с кинематографом.

Но к началу 70-х годов Артмане стала одной из самых популярных актрис советского кино. Этапными для актрисы стали роли Сони в дуэте с Евгением Матвеевым («Родная кровь», 1963, реж. Юрий Егоров) и Оны в фильме «Никто не хотел умирать» (1966) режиссёра Витаутаса Жалакявичуса. Кроме театральной и кинематографической деятельности активно занималась и общественной работой. Она возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира.

В 1978 году режиссёр Янис Стрейч поставил телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главную роль актрисы, примы театра Джулии Ламберт, мастерски исполнила Вия Армане. Благодаря этой картине актриса вновь оказалась на пике популярности.

С середины 80-х годов реже появлялась на экранах. В 1987 году Вия Артмане психологически точно исполнила главную роль Аглаи Андреевны в фильме «Человек свиты» (реж. Андрис Розенберг, по повести Владимира Маканина), которую сама актриса считала одной из лучших в своей кинобиографии. В начале 1990-х годов выходят два фильма режиссёра Валерия Тодоровского: «Катафалк», где актриса блестяще сыграла главную роль Андреевны и была номинирована на «Нику», а в 1991 году — «Любовь», где Артмане комедийными красками наполнила небольшую по объёму роль бабушки. Однако актриса продолжала активно работать в театре. Одной из её лучших работ за последнее время считается роль мадам Ракен в спектакле «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя.

Вия Артмане в 1998 году ушла из театра Дайлес. Одной из последних ролей великой актрисы стала графиня в экспериментальном спектакле Нового рижского театра «Пиковая дама» (1999, реж. Алвис Херманис).

В 2000 году актриса сыграла одну из главных ролей (Регина Вальтер) в серии «Игра на чужом поле» из детективного сериала Юрия Мороза «Каменская» (продюсер Валерий Тодоровский). Одной из последних ролей выдающейся актрисы в кино стала роль императрицы Екатерины II в фильме «Золотой век» (2003).

Учреждён приз имени Вии Артмане на кинофестивале «Балтийская жемчужина».

В 1979 году в Риге вышла книга «Vija Artmane» в издательстве «Liesma», посвящённая творчеству выдающейся актрисы, в 1990 году в Москве издана книга воспоминаний актрисы «Сердце на ладони» (издательство «Молодая гвардия»), а в 2003 году в Риге изданы мемуары актрисы «Зимостойкие. Мгновения моей жизни».

Последние годы жизни жила на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт.
Вия Артмане ушла из жизни 11 октября 2008 года в городе Стренчи, Валкский район, Латвия. Похоронена актриса в Риге 15 октября на Покровском кладбище.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980, режиссёр Роланд Калныньш, оператор Юрис Подниекс) и «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007, телеканал РТР), «Вия Артмане. Королева в изгании» (2010, Первый канал).

Сын — Каспар Димитерс, музыкант, автор либретто к рок-опере «Собор Парижской Богоматери».
Дочь — Кристиана Димитере, художник.
Вслед за сыном приняла православие, взяв имя Елизавета.

Латвийский художественный академический театр имени Яниса Райниса:
1950 — «Стакан воды» Эжена Скриба — Абигайль
1951 — «Пигмалион» Бернарда Шоу — Элиза
1953 — «Ромео и Джульетта» Шекспира — Джульетта
1955 — «Вей, ветерок!» Яниса Райниса — Байба
1958 — «Сага об Йёсте Берлинге» Сельмы Лагерлёф — Дона
1959 — «Гамлет, принц датский» Уильяма Шекспира — Офелия
1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л.Н. Толстого — Элен
1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Бертольта Брехта — Ева
1963 — «Дон Жуан» Леси Украинки — Донна Анна
1965 — «Огонь и ночь» Яниса Райниса — Лаймдота
1966 — «Снимается кино» Эдварда Радзинского — Ирина Кирьянова
1967 — «Мотоцикл» драматическая постановка Петериса Петерсона по произведениям Иманта Зиедониса — Билетёрша
1969 — «Идиот» по Ф.М. Достоевскому — Настасья Филипповна
1970 — «Индраны» Рудольфа Блауманиса — Иева
1973 — «Ночь игуаны» Теннесси Уильямса — Мэксин Фолк
1974 — «Варвары» А.М. Горького — Надежда Монахова
1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
1975 — «Оле Бинкоп» Эрвина Штритматтера — Фрида Симсон
1976 — «Чайка» А.П. Чехова — Аркадина
1980 — «Елизавета, королева английская» Фердинанда Брукнера — Королева Елизавета
1983 — «Блудный сын» Рудольфа Блауманиса — Роплайнете
1986 — «Наши дети» Пауля Путниньша — Янина Галея
1989 — «Грехи Трины» Рудольфа Блауманиса — Трина
1994 — «Ромео и Джульетта» Шекспира — Няня
1996 — «Опасные связи» Кристофера Хэмптона по одноимённому роману Шодерло де Лакло — Госпожа де Розмонд
1996 — «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя — Госпожа Ракен.

Латвийский Национальный театр:
В качестве приглашённой актрисы
1994 — «Большой улов» Анны Бригадере — Амалия.

Новый Рижский театр:
1998 — «Пиковая дама» по А.С. Пушкину — графиня Анна Федотовна.

Вия Артмане — биография, информация, личная жизнь

Вия Артмане

Вия (Алида) Фрицевна Артмане (латыш. Vija Artmane). 21 августа 1929 — 11 октября 2008. Советская латвийская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969).

Вия Артмане (урождённая Алида Артмане (латыш. Alīda Artmane)) родилась 21 августа 1929 года (по другим источникам — 21 июля) в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумского уезда (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманса.

Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери.

С 10 лет работала пастушкой.

С 15 лет жила в Риге. В школе училась в одном классе с Улдисом Жагатой.

«Мама была простая, бедная крестьянская девочка. Ее мать прислуживала у богатых хозяев. Свои первые роли Вия Артмане играла в крестьянском театре, который располагался в сарае. Потом они переехали в Ригу. Жили в крохотной комнатке, больше похожей на чердак с низким потолком. Вместо письменного стола — чемодан», — рассказывал ее сын Каспар Димитерс.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года.

С 1998 года играла в Hовом Рижском театре.

Одна из самых популярных советских киноактрис.

Это интересно:  Наталья Вавилова Биография Личная Жизнь

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Вия Артмане в фильме «Родная кровь»

Одной из самых ярких в карьере Артмане стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр».

Лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран».

Имела многочисленные награды за работу в кино, в частности: Специальный приз I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за роль в фильме «Родная кровь» (Ленинград, 1964); Диплом за лучший актёрский дебют на Кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии в фильме «Эдгар и Кристина» (Кишинёв, 1967); Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актёрскую работу» за исполнение женских ролей в фильмах «Сильные духом» и «Эдгар и Кристина» (Ленинград, 1968); Диплом за лучшую женскую роль Кинофестиваля «Золотой Дюк» в фильме «Катафалк» (Одесса, 1990).

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

Депутат Верховного Совета Латвийской ССР XI созыва (1985—1990). Вступила в КПСС в 1968 году, была кандидатом в члены ЦК Компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира.

В 1993 году в процессе реституции лишилась своей квартиры. Последние годы жизни жила на даче в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт.

«Сначала ее вышвырнули из квартиры. После реституции объявился прежний хозяин. Мама ходила по инстанциям, но безуспешно. Потом случился инсульт, за ним еще парочка. Я попытался заступиться. Написал статью в газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Меня тут же обозвали попрошайкой, который хочет нажиться на популярности собственной матери. Но квартиру дали. Сгоревшую после пожара. Там нужно было менять пол, потолок. Мы взяли кредит на ремонт. Но на одну пенсию мамы в 450 долларов и мои мизерные гонорары художника протянуть не смогли. Квартиру пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мама научилась экономить. Бриллиантов у нее не было. Перешивала свои старые платья. И всю жизнь стирала руками», — рассказывал сын актрисы.

Незадолго до смерти приняла православие, взяв имя Елизавета.

Отслужив в театре 55 лет, не захотела быть на вторых ролях и ушла по собственной воле. Раньше, чем ее попросили об этом. К тому моменту Вия Артмане перенесла три инсульта.

«Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! Перед смертью она приняла православие, сменила имя с Вии на Елизавету (в честь королевы) и просила у Бога об одном: дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов», — рассказывл сын Вии Артмане Каспар Димитерс.

Вия Артмане скончалась 11 октября (по другим источникам — 12 октября) 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Был совершён чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Совершал чин Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Похоронена 15 октября 2008 года на Покровском кладбище в Риге.

Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).

На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.

Вия Артмане. Королева в изгнании

Личная жизнь Вии Артмане:

Муж — Артур Димитерс (1915—1986), актёр театра.

Сын — Каспар Димитерс (р. 1957), музыкант.

Дочь — Кристиана Димитере (р. 1965), художник.

Слухи о романе Вии Артмане с актером Евгением Матвеевым ходили по всему Союзу, когда на экраны вышел фильм «Родная кровь».

Вскоре после съемок у Артмане родилась дочь Кристиана.

Сын актрисы Каспар уже после ее смерти рассказал, что это дочь Матвеева.

«Действительно, у них с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом еще 25 лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор — он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят. Люди продолжали шептаться. Мама гуляла с коляской по парку, а бабульки с острым языком говорили: «Девочка — вылитый Матвеев!» Потом эта история еще раз всплыла, когда мама принимала православие. Десять лет назад. Она хотела дойти до исповеди без камней за пазухой. Уже в старости, когда отца не стало, мать встретила Матвеева в Москве. И он вроде бы даже предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Она приняла это за шутку. Матвеев всегда относился к ней с уважением. А я благодарен маме за то, что сохранила семью ради детей.

. Когда в октябре 2008-го у мамы случился сердечный приступ и мы отвезли ее в больницу, она еще была в сознании. Перед реанимацией ее последние слова были адресованы моей жене: «Скажи Кристиане, — попросила она, — что ее отец — православный. » Нам без слов было понятно, о ком речь», — говорил Каспар.

Встреча Вии Артмане с Евгением Матвеевым

Фильмография Вии Артмане:

1956 — После шторма — Рута
1956 — За лебединой стаей облаков — Даце Страуме
1958 — Чужая в посёлке — Эльза
1960 — На пороге бури — Мара Вилде
1961 — Спасибо за весну (Верба серая цветет) — Велта
1962 — Вступление — соседка
1962 — День без вечера — Кайре
1963 — Родная кровь — Соня
1964 — Ракеты не должны взлететь — Перл
1965 — Никто не хотел умирать — Она
1966 — Эдгар и Кристина — Кристина
1966 — Киевские фрески (не был завершен) — Женщина
1967 — Подвиг Фархада — Вера
1967 — Сильные духом — Лисовская
1967 — Туманность Андромеды — Веда Конг
1968 — Времена землемеров — Лиена
1969 — Тройная проверка — фрау Грета
1969 — Ночь перед рассветом — Карла
1969 — Лучи в стекле — Ирис
1969 — Гладиатор — Анни Тыху
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Анна Беринг
1971 — Я, следователь — Ванда Линаре
1971 — Танец мотылька — Нино
1972 — Ель во ржи — Дагмара
1973 — Подарок одинокой женщине — Кнёпиене — Гита
1974 — Морские ворота — Кристина
1975 — Стрелы Робин Гуда — Кэт
1976 — Мастер — Айна Петровна
1977 — Обмен — Жилювене
1978 — Театр — Джулия Ламберт
1978 — Емельян Пугачёв — Екатерина II
1978 — Твой сын — Эльза Витрупе
1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый. — Зинаида Кирилловна, мать Володи
1980 — Жаворонки — Гундега
1981 — Следствием установлено — Рута Граудиня
1983 — Чужие страсти — Анна Валдмане
1985 — Последняя индульгенция — Эрна Зале
1985 — Проделки сорванца — комендантша приюта
1986 — Тайна Снежной королевы — госпожа Осень
1987 — Моонзунд — хозяйка книжного салона
1987 — Человек свиты — секретарь директора Аглая Андреевна
1988 — Спасённому — рай — Ивантеева
1990 — Катафалк — Евгения Андреевна
1990 — Только для сумасшедших — Зина
1991 — Любовь — бабушка Марины
1996 — Анна
2000 — Каменская. Игра на чужом поле — Регина Вальтер
2003 — Золотой век — Екатерина II

Театральные работы Вии Артмане:

Латвийский художественный академический театр им. Я. Райниса:

1950 — «Стакан воды» Э. Скриба — Абигайль
1951 — «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза
1953 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Джульетта
1955 — «Вей, ветерок!» Я. Райниса — Байба
1956 — «Играл я, плясал я» Я. Райниса — Лельде
1958 — «Сага о Йёсте Берлинге» С. Лагерлёф — Дона
1958 — «Вайделоте» Аспазии — Мирдза
1959 — «Гамлет, принц датский» У. Шекспира — Офелия
1960 — «Война и мир» по роману-эпопее Л. Н. Толстого — Элен
1962 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Ева
1962 — «Илья Муромец» Я. Райниса — Латигола
1963 — «Дон Жуан» Л. Украинки — Донна Анна
1965 — «Огонь и ночь» Я. Райниса — Лаймдота
1966 — «Снимается кино» Э. Радзинского — Ирина Кирьянова
1967 — «Мотоцикл» П. Петерсона по произведениям И. Зиедониса — Билетёрша
1969 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому — Настасья Филипповна
1970 — «Индраны» Р. Блауманиса — Иева
1971 — «Индулис и Ария» Я. Райниса — Ария
1973 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Мэксин Фолк
1974 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
1975 — «Святая Сюзанна или Школа мастеров» Энн Ветемаа — Анна-Майя
1975 — «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера — Фрида Симсон
1976 — «Чайка» А. П. Чехова — Аркадина
1978 — «Розарий» Э. Ветемаа — Мелюзина
1979 — «Вдовы» А. Кертеса — Анна
1980 — «Елизавета, королева английская» Ф. Брукнера — Королева Елизавета
1983 — «Блудный сын» Р. Блауманиса — Роплайнете
1986 — «Наши дети» П. Путниньша — Янина Галея
1986 — «Женщины, женщины»
1988 — «Женитьба Мюнхгаузена» М. Зивертса — Якобина
1989 — «Грехи Трины» Р. Блауманиса — Трина
1990 — «Ложь разума»
1994 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Няня
1996— «Опасные связи» К. Хэмптона по одноимённому роману Ш. де Лакло — Госпожа де Розмонд
1996 — «Тереза Ракен» по роману Э. Золя — Госпожа Ракен
1997 — «У сердца есть крылья»
«Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче
«Ричард III» У. Шекспира
«Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя
«Пер Гюнт» Г. Ибсена

Это интересно:  Никита Малинин Википедия Личная Жизнь

Латвийский Национальный театр:

1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр:

1998 — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
1999 — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Библиография Вии Артмане:

Вия Артмане закончила жизнь в психушке

В Советском Союзе, пожалуй, не было актрисы загадочнее Вии Артмане. Ее фотографии раскупались мгновенно, а фильмы становились хитами. Как только не величали восторженные поклонники Артмане: царственная, божественная, королева. Даже когда актриса ушла из кино, к ней продолжали приходить письма со всех уголков страны. Но мало кто знал о драме в ее семье. Сын актрисы воровал деньги из дома, спивался, а дочь Кристиана больше тридцати лет считала отцом другого человека.

С жизненными невзгодами Алида (настоящее имя актрисы) Артмане столкнулась сразу после появления на свет. Отец умер за четыре месяца до рождения девочки – его придавило навесом. Вскоре ее мама Анна снова вышла замуж, но отчим был пьяницей и часто поколачивал молодую жену и падчерицу. Женщина долго терпела издевательства, но однажды собрала вещи, забрала дочку и ушла куда глаза глядят.

Первый рубль, а вернее, лат будущая кинозвезда получила… за работу на пастбище. Алиде поручили пасти коров, и девочка пропадала на поле с утра до поздней ночи. Именно буренки стали ее первыми зрителями.

Связать свою жизнь с театром маленькая, но настойчивая девочка решила давно. Артмане поступила в драматическую школу при Художественном театре и там придумала себе звучный псевдоним – Вия. Педагоги быстро заметили эффектную студентку, и роли посыпались как из рога изобилия: Джульетта, Офелия, королева Елизавета. Она переиграла весь классический репертуар, а хотела играть своих современниц – женщин с неустроенной судьбой, ранимых, терпеливых и любящих.

Как и любая молодая девушка, юная Вия мечтала о большой любви. Такой, чтобы на века. Она часто фантазировала, как пройдет со своим избранником, как говорится, огонь, воду и медные трубы и в конце все равно сохранит любовь. Но не получилось…

С будущим мужем, красавцем и ловеласом Артуром Димитерсом, Вия познакомилась в театре. Актриса вспоминает, что была полностью поглощена работой и поначалу не обращала внимания на известного коллегу. Димитерс, кстати, на тот момент уже был женат, но эта незначительная деталь не мешала ему караулить Вию у служебного входа после спектакля и писать записочки с признаниями в любви. Артмане долго держала оборону, но через пару месяцев сдалась и в конце концов вышла замуж за Димитерса. Но вскоре пожалела об этом…

Послесвадебная романтика длилась не больше двух недель. Потом начались будни, и молодая жена стала открывать новые черты в характере мужа. Многие ей совсем не понравились.

– Артур был очень ревнивым человеком, – говорила Вия Артмане. – Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти.

Супруги скандалили так, что дрожали стекла. Нередко в порыве ярости Димитерс называл жену «шлюхой коммунистов», за то, что в свое время Артмане состояла в коммунистической партии.

Как и любая женщина, актриса думала, что ребенок укрепит их брак, поэтому родила мужу сына Каспара. Но, говорят, появление наследника не произвело особого впечатления на Димитерса. Заботы о малыше Вия целиком взяла на себя. При этом она успевала играть в театре и сниматься в кино. Всесоюзную славу и популярность Артмане получила, сыграв Джулию Ламберт – актрису в возрасте, которая крутит роман с молоденьким мальчиком. После выхода фильма началось такое безумие, которое не снилось всем голливудским звездам, вместе взятым. Письма приходили ей пачками со всей страны, мужчины готовы были все бросить к ее ногам. А она, знаменитая Вия Артмане, боялась. Но не за себя, а за мужа. Актриса не знала, как на эту истерию вокруг отреагирует супруг…

Она помнила, как болезненно муж переживал успех, который обрушился на нее после фильма «Родная кровь». Ее героиня Соня пришлась по душе многим женщинам – простая, искренняя, но сумевшая сохранить веру в любовь. А что же муж? Он закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Евгением Матвеевым.
Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране. О своем сумасшедшем романе с ним Вия Францевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев – ее настоящий отец.

– Мне было нелегко сделать этот шаг, – позже говорила Артмане. – Но я не могла больше скрывать правду от дочери. Сначала она тяжело переживала, но потом поняла меня и простила.

И если за дочь великая актриса не тревожилась, то сын Каспар доставлял ей немало хлопот. Еще в юности он начал пить, бродяжничал, водился с подозрительными личностями. Потом из дома стали пропадать деньги, драгоценности. Это было дело рук Каспара. Артмане успокаивала себя тем, что мальчик просто ищет свою дорогу в жизни. Эту самую дорогу сын кинозвезды нашел только к тридцати годам, попортив своей знаменитой матери немало крови…

С годами о Вии Артмане забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы… В 90-х власти Латвии отобрали у актрисы квартиру, и она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в домике-развалюхе. Потом дала о себе знать давняя болезнь ног. У Артмане стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Актрису мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание.

Но самые большие страдания причинили ей родственники. Сын и невестка, которым она помогала всю жизнь, сдали Артмане в психиатрическую лечебницу! Как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Потом они оправдывались, что содержать больного человека им было не по карману, но, как выяснили латвийские СМИ, с финансами у родни актрисы было все в порядке. Почему в таком случае они бросили Артмане на произвол судьбы, неясно до сих пор.

Великая актриса Вия Артмане сохраняла ясность ума до самого конца. Она много молилась (за несколько месяцев до смерти кинодива приняла православную веру и окрестилась) за своих родных. Роняя слезы, она просила Господа помочь ее непутевому сыну и отпустить ему все грехи…

Это интересно:  Валюшкина Актриса Личная Жизнь

Наталья Алексеева

Вия Артмане: биография, личная жизнь и семья

Свой век звезда эпохи доживала в ужасающих условиях

Православная вера трижды спасала актрису от смерти

Ровно год назад, 11 октября, ушла из жизни великая актриса Вия АРТМАНЕ. На родине ее называли «Мать Латвия». Но по сути она была родной и любимой для всех жителей огромной советской державы, смотревших фильмы с ее участием. В фильмографии Артмане — около 40 ролей, она была настоящей мегазвездой. А умерла в психиатрической больнице, практически в нищете, и поддерживали актрису в ее последние годы лишь самые близкие люди.

Накануне скорбной даты наш корреспондент пообщался с невесткой Вии Фрицевны — Лигой ДИМИТЕРЕ.

— Лига, как вы стали членом этой удивительной семьи?

— Мой отец был дружен с мужем Вии Артуром Димитерсом . Я сама из деревни и на тот момент училась в торговом техникуме. Однажды к нам пришел дядя Артур и спросил: «Ты ведь оканчиваешь учебу в Риге. А работать и жить где будешь?» Я ответила, что работать стану в ресторане, а где жить — не знаю. Он улыбнулся и промолчал. А когда я устроилась на работу и подыскивала жилье, позвонил папа и сказал, чтобы я зашла к Димитерсам. Помню, был четверг, я пришла к ним, и Вия Фрицевна сказала: «Ты будешь жить в комнате моей мамы, она умерла год назад. Мы ее для тебя немного украсили». Я зашла в комнату и ахнула — она была увешана. апельсинами. И я осталась. На долгих 30 лет.

— Дом звезды был богатым?

— Нет, жили мы скромно. Но домой было всегда приятно возвращаться. У мамы (я называла ее так) был прекрасный вкус, она умела навести уют. Мама не терпела в доме грязи, белье, кстати, всегда стирала своими руками, сама готовила пищу. Мне даже ничего не приходилось делать. Хотя все в семье, кроме меня, были люди творческие. У мамы не было легкой жизни, да и личным счастьем она была обделена.

Невестка Лига всегда оставалась для мамы надежным тылом

— Это правда, что муж безумно ревновал Вию?

— Возможно, ревность и была, но дядя Артур ее очень умело скрывал. Спорили они только о творчестве, никаких бытовых разборок в семье я не припомню.

Хотела очистить душу

— Как случилось, что Вия Артмане на склоне лет решила принять православие?

— В последние десять лет жизни мама очень сдала. Ее подломила история с выселением. (Квартира актрисы в центре Риги была отдана банку, и Вия Фрицевна вынуждена была переехать в местечко Мурьяну на дачу своих родителей. — Т. К. ) Мама замкнулась в себе, много размышляла. Все хозяйство перешло ко мне, я занималась домом и ухаживала за мамой. Однажды я принесла ей православный крестик и иконку Божией Матери. И после этого она решила принять православие. Мы пригласили священника, мама с ним долго говорила, а потом объявила о своем решении. Она была по-настоящему религиозным человеком, каждые выходные мы ходили с ней в церковь, утром и вечером она обязательно читала молитвы. Вера ее спасала. Это было настоящее чудо. Ведь за два года она несколько раз была на волосок от смерти, перенесла три инсульта, у нее отнимались ноги, плохо работала рука, появились пробелы в памяти, сбивалась речь. Но она хотела очистить душу, и Бог ей эту возможность послал.

В фильме «Родная кровь» АРТМАНЕ и МАТВЕЕВУ изображать страсть не пришлось

— Почему актрису поместили в психиатрическую клинику?

— Маме становилось все хуже, и мы уже не могли самостоятельно обеспечить ей необходимый уход. Решили поместить ее в хорошую клинику. Я обзвонила несколько больниц в Риге, но ее никуда не взяли. Тогда я обратилась к знакомому врачу в клинику «Линезерс», однако и там места не нашлось. Но врач все же решил нам помочь. Он позвонил в районную больницу в Стренчи, где главврачом была его мать, и Вию Фрицевну туда приняли. В больнице ее очень любили, хорошо за ней ухаживали, за что мы очень благодарны.

Мама чувствовала, что уходит, и в одно из наших посещений попросила позвать к ней священника, чтобы исповедаться. Она умерла как истинная христианка спокойно и без боли. Ее не стало в три часа дня в субботу. Последние слова, которые она произнесла: «Такова жизнь».

Евгений и Вия любили друг друга, но вместе им было не по судьбе

Месть за талант

Прошел год со дня ее смерти и два, как я брала у звезды интервью. Этих нескольких часов, проведенных в ее доме, не забуду никогда. Помню, вхожу к ней в комнату, а передо мной не старая женщина, а. царица! Я даже заплакала, стою, ничего не могу сказать. А она меня успокаивает: «Ну что вы, деточка, мы ведь с вами почти родные. Ваша мама лечила моих детей. Сейчас будем пить чай».

После интервью я, счастливая, встретилась с очень уважаемым в Латвии человеком и рассказала ему о своей удаче. И услышала в ответ слова, повергнувшие меня в шок:

— Но ведь ее многие недолюбливали. Например некоторые актеры, врачи.

С мужем Артуром ДИМИТЕРСОМ Вия счастлива не была

— При чем тут врачи?

— Но ведь она в советское время была любовницей самого Восса (1-й секретарь ЦК Компартии Латвии. — Т. К. ), ездила к нему в загородный дом в Юрмале. Они ночью там веселились, а врачи дежурили под дверью. И все блага она получала в театре, а кто ей не нравился, того оттуда выживали.

Почему я вспомнила об этом разговоре? Да потому, что такие мысли нередко высказывают сплетники и завистники, умалчивающие о таланте актрисы, ее доброте. Ведь к ней обращались за помощью тысячи людей. А то, что ей благоволили сильные мира того. Так ведь тоже за талант и красоту. А сейчас те, кто ее недолюбливал, получив от новой власти высокие посты, решили мелочно отыграться на женщине, прославившей свою маленькую страну.

Из интервью с Вией Артмане за год до смерти:

— Мы оба были творческими людьми, и нам непросто быть вместе. Что губит любые отношения? Ревность. Только ревность. Я была очень востребованной актрисой. Не скрою, влюблялась в партнеров по кино и театру. Но именно этот человек (Артур Димитерс. — Т. К. ) стал отцом Каспера.

— Евгений Матвеев — настоящий мужчина. Когда пришла новая власть (перестройка) и я практически не работала, стало очень трудно с деньгами. И он мне помогал. Но я обижалась на него за то, что он всегда на день позже поздравлял меня с днем рождения. У нас были чувства.

На этих ее словах, а интервью проходило в ее домике в Мурьяну, в комнату вошла дочь актрисы Кристина. Мать посмотрела на нее с нежностью и тихо прошептала: «Вот результат этих чувств».

Журналистка Татьяна КИЗИЛОВА у домика актрисы в Мурьяну

Из интервью с Вией Артмане

Я очень люблю свою Латвию, ее леса, реки, землю. Я очень люблю Россию. Спасибо вам, люди, что помните меня. Низкий вам поклон!

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий