Женщина в золотом картина
Густав Климт (14 июля 1862 — 5 февраля 1918) — великий австрийский художник. Является основоположником модерна в австрийской живописи. В творчестве этого художника множество замечательных работ, которые сегодня признаны шедеврами мировой живописи и находятся в самых крупных музеях. Одной из самых известных является «Портрет Адели Блох-Бауэр I».
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» — картина, написанная в 1907 году. У работы также имеются и другие названия: «Адель Блох-Бауэр», «Золотая Адель», «Австрийская Мона Лиза». Холст, масло. Размеры: 138 × 138 см. Находится в музее немецкого и австрийского модернистского искусства XX века «Новая галерея» в Нью-Йорке. По некоторым данным, владелец Новой галереи в 2006 году заплатил за эту картину для своей коллекции рекордную сумму — 135 миллионов долларов.
Картина представляет собой женский портрет, выполненный в стилистике модерна. Здесь преобладают золотые тона, потому другое название полотна — «Золотая Адель». Среди орнаментов и узоров выделяется реалистичный портрет женщины. Густав Климт поместил в картину реалистично написанные лицо, плечи и руки Адели Блох-Бауэр. Ниже можно угадать форму платья женщины. При детальном рассмотрении картины можно понять, что женщина сидит в кресле. На заднем плане можно увидеть форму спинки, сбоку — подлокотники. Портрет женщины на золотом фоне виден очень чётко, так как контрастирует с ним бледной кожей.
Заказ пришёлся на так называемый «золотой период» творчества Густава Климта, когда тот, вдохновлённый украшенными золотом церковными мозаиками в Италии, стал использовать золотые оттенки в своих работах. Золотой модерн Густава Климта превратил портрет Адели в нечто совершенно необычное. Реалистично изображены только голова, руки и плечи, всё остальное представляет собой абстрактный фон с орнаментами, в которых можно угадать форму платья и кресла.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Густав Климт, который был дружен с семьёй Блох-Бауэр, а также самой моделью его картины Аделью, в последующем написал с её участием ещё несколько полотен «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Юдифь I» и «Юдифь II».
Содержание
- Возможно, мы больше никогда не сможем увидеть знаменитую «Адель»
- Женщина в золотом
- Содержание
- Описание
- Модель — Адель Блох-Бауэр
- История создания полотна
- Техника и стиль
- История полотна
- Женщины Густава Климта
- Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)
- Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)
- Юдифь с головой Олоферна (1901)
- Три возраста женщины (1905)
- Даная (1907-1908)
- Дама с веером (1917-1918)
- Дама в шляпе и боа (1909)
- Портрет Фрицы Ридлер (1906)
- Надежда I (1903)
- Дева (1913)
- Девушка с голубой вуалью (1903)
Возможно, мы больше никогда не сможем увидеть знаменитую «Адель»
Для Австрии художник Густав Климт (1862 — 1918) — все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов. Самой известной его работой считается «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (его еще называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза») — вершина «золотого периода» Климта, визитка Австрии… В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США Марии Альтман, единственной наследницы австрийского фабриканта Блох-Бауэра.
ИСКУССТВО ЗАВЕЩАТЬ
Адель, жена сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра и знаменитая модель Климта, умерла в 1925 году: в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти ее знаменитые портреты были переданы в Австрийскую галерею. Фердинанд полностью волю жены не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта. В 1938 году, после оккупации Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он умер в 1945-м, оставив завещание в пользу племянницы и двух племянников (своих и жены). Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта (и «Золотая Адель» в их числе), была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части их собраний. Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее — за то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.
Эта практика Австрийской Республики долгое время вызывала нарекания. Наконец, в ответ на обвинения в нарушении международного права в 1998 году в Австрии был принят новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение ЛЮБОЙ собственности, находящейся ныне в музеях и галереях (к 2006 году бывшим владельцам и их наследникам уже было возвращено более 5 тысяч предметов искусства, включая 15 работ Климта). Парадоксальная ситуация привела к тому, что, восстанавливая юридическую справедливость, Австрия начала на глазах терять свои шедевры — такие, без которых меняется культурный вес страны. Кульминацией стало «дело Альтман» — дело о пяти знаменитых полотнах Климта.
СТРАСТИ ПО КЛИМТУ
В 1998 году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, ставившие под сомнение официальную версию появления картин Климта в Австрийской галерее (будто бы они были подарены Фердинандом Блох-Бауэром в 1936 году). Последовала серия статей на эту тему.
Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась к австрийскому правительству, ответа не последовало. Тогда Альтман вначале обратилась в австрийский суд, а затем, будучи гражданкой США, в американский.
Возможность рассмотрения дела в американском суде была совсем не очевидна. Действительно, все события относились к пред- и послевоенному периоду, происходили в другом государстве, а оспариваемые картины никогда не находились на территории США. Но в 2003 году американский окружной суд все-таки принял к рассмотрению иск Марии Альтман против Австрийской Республики и вынес вердикт в пользу наследницы. В 2005 году уже в Верховном суде США слушался вопрос о возможности рассмотрения иска Альтман против суверенного государства. На основании акта об ограничении суверенитета в особых случаях, принятого в США 1976 году, Верховный суд постановил, что для государственной неприкосновенности существуют «ретроактивные исключения, в тех случаях, когда речь идет о собственности, захваченной в нарушение международного права», и это дело может рассматриваться в американском суде (Фердинанд Блох-Бауэр не являлся австрийским подданным, и конфискацию его имущества сочли нарушением международного права). О том, насколько этот вопрос сложен и неоднозначен, свидетельствует хотя бы то, что вердикт был принят шестью голосами судей Верховного суда «за» при трех «против».
Альтман понимала, что исполнения решения американского суда суверенной Австрией она, в силу весьма преклонного возраста, может и не дождаться. Австрии же было важно перенести решение вопроса под свою юрисдикцию. Это позволило бы государству в какой-то мере сохранить лицо, да и судебные издержки в Верховном суде США уже стоили Австрии 3,5 млн евро. Обе стороны пришли к соглашению о перенесении рассмотрения дела о наследстве в арбитражный суд на территории Австрии. Как отмечалось в решении арбитражного суда, полной ясности в том, кто же из супругов Блох-Бауэров (Адель или Фердинанд) являлся собственником картин, нет до сих пор. Однако по законодательству Австрии, существовавшему на момент смерти Адели в 1925 году, сомнения в семейных имущественных спорах трактовались в пользу мужа (сейчас это, конечно, уже не так). В частности, и на этом основании 16 января 2006 года арбитражный суд подтвердил право собственности на пять картин Климта из Австрийской галереи за 79-летней Марией Альтман. Этот прецедент будут изучать на факультетах права многих университетов: в нем ставились под сомнения многие, казавшиеся незыблемыми, принципы юриспруденции. Неясным остается и ответ на проклятый вопрос о том, где же проходит временная граница по делам о реституции.
С ВЕЩАМИ НА ВЫВОЗ
После суда Альтман заявила журналистам, что не настаивает на вывозе картин из Австрии, ее вполне удовлетворит получение стоимости полотен по «справедливой цене». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Однако «справедливая цена» в течение месяца взлетела со 150 млн долларов до 245, а затем и до 300! Это огромные деньги для Австрии (даже первоначальная сумма в 150 млн долларов вдвое превышает годовой бюджет всех австрийских музеев).
Договориться с представителями Альтман австрийским властям не удалось, и 2 февраля федеральный канцлер Шуссель объявил о прекращении переговоров. Стране не под силу так быстро собрать требуемую сумму, и где уверенность, что за это время цена не возрастет еще больше. Адвокат Марии Альтман Рэндольф Шёнберг сообщил, что уже получил несколько предложений (в том числе и из Австрии) о покупке картин частными лицами.
Самим фактом продажи полотен будет нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее (а ведь Мария Альтман является наследницей и по ее линии). Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма. Демократическое же судопроизводство привело в конечном счете к нарушению желания Адели, не говоря уже о миллионах австрийцев, которых лишили их национальной иконы.
У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман и ее представителей, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. (К слову, семья Альтман всегда была весьма состоятельной.)
Австрия же пережила шок. Невозможно представить Бельведер без австрийской «Моны Лизы»: достаточно сказать, что именно репродукция «Золотой Адели» украшает обложку современного путеводителя по Бельведеру… Во время работы арбитражного суда музей получил анонимное послание с угрозой уничтожить полотна Климта в случае решения об их передаче Альтман. Картины от греха подальше убрали в запасники. Угрожавшего разыскала полиция, он отпираться не стал, заявив, правда, что угрозу исполнять не собирался…
В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые переходят в частные руки. Вскоре полотна были вновь изъяты из экспозиции, и после экспертизы будут переданы наследнице Блох-Бауэров.
Прощай, «Золотая Адель»…
Женщина в золотом
|
||
Густав Климт | ||
Портрет Адели Блох-Бауэр I. 1907 | ||
Холст, масло. 138 × 138 см | ||
Новая галерея, Нью-Йорк | ||
Медиафайлы на Викискладе |
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) — картина Густава Климта. Известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Картина считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом.
По сообщениям прессы, в 2006 г. картина была приобретена за рекордную для произведения живописи сумму в 135 млн долларов американским предпринимателем Рональдом Лаудером для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке. Об этой картине в 2015 году был снят кассовый фильм Женщина в золоте.
Содержание
Описание
Лицо и руки, реалистично написанные в холодных тонах, являются визуальной доминантой в восприятии картины, выделяясь на фоне остальных элементов, исполненных орнаментально. Композиция полотна делится на две вертикальные части: справа изображена Адель Блох-Бауэр, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер. Нижнюю треть полотна заполняет подол её платья. Густав Климт отказался от изображения перспективной глубины на картине, отдав предпочтение плоскостности. Орнаментальное золото фона вытесняет эскизно обозначенное пространство на задний план. Стены, кресло и платье модели оказываются просто двухмерными фигурами, расположенными рядом.
Обнаруживаемая при детальном рассмотрении изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией. Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.
Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники (см. символику «Всевидящего ока»). Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
Модель — Адель Блох-Бауэр
На портрете изображена Адель Блох-Бауэр (1881—1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, в возрасте 26 лет. В 1899 г. в возрасте 18 лет она вышла замуж за значительно более зрелого по возрасту Фердинанда Блоха. До этого сестра Адели Тереза (мать Марии Альтман) вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава Блоха. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.
Они принадлежали к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siècle. В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и социал-демократические политики, как, например, Карл Реннер и Юлиус Тандлер.
Мария Альтман, племянница Адели Блох-Бауэр и наследница полотна, описывала свою тётку как [1]
Страдающей, постоянно страдающая головной болью, курящей как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная |
В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил также и Густав Климт, которого с 1899 г. связывала дружба с Аделью Блох-Бауэр. Уже в 1901 г. Климт написал «Юдифь I», полуакт, изображающий библейскую Юдифь. Моделью послужила сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. В 1909 г. была создана «Юдифь II» — и на этом полотне, весьма вероятно, изображена Адель [2] .
Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее». Также был приобретен «Портрет Амалии Цукеркандль».
История создания полотна
В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель». Представленные здесь четыре наброска были нарисованы чёрным мелом. [3]
Примечательно, что основная идея картины существовала уже на этом раннем этапе. Спорными оставались лишь точная позиция модели, прежде всего, положение рук и головы.
Техника и стиль
Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.
Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены, переходя в орнамент, становится абстрактным и не даёт никакой пространственной ориентации, что отвечает колористической гамме и формам, используемым Климтом в 1898—1900 гг. По характеристике Александра Гениса [4] , эта «декадентская икона» изображает
утонченную до болезненности деву с прозрачным лицом и изломанными руками. Климт видел в ней новую Венеру, а вышла старая Европа, умирающая от пресыщенности. Не зря её худое тело укутывает шлейф прежних увлечений, убранный символами полузабытых вер и царств, — Крит, Египет, Византия, Габсбурги…
Климт восхищался византийским, минойским, микенским и египетским искусством, а также средневековой религиозной живописью Италии. Кроме того, в формах полотна отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо. Не в последнюю очередь ощущаются и характерные черты французского импрессионизма, который был известен в Австрии во многом благодаря Венскому сецессиону — группе художников, к которой до 1905 года принадлежал и сам Климт.
Другие известные работы Климта: «Водяные змеи I», «Фриз Стокле» — заказ некоего бельгийского промышленника из Брюсселя, «Три возраста женщины», «Поцелуй», который вместе с «Золотой Аделью» составляют вершину творчества золотого периода Климта. Женщины были в эти годы главным мотивом в работах Климта.
Ожидание (Фриз Стокле), 1904—1910
История полотна
Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 года портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 годы находился в австрийской государственной галерее.
Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 года, оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной. Один из пейзажей — «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 году Австрийской галерее Бельведер. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 году участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.
Когда после аншлюса 12—13 марта 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В летней резиденции Фердинанда Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 года в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.
Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 году австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I». Поскольку у семьи Блох-Бауэр не было детей, то своими наследниками Фердинанд Блох-Бауэр назначил детей своего брата — Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.
В 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём произведения искусства попали в их фонды (см. Реституция после Второй мировой войны частным лицам). Один из журналистов, изучавших музейные архивы, информировал Марию Альтман об обстоятельствах приобретения картин Климта австрийским государственным музеем. В 2005 г. после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» картины были переданы законным владельцам [5] .
После того как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Березовая роща», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее», оцениваемые в 300 млн долларов, 14 февраля 2006 г. были привезены в Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 года. 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов. Портрет с тех пор находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.
Женщины Густава Климта
На фоне популярности фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса мы сделали подборку 11 известных женских портретов первого австрийского художника-модерниста.
На фоне популярности фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса мы сделали подборку из 11 самых известных женских портретов первого австрийского художника-модерниста.
В 2015 году состоялась премьера фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса с Хелен Миррен и Райаном Рейнольдсом в главной роли, рассказывающего историю Марии Альтманн, которая пытается вернуть в семью портрет Адели Блох-Бауэр — один из шедевров, написанных Густавом Климтом.
«365»изучил картины австрийского мастера с целью разгадать, кто же эти женщины, которых загадочно смотрят на нас с его полотен.
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в австро-венгерском городе Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира Эрнеста Климта. В семье было семь детей: три мальчика и четыре девочки. Кстати, все трое сыновей Эрнеста стали художниками.
Сначала Густав учится рисовать у своего отца, но затем поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства, где специализируется на архитектурной живописи. Тогда образцом для Густава был художник Ганс Макарт, представитель академизма. И, кстати, в отличие от большинства юных художников того времени, Климт соглашается с канонами академической живописи и не выступает против принципов консервативного академического рисунка.
Ганс Макарт. Женский портрет
Густав, его брат Эрнст и их друг Франц Матч с 1880 года работали вместе – они украшали фресками театры, музеи. В 1888 году Густав Климт удостаивается награды «Золотой крест» — ее ему вручает император Франц Иосиф за заслуги в искусстве. Но через некоторое время в жизни Климта наступает переломный момент: его отец и брат умирают, и вся ответственность за семью ложится на Густава.
Эти события не могли пройти бесследно – художественный взгляд Климта меняется, начинает развиваться его собственный стиль. В 1897 году Климт возглавляет Сецессион – художественное объединение новаторов, созданное в противовес консервативным представителям искусства. Густав Климт – основоположник модерна в австрийской живописи. В его работах чаще всего можно встретить четкий силуэт и орнаментализм. Вообще, главный предмет его работ – женское тело. Большинство его картин пронизаны эротизмом.
Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)
Картина известна также как “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”.
Адель – дочь генерального директора венского банковского союза. В 1903 году Густав Климт получил заказ на портрет Адели от ее мужа, Фердинанда Блох-Бауэра, но картина “Золотая Адель” увидела свет только в 1907 году – за четыре года Климт сделал более ста набросков для нее. Эта картина считается одной из самых значительных работ художника.
Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)
Адель Блох-Бауэр II
Этот портрет, среди других работ Климта, висел в доме Адель до ареста ее семьи нацистами во время Второй мировой войны. Австрийский музей, в котором картина оказалась после войны, отказался возвращать ее владельцам. Но после судебного разбирательства эта и ещё несколько картин художника были возвращены Марии Альтманн, племяннице Фердинанда Блох-Бауэра, в 2006 году.
Юдифь с головой Олоферна (1901)
Юдифь с головой Олоферна
Юдифь – героической образ молодой женщины, спасшей свой еврейский народ от ассирийского пленения, отрубив голову вражескому полководцу Олоферну.
История Юдифи вдохновляла многих художников в истории мирового искусства. Климт же представил Юдифь в образе соблазнительницы, смелой и отчаянной. Здесь она – роковая победительница. Девушка выходит из шатра Олоферна, еще полуобнаженная, в руках несет голову врага. Несмотря на ее надменный взгляд, героиня у Климта остаётся хрупкой и женственной.
Портрет создан в 1901 году. Моделью послужила его излюбленная Адель Блох-Бауэр, дочь генерального директора венского банковского союза. Хотя факт ее позирования Климт не афишировал.
Работа вызвала противоречивые толки. Юдифь не была счастлива в браке, и победа над Олоферном стала своего рода вызовом всему мужскому обществу. Не зря Климт изобразил ее нарочито чувственной, в золотых тонах, что означают символ торжества.
Три возраста женщины (1905)
Три возраста женщины
На картине Климт изобразил круговорот жизни: с одной стороны — умиротворенная молодая женщина с ребенком на руках, с другой – старая, подавленная женщина. Они контрастируют даже красками, которая задают настроение: молодость изображается светлой, лучезарной, в то время как старость тут серая, обреченная. Искусствоведы называют круговорот жизни — одним из центральных мотивов работ художника.
Даная (1907-1908)
Картина «Даная» — иллюстрация мифа о Зевсе. Согласно этому мифу он влюбился в девушку Данаю и, чтобы овладеть ею, пролился золотым дождем, после чего Даная родила Персея. Климт отбрасывает все детали и запечатлевает именно момент любви Зевса и Данаи. Несмотря на то, что для многих картин художника характерен мотив эротизма, «Даная» — самая откровенная из его работ.
Дама с веером (1917-1918)
Создавая образ восточной женщины на этой картине, Густав Климт не изображал какую-то конкретную женщину, здесь образ – собирательный. Моделями для картины послужили грация и изящество.
Дама в шляпе и боа (1909)
Дама в шляпе и боа
Несмотря на то, что мы видим только часть лица дамы, практически один только взгляд, художник смог передать в нем всю силу ее характера. Несмотря на то, что ее тело полностью закрыто, картина не лишена эротизма: его, опять же, передает этот полный уверенности и загадки взгляд.
Портрет Фрицы Ридлер (1906)
На первый взгляд кажется, что этот портрет жены государственного чиновника донельзя скромен. Но это только на первый взгляд: повнимательнее посмотрев на ее лицо, мы видим сдержанную чувственность: полуоткрытый рот, румянец. Да и кресло, на котором она сидит, украшено «павлиньими глазами» — символикой с сексуальным подтекстом.
Надежда I (1903)
Герма работала моделью, чтобы прокормить семью. После того, как Герма забеременела, работу она хотела оставить, но Климт не мог допустить ухода одной из любимых моделей. Получился очень трогательный портрет: несмотря на глубокий взгляд будущей матери, выражающий спокойствие, на фоне мы можем разглядеть пугающие гримасы, которые можно расшифровать как угрозы и страхи за ребенка.
Дева (1913)
«Дева» Климта – история превращения девушки в женщину. Главная героиня картины спокойно спит, выражение ее лица также безмятежно, непорочно, можно разглядеть ночную рубашку. А в это время в ее сон проникают более искушенные и чувственные женщины, какой героине только еще предстоит стать. Но этот мир уже очень близко подобрался к девушке, окутал ее.
Девушка с голубой вуалью (1903)
Девушка с голубой вуалью
В этой работе очень много внимания художник уделил волосам модели: он тщательно проработал их, а цвет фона и вуали прекрасно контрастирует с цветом волос. Они – главное украшение девушки. Несмотря на открытое тело, картина получилась в меру выдержанной, не откровенно эротичной. Есть предположение, что натурщицей выступила модель Герма, знакомая нам по картине «Надежда I».
»