Даниил Глейхенгауз и Алина Загитова

Sport24 — о тренерах, которые сделали русских фигуристок непобедимыми.

Про Этери Тутберидзе во всем мире узнали, когда ее ученица 15-летняя Юлия Липницкая вышла на олимпийский лед в Сочи. В командном турнире она легко и непринужденно выиграла короткую и произвольную программу и принесла сборной России 20 баллов — больше других спортсменов. Девочка в красном пальто в одно мгновение стала символом домашней Олимпиады. Ее лично благодарил президент, а журнал Time разместил на обложке ее фото.

Весь следующий год после Сочи-2014 Липницкая, Тутберидзе и их окружение пытались принять популярность как данность. Хореографический класс на московском катке «Хрустальный» время от времени превращался в фотостудию, возле выстраивалась длинная очередь из девочек разных возрастов и их родителей — попасть к тренеру настоящей чемпионки хотели все.

Ситуацию не изменило даже драматичное расставание Липницкой и Тутберидзе, которое случилось в ноябре 2015, когда Юля отказалась ехать со своим тренером на этап Гран-при во Францию. На ближайшие три года в группе появился новый ориентир — Евгения Медведева, в новом олимпийском сезоне важный статус с ней разделила Алина Загитова. После Пхенчхана Алина стала единоличным лидером. За ней — новое поколение: Трусова, Щербакова и Косторная.

На двоих у Медведевой и Загитовой 24 победы на самых престижных международных соревнованиях («челленджеры» не в счет) и 12 мировых (теперь — исторических) рекордов. А у Этери Тутберидзе — репутация главного человека в мировом женском одиночном катании. Ее успех — это успех и ее команды тоже. В группе, кроме нее, работают еще 2 тренера и 2 хореографа. И даже за костюмы всегда отвечает свой человек. По именам — Даниил Глейхенгауз и Сергей Дудаков, Людмила Шалашова и Алексей Железняков, Ольга Рябенко.

Этери Тутберидзе

Этери Тутберидзе родилась в Москве в простой советской семье: мама — инженер, папа — литейщик. Она была пятым ребенком. Отец сомневался, сможет ли вытянуть пятерых, к тому же после трех старших дочерей, наконец, родился сын. Но мама настояла на своем. Роды получились тяжелыми, ее жизнь была под угрозой, потому девочку, не задумываясь, назвали Этери — в честь мамы. Через четыре года Этери впервые оказалась на катке.

«Меня никто толком не помнит, — говорит Тутберидзе. — Наверное, потому, что я каталась во времена, когда в стране началась перестройка. Там было не до фигурного катания. Начинала как одиночница. Потом перешла в танцы. Это была вынужденная мера. Врачи обнаружили трещину в позвонке. На тот момент я могла исполнять двойной аксель, тройной сальхов и тройной тулуп. После обследования толком не могла тренироваться — лечилась. Выросла за это время на 22 сантиметра. С таким ростом одиночнице делать нечего.
У кого я только не каталась. У Татьяны Тарасовой и Елены Чайковской, у Натальи Линичук, Геннадия Аккермана и снова у Тарасовой. Несколько раз становилась призером этапов Кубка СССР. Но все это, конечно, не очень серьезные достижения».

В начале 90-х, когда система советского спорта рухнула, Этери, как и многие коллеги из мира фигурного катания, отправилась в Америку. В апреле 1995 года труппа российского балета на льду, частью которой была и Этери, оказалась в Оклахоме. Их поселили в одном из приютов «Юношеской христианской ассоциации» на этаже для бездомных. Прямо напротив располагалось федеральное здание имени Альфреда Марра. 19 апреля в 9 утра от него остались только обломки. Это был теракт. До событий 11 сентября — крупнейший в истории США: 168 погибших, более 680 раненых, в числе которых была и Этери Тутберидзе.

После реабилитации она продолжила гастролировать по Штатам с парковым шоу. Сил хватило на 4 года, а потом захотелось стабильности. Так началась тренерская карьера Тутберидзе. Работала со всеми — с детьми, с профессиональными спортсменами и даже с пенсионерами, для которых каток был просто развлечением.

«Я очень скучала по семье, — вспоминает Тутберидзе. — В Америке из близких у меня не было никого, кроме дочери (Диана родилась в 2003 году — Sport24). Я решила — пора возвращаться. С работой было сложно. Сначала пришла к Чайковской, но у Елены Анатольевны не было свободных ставок. Потом мне отказали на СЮПе, в ЦСКА. В итоге приткнулась сначала на каток в Братеево, потом уехала в Зеленоград, еще через какое-то время нашлось местечко на катке «Серебряный». Ну, а когда появились первые результаты, мне предложили перебраться в Беляево».

Это интересно:  Чем помыть пластиковые окна

Важнейшие принципы своей работы Тутберидзе сформулировала еще в Америке. Сейчас по этим правилам живет вся ее группа. Главное — никто никого не заставляет работать. Тренировки получаются эффективными только тогда, когда спортсмены сами понимают, что им это нужно. Самый показательный пример — Алина Загитова.

«С Алиной у нас получилось не сразу, — рассказывала Тутберидзе. — Она продержалась три месяца, потом я ее просто выгнала. Для меня важно, чтобы спортсмен был самостоятельным. Она это не сразу поняла. Привыкла, что кто-то должен подгонять, заставлять работать, кричать. У нас в группе такого нет. У нас главное — желание. Хочешь — работаешь. Не хочешь — никто упрашивать не будет. Поначалу у Алины такого желания, видимо, не было».

Еще одно условие — время на тренировке нужно использовать бережно. Этому Тутберидзе тоже научили в США.

«За фигурное катание там платит сам спортсмен, — объясняла Этери в интервью «Р-Спорт». — Более того, очень часто он на него и зарабатывает. И понимает, что каждая минута на льду стоит денег. И ценит эту минуту. А как сделать, чтобы наши спортсмены начали свое время ценить, если у них этот лед просто есть и все? Они выходят, пять минут чехлы с коньков снимают, десять минут сморкаются, потом шнурки перевязывают. Для них время — не деньги.

В Америке у меня занималась девочка. Ее родители очень хотели, чтобы она запрыгала, а я боялась, что она может травмироваться. Она была очень высокая, с длинными ногами. И я старалась делать все, чтобы тренировка проходила с меньшим количеством прыжков. Она выходит на лед, а я ее начинаю спрашивать: как у тебя дела, как ты себя чувствуешь, как в школе? А она мне вдруг говорит: «Этери Георгиевна, уже минута от тренировки прошла, а мы все еще разговариваем». Нашим спортсменам очень не хватает такой сознательности».

Даниил Глейхенгауз

Тренер-постановщик, в группе Тутберидзе с 2014 года

Даниил мог бы стать режиссером — его отец Марк Самуилович Глейхенгауз большую часть жизни работал на ТВ и был членом Академии Российского телевидения. Документально-исторический сериал о Великой Отечественной войне «Стратегия Победы» — его главное дело.

Другой вариант — стать артистом балета, как мама Людмила Шалашова.

«Мне кажется, что я еще ходить не начал, а уже занимался хореографией, — рассказывал Глейхенгауз в интервью федерации фигурного катания. — Но в балет брали с 7 лет, раньше — с 4 — было только фигурное катание. Меня туда и отдали. И когда пришло время выбирать, то как можно было сказать ребенку: «Сними коньки, иди, танцуй на полу»? К тому моменту я прозанимался уже три года и не хотел бросать спорт. Да и, если честно, лет до 17-ти хореографию просто ненавидел. Ну, представьте: переходный возраст, все, отработав лед, идут в «Макдональдс», а мама-балерина вручает тебе балетки».

Алина Загитова и Даниил Глейхенгауз. Всегда мимо «яблочка»

Опять запахло скандалом в новостях фигурного мира. В общих чертах казус таков: юниорка Камила Валиева на Контрольных прокатах изобразила свою ПП под музыку, которую давно объявила для своей короткой программы Медведева. Очень давно. А поэтому вырастает вопрос – не нарочно ли это сделано Тутберидзе? Просто вопрос, но, согласитесь, не на пустом месте – потому что летом Глейхенгауз взял ту музыку Билли Айлишь, которую отмечала в своем Инстаграме Медведева. И отдал эту музыку Загитовой под показательный, сделанный на скорую руку, буквально за пару дней появления Алины в Москве.

Этот скандал усилился тем, что, как оказалось, Глейхенгауз натворил плагиат с Гомес, американского хореографа. Специально, нет – доказать невозможно. Но по факту он извинялся на весь мир. Уж очень грубо скопировал.

Не хочу произносить громких фраз о некой каре небесной, но факт есть факт – музыка взята как любимая Медведевой и номер оскандалился плагиатом.

Сейчас взята та же музыка для Камилы Валиевой, которую задекларировала, «заняла» Медведева. И сразу поползли досужие помыслы: после этой шикарной ПП Валиевой любое исполнение КП Медведевой будет плохим! Какая-то неказистая у них Медведева.

А меж тем именно она двукратная чемпионка мира, подобных в «Хрустальном» нет. А кто такая Валиева? Пока только готовится выступать по юниорам, тогда как Медведева именно по взрослым была первым номером топа 2,5 года. Разница колоссальная.

Это интересно:  Как сшить куклу из ткани

Но известно, что Этери-тим пользуется чудовищной информационной поддержкой и любой чих против Медведевой навешивается за правду. Тогда как обычно он – ложь. Валиева пока никто и ничто. Посмотрел ПП – чем отличить ее от Щербаковой, не понял. Особенно в тренировочной форме. Ну очень похожи.

Не это ли чувствуя, идет в атаку на Медведеву Этери-тим с весны 2018? Ну, казалось бы – музыки в мире навалом, зачем берете чужое, занятое? Формально можно. Даже по этике ФК – ничего страшного. Но зачем? Боритесь на арене да без грибов, мой вам совет.

Что касается тандема Глейхенгауз—Загитова, то он еще был терпим для меня в балетных образах, а как стал внедрять в нее хореограф страстные типажи, органически не вытягиваемые фигуристкой, то это стало ужасно. Новая КП – тому подтверждение. Тяжелый конек, очевидно лишний вес, замедленные движения – и испанские страсти при почти бесстрастном лице.

Что будет дальше, даже страшно подумать, настолько тесно в сборной России будет уже через месяц.

Поэтому у Этери-тим нервы сдают с мая месяца.

Музыка, впрочем, тоже оживляется фигуристом. Прекрасно помню свое впечатление от «Шопена» Медведевой, «неслышно каталась», «пронзительно», говорила Тарасова на ОИ. Инопланетное катание. Думал, такая же музыка в силе своей. Но вдруг вспомнил через несколько месяцев, что ее катали другие, и не раз. Только вот она была на порядок менее выразительна. Фигуристка усилила самого Шопена. А кто-то, например, Нагасу, так и ослабил.

Даниил Глейхенгауз

Биография

У Даниила Глейхенгауза была мечта – получить высшую награду Олимпийских игр. И он ее получил, но не как фигурист, а как тренер и хореограф-постановщик победных программ для Алины Загитовой и Евгении Медведевой. Бывший одиночник к танцам на льду относился со скепсисом, а теперь реализует с подопечными собственные несбывшиеся мечты.

Детство и юность

Даниил родился в июне 1991 года в творческой семье. Отец Марк Самуилович, еврей по национальности, – режиссер и оператор, обладатель премии ТЭФИ, член Академии российского телевидения. Мама Людмила Борисовна Шалашова танцевала на сцене Большого театра и в сыне видела продолжателя этой профессии.

Родители Даниила Глейхенгауза

Но в 4 года, гуляя с отцом неподалеку от стадиона «Юных пионеров», Даниил заглянул на каток, на котором тогда проходили тренировки Ирины Слуцкой. Ребенка отправили на занятия для укрепления здоровья. Чуть позже, когда тренеры заметили результаты, обычное катание поставили на профессиональные рельсы.

Подросший Даниил перешел к Марине Друзик на каток в Сокольниках. Затем в спорткомплексе «Олимпийский» талантливого мальчика приметил Виктор Кудрявцев, но для его группы юный фигурист был слишком мал.

Даниил Глейхенгауз в юности

Родители, загоревшиеся идеей вырастить профессионального спортсмена, пришли к Елене Водорезовой, и тут через полмесяца Виктор Николаевич позвал к себе.

Мама не оставляла мечту о балете и отправила сына в хореографическую студию. Когда пришла очередь просмотра в училище, Даня уже выиграл несколько соревнований и уверенно выбрал фигурное катание.

Фигурное катание

Начинал Глейхенгауз традиционно – с одиночников, занимал призовые места на первенстве России. На юниорском чемпионате мира Даниил получил травму голеностопа, но внимания ей не придал. Когда не помогла операция и полгода реабилитации, выяснилось, что конкурентоспособный контент программ уже не под силу. На семейном совете решили, что парню не стоит прозябать в середнячках, почему бы не попробовать танцы.

Даниил Глейхенгауз в фигурном катании

Даниил пришел в группу Александра Жулина и встал в пару с Ксенией Коробковой. Вместе фигуристы выиграли Pavel Roman Memorial в Чехии и NRW Trophy в Германии, обыгрывали коллег-соперников, которым дали право выступать на этапах Гран-при.

Однако на национальном уровне спортсмены долго стояли в своеобразной очереди, поскольку в России длинная скамейка юниоров в танцах на льду. Глейхенгауз сам отмечал, что за границей к их паре относились лучше, чем на родине.

Даниил Глейхенгауз в ледовом шоу

В 2010-м в биографии фигуриста случился крутой поворот. От онкологии умер отец, и перед Даниилом встала задача по содержанию семьи. Карьера выступающего спортсмена на этом закончилась, молодой человек переключился на шоу Ильи Авербуха и стал пробовать себя на тренерском поприще в школе олимпийского резерва «Москвич».

Это интересно:  Украшения из кожи своими руками

С 2015 года на ледовых площадках России и мира с успехом идет шоу «Кармен». Глейхенгауз входил в команду хореографов-репетиторов. Среди исполнителей главных ролей – весь цвет российского фигурного катания: Татьяна Навка и Роман Костомаров, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Елена Леонова, Максим Шабалин.

Даниил Глейхенгауз и Дарья Казючиц

В числе участников также задействованы чемпионка Европы Яна Хохлова, призер этапов Гран-при Дарья Казючиц, призер юниорских чемпионатов Екатерина Пушкаш.

После Олимпиады в Сочи Авербух сообщил, что команда Этери Тутберидзе ищет специалиста по скольжению. Знаменитый тренер позвонила первой и пригласила попробовать. Как хореографу Даниилу поручили пересмотреть программу Юлии Липницкой, однако предложения Глейхенгауза фигуристка не восприняла. Впоследствии наработки Даниила тренерская команда использовала в постановке короткой программы Алины Загитовой «Черный лебедь».

Даниил Глейхенгауз и Этери Тутберидзе

В этой программе хореограф соединил музыку из современного кинофильма и классические произведения Петра Ильича Чайковского. По признанию Даниила, Загитовой досталась одна из самых сложных дорожек шагов, что он когда-либо ставил.

Произвольная программа на мотивы «Дон Кихота», в которой движение точно акцентируется музыкой, считается невероятно сложной, но в этом и была находка тренеров. Глейхенгауз начал работу с конца, потому что акценты программы приходились на финальную часть, и прыжки в музыкальное сопровождение никто и никогда не раскладывал.

Даниил Глейхенгауз и Алина Загитова

Тутберидзе стала больше доверять молодому члену команды, и у хореографа прибавилось работы. С Авербухом пришлось расстаться, так как Глейхенгауз начал ставить абсолютное большинство программ для Этери Георгиевны.

Адьян Питкеев

Глейхенгаузу принадлежит авторство хитовой программы Евгении Медведевой «Сейлор Мун». Прежде чем приступить к постановке, хореограф и его девушка потратили отпуск в Доминикане на просмотр этого мультсериала. На командном чемпионате мира в Токио российская фигуристка сорвала овации.

Спортсменка выступила под микс из композиций аниме, в том числе мелодию «Moonlight Densetsu» — заглавную композицию мультфильма. Французской программой «Paroles» Даниил постарался развеять миф о том, что чемпионка мира повторяется в своих образах.

Даниил Глейхенгауз и Евгения Медведева

Начиная работать с фигуристом, Глейхенгауз ищет в нем скрытый талант, «фишку», как говорит хореограф. Так, для Алены Косторной тренеры ставят программу, в которой нужно работать мимикой, зрительно взаимодействовать с публикой и судьями.

А первая фигуристка, исполнившая два четверных прыжка, Александра Трусова, по мнению наставника, очень музыкальна и упряма. При подборе для нее музыкального сопровождения делается упор на артистизм и сложную, модерновую хореографию.

Личная жизнь

О себе Глейхенгауз говорит как об открытом, любящем общение человеке, но на вопросы о жене и прочих сердечных тайнах ответов не найти. Тем не менее, на странице хореографа в «Инстаграме» размещены фото, где он изображен вместе с неназванной девушкой.

Даниил Глейхенгауз и его девушка

В одном из интервью теперь уже известный член тренерского штаба Тутберидзе обмолвился, что заводить собственных детей не торопится, потому что ученики стали родными. И волнения, воспитательных моментов, нервов, которые тратятся на них, хватает сполна.

От отца Даниил перенял любовь к фотографии. В свободные минуты он старается снимать понравившиеся места, друзей, природу. Иногда, если это не вредит тренировочному процессу, играет в боулинг, теннис и футбол. Болеет за российские команды хоккеистов и футболистов.

Даниил Глейхенгауз сейчас

В марте 2018 года подопечный Даниила Алексей Ерохов выиграл чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров. Хореограф полагает, что у Леши большое будущее, в частности, он вполне может выступить на следующей Олимпиаде.

Даниил Глейхенгауз в 2018 году

В арсенале юного чемпиона есть все четверные прыжки, кроме акселя. Ерохов долго шел к успеху, наступая на пятки одногруппникам Морису Квителашвили, тому же Питкееву, Сергею Воронову. Эти фигуристы превосходили Алексея, но благодаря работоспособности и серьезному отношению к тренировкам он добился многого, говорит Глейхенгауз.

Кроме этого, золотую и серебряную медали привезли из Софии Александра Трусова и Алена Косторная.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector