Гиперактивный ребенок что делать
«Гиперактивный ребенок». В последние годы данный термин достаточно привычен. Слишком подвижных детей становится все больше. Поэтому сегодня предлагаю разобраться, каковы поведенческие отличия гиперактивных детей от обычных? Как можно помочь семье, в которой есть «маленькая юла» или «сметающий все на своем пути»?
Гиперактивным детям трудно сидеть на месте, они суетливы, чересчур много двигаются, вертятся, иногда слишком говорливы, могут раздражать манерой своего поведения. Вызывают множество конфликтов и споров, плохо контролируют себя, неуклюжи, иногда агрессивны. Часто роняют и ломают вещи, проливают жидкости. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, задает кучу вопросов, но редко дожидается ответов. Молниеносно переключается с одной деятельности на другую. Создается впечатление, что ребенка невозможно ничем увлечь хотя бы на какой-то срок.
По данным некоторых ученых, истинный Синдром дефицита внимания (СДВГ) проявляется с раннего возраста. Этиология неизвестна. Предполагается вина генетики или изменения процессов работы мозга, недоразвитие нервной системы, или нарушение внутриутробных, родовых процессов. Возможно, именно на этого ребенка, оказала влияние экология. Никто не знает.
Таким детям иногда неплохо помогают лекарственные препараты. Но бывает, что их действия недостаточны, и тогда рекомендуется психотерапия, которая показана и детям без медицинского диагноза. Если родители пока не дошли до психолога или такового нет в их местности, то расскажу, как можно помочь детям и зачем это нужно.
Отмечу, что в трудности слишком подвижного ребенка вносят свой вклад взрослые, потому что с гиперактивными чадами и правда тяжело. Близкие становятся нетерпеливыми, недоверчивыми, иногда срываются. Если родные часто проявляют негативное отношение, то и маленький человек научается низко оценивать себя. Такой ребенок может иметь мало друзей, его унижают меткие прозвища и ярлыки сверстников. Угнетают трудности в учебе, хоть он может надеть на себя маску равнодушия.
Родителям гипрактивных детей важно понять, что тем необходимы перемены, новизна, богатство впечатлений. Скучная, надоевшая среда, где ничего не происходит будет провоцировать их на различные выходки. Ребенок станет искать способы, чтобы как-то стимулировать себя. Конечно же используя и различные варианты эксцентричного поведения.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Поэтому первая задача для родителей:
организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы его деятельность постоянно менялась, окружение было ярким, а впечатления разнообразными.
Может быть, вы научитесь показывать фокусы и заинтересуете ими ребенка, или составите карту мест, куда можно совершать небольшие вылазки, путешествия. Это вам кажется обычным старый овраг или не представляющий значимости подсохший пруд, или муравейник на холме. Для ребенка знакомство с перечисленным вызывает погружение в новый неизведанный мир.
Интересно было бы послушать ваши предложения о том, какие новинки вы привносите в жизнь ребенка, чтобы помочь ему не застрять в серых буднях.
Только не надо ждать, что он надолго застрянет в какой-то новой забаве, а вы пойдете заниматься своими делами. Такое вряд ли случится. Придуманная затея- всего лишь «одна из» в огромном списке остальных. Не стоит бояться избаловать ребенка, для него впечатления-это не излишество, а способ познания себя.
У детей с СДВГ очень слабо развито понятие границ дозволенного, им сложно следовать правилам.
«Дети испытывают тревогу в обстановке, которая не имеет ясной структуры и не задает четких границ допустимого, и, пытаясь избавиться от беспокойства, часто ведут себя вызывающе».(В. Оклендер)
Поэтому формулируем следующую задачу:
правил не должно быть чрезмерно много; они просты, понятны и не нарушаемы.
Когда слишком подвижным детям уделяют внимание, слушают (можно прочесть про «активное слушание» в интернете), задают вопросы, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Вывод: слушайте и воспринимайте всерьез детей.
Всем детям, а особенно гиперактивным, помогают научиться концентрировать внимание и снимать напряжение занятия, стимулирующие тактильные ощущения. Задача:
несколько раз в неделю организовать занятия с глиной, песком, водой; рисование пальчиковыми красками. Во время работы здорово обращать внимание на то, что именно делает ребенок. Когда упоминаю воду, имею ввиду следующее. Берется емкость с водой, в которую можно погружать и вынимать игрушки (для каждодневного применения).
Для того, чтобы дети научились оставаться в процессе игры или какой-то другой деятельности достаточно длительное время, предлагаю использовать, например, следующее упражнение:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
берется предмет не слишком знакомый ребенку. Допустим, свечка. Или вы купили растение с необычным покровом листьев. Или вспомнили об огромной ракушке на дальней полке вашего шкафа. Маленький человек берет в руки предмет. Ваши вопросы следующие:
«Посмотри на эту свечу. Как она выглядит? Ты чувствуешь воск на пальцах? Замечаешь ли ты, что часть свечи оранжевая?» Если ребенок переключается на какой-то шум или происходящее в соседней комнате, обращаем его внимание: «Ты услышал шум. Как думаешь, на что это похоже?»
Для осознания границ тела и его возможностей хороши следующие задания:
- Покажи 5 способов падения на подушки
- 5 вариантов раскачивания на качелях
- Изобрази с помощью своего тела: танк, гусеницу, расческу, кольцо, мост (добавьте ваши варианты). Пантомима-в целом полезное занятие!
«Забавно изображать разные виды спорта и игры, животных и какие-то ситуации. На собственном опыте я убедилась, что подобные упражнения заставляют очень внимательно прислушиваться к своему телу, осознавать его в попытке передать то или иное сообщение без использования слов. Мы сражались, вообразив себя сырыми спагетти, а потом – вареными спагетти, или двумя столетними старцами, или королем и королевой». (В. Оклендер)
Для гиперактивных детей важно упражнять волю и суждения. Поэтому:
даем возможность выбора: какую одежду одеть в садик, что за цветную бумагу взять для поделки, какое блюдо выбрать на обед.
Если у ребенка много скрытых переживаний, то устоять на месте ему будет достаточно трудно. Вспомните себя. Если вас что-то волнует, вы расстроены, не понимаете, что происходит, легко ли вам сконцентрироваться на каком-то деле? Когда ситуация проясняется, например, человек разберется в произошедшем, поделится с кем-то, поплачет или выразит злость, становится лучше и можно приниматься за работу.
«Дети же не обладают когнитивными и эмоциональными навыками, чтобы выполнить подобный самоанализ. Тревога приводит к появлению у них страха перед возможностью углубиться в какое-нибудь занятие. Ребенку, неспособному (или не желающему) показать свои скрытые переживания, часто трудно устоять на месте, сосредоточиться и сфокусировать внимание. Они все время переходят от одной вещи к другой, но не могут полноценно сосредоточиться на чем-то одном. Дети, испытывающие страх, гнев, горе или беспокойство, часто демонстрируют все или многие симптомы СДВГ» (В. Оклендер)
В связи с выше сказанным выделим наиважнейшую задачу
-помочь ребенку выразить чувства, особенно, если в анамнезе малыша имеются травматические переживания. Это столкновение со смертью, ситуация развода, психическое и физическое насилие, угроза жизни и здоровья. Без профессиональных навыков помочь детям непросто. Поэтому обращаем внимание на необходимость психотерапевтических занятий для детей, учитывая, что наличие непростого психологического опыта затрагивает все сферы развития и может вызвать нарушения не только поведения, ухудшение учебного процесса, появление страхов, но и психосоматические проявления, такие как гиперактивность, энурез, бронхиальная астма.
Успехов вам в воспитании счастливых детей!
С уважением, семейный психолог, Елена Кислова.
Гиперактивный ребенок: как не сойти с ума родителям?
Гиперактивный ребенок, что делать родителям? Можно найти десятки статей и советов по этому поводу. Недостаток в них только один – их пишут психологи, невропатологи, педиатры, педагоги, которые растят нормальных детей.
А что делать простым, обычным мамам и папам, которые сталкиваются с особенностями характера своего ребенка и совершенно не знают, что с ним делать и как его воспитывать?
Алина: Вот уже полтора года я веду очень активный образ жизни. Я ем на ходу, недосыпаю ночи, быстро убираю квартиру, знаю десяток блюд на скорую руку, могу одеться, накраситься и сделать укладку всего за 12 минут. Дело в том, что полтора года назад я родила гиперактивного ребенка. Диагноз нам поставили еще в роддоме, подтвердили УЗИ головного мозга и десятками тестов, поставили на учет к невропатологу. Каждые полгода мы проходим лечение. Но, как выяснилось, этого мало. Родители гиперактивного ребенка – это и профессия, и призвание, и образ жизни – все в одном. Теперь я – профессионал. У меня есть знания (высшее медицинское образование) и опыт, и этим я готова поделиться с вами.
Для начала определим, что такое гиперактивный ребенок. Представим себе автостраду с тысячами машин. Все в движении, а одна мчит на полной скорости без тормозов. Как можно остановить такую машину?
Есть 2 способа – не мешать, уступить дорогу и подождать пока кончится бензин. Второй – машину остановит препятствие – стена, дерево, другая машина, столб.
Водитель разобьется, потому что не спасут ни ремень, ни подушки безопасности.
Вернемся к нашим детям. У гиперактивного ребенка нет тормозов, в его организме не вырабатывается фермент – глицин, отвечающий за успокоение.
Он не может успокоиться сам. То, что для других баловство, для гиперактивного ребенка – норма жизни.
Он будет бежать, падать, набивать шишки, плакать, успокаиваться и снова бежать. Его девиз: «Вижу цель – препятствий не вижу». И у вас есть 2 выхода – не мешать, а помогать и ждать, когда «закончится бензин» (ребенок перерастет).
Или стать препятствием и привести к необратимым последствиям (неуравновешенность, асоциальность, отшельничество, алкоголизм, наркомания).
Гиперактивный ребенок, что делать:
- Смиритесь. Ваш ребенок гиперактивный, особенный, требующий индивидуального подхода. Когда очень тяжело, сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10 и скажите себе: «У меня просто гиперактивный ребенок. Проблема не в нем, а в его голове. Он в этом не виноват». Ведь бесполезно кричать на девочку: «Стань мальчиком» – это невозможно. Вот и гиперактивный ребенок не станет нормальным.
- Фильтруйте советы. «Добрые люди» всегда найдут, что посоветовать. Слушайте только профессионалов – опытных, авторитетных медиков (педиатров, невропатологов), психологов и педагогов и только адекватных мамочек с подобными проблемами.
- Не игнорируйте эту проблему. Проходите лечение, уделяйте максимум внимания ребенку, не бойтесь перелюбить малыша, в случае гиперактивности это невозможно. Постоянно давайте ему понять, что он – ваше наибольшее сокровище, ваша самая драгоценная ценность. Пусть он будет уверен, что родители любят его и таким особенным, не смотря ни на что. Ваша любовь к ребенку – неоспоримый факт. И только так! Главное – и к другим людям относитесь хорошо. Тогда ребенок будет знать: я самая большая драгоценность для моих родителей, но все люди драгоценны.
- Нельзя бить. Ребенок запомнит и обязательно применит это в жизни. Я один раз ударила ребенка по рукам, когда он полез к розетке. Малыш еще неделю бил детей на детской площадке! Отвлекайте. Игрушками, песнями, танцами, чем угодно – отвлекайте.
- Нельзя вообще кричать. Я один раз сорвалась, не на ребенка, вообще. Малыш запомнил и почти месяц устраивал подобные истерики. Игнорируйте. Все плохое игнорируйте. Ребенок добивается любой реакции от вас. Негативная реакция – тоже результат. Отсутствие реакции – отсутствие результата. Он поймет, что плохим поведением не добьется вашего расположения и со временем перестанет делать плохо. Лучше чаще хвалите: «Ты сама убрала игрушки? Молодец!», «О, ты съел целых три ложки каши. Умница! Вырастишь большой-большой!». Не стесняйтесь хвалить, тогда и кричать будет не за что.
- Обезопасьте пространство. У таких детей плохо развит инстинкт самосохранения. Боль его практически не пугает. Помните это, оставляя нож на доступном месте. Каждая ошибка может стать роковой.
- Ограничьте запреты. Запретов должно быть мало (только то, что опасно для жизни) и адекватно развитию. Годовалый ребенок не понимает, что он может разбить вашу любимую хрустальную вазу и порезаться осколками. Вы привыкли приходить домой и отдыхать. Вот и ребенок хочет дома отдохнуть от запретов, ограничений и страхов. Хотя бы дома он хочет просто удовлетворить свое любопытство. Дайте ему такую возможность. Все, что нельзя, должно быть скрыто, недоступно. Не дразните (смотри, но не трогай), не провоцируйте. Поберегите и без того хрупкую психику своего чада.
- Режим. Чем строже соблюдается распорядок дня и отдыха, тем реальнее, что ребенок его быстро запомнит и привыкнет. Это значительно облегчит вашу жизнь.
- Много играйте. Лучше, когда игрушки часто меняются. Для этого фасуйте их по коробках и доставайте строго по очереди, а не все вместе.
Например, у нас есть игра «покорми зверят». В одном ящике живут 13 разных зверюшек, к каждому из них я написала таблички и нарисовала, что они едят (например: лиса – рыбка, мышка – сырок).
Я читаю табличку, ребенок дает названного зверя и, пока я читаю про него четверостишье, ребенок выбирает для него еду.
Мы учим новые слова, буквы, учимся соотносить предметы, логически думать, развиваем память, учимся учиться, кроме того, мы все рисуем вместе, а это еще одна отдельная развивающая игра!
Еще в одном из ящиков есть 10 фруктов и ягод и 10 овощей и злаков. Первых мы отбираем в корзинку, остальных – в ящик.
Эффект тот же, но игра другая – разнообразие. Также имеется короб с геометрическими фигурами – по 4 круга, квадрата и треугольника, окрашенных в 4 цвета. Учим фигуры, цвета и считаем.
Я часто слышу: «Тебе просто нечего делать». На что я отвечаю: «На данном этапе жизни, мой сын – моя работа, и я с ней справляюсь на отлично. Я точно знаю, что я в него сейчас вложу, то в итоге и получу».
Даже в свои полтора года по умственно-логическому мышлению сын опережает сверстников на полгода и больше. Главное – правильно направить бушующий поток его бесконечной энергии. Не забывайте и об активных играх.
В нашей квартире прятаться тяжело, поэтому мы прячем кукол. Включайте фантазию. Помните, каждая ваша ошибка, леность, приступ агрессии, поблажка себе – может стать роковой.
Каждый день благодарите Бога за то, что вы родители, за то, что ваш гиперактивный ребенок живой, за каждую его улыбку, за каждую минуту смеха, за возможность быть с ним рядом, любить, гладить его спинку, целовать его ручки, видеть, как он растет, слышать драгоценное «мама». Благодарите за то, что он просто есть в вашей жизни.
Важную роль играет ваше отношение. Можно считать, что у него шило в одном месте, что он непослушный проныра и вообще невыносимый, а можно говорить, что он просто целеустремленный, любознательный, активный, настойчивый. Помните, «как вы лодку назовете, так она и поплывет».
Если каждый миг жить по этим правилам, то вы поймете, как вам повезло с ребенком. Он делает вас дисциплинированными, сильными, сдержанными, волевыми.
Гиперактивный ребенок развивает ваше воображение, раскрывает скрытые таланты, он раскрашивает ваши серые будни новыми яркими и веселыми красками, вы ведь для этого его рожали?
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.
СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.
Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.
Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.
Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.
Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.
Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.
Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.
Как помочь гиперактивному ребенку
У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.
Похвала
Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.
Режим
Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.
Разумно выбранный спорт
Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.
Четкое планирование
Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.
Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.
Отдых
Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.
Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.
Акцент на плюсах
Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.
Когда пройдет период гиперактивности
Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.
Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.
Что делать если ребенок гиперактивный?
людается очень часто, и порой родители не знают, что им делать в данной ситуации. Ведь такие дети никогда не сидят на месте, им постоянно нужно двигаться, бегать, прыгать, они невнимательны и плаксивы. Родители таких детей не могут отдохнуть даже ночью, так как малыши очень плохо спят, постоянно просыпаются и плачут.
Родители очень часто путают активных детей с гиперактивными. Как определить, что ребенок гиперактивный, и что вообще такое гиперактивность?
Важно понимать, что гиперактивность — это не отсутствие должного воспитания, а медицинская проблема, решить которую могут помочь врачи и психологи
Гиперактивность: что это?
Еще в 60-х годах прошлого века гиперактивность считали патологическим состоянием, а объяснялось это незначительными расстройствами функций мозга. Но многочисленные исследования, которые проводились более 20 лет, показали, что чрезмерная активность – это самостоятельное заболевание, которое обуславливается нарушениями работы центральной нервной системы.
А также исследования показали, что гиперактивность практически во всех случаях сопровождается синдромом дефицита внимания. Так у данного заболевания появилось свое название – СДВГ, то есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Головной мозг такого ребенка очень трудно воспринимает информацию – как внешнюю, так и внутреннюю. Такие детки не могут долго концентрировать свое внимание на одном предмете и отличаются от здоровых детей неусидчивостью, невнимательностью, импульсивностью, а также неумением контролировать свои движения. Если вовремя не начать лечение, то есть большая вероятность того, что гиперактивному ребенку будет очень сложно адаптироваться в обществе, а также у него могут возникнуть проблемы с учебой.
Неусидчивость, невнимательность, постоянные капризы и попытки привлечь к себе внимание — симптомы СДВГ
Как определить гиперактивность?
СДВГ очень часто проявляется в возрасте с 2 до 3 лет. Но также он может себя проявить в более позднем возрасте – в период обучения в школе, то есть в возрасте 6–8 лет. У гиперактивных детей возникают проблемы с учебой и в общении со сверстниками. На них не действуют ни наказания, ни уговоры. Они словно пропускают мимо ушей все то, что им говорят. Они нарушают установленные родителями или учебными заведениями правила поведения.
К симптомам СДВГ можно отнести следующее:
- неусидчивость (ребенок не может просидеть на одном месте без движений более 2 минут);
- невнимательность (ребенок не в состоянии концентрировать длительное время свое внимание на одном предмете);
- эмоциональная нестабильность (частые перемены настроения, плаксивость);
- суетливость и беспокойство;
- проблемы со сном (ребенок долго не может уснуть и часто просыпается ночью);
- игнорирование правил и норм поведения;
- задержка развития речи.
Если вы наблюдаете у своего ребенка хотя бы один симптом СДВГ, необходимо обратиться к врачу-неврологу, который расскажет вам, как лечить заболевание, что делать с эмоциональной нестабильностью ребенка, и поможет вашему малышу адаптироваться в обществе.
Неправильный образ жизни, курение во время беременности — вот истинные причины гиперактивности ребенка
Причины
Медицина не выявила определенных причин появления гиперактивности у ребенка, но имеются факторы, которые могут спровоцировать развитие заболевания. Это:
- осложнения во время беременности: если во время беременности будущая мама страдала от токсикоза и повышенного давления, а у плода была выявлена внутриутробная асфиксия, вероятность того, что родится гиперактивный ребенок, очень велика;
- неправильный образ жизни беременной также может привести к рождению ребенка с СДВГ. Под неправильным образом жизни подразумевается употребление алкоголя во время беременности и курение;
- осложнения во время родов: стремительные или, наоборот, затянутые роды также могут привести к нарушению центральной нервной системы малыша.
Поставить диагноз и назначить лечение может только врач-невролог — к нему нужно обращаться при первых тревожных симптомах
Как лечить?
Естественно, что заниматься самолечением и «прописывать» самостоятельно лекарственные препараты своему ребенку ни в коем случае нельзя. Так как здесь речь идет не об обычном насморке, а о нервной системе малыша. Если у вас гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, стоит обратиться к специалисту. Он осмотрит малыша. Если позволяет возраст, врач может провести специальные тесты, которые определяют отклонения в работе нервной системы. Также ему потребуется провести семейный анализ, в котором он будет расспрашивать родителей о течении беременности, о перенесенных заболеваниях – как мамой во время беременности, так и малышом после рождения.
Кроме того, врачу будет необходимо, чтобы родители самостоятельно дали характеристику своему ребенку. Во время осмотра специалист субъективно оценит поведение ребенка и вынесет вердикт.
Для подтверждения диагноза он также должен назначить обследование, которое включает в себя проведение электроэнцефалогического исследования или исследования с применением магнитно-резонансной томографии.
Помимо этого врач назначит соответствующее лечение и при необходимости успокоительное средство для нормализации сна и устранения чувства тревоги. А также подскажет вам, что делать с малышом, когда он чрезмерно возбудим.
Чтобы «успокоить» нервную систему малыша и наладить режим сна, нужно укладывать свое чадо каждый день в одно и то же время
Что делать?
Итак, если у вас растет гиперактивный ребенок и вы не знаете, что с этим делать, то вам просто необходимо создать микромир для своего чада, который будет иметь определенные правила, соблюдение которых необходимо, где он будет получать необходимое ему внимание от взрослых, но не путем наказаний или криков, а нормального общения, которое сопровождается физическим контактом, то есть чаще его обнимайте и гладьте по голове, особенно когда он плачет.
В этом микромире должны существовать все условия для нормального существования. Запишите его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Там гиперактивный ребенок будет выплескивать свою энергию и одновременно учиться дисциплине. Но самое важное – это занятие должно нравится вашему чаду.
Также этот микромир должен быть максимально предсказуемым, спокойным и устойчивым для малыша. Должен быть строгий режим дня, выполнение которого необходимо и при котором не существует «уважительных» причин, чтобы его не придерживаться. То есть подъем в 8:00, туалет, умывание, чистка зубов, завтрак, занятия. Вечером в 10:00 нужно ложиться спать, перед сном за час обязательно исключаются активные игры, громкая музыка – в общем, все, что раздражает и возбуждает нервную систему. Купаемся, пьем кефир, читаем сказку и ложимся спать.
Кроме того, вы также должны принимать активное участие в жизни вашего ребенка, особенно если он гиперактивный. Играйте с ним чаще, делайте вместе какие-либо поделки, вам необходимо заинтересовать малыша, так вы научите его концентрировать свое внимание на чем-то одном.
Также можно чередовать активные игры со спокойными. Побегайте с малышом, поиграйте в прядки, а затем усадите его за стол и порисуйте вместе.
Если ребенок гиперактивный, ему необходимо внимание взрослых. Следуйте всем рекомендациям врача, ведь только он сможет вам подсказать, что нужно делать в данной ситуации. И у вас все получится! Гиперактивный ребенок – это не наказание для семьи. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем лучше для вашего ребенка и для вас.
»