Как Научиться Общаться с Людьми

Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.

Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.

Ежедневные стрессы, сопровождающие современного человека, негативно влияют на нервную систему, в некоторых случаях приводя к постоянному психологическому напряжению.

Жить полной жизнью, наслаждаясь каждым мгновением, не зацикливаясь на негативных эмоциях, — в этом суть счастья.

«Афобазол» — современный препарат, способствующий восстановлению естественных механизмов нервной системы и позволяющий справляться со стрессовыми нагрузками.

Подробнее о препарате.

Многим из нас общение с людьми дается нелегко. Почему одни могут выступать перед огромной аудиторией, легко зажигая ее своими идеями, непринужденно обмениваться искрометными шутками на вечеринках и моментально заводить знакомства, а другие с трудом поддерживают даже обычную бытовую беседу? Можно ли научиться общаться с людьми или это дар, доступный лишь избранным? Что мешает нам говорить легко и свободно и почему это умение так важно? Попробуем разобраться.

Содержание

Что дает общение с людьми?

Навыки общения с людьми требуются нам каждый день. Некоторые полагают, что эффективное общение – это что-то из арсенала бизнес-психологии, а людям, которым не нужно вести деловых переговоров, учиться общаться ни к чему. И это большая ошибка, которая может дорого обойтись.

Общение с людьми – важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать мы можем не только добиться карьерных успехов, но и завести друзей, наладить отношения с семьей и друзьями. Психологи знают, что большинство конфликтов в паре и даже разводов вызвано не непреодолимыми противоречиями, а банальным неумением договариваться. А сколько людей страдает от одиночества лишь потому, что стесняется заговорить с симпатичным незнакомцем или незнакомкой! Словом, умение общаться необходимо каждому. Это – ключ к успеху во всех областях жизни. Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Рональд Рейган, Уинстон Черчилль и Жак Ширак вряд ли достигли бы вершин политического Олимпа, не будь они столь блестящими ораторами. Стив Джобс известен своими речами не менее, чем инновационными компьютерными разработками. Легендарные красавицы прошлых веков на парадных портретах вовсе не поражают внешними данными – однако современники в мемуарах восхваляют их не столько за красоту, сколько за умение вести беседу.

Следует отметить, что «общаться» и «говорить» – это не одно и то же. Общение – это сложный процесс, который состоит как из вербальной коммуникации (того, что мы говорим), и невербальной (то, как мы это делаем). И второй вид коммуникации гораздо важнее – наибольшее влияние на собеседника производит не смысл наших слов, а звук и тембр голоса, поза и жесты. И, наконец, самое главное, это те наши мысли и чувства, которые находятся в нашем подсознании. Это страх отвержения, отказа, гнев на обидчиков и т.д. Именно они влияют на реакцию наших собеседников и определяют наш уровень умения общаться.

Почему мы боимся быть услышанными?

Что мешает нам говорить? Застенчивость, страх сказать глупость или быть неправильно понятым, боязнь высказывать свое мнение, низкая самооценка и даже проблемы с дикцией – в основе всех этих проблем лежит психология. Нередко их корни уходят в далекое прошлое – в детство или отрочество. Став взрослыми, мы забываем те неприятные моменты, которые заронили в нас семя неуверенности, однако они продолжают влиять на наше поведение. Раздраженное «Не говори ерунды!» от родителей, мучительные выступления у доски в классе, насмешки сверстников – все это во взрослой жизни оборачивается серьезными коммуникационными сложностями.

Чтобы выявить и устранить причину затруднений в общении, необходима работа с психологом. Но первый и самый главный шаг – признание того, что проблема существует, и желание решить ее.

Если вы боитесь говорить с людьми, начните с телефонных разговоров. Например, вместо того, чтобы зайти на сайт салона красоты и узнать все о ценах или услугах, позвоните туда и выясните все, задавая вопросы администратору. Составьте список вопросов, не стесняйтесь выспрашивать подробности и уточнять.

Психология общения с людьми

Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими.

Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения – мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.

Правило № 2. Улыбайтесь.

Во время психологических исследований было доказано, что улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.

Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека.

Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе – например, «Маня» вместо «Мария». Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».

Правило № 4. Умейте слушать.

Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника – чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.

Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь – попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.

Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость.

Ключевое слово здесь – «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.

Искусство эффективного общения

Общение с людьми – это искусство. Чтобы овладеть им, необходимо знать много тонкостей и обладать особыми навыками, многие из которых, казалось бы, не имеют отношения к коммуникации. Однако именно их наличие делает людей блестящими ораторами и интересными собеседниками. Что поможет нам «прокачать» свои коммуникативные способности?

Наблюдательность

Шерлоку Холмсу достаточно было одного взгляда на человека, чтобы узнать о нем всю подноготную. Наблюдательность нужна не только сыщикам. Отмечая особенности поведения, внешности, мимики собеседника, мы можем сделать выводы о том, что это за человек и в каком стиле с ним лучше всего общаться. Кроме того, наблюдательность тесно связана с памятью – еще одним важным качеством хорошего собеседника.

Память

Чем больше информации о человеке мы запомним, тем более успешным будет наше общение с ним. Если вы будете помнить все, что собеседник вам рассказал, вы сможете продемонстрировать свой интерес к нему. Он будет искренне польщен.

Широкий кругозор

«Ой, я в этом ничего не понимаю!». После таких слов мало кто захочет продолжать свой захватывающий рассказ о футболе, здоровом питании или последних международных новостях. Не нужно быть экспертом широкого профиля, чтобы иметь представление о самых разных сторонах жизни. Интересные собеседники не замыкаются в своем мирке – они интересуются тем, что происходит вокруг и могут поддержать разговор на любую тему.

Чуткость

Умение считывать эмоции собеседника можно назвать чуткостью, хотя на самом деле это – одно из следствий наблюдательности. Психолог Пол Экман, консультировавший следователей из ЦРУ и ФБР, достиг в этом умении небывалых высот. Он выявил, как малейшие сокращения лицевых мышц могут выдавать наши истинные чувства и мысли. Его книги обрели такую популярность, что на основе этих сугубо научных трудов был снят популярный сериал о независимом эксперте, умеющем безошибочно определять ложь. Овладеть этим искусством под силу каждому – для обыденной жизни достаточно научиться видеть основные эмоции и знать азы языка тела.

Постоянная тренировка навыков общения

Исследователи из Оксфорда выяснили, что в среднем каждый человек регулярно общается с 20 людьми – это друзья и приятели, члены семьи, коллеги и соседи. Ученые на этом не остановились – они просканировали мозг добровольцев и выяснили, что те, чей круг общения шире среднего, демонстрируют повышенную активность нейронов в зоне мозга, отвечающей за функции общения, а также лучшую связь между разными отделами мозга. Это не врожденное качество, а результат регулярной тренировки коммуникативных навыков. Чем больше количество людей, с которыми мы говорим, тем легче нам находить с ними общий язык. Ищите возможности поболтать с незнакомцами, с людьми из самых разных социальных групп, с теми, чьи интересы заметно отличаются от ваших. Общение с незнакомыми людьми сделает вас более гибким собеседником.

Язык телодвижения – залог успеха

Важно, что вы говорите, но еще важнее – как вы это делаете. Представьте себе оратора, который горбится, бубнит себе под нос – многие ли прислушаются к его словам? Порой невербальные сигналы намного значимее слов. Оценивая собеседника, мы не только слушаем, о чем он рассказывает – мы подсознательно обращаем внимание на его позу, тембр голоса и скорость речи. Основные невербальные знаки универсальны, они одинаково воспринимаются во всем мире. Как держать себя, чтобы к вам прислушивались?

Взгляд

«Тяжелый взгляд», «Смотрит косо» или же «Глаза горят», «Смотрит ласково» – даже в разговорной речи люди, не имеющие понятия о психологии, отмечают силу взгляда. С помощью особых психологических тренингов можно научиться смотреть на собеседника правильно – открыто, но не угнетая, не отводя взгляда и постоянно давая человеку понять, что он вам интересен. Психологи различают разные типы взгляда для различных ситуаций – деловой, социальный и интимный взгляд.

Мимика

Человек способен подсознательно распознавать и интерпретировать самые незаметные движения лицевых мышц. Мимика – важный источник знаний о собеседнике. Зная мимические проявления эмоций, мы не только понимаем настроение других, но и сами можем посылать им нужные сигналы.

Жесты

Мы склонны прислушиваться к тем людям, которые стоят перед нами в открытой позе – то есть ничем не отгораживаются. Прижатая к груди сумочка, руки, скрещенные или спрятанные в карманах, поза «нога за ногу», сжатые кулаки – все это говорит о желании собеседника выстроить препятствие между вами, отгородиться. И наоборот, открытая поза, плавные и неторопливые жесты и раскрытые ладони сигнализируют окружающим: «Я спокоен, доброжелателен и открыт к диалогу». Ассы общения нередко пользуются методом отзеркаливания, с небольшой задержкой повторяя позу и жесты собеседника – это подсознательно располагает людей раскрыться. Однако таким приемам нужно учиться.

Упражнения по развитию навыков общения

Чтобы преодолеть робость и научиться общаться с людьми, необходима помощь специалиста. Но существуют и простые упражнения, которые помогут вам развить коммуникативные навыки. Ждать чудес от них не стоит, но их выполнение подготовит почву для более серьезной работы над собой.

Разговор со стулом

Каждый день говорите вслух – но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему – для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.

10 незнакомцев

Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде с консьержкой в подъезде, попросите у соседа немного соли. Это избавит от страха заговорить первым.

Я все помню

Развивайте память – старайтесь запоминать, во что одеты окружающие вас люди, что они держат в руках, какого цвета у них глаза, что они вам сказали. Вечером проверьте, многих ли вы можете вспомнить в деталях.

Хвалю!

Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить – внешность («Какое элегантное пальто!»), личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофе-машиной управляетесь!»). Главное, чтобы комплименты были искренними.

Что­бы на­чать эф­фек­тив­но и лег­ко об­щать­ся с людь­ми, нуж­но так­же раз­ви­вать свою речь и дик­цию. Быст­рый темп, спо­ты­ка­ние, слиш­ком ти­хий или гром­кий го­лос, мо­но­тон­ность и виз­гли­вые нот­ки мо­гут свес­ти к ну­лю эф­фект от блес­тя­щей ре­чи. Пра­виль­ная речь – раз­ме­рен­ная, спо­кой­ная, ин­то­на­ци­он­но вер­ная. Пси­хо­ло­ги так­же от­ме­ча­ют, что че­ло­ве­чес­ко­му уху бо­лее при­ятен низ­кий, «бар­ха­ти­с­тый» тембр.

Научиться общаться с людьми — не роскошь, а неотъемлемая часть полноценной жизни

  • Психология общения с людьми
  • Разница между «общаться» и «говорить»
  • Причины страха перед общением
  • Правила общения с людьми
  • Какие черты характера помогут в общении
  • И пару слов напоследок

Как научиться общаться с людьми? Многие из нас испытывают трудности при налаживании контакта с другими людьми. Сотни вопросов нагнетают обстановку и вынуждают замыкаться в себе еще больше. Как найти точки соприкосновения? Чем заполнить тягостные паузы в разговоре? Как не выставить себя в плохом свете и не выглядеть глупо? Если страх выступлений перед большой аудиторией испытывает почти каждый третий, то страх простого разговора с незнакомцем становится проблемой для каждого второго. Эта проблема решаема и для этого необязательно привлекать психологов.

Психология общения с людьми

Существует отдельная наука — психология общения. Прежде чем приступить к изучению ее тонкостей, нужно придать себе уверенности. Ненавязчивое общение — это не прерогатива избранных, хотя для одних людей проблем в общении вообще не существует, а другие «зажимаются» при разговоре.

Человек — социальное существо. Вся его жизнь проходит в социуме, и каждый день наполняется общением с другими людьми. Это важная часть повседневности, без которой невозможно завести друзей, наладить контакты с родными, создать семью, построить успешную карьеру и даже просто хорошо провести отдых. Любое действие неизбежно связано с общением. По мнению психологов, большая часть конфликтов и проблем, которые из них вытекают, рождаются из-за неумения разговаривать друг с другом.

Разница между «общаться» и «говорить»

Для начала стоит уяснить, что термины «общаться» и «говорить» не тождественны. Само понятие разговора включает в себя только набор слов, связанных друг с другом в смысловые блоки — предложения, которые произносит человек. Речь является всего лишь вербальной частью общения.

Сам процесс взаимодействия с другими людьми включает еще и ряд невербальных сигналов: позы, жестикуляция, тембр голоса, манера речи. Неуверенность человека в себе, сомнения и страх на подсознательном уровне отображаются в комплексе невербальных реакций. Получается, что тот, кто боится общаться, сам выдает себя собеседнику с головой и создает атмосферу неловкости.

Причины страха перед общением

Искусство общения с людьми действительно сложная наука, которую придется постигать не один день. Начинать нужно с корня проблемы — первопричины. Почему же одни могут завести целую толпу, а другим остается только застенчиво топтаться в сторонке? Психологи дают на этот вопрос вполне однозначный ответ: почти в 90% случаев проблемы начинаются с детства и юности. Мелкие психологические травмы, когда человека унизили или подняли на смех за нелепую фразу или трудности с дикцией, прикрикнули «помолчать», имеют свойство накапливаться.

Со временем этот «ком» из обид и неприятных воспоминаний выливается в комплекс неполноценности и буквально нокаутирует самооценку человека. В наше время негативное влияние на формирование личности оказывает и само общество. Неуверенность прячется за полным отсутствием навыков вербального и невербального общения. Современное общество пассивно стимулирует развитие у человека социофобии, нарекая таких индивидов интровертами, то есть замкнутыми людьми, которые сосредоточены только на своем внутреннем мире.

Это интересно:  Пикули что это такое

Развивается этот процесс еще с детства, когда ребенок привыкает к интерактивному общению, заменяющему живое. Общаться на расстоянии печатным текстом и смайликами действительно проще. Можно создать для себя любой образ, который будет мало походить на настоящее «Я». Пропасть различий между реальным человеком и его интерактивной «проекцией» со временем будет увеличиваться. «Оригинал» станет сильно проигрывать образу по всем параметрам, что только добавит комплексов и вынудит еще глубже спрятаться в свою раковину.

Привычка контактировать с другими с помощью виртуальных средств передачи информации неизбежно приводит к потере навыков живого общения. Человек закрывается в своем коконе. Чем больше времени он в нем проводит, тем сложнее ему начать адаптацию в обычном обществе заново.

В Японии даже существует специальный термин, которым обозначают отдельную категорию людей, не желающих покидать пределы дома. Хикикомори стали настоящей проблемой для Страны восходящего солнца. Многие из них навсегда отказываются от живого общения с людьми и до конца своей жизни не покидают пределы квартиры, ограничиваясь разговорами с родителями. По мнению психологов, первым робким шагом на пути выздоровления от фобии общения станет признание существования проблемы. Когда человек честно скажет себе «да, у меня возникли трудности и корень проблемы прячется во мне», он сможет приступить к поиску выхода из неприятной ситуации.

Правила общения с людьми

Как правильно общаться с людьми? Во время общения следует придерживаться ряда простых правил, которые помогут наладить контакт с собеседником и создать непринужденную, легкую атмосферу:

  • Искренность. Если вы не виртуозный враль, с собеседником нужно быть откровенным и искренним. Ложь, фальшь, натянутость остро ощущаются людьми. Они даже могут не понимать, в чем причина этого неприятного осадка от разговора, но на подсознательном уровне «заклеймят» вас плохим собеседником, с которым разговор не клеится.
  • Улыбка как залог хорошего настроения для окружающих. Кто не слышал о чудодейственной силе простой улыбки? Она может поднять настроение незнакомцу, остановить чужие слезы и расположить к себе собеседника. Улыбка не должна быть наигранной, натянутой или фальшивой. Только искренность и открытость. Если вам сложно улыбаться, так как вы не привыкли настолько явно выражать свои чувства, то потренируйтесь перед зеркалом. Не нужно создавать набор дежурных улыбок. Лучшим упражнением станет тренировка под хорошее настроение, когда улыбаться действительно хочется без повода.
  • Точки соприкосновения. Многие дают неверный совет поддерживать любые темы, которые интересны собеседнику. В этом случае человек не проявляет гибкость, а усугубляет неуверенность. Он в очередной раз топчет собственную самооценку, забывая о себе и отдавая ведущую роль собеседнику. Полностью подстраиваться под другого человека — в корне неверное поведение. Ищите точки соприкосновения, то есть темы, которые интересны обоим. Раз уж теория шести рукопожатий находит все больше сторонников, то у двух людей уж точно найдутся общие интересы, пусть даже они будут нейтральными, зато помогут избежать долгих неловких пауз.
  • Обращайтесь к собеседнику по имени. 90% людей, если им дать в руки ручку, чтобы ее «расписать» напишут на бумаге собственное имя. Никакие нежные слова или длинные дифирамбы не воспринимаются подсознательно так хорошо, как звук собственного имени. В разговоре избегайте избыточного употребления местоимений и почаще называйте собеседника по имени.
  • Умение слушать. Эта проблема по большей части относится к тем, у кого самооценка завышена. Такие люди не видят никого кроме самих себя и убеждены, что их роль в диалоге ведущая. Общение должно проходить на равных. Тему разговора можно сравнить с теннисным мячиком, который собеседники «отбивают» друг другу репликами. У каждого должна быть своя минутка на то, чтобы высказаться. Упоминать, что слушать нужно вежливо, не перебивать, не отвлекаться и не перескакивать с темы на тему, наверное не нужно. Это азы культурного общения и разговорной этики. Только выслушав другую сторону, собеседник покажет, что ему важно чужое мнение, оно его интересует.

Дополнительно стоит поработать над невербальными реакциями:

  • Взгляд. Подозрительный, косой, холодный, тяжелый, неуверенный, затравленный взгляд только мешает во время общения. Глаза — зеркало души. Они выражают то, что не получается сказать словами. Оратор может изящно сплетать слова в предложения, но презрительный взгляд отдалит публику от него. Если «типичное» выражение глаз изменить не получается — тренируйтесь.
  • Поза. Расположение тела должно быть непринужденным, но не «развязным». Напряжение в теле имеет свойство переходить в напряженность в разговоре. Принимайте расслабленные позы, изящно закидывайте ногу на ногу, найдите «место» для рук, всем своим видом покажите готовность к открытому диалогу.
  • Жестикуляция. Человек, у которого «скованы» руки, кажется зажатым и излишне застенчивым. С другой стороны, чрезмерно бурная жестикуляция тоже вызывает неприятное ощущение, если вы, конечно, не итальянец или грузин, и для вас подобное поведение не считается типичным. Нужно найти золотую середину между избыточностью и недостаточностью.

Пробуйте говорить вслух. Записывайте свои слова и прослушивайте записи. Возможно следует изменить манеру речи или подкорректировать тембр голоса.

Какие черты характера помогут в общении

Для освоения азов общения человеку необходимо подключать навыки, которые на первый взгляд вообще не имеют никакого отношения к этому процессу:

  • «Тонко подмечено». Развивайте наблюдательность. Она поможет выявить скрытые привычки или интересы другого человека. Подключив наблюдательность, вы сможете без труда прослыть чутким собеседником.
  • «Больше знаешь — больше общаешься». Постоянно развивайтесь, читайте новые книги, смотрите новые фильмы, будьте в курсе мировых новостей. Чем больше информации вы впитаете в себя, тем проще будет поддерживать диалог, вытягивая из памяти интересные факты. Эрудированный собеседник с широким кругозором неизменно привлекает к себе внимание и уважение.
  • «Память, память ты расскажешь мне…». Тренируйте свою память. Чем больше информации о собеседнике вы запомните во время разговора, тем проще будет наладить контакт во время следующей встречи. Любой человек приятно удивится, если мимолетный знакомый запомнит не только его имя, но и то, о чем он говорил ранее.
  • Говорите комплименты. Не скупитесь на приятные комментарии относительно эрудированности собеседника или его внешнего вида. Конечно, комплименты не должны превращаться в слащавые дифирамбы, но умеренная похвала всегда будет приятной для человека.

Также в разговоре нужно проявлять чуткость. «Толстокожие» люди, зацикленные только на себе, не внушают доверия и чаще всего переходят в категорию «неприятные собеседники».

И пару слов напоследок

Тренируйтесь. Ежедневно, упорно идите к своей цели, отсекая по пути мешающие комплексы, застенчивость, неуверенность, страх. Тренируйтесь перед зеркалом. Разговоры с самим собой помогут найти слабые места в своих привычках и навыках. Возьмите за правило заговаривать с незнакомцами на нейтральные темы (как пройти в библиотеку, где находится нофелет), чтобы искоренить страх перед общением.

Общайтесь, общайтесь больше с уже знакомыми и близкими людьми. Спрашивайте их мнение касательно собственных оплошностей. Узнавайте, что им не нравится в диалоге с вами. Работайте над ошибками, обретайте уверенность в себе и развивайтесь как самодостаточная, сильная личность. К людям, у которых виден внутренний стрежень, другие тянутся сами.

Читайте также о различии языков мужчин и женщин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Формула изобилия с Павлом Колесовым

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар прямо сейчас и узнайте как стать магнитом для денег БЕЗ волшебства и изотерики!

Как научиться общаться с людьми

В процессе общения выделяется окситоцин – гормон любви, дружбы и доверия, он оказывает расслабляющее действие на мышцы и эффективен в снятии стресса. Но что делать, если стресс и недоверие возникает из-за того, что общение не складывается? Можно ли разорвать порочный круг? Давайте разберемся.

Причины неудачного взаимодействия

Неудача при коммуникации может быть вызвана рядом факторов. К самым распространенным причинам относятся следующие:

  1. Стереотипы. Из-за упрощенного и обобщенного мнения нет адекватного понимания ситуации и участников.
  2. Предвзятое отношение. В данном случае речь идет о категоричном отрицании любых противоположных мнений и взглядов.
  3. Враждебный настрой в отношении оппонента. Негативное отношение к самому человеку не дает адекватно воспринимать ситуацию и информацию.
  4. Отсутствие обратной связи (внимания и интереса). Интерес – проявление субъективной значимости информации для человека. Если ему что-то не важно или не понятно, то и не интересно.
  5. Игнорирование фактов. Умозаключения на основе догадок, интуиции, поверхностной информации.
  6. Нелогичность в речи, неубедительность, неверное употребление слов или построение речи.
  7. Ошибка при выборе тактики и стратегии общения.

Стратегии общения

Выбор стратегии зависит от ситуации. Всего возможны 3 варианта общения:

  1. Монологическое – диалогическое.
  2. Ролевое – личностное, то есть общение по социальным ролям и «по душам».
  3. Открытое и закрытое. Первый вид предполагает полноценное выражение своей точки зрения и принятие чужой, обмен схожей, но идентичной информацией. При закрытом общении человек не может или не хочет полноценно выражать свою позицию. Закрытое общение используется в конфликтах и при выраженной разнице уровней компетентности сторон.

Барьеры в общении

Вероятно, вы решили, что не умеете общаться с людьми после того, как столкнулись с каким-либо барьером в общении. А они, к слову, неизбежны. Но, что не может не радовать, легко преодолимы. Предлагаю ознакомиться с ними.

Барьеры понимания

Фонетический

Однотонная, слишком быстрая или «загрязненная» речь.

Стилистический

Несоответствие стиля речи ситуации или состоянию партнера.

Семантический

Разная трактовка значений слов партнерами.

Логический

Непонимание логики оппонента.

Барьер социально-культурных различий

Характеризуется различной трактовкой понятий и ситуации из-за отличия в религиозных, политических, социальных или профессиональных взглядах.

Барьер отношений

Недоверие или непринятие информации из-за негативного отношения к информатору, то есть предвзятое отношение.

Трудности в неформальном общении

Кроме общих барьеров общения можно выделить отдельные особенности личности, затрудняющие контакты с людьми. Подумайте, не страдаете ли вы чем-то из ниже описанного.

  1. Социальная неуверенность. Предполагает неуверенность в собственных силах, вызванную восприятием своего статуса. Например, при общении с начальником.
  2. Робость. Может быть спровоцирована биологическими или социальными факторами. К личностным характеристикам (биологическое) относится агрессия, тревожность, медлительность, прочие особенности темперамента. Другие причины робости могут крыться в низкой самооценке после перенесенного стресса или травмы, социальной изоляции в детстве, неудачном личном опыте коммуникаций, недостатке словарного запаса, грамотности, ораторского мастерства.
  3. Застенчивость. Также вытекает из психолого-социальных факторов.
  4. Неумение установить психологический контакт. Обусловлено недостатком психологической грамотности, незнанием людей, невозможностью видеть особенности партнера.

Причины неадекватного восприятия людей

Почему с некоторыми людьми общение не складывается ни при каких обстоятельствах? Может быть, вы не принимаете самого человека? Итак, что мешает правильно воспринимать собеседника:

  1. Сложившееся еще до начала личного общения представление о собеседнике.
  2. Мышление стереотипами, то есть мгновенное отнесение человека к какой-либо группе и выискивание у него характерных черт.
  3. Ранние умозаключения при оценке личности.
  4. Ориентация только на собственные представления о человеке, игнорирование мнения со стороны.
  5. Привычка к человеку, убежденность, что он «по-другому не умеет».

Для адекватного восприятия важно исключить эти факторы, развивать способность к:

  • эмпатии (представлять эмоции других);
  • идентификации (ставить себя на место других людей);
  • рефлексии (оценивать, как вас видят другие).

Личности с трудностями в общении

Проблемы в общении можно представить следующим образом. Постарайтесь определить свой тип.

Хочет, но не умеет общаться

Не хочет, не умеет и не может общаться

Вызвано одиночеством, аутизмом, неврозом, депрессией.

Умеет, но уже не может и не хочет

Вызвано отчужденностью, отстраненностью от общества.

Умеет, может, но не хочет

Может и хочет, но боится

Коммуникативная компетенция и компетентность

Думаю, следует разграничить понятия компетенции и компетентности:

  • Компетенция – владение способами решения коммуникативных задач.
  • Компетентность – личностная характеристика, свод нескольких компетенций, то есть внутренние ресурсы, знания, умения и навыки, необходимые для создания и поддержания взаимодействия (общения).

Диагностика ваших умений

В ходе общения люди оказывают сильное влияние на личности друг друга. Не исключено, что у вас общение не складывается из-за нетерпимости к критике, так как в результате общения всегда видоизменяются притязания и намерения сторон, их мысли, эмоции и чувства. Предлагаю вам оценить себя как собеседника.

Советую пройти тест на коммуникативную компетентность (автор В. Е. Левкин), чтобы вы знали, с чем имеете дело. Попрошу вас максимально честно ответить на 5 вопросов. Помните, что завышенные результаты так же плохи, как заниженные. В первом случае вы рискуете неадекватно воспринимать себя и мир, а во втором – обзавестись неуверенностью и стать пассивными. Так что ответьте честно на каждый вопрос в баллах от 1 до 7 (насколько у вас выражена каждая шкала).

  1. Способность слушать и слышать, выслушивать и вслушиваться, способность заставить слушать.
  2. Способность доносить свою мысль ясно и точно, на понятном собеседнику языке, способность убеждать.
  3. Способность понимать и учитывать эмоции, мотивы и намерения людей, способность мотивировать.
  4. Способность в общении контролировать свои эмоции, сохранять ясность ума и понимание смысла действий.
  5. Способность предотвращать и решать конфликты, находить выход из предконфликтных ситуаций.

Если какая-то способность получила низкую оценку, значит, ее необходимо развивать. Для получения общего результата перемножьте все оценки и подведите итог.

  • 15043-16807 баллов (90-100 %) – прекрасно.
  • 11682-15042 баллов (70-89 %) – хорошо.
  • 4959-11681 баллов (30-69 %) – удовлетворительно.
  • 1598-4958 баллов (10-29 %) – слабо.
  • 1-1597 баллов (1-9 %) – очень слабо.

Если сомневаетесь в своей оценке или хотите узнать, как вас видят другие, то попросите кого-то ответить на эти утверждения относительно вас.

Таким образом, вы получили результат относительно общей коммуникативной компетентности и отдельных способностей. Теперь вы знаете свои слабые и сильные стороны. Время действовать!

Азы работы над собой

Следует понимать, что недостаток коммуникативности изменить проще, нежели недостаток коммуникабельности. Первое – неумение устанавливать контакт, то есть незнание основ процесса общения, стратегий, правил. Коммуникабельность – невозможность налаживания контактов, обусловленная личностными особенностями. От того предлагаю вам два направления работы:

  1. Для повышения коммуникативности достаточно запомнить материал этой статьи и регулярно практиковаться.
  2. Для личностных изменений нужно установить причины неудач (пропишите, что предшествовало неудачным контактам). После этого углубиться в изучение конкретной проблемы, например, стеснительности, мнительности, агрессивности и так далее, а также изучить методы саморегуляции для того, что нельзя изменить, например, акцентуаций характера, особенностей темперамента. В отдельных случаях может понадобиться посещение психотерапевта.

Как преодолеть застенчивость

Застенчивость – самая популярная причина неудач в общении. Ее хочу рассмотреть подробнее.

  1. Не уходите от разговоров. Какой бы дискомфорт вы ни ощущали, общайтесь с разными людьми. Находите что-то интересное и приятное для себя.
  2. Популярное заблуждение застенчивых людей: нужно говорить только умное. Разрешите себе говорить пустяковые вещи.
  3. Разрешите себе быть ребенком, но не безответственным, а непосредственным, веселым. Вспомните, как легко дети начинают разговаривать друг с другом.
  4. Учитесь быть спонтанными. Рассказывайте анекдоты и житейские истории.
  5. Помогайте людям. Иногда из-за застенчивости человек не может и «спасибо» сказать, что воспринимается как высокомерие и злость.
  6. Контролируйте лицо, следите за улыбкой.

К сожалению (или счастью), преодолеть застенчивость и подобные ей черты можно только по методу «клин клином».

Что делать, если люди вас раздражают

Постарайтесь находить истинные причины поведения людей. Например:

  • Болтливая женщина, вероятно, одинока.
  • Высокомерный человек – застенчив.

Научитесь обращать внимание на положительные черты людей, а не мелочные проявления.

Как общаться с противоположным полом

Трудности в общении с противоположным полом, как правило, обусловлены родительским сценарием и стереотипами. Забудьте все «должен», позвольте себе быть собой и составить самостоятельное представление о партнере. Основа работы – составление реальных ожиданий и требований к себе и партнеру. Чего не хватает вам?

Как быть привлекательным для собеседника

Коммуникативная привлекательность, или аттракция, состоит в следующих положениях:

  1. Не скупитесь на личные обращения (по имени или имени и отчеству). Это подсознательно вызывает положительные эмоции и интерес, расценивается как внимание и уважение.
  2. Не забывайте улыбаться и выдерживать «открытое» лицо, будьте доброжелательны.
  3. Не избегайте комплиментов и похвалы. Поощрение приятно всем людям.
  4. Всегда давайте высказаться собеседнику. Если вам не интересно или вы уже слышали об этом, то все равно терпеливо с приветливым лицом выслушайте.
  5. Оперируйте знаниями о своем собеседнике (знак зодиака, хобби, темперамент).

Общие правила эффективного взаимодействия

  1. Разговаривайте на понятном языке. Если партнер не понимает сленг или профессиональную терминологию, то не стоит в это вдаваться.
  2. Проявляйте знаки уважения и внимания (вербальные и невербальные).
  3. Акцентируйте внимание на общих сторонах (религия, профессия, пол, хобби).
  4. Интересуйтесь проблемами, выслушивайте переживания.

Психотехника общения

  1. Продумайте заранее сценарий и возможное развитие общения.
  2. Создайте благоприятную психологическую обстановку. Оптимальный вариант – личное общение на близком расстоянии. Не начинайте разговор «с места в карьер». Спросите, например, как ваш собеседник добрался. Продумайте свой внешний вид (одежда, макияж, имидж). Ваша внешность и вежливость – первое, что располагает или отталкивает партнера.
  3. Стимулируйте активность собеседника, отдавайте предпочтение диалогу, соблюдайте речевой этикет.
  4. Подбирайте поведение согласно ситуации, но всегда будьте внимательны к собеседнику. Признаки внимания: легкий наклон тела вперед, движения бровей, перефразирование слов (Я так поняла, что … Верно?»).
  5. Установите психологический контакт за счет постепенного сближения (его основа – уверенность, интерес, честность, эмоциональная стабильность); создания «Мы»; выполнения по ходу разговора посильных и малейших просьб; комплиментов, поощрений, одобрений.
  6. Доказывайте свою позицию с точки зрения интересов партнера, а не своих (предварительно выявите особенности человека напротив).
  7. Не забывайте про саморегуляцию (управление своими эмоциями и чувствами, мыслями, ощущениями) и другие рекомендации по общению.
Это интересно:  Итальянское восстановление ресниц отзывы 2019 год

Если вам нужно выступить перед аудиторией

Аудитория – группа людей, объединенная деятельностью и местом. Групповая психология, а в частности групповое восприятие, отличается от индивидуального. Например, для большой группы свойственна внушаемость, подражание, заражение, интенсивное переживание эмоций. Разве что мотивы могут отличаться. Кто-то пришел сам ради интереса и познания, а кто-то «добровольно-принудительно» по чьему-то приказу или просьбе.

Общение с аудиторией, то есть множеством людей – особая ситуация, требующая своих психологических коррективов, если так можно сказать. Важно знать методы поддержания интереса, привлечения внимания, самообладания, донесения информации, несмотря ни на что. Итак, что нужно знать и как себя вести при общении с аудиторией:

  1. Оптимальная дистанция – 3-4 метра. Дальше расценивается как высокомерие или неуверенность, ближе – нарушение пространства, давление. Избегайте физических прикосновений. Но стоит понимать, что эти нюансы зависят от аудитории и темы разговора.
  2. Выдержите паузу в начале речи. Это нужно для подготовки аудитории. В момент паузы слушатели рассмотрят вас, окружающую обстановку, то есть настроятся на внимательное слушание. Вместе с этим слушатели станут заинтригованными, а сам выступающий человек успеет успокоиться.
  3. Избегайте монотонных скучных речей и прямых призывов («Внимание!», «Будьте, пожалуйста, внимательнее!»).
  4. Следите за разнообразием и объемом информации, соответствием содержания интересам аудитории.
  5. Если видите, что какой-то материал «не заходит», то импровизируйте. Всегда следите за реакцией слушателя.
  6. Как привлечь внимание? Старайтесь выдерживать интригующие паузы. Текст стройте по принципу «вопрос-ответ». Приводите противоречивые и спорные аргументы.
  7. Используйте разные стили речи, в том числе провокационные.
  8. Употребляйте интересные выражения, цитаты, афоризмы.
  9. Меняйте темп речи и тембр голоса.
  10. Используйте эпитеты и другие фигуры речи.
  11. Акцентируйте внимание на тезисах, подводите предварительные итоги.
  12. Всегда выделяйте проблему и представляйте альтернативные мнения на нее.
  13. Поддерживайте контакт глаза в глаза. Можно выбрать 1-2 людей из первых рядов.
  14. Придавайте речи характер дискуссии, полемики (сами с собой или с аудиторией).
  15. Не скупитесь на наглядность и жесты (но не перебарщивайте).
  16. Обращайтесь к аудитории («Так, дорогие слушатели, мы с вами подошли к …»).
  17. Старайтесь сами разговаривать, а не читать по бумажке.
  18. Обращайте внимание на начало речи. Не подходят фразы типа «Я специально не подготовилась, но давайте попробуем», «Не знаю даже как начать», «Возможно, вам не понравится то, что я скажу». Лучше отдать предпочтение таким фразам, как «Слышали ли вы», «Вы, наверное, еще не знаете». Вместе с этим не забывайте про приветствия и обращения.
  19. Отдавайте предпочтение местоимениям «мы», «вы», старайтесь не злоупотреблять «я».
  20. Помните, что лучше всего запоминается начало и конец информации. Старайтесь самые важные моменты не включать в середину текста.
  21. Важно работать над грамотностью речи. Неправильно употребленные стилистически слова или неправильное произношение может вызвать раздражение, насмешки и иронию со стороны аудитории. А что еще опаснее – потерю внимания. Слушатели будут следить за выступающим и его речью, а не за содержанием мысли.
  22. Ни один способ привлечения внимания не спасет, если сама личность оратора не вызывает расположения аудитории. Прежде всего, нужно уважать аудиторию, быть чутким и внимательным, дружелюбным. К другим нравственно-этическим качествам, вызывающим доверие и интерес, относится принципиальность, эрудиция, убежденность, самокритичность.

Качества хорошего оратора

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с качествами хорошего оратора. Обладая этими качествами, вы без проблем сможете общаться сразу с целой публикой (группой друзей).

  1. Компетентность в обсуждаемой теме, эрудиция, высокий уровень общей культуры личности.
  2. Убежденность в собственной деятельности, произносимых мыслях.
  3. Гибкость, критичность и самокритичность (качества ума).
  4. Решительность, самообладание, настойчивость (качества воли).
  5. Устойчивость (к внешним раздражителям), импульсивность (реакция в нужных местах на проблемную ситуацию), жизнерадостность (качества эмоций).
  6. Доброжелательность, общительность, скромность, такт (качества коммуникативной сферы).
  7. Организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность (деловые качества).

Важно понимать, что одни и те же качества обеспечивают разный результат. Присовокупляясь к темпераменту и характеру, они образуют индивидуальный стиль общения с аудиторией.

Как общаться без конфликтов

От неумения общаться с людьми часто случаются конфликты. К слову, случиться они могут и по другим причинам, но без коммуникативных умений их точно не удастся разрешить. Как же общаться, чтобы не попасть в конфликт? Как реагировать на хамство и споры?

  1. Всегда помните о самоконтроле, не давайте воли эмоциям.
  2. Если совсем не удается сдерживаться, то бросьте сами себе вызов: «А смогу ли я выдержать напор и неадекватность этих людей?»
  3. Не будьте категоричны, не принимайте опрометчивых решений и не отбрасывайте встречные предложения в сторону.
  4. Акцентируйте внимание на схожих точках зрения, а не отличных. Если таковых нет, то уходите от разговора либо продолжайте в спокойной форме настаивать на своем.
  5. Уважайте другого человека и себя. Помните, что когда оскорбляете вы, то и негатив также доходит до вас.
  6. При необходимости или удобном случае переведите разговор в другое русло, смените тему, остановитесь первым в «горячей» ситуации.
  7. Если предполагаете, что какая-то ваша мысль вызовет нервный срыв у партнера по общению, то подберите максимально мягкую формулировку или вовсе воздержитесь (если это возможно).
  8. Не повторяйте одни и те же аргументы, особенно если на них идет одинаковое отрицание.
  9. Умейте признавать право каждого человека на свое мнение, которое может не соответствовать вашему. Оставляйте за оппонентом право остаться при своем мнении.
  10. Помните, что каждый человек, в том числе вы, может ошибаться. Прислушивайтесь к другим точкам зрения в спорных вопросах, перепроверяйте информацию, расширяйте имеющиеся данные.

Всегда помните, что все негативные эмоции оказывают отрицательное влияние прежде всего на ваш организм, а потом уже на оппонента. На споры, переживание, вражду уходит много энергии. А эмоциональное напряжение переходит в мышечное напряжение всего тела (психосоматика).

Принципы светского общества

Светское общение обладает рядом обязательных требований:

  1. Будьте вежливы и тактичны, так вы поддерживаете и соблюдаете интерес другой стороны.
  2. Старайтесь избегать возражений и обвинений. Выражайте одобрение и согласие.
  3. Будьте доброжелательны и приветливы.
  4. Помните, что в светском обществе люди редко выражают истинные эмоции и чувства.

Принципы делового общения

Общение на работе имеет совершенно другие особенности, которые важно учитывать, чтобы успешно общаться с коллегами и начальником.

  1. Ориентируйтесь на общую нить разговора и главную цель, вкладывайтесь согласно этому (кооперативность).
  2. Не преуменьшайте, но и не преувеличивайте содержание и объем информации. Говорите строго по делу (достаточность информации).
  3. Не врите и не скрывайте факты (качество информации).
  4. Не отклоняйтесь от темы (целесообразность).
  5. Будьте точны и конкретны в высказываниях и аргументах (ясность).
  6. Умейте слушать и выделять из контекста главные мысли (понимание).
  7. Учитывайте индивидуальные особенности собеседника, но помните о главной цели и идее разговора.

Границы и принципы делового общения, как правило, обговариваются собеседниками заранее.

Послесловие

Итак, общаться с людьми не сложно и не страшно. Нужно только:

  • быть уверенным в себе и том, что вы делаете, говорите;
  • уважать себя и других (не переходить на личности, манипуляции);
  • прислушиваться к оппоненту и познавать его, то есть иметь развитую эмпатию;
  • быть критичным, но не категоричным;
  • всегда сохранять дружелюбный настрой (благодарность, приветствие, комплименты);
  • обладать коммуникативными компетенциями;
  • избавиться от личных «тараканов».

Помните, что причина проблем в общении всегда заключена в вас самих и только от вас зависит преодоление этих препятствий. Желаю вам сил для решения своих трудностей и искоренения нежелательных черт. Растите личностно, и умение общаться придет к вам само!

Как научится общаться с людьми и стать интересным собеседником?

Навык общения. Интересно звучит. Слух цепляется за что то непонятное. Обучатся эффективному общению — это то же самое что и обучатся математике, физике, медицине, праву и т.д.? И да, и нет. Да, в том плане, что любое обучение — это переход человека в более идеальное состояние, чем до этого. Нет, в том плане — что в школе и университете такого предмета не преподают. И тому есть причина.

Полагается, что этот навык тренируется «сам собой» и достаточно хорошего окружения, чтобы им овладеть. От части это правда. Но кроме окружения в детстве и подростковом возрасте влияют еще 2 фактора: генетика и осознанная работа над этим навыком во взрослом возрасте. Генетику изменить нельзя (пока), а поработать над навыком полезно. Но над чем именно нужно поработать? На этот вопрос Владимир Тарасов ответил в вебинаре «Как развить навыки общения и стать интересным для других», который прошел 12 февраля 2019 года в рамках презентации презентации крауд тренинга «Персональное управленческое искусство» . Ниже я привожу свой конспект лекции.

Содержание

Мы видим, что процесс общения сворачивается очень сильно. Люди все меньше разговаривают друг с другом. Если раньше поражались ситуации, когда в кафе сидела молодая пара и оба уставились в телефоны (это было как символ новой эпохи), то сейчас это уже настолько часто, что уже никого не удивляет. То есть, люди постепенно разучиваются общаться. Но если для всех эту тенденцию не остановишь, то для людей, которые голову на плечах имеют, для них её можно притормозить. Именно по этому и такую тему вебинара выбрали. Если человек не правильно мыслит, то он не может и правильно говорить. Сегодня пространные обсуждения не вписываются в темп времени и мышление будущего. Поэтому чтобы хорошо говорить, надо хорошо думать.

От чего зависит качество общения

Качество общения с другими зависит от следующих умений:

  • слушание, слушание и микрослышани;
  • установление доверительной дистанции;
  • уточнение картины мира;
  • нахождение общих интересов;
  • рассказы о полезных случаях или о себе;
  • сообщение об эмоционально запоминающихся событиях;
  • использование иронии и юмора;
  • поддержание правильно информационного темпа;
  • умение недоговаривать;
  • сохранять лицо собеседника;
  • упаковывать разговор и его результат.

Есть такие виды искусства, где если навыка нет, то ничего не получится (например, физическая борьба). Радостный момент состоит в том, что в искусстве общения, даже если эти навыки не обретены, то сам момент, когда человек вспомнит что «надо делать так» уже поможет.

Что главное в общении

  1. Главное в общении — меньше говорить, больше слушать. В этом ничего нового нет. Еще в древности говорили — держи уши открытыми, а рот закрытым.
  2. Чтобы разговор был интересным, очень важно черпать информацию для разговора из самого разговора. Разговор, где один рассказывает, что он знает, а потом другой рассказывает, что он знает (такие монологи чередующиеся) — это не настоящий разговор. Настоящий разговор возникает, когда новая подтема возникает из того, что ответил собеседник. Тогда разговор имеет неограниченную пищу для самого себя. И здесь играет большую роль микрослышание, о котором позже будет речь.
  3. Важно быть не замкнутым, но и не навязчивым. Очень правильно, когда разговариваешь не дольше, чем хочет собеседник. Нужно чучуть меньше говорить, чем он хочет от тебя услышать. Кроме того, любой разговор он либо сближает, либо отдаляет дистанцию между людьми. Она колеблется внутри разговора. И очень важно не пережимать, не сближать дистанцию, когда собеседник этого не хочет. Иначе говоря, собеседник должен чуть больше хотеть с тобой разговаривать, чем ты с ним. Это правильная позиция. Конечно, если встретятся два мастера, то там не возможно, чтоб такой зазор был, только в этом случае будет разговор совсем на равных.
  4. Говорящий — продавец, слушающий — покупатель. Как происходит диалог? Продавец что то продал (что то сказал). Значит ли это что покупатель купил то, что он сказал? Не значит. Он этот товар повертел в руках и может поставить на место. Вроде как и слышал, но не принял во внимание. Может задать вопрос, расспрашивать, расспрашивать, а потом товар НЕ купить. Это всегда большое разочарование для продавца — когда он объяснял, рассказывал, доказывал, а его товар так и не купили. Но это значит, что продавец когда продавал товар — он не чувствовал покупателя. Не чувствовал, что тот уже принял внутреннее решение — не покупать — и нужны титанические усилия, чтобы он купил. Как в рыночной экономике покупатель немного выше по рангу чем продавец, так и при общении, слушающий немного выше по рангу, чем говорящий. Бывает и наоборот, но в общем ситуация именно такая. Например, есть сейчас типичная картина, когда пожилой мужчина говорит с девушкой (или в кафе сидит, или где то по улице идут) и он говорит, говорит — видно, что он продает товар. И его немножко жалко, так как видно, что девушка смотрит с отрешенным видом куда то, вроде и слушает, но ясно, что товар не очень покупает. Вот такая сцена, она всегда режет глаз, потому что человек старается, но он не понимает другого человека.

Технология слушания

Технология слушания — действительно слушать и выглядеть как человек, который слушает другого. Выглядеть слушающим не только для того, кто говорит, но и для других людей — иначе ты снижаешь ранг, имидж говорящего. В этой технологии нужно помнить о следующих правилах.

  1. При слушании надо смотреть на говорящего не менее 20% и не более 80% времени. Почему такие проценты? Ну тут я верю психологам. Вроде как они делали исследование, и вывели следующие тезисы:
    • если говорящий не интересует слушающего, то слушающий смотрит на него меньше 20%;
    • если слушающего интересует только личность говорящего, но не содержание его речи, то слушающий смотрит на него больше 80%. Поэтому в этих рамках 20-80 и нужно стараться держать свое внимание.
  2. Надо задумываться над словами собеседника. Ведь у него неравномерно информация расположена — одни более важные вещи, другие менее важные. Поэтому если понятно, что для говорящего определенный тезис — это что то серьезное, то надо действительно задуматься над данной мыслью. И должно быть видно, что ты действительно задумался — это уважение к собеседнику. Когда человек не задумывается — это производит нехорошее впечатление. Вот я раньше когда начинал консультировать, я часто отвечал сразу же на вопрос. Меня спросят что то — я сразу отвечаю. А потом понял, что это не правильно. В каком смысле не правильно? Во-первых, надо подумать — вдруг что то лучшее придумаю. Но не только в этом дело. А если я подумал, то человек понимает, что я подумал над тем, что он сказал, а не то, что я с кармана готовые рецепты вытащил. Поэтому важно задумываться над словами собеседника. Иногда, даже если оба помолчат, то это совсем не плохо для разговора.
  3. Надо поддерживать говорящего своей мимикой. Это очень важно. Вот я нередко давал интервью и запомнил одну журналистку. Она отличалась от других журналистов тем, что вообще не перебивала когда я говорю. Только мимикой — поддерживала, удивлялась, переспрашивала. Такой диалог, когда один говорит, а другой мимикой поддерживает — я считаю, что это высокий класс журналистики.
  4. Не надо перебивать говорящего пока не возникает пауза.
  5. Надо поощрять дальнейшее говорение заинтересованным ожиданием. Например, человек сделал паузу, а ты чувствуешь, что ему есть еще, что сказать — не спеши говорить, выдержи эту паузу. Это все нужно делать, чтобы быть хорошим слушателем. А почему так важно быть хорошим слушателем? Дело в том, что хороший слушатель встречается гораздо реже, чем хороший говорящий. Хороший слушатель, это тот, кому говорящий интересен. Хороший слушатель разговорит любого неговоруна и с любого вытянет интересные рассказы, потому, что он черпает из самого разговора пищу. Это более высокое искусство — хорошо слушать.

Технология слышания

  1. Нужно слышать всё говоримое. Имеется в виду просто физически слышать. Для этого надо прежде всего не отвлекаться. Отвлекается в основном человек на какие то зрительные искушения и отвлекается на свои мысли. При чем отвлекается на свои мысли по разному. Иногда просто потому, что скучновато человек говорит и не хочется терять время зря. А бывает наоборот — он говорит, что то такое важное, что у тебя сразу своя мысль рождается, ты хочешь дальше думать её и отвлекаешься, не слышишь, что дальше человек сказал. В этом случае тому, кто говорит важно это почувствовать и дать человеку паузу, чтобы обдумать некоторые слова.
  2. Нужно понимать говоримое. Не только расслышать в том плане, что ты можешь повторить сказанное, но и понимать говоримое. А это уже сложнее — надо напрягаться, иногда переспросить. Надо упаковывать все сказанное у себя в голове. Когда ты слушаешь, тут должен параллельно еще и процесс запоминания быть. Нормальный человек запоминает хорошо суть говоримого, если смог его упаковать в голове — компактно, кратко, самое главное и это всё одновременно слушая. Поэтому в паузах нужно компактно пересказывать услышанное, а иногда даже специально останавливать говорящего, пересказать суть сказанного и получить подтверждение, что ты всё понял правильно.
Это интересно:  Посоветуйте книгу от которой невозможно оторваться

Технология микрослышания

Технология микрослышания — это значит, что надо замечать заминки, паузы, изменения голоса, вздохи, оговорки, изменения мимики, позы и иногда делать на таких мелочах акценты.

  1. Иногда нужно спрашивать о выявленных акцентах. Например, «а что вы так оживились, когда это рассказываете?» Это двоякую пользу несет. Во-первых, человек понимает, что его внимательно слушали. Во-вторых, это может подтолкнуть его к какому то новому рассказу — очень интересному, а иногда и просто важному, из того, что он не решался вам сказать.
  2. Наблюдать изменение невербального поведения — не только мимики, но и позы. Интерпретировать это нужно для себя, а иногда и вслух. То есть надо сообщать о своих чувствах, на поведение собеседника.
  3. Строить предположения о недосказанном. «Наверное это потому то?» Тебе легче будет запомнить, если ты высказал версию, а она оказалась не такая.
  4. Нужно обдумывать, что из сказанного имеет конфиденциальный характер. Для себя то ты знаешь, что лучше, чтобы осталось в тайне. А вот, что является конфиденциальным для собеседника? Иногда лучше даже спросить об этом говорящего.
  5. Важно убедится, что твой пересказ лучше рассказа собеседника и понравился ему. Когда он после пересказа сказал: «Ну да, вообщем то так», надо остановить его после этих слов. Умение пересказывать особенно важно для тех, кто занимается управленческим консультированием. Человек не может быть консультантом, если он не может пересказать рассказ о событиях каких-то или проблемах лучше, чем ему рассказали. Он может не так подробно рассказать, но в его рассказе должно быть четче видно главное.

Установление доверительной дистанции

  1. Надо устанавливать доверительную дистанцию. Для этого нужно правильно строить ролевые соотношения. Каждый из нас играет много ролей по отношению к другому. Ты можешь быть и соседом, и другом, и игроком в боулинг, и кредитором. И для установления доверительной дистанции, нужно выбирать те роли, где у вас с человеком дистанция наиболее близка для разговора. И из нее уже можно дальше легче действовать. Кроме того, бывает много ролей в самом разговоре — говорящий и слушающий, сомневающийся и доказывающий и т.п. И нужно по разговору двигаться так, чтобы дистанция становилась всё ближе и стала настолько близкой, насколько она комфортна для обеих сторон.
  2. Часто повторять имя собеседника, но не перестараться.
  3. Уметь недоговаривать. Если мы хорошо держим дистанцию и чего то недоговариваем, то это мотивирует собеседника задавать вопросы и сблизить дистанцию.
  4. Самый простой прием сближения дистанции — разговоры о детстве. Свои случаи рассказывать, чужие расспрашивать. Почему детство сближает? Потому, что люди немножко побаиваются друг друга, даже близкие люди — это нормально, всегда есть страх сделать какую то ошибку, где то задеть, быть непонятым. Поэтому, если человека расспрашивать о текущих событиях, он не уверен, что поступил правильно и он несет ответственность за свои слова и дела. А вот за детство свое он не несет ответственности, и поэтому безбоязненно рассказывает о детстве. И вот это отсутствие страха общения, после рассказа о детстве, может сохранятся дальше.

Рассказы о себе

Когда мы рассказываем о себе важно сохранять баланс между рассказами об удачах и неудачах. Когда человек рассказывает только об удачах, он выглядит, как хвастун. Когда он рассказывает только об неудачах, он выглядит, как неудачник. Не обязательно 50/50, но какой то баланс должен быть. Особенно ценно, когда он рассказывает о каких то конфузах, которые типичны для многих людей. Так ты показываешь, какие из них ты сделал выводы, и эти выводы могут быть полезны для многих людей. То же самое, как руководителю я советую, использовать совершенные ошибки, как материал для обучения подчиненных. Также надо в разговоре сообщать побочную полезную информацию, которую человек может запомнить и она в жизни пригодится. Это особенно важно при продажах. Так, продавец может не продать товар, но он может рассказать какие то вещи, которые человек запомнит, перескажет другим и будет полезным этим рассказом для других.

Технология расспроса и допроса

  1. Чем отличаются расспрос и допрос? Первое отличие. Расспросы — это когда человек задает следующие вопросы исходя из рассказанного. При допросах задают вопросы никак не связанные с предыдущими ответами. Второе отличие. Допрашивающий хочет, чтобы ему рассказали всё, но сам он не готов ничего рассказывать. Он своей тональностью говорит «я тебе не буду говорить, почему я об этом спрашиваю». Поэтому нужно избегать допросов, если нет для них повода. И даже из любопытства все таки не допрашивать, а расспрашивать. То есть должна быть обоснованная мотивация в вопросах и вопросы должны быть связаны с ответами на другие вопросы.
  2. Иногда нужно употреблять незаконченные вопросы, дающие право их проигнорировать. Например, когда мы не уверенны насколько тактично будет спросить то или другое, мы задаем вопрос как то недосказанно, намечаем вопрос, давая право человеку проигнорировать и пойти дальше.
  3. Вопросы нужно задавать с включенной информацией. То есть кроме вопроса, идет рассказ, еще какой то важной информации, которая его уточняет.
  4. Надо плавно переходить к более рискованным и конфиденциальным вопросам. Если человек, отвечающий на вопросы не испытывает дискомфорта, мы можем приблизиться гораздо дальше. Но важно помнить. Если мы задали какие то рисковые вопросы, и человек ответил на них, то у него бывает потребность нам объяснить, почему он ответил на те вопросы, на которые не надо было отвечать (или он не имел права отвечать). Поэтому очень важно дать ему возможность оправдаться в наших и своих глазах, после таких ответов.
  5. Надо иногда задавать вопросы, демонстрирующие нашу некомпетентность. Такие вопросы подымают статус говорящего. Кроме того, это и нам полезно, и говорящему приятно от того, что он сделал нас компетентнее.
  6. Иногда надо задавать вопросы, помогающие говорящему рассказать всё в деталях. Часто человек собирается нам рассказать что то в общем, у него нет плана рассказывать в деталях, но если мы своими вопросами, покажем, что у нас есть время и интерес услышать детали, то он будет рад их поведать.
  7. Есть 2 типа пересказа. Первый — как полицейский протокол. Только факты, без всякой лирики, без всяких «по моему мнению», «мне показалось» и т.д. Второй — как художественное произведение. Это два разных типа пересказа. В идеале надо владеть обеими.
  8. Когда мы рассказываем о себе, важно помнить об высказывании Оскара Уайльда — «Секрет быть скучным — рассказать о себе всё».
  9. Когда вы долго что то рассказываете, не надо спрашивать собеседника «тебе интересно то, что я рассказываю?». Кто же скажет, что не интересно. Такой вопрос имеет смысл в начале беседы, но не в середине. Чтобы реально узнать интересно ли человеку, оцените его поведение. Если он стал меньше смотреть на вас — значит он теряет интерес к рассказу.
  10. Важно понимать — всё что вы рассказываете может быть пересказано третьему лицу, при чем вы не знаете кому именно. Либо же может быть использовано против вас этим же слушателем, когда вы с ним поссоритесь. Это очень важное обстоятельство. Не нужно поддаваться обаянию момента, чтобы потом не пожалеть.

Юмор и ирония

Нужно по возможности использовать иронию и юмор. Этому надо учится, конечно. Чтобы научится шутить, надо водить дружбу с шутниками. Но, есть важный принцип использования юмора — мужчины часто смеются НАД кем-то, а женщины ВМЕСТЕ с кем то. Так вот, чтобы юмор улучшал отношения, надо смеяться вместе с кем то, а не над кем то.

Юмор можно тестировать по нейтральным темам. Хороший способ юмора — слегка изменять высказывание человека в более смешную сторону. В общем, юмор надо употреблять, но надо использовать его осторожно, так как это обоюдоострое оружие.

Теперь, когда мы разговариваем с человеком, очень важно соблюдать информационный ритм. Дело в том, что когда мы говорим, то мы меняем картину мира человека. Если мы её не меняем, то ему скучно. Если наоборот, меняем очень интенсивно — одно новое, сразу другое, третье — то он не успевает эти компоненты как то обустроить в своей основной картине мира, и ему также становится скучно. Здесь нужно меру знать. Надо чтобы картина мира менялась с таким ритмом — сказал что то новое, собеседник это обработал, и снова новое. При этом надо помнить, что когда ты говоришь с массой людей, им нужно больше времени на обработку информации, так как притупляется скорость реакции людей в большом количестве.

Иногда надо употреблять короткие реплики, вместо длинного рассказа. Они дают человеку больше времени подумать. При разговоре надо помнить простую вещь — нельзя много раз быть правым. Один рассказывает в какой он был стране, другой приводит страну покруче, один говорит, что он купил сумку за $500, другой сразу бьет это покупкой за $2000. Так вот, не надо всё время перебивать другого своим превосходством — либо в правоте, либо в деньгах, либо в связях, либо еще в чем то. Это раздражает.

Также, нужно помнить, что есть информационная усталость. Важно делать перерывы, кофе-брейки, отдыхать или переходить на отвлеченные темы.

Технология и виды недоговаривания

  1. Недоговаривание может быть как протест против перебивания. Очень хороший способ. Вы в компании сидите, разговариваете, вы что то начали говорить и вас перебили. Вы начинаете своё — опять перебивают. В таком случае, самому не нужно перебивать. Лучше подождать, спросит ли кто то продолжения ваших слов. Если никто не спросит, то значит это всем не интересно. Если кто то спросит — вы продолжите.
  2. Недоговаривание также бывает когда и так всё понятно.
  3. Недоговаривание, как тест на слушание — вы не закончив один сюжет, переходите к другому, чтобы оценить реакцию слушателя.
  4. Недоговаривание как тест на приемлемость темы.
  5. Аксиоматическое недоговаривание — вы недоговариваете и не делаете каких либо выводов, а вывод делает сам слушатель.
  6. Интригующее недоговаривание — не договорить, чтобы заинтриговать.

Окончание разговора

По завершению разговора его нужно упаковать — пересказать, о чем мы говорили с человеком. Иногда скрыть опасные места — при пересказе намеренно их не упомянуть. Надо подумать, что может быть понято двояко и намерено уточнить правильную формулировку. Также в финале нужно зафиксировать приятность проведенной беседы.

Ответы на вопросы слушателей

Как вести конструктивный спор с человеком, который не готов воспринимать чужую точку зрения и впадает в агрессию, начинает «нападать», переходит на личности и манипулирует?

Нужно постараться найти в его позиции наиболее слабое утверждение и начать обсуждать именно это. Обсуждать не самое главное, а какую то второстепенную вещь, что он сказал и начать её оспаривать. Потому что если она слабо защищена, эта второстепенная вещь, то далее ему будет сложно идти против всякой логики и начнется конструктивный разговор. Либо другой вариант — просто взять, повторить его позицию и попросить у подтверждения, что его позиция именно такая, как мы озвучили, что на него никто не оказывал давления, это его личный выбор и он готов нести за него ответственность. Иногда люди боятся брать на себя ответственность и разговор может перейти в конструктивное русло.

Как грамотно вести диалог с человеком, который слышит только себя? Ему интересно говорить и рассказывать только о себе.

Вот и замечательно. Раскрашивайте его о нем, пододвигая своими расспросами в ту сторону, которая вам интересна. Кроме того, если вы будете двигаться в интересную для него сторону, наверняка она окажется интересна и для вас тоже.

Как корректно прекратить разговор, который неинтересен?

Можно разными способами. Если это деловой разговор, который неинтересен, то можно сказать так: «Я должен подумать над вашими словами. Вы так много мне сказали важных вещей, что я должен над ними подумать.» И тем самым прекратить разговор. Другой случай, если надо прекратить светский разговор. Можно сказать, — «Секундочку, мне надо позвонить», а после этого уйти и не вернутся. Это самый надежный способ. В общем, чтобы прекратить разговор, нужно физически от него удалится, под любым предлогом, более или менее пристойным.

Приемы и методы говорить без страха. Как своевременно высказывать свою точку зрения?

Надо разделить страх и высказывание. То есть сначала высказать какое то мнение, а потом подтвердить, что это лично твоя точка зрения.

Как нейтрализовать заведомо агрессивно настроенного оппонента?

Надо рассказать о его чувствах. Он наверное говорит, почему он агрессивно настроен. Если не говорит, то надо спросить «что вас расстроило» и сочувственно отнестись к тем обстоятельствам, которые привели его к такой агрессии. Обязательно надо дать ему возможность показать причину его агрессии.

Как донести информацию в конфликте, когда тебя не слышат?

В таком случае, информацию лучше доносить в письменном виде. Это самое надежное. Тебя не слышат, но ты можешь написать. Заставить выслушать до конца — трудно, но письменное сообщение, человек, как правило дочитывает до конца. Еще один интересный вариант высказать информацию другому человеку, который находится рядом во время диалога.

Как знать насколько ты интересен другим?

Ты быстро узнаешь насколько ты интересен другим, если не будешь с ними общаться.

Как можно развить навык общения (или помочь развить) если по характеру, по психотипу, человек не общительный, интроверт. Он может общаться, но делает это с большой неохотой?

Лошадь можно подвести к воде, но пить не заставишь. А если самому нужно научится общаться, то надо просто общаться. Например, идешь в магазин купить что то, поставь себе задачу — задать вопрос не только касательно товара, но и на какие другие темы. Когда ты возьмешь привычку спрашивать что то дополнительно и перебарывать стеснительность, то постепенно у тебя появится привычка это делать. Почему? Потому что люди с другой стороны тоже хотят поговорить, им хорошо когда спрашивают, интересно быть полезным клиенту, покупателю.

Как руководителю быть интересным собеседником для своих подчиненных? Имеется в виду корпоративные мероприятия, встречи.

В основном руководители идут по какому пути, чтобы быть интересными? Они рассказывают то, чего другие не знают. Это стандартный руководитель. Вот, на корпоративе ему надо что то сказать и он рассказывает о фрагменте о котором раньше не говорил, и те кто присутствует на встрече, они так получают дополнительную информацию. Это примитивный способ. Менее примитивный, это задавать вопросы. Такие вопросы, на которые подчиненным интересно отвечать. Тогда он будет интересным собеседником. Интересный собеседник — это тот, кто слушает и задает интересные вопросы.

Что делать, если дети или подчинённые на работе не хотят развиваться? Какие приемы можно применить для того чтобы побудить быть интересным. Назовите пожалуйста основные «примеры для подражания».

Если человек не хочет развиваться, самое лучшее — поставить перед ним задачу, которая для него сейчас трудная, потому что он не развился и побуждать его решать её, помогать ему и он будет развиваться. Ребенка надо заставить, взрослого побудить. Люди не хотят учится потому, что их задачи не требует этих знаний. Человек делает что то для чего то. Человек должен понимать, зачем ему это нужно. Не верить, что «тебе это надо», а понимать, что с этими навыками я могу справится с задачей, а без них — не справляюсь. У человека должна быть внутренняя потребность для конкретного дела, а не для развития в общем. Это другая крайность, когда люди хотят вообще развиваться. Ходят на всякие курсы, ничего не делают исходя из этого. Человек, если развился, то он может сделать то, чего не делал раньше.

Какие книги по развитию навыка общения должен-обязан прочитать про-активный человек?

Есть книга, которая до сих пор не устарела. Я, пожалуй, её рекомендую. Это Дейл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Книга давно написана, но люди не особо изменились, чтобы те рецепты, которые он дает были бы не правильными. Они конечно сильно смахивают на манипулирование, но разумный человек сам поймет, где манипуляция, а где нет.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector