Как Собрать Доказательства Буллинга чтобы Наказать Хулигана

«Дневник буллинга»

Буллер боится гласности. Но «голосить» могут не все, жертвы буллинга, как правило, молчаливы. Но они могут завести «Дневник буллинга». Фиксировать каждый акт издевательств, не забывая точно указывать место, время, свидетелей. Этот «протокол» сам по себе кажется бесполезным, но когда протоколов десятки – поверьте, это производит впечатление и на директора, и на буллера, и на его родителей. В конце концов, это производит впечатление на руководителей департамента образования и Министерства образования, куда непременно нужно послать копию, если не удается привлечь внимание внимание директора и учителей к безобразию. Известно немало случаев, когда с помощью таких дневников в жертву превращался сам буллер (главное: не показывать ему оригинал дневника).

Это, кстати, самый эффективный метод борьбы с буллером на рабочем месте, когда речь идет о травле со стороны начальника или кого-то из коллег на работе.

Что произошло?
Когда это произошло?
О чем шла речь? Почему произошел конфликт? Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Были ли какие-то особые обстоятельства? Как я себя при этом чувствовал? Как я себя вел? Мог бы я вести себя как-то иначе? Был ли кто-то, кто мне помог, меня поддержал? Есть ли свидетели или доказательства? Был ли кто-то, кто не помог?

Link crew (Команда связей)

Эта система существует в североамериканской педагогике (США и Канаде) и придумана Джоном Дьюи, выдающимся педагогом и философом.

Создается «команда связей» из самых позитивных, улыбчивых, активных с лидерскими чертами учеников школы. Их отбирают и специально готовят (для этого им приходится на неделю раньше вернуться с летних каникул, но никто не жалуется – это большая честь, попасть в Команду, обычно конкурс желающих – пять человек на место). Для чего готовят? Стать «шефами» ребят из классов помладше. Особое внимание – тем, кто переходит на новую образовательную ступень (1 класс, 5 класс, 9). И всем новеньким. Например, одиннадцатиклассница курирует пятерых девятиклассников. А десятиклассник присматривает за тремя новенькими из восьмого класса. Семиклассники шефствуют над пятиклассниками. На каждого шефа – 3-5 человек подшефных. Что нужно делать? Хотя бы раз в день на перемене подойти к каждому, поздороваться, улыбнуться, спросить: «Как дела?», «Все в порядке?», «Есть проблемы?» и дать понять, что готов помочь ему в решении этих проблем. Старшеклассники лучше адаптированы к школе и, конечно, смогут помочь почти во всех проблемах. И о возможной травле они узнают первыми. В школах, где есть шефство, затяжной травли практически не бывает.

Курирует «Команду связей» школьный психолог. Или просто самый обаятельный педагог в школе, какой бы предмет он еще ни вел. Один час в неделю все члены Команды проводят за занятиями, темы которых: Как правильно слушать, когда мало времени? Как познакомить ребят? Как помочь разрешить конфликты? Что делать, если столкнулся с травлей? И т.д.

В США и Канаде участие в Команде рассматривается как полноценный школьный предмет, за который ученики, попавшие в Команду, получают оценку.

P. S. Метод очень напоминает пионерскую методику Шефства. Не удивительно, все методы общественной детской организации в рамках системы образования нарком Луначарский получил от Джона Дьюи, американского философа и педагога.

«Совет отцов»

Этот метод применяют в Казахстане. Случаи травли рассматривает Совет отцов – избираемый орган, в который входят уважаемые отцы, не более 4 человек. В каждой школе можно найти ответственного и ратующего за справедливость папу, сотрудника органов внутренних дел, прокуратуры, или юриста, или руководителя, или военного. Совет отцов рассматривает случаи буллинга по заявлению учителя или ученика-жертвы и обеспечивает доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера. Как правило, первый же прецедент останавливает травлю в школе. К таким вопросам привлекают и руководителей местного самоуправления, акимов.

Сами того не зная, казахские коллеги заново открыли Метод Фарста (см. ниже).

«No-Blame-Approach» (Без обвинений)

Эта методика так эффективна, что заслужила отдельной статьи в «Азбуке буллинга» (См. «No-Blame-Approach»).

Метод Фарста (Die Farsta Methode)

Фарста – это район города Стокгольма. Там группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома (Karl Ljungstrоm) была разработана и успешно применялась данная методика. По мнению К.Льюнгстрома в каждой школе целесообразно иметь группу из пяти – шести человек, взрослых педагогов, которые могли бы оперативно реагировать в случаях буллинга. Это так называемая скрытая методика. Тот, кто хочет работать с этой методикой, должен иметь немного опыта по части того, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.

Для работы с этой методикой, во избежание неудач, нужна подготовка! Найдите коллег, которые будут вам помогать! Разговор лучше вести вдвоем или втроем.

Первый шаг:

Если Вы столкнулись со случаем буллинга, Вам нужно:

  1. Поговорить с информантами (с теми, кто предоставил информацию).
  2. Осторожно расспросить жертву.
  3. Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности.
  4. Собрать точные данные о происходящем

Вы должны четко знать:

  • Кто, где, когда и что делал?
  • Как часто это происходило?
  • Кто еще присутствовал при этом?
  • Попросить жертву, если это необходимо, вести дневник буллинга.
  • Важно, чтобы больше никто из школьников не знал об этом разговоре, чтобы агрессоры не были предупреждены.
  • Подумайте о том, нужно ли привлекать родителей.

Второй шаг:

  • Обеспечьте себе поддержку.
  • Спросите себя: кто из коллег сегодня может помочь?
  • Спланируйте время (вам нужно два часа).
  • Найдите помещение.
  • Предупредите коллег, что осуществляющие буллинг школьники с такого-то по такое-то время по очереди будут вызываться с уроков.
  • Подумайте, нужен ли Вам протокол? Если да, то кто будет вести его?

Третий шаг:

  • По одному вызовите с урока каждого из буллеров, заранее не предупреждая их об этом.
  • Положите перед собой лист опросника (текст см. ниже) и, ориентируясь на него, начните разговор.
  • Говорите ясно и предметно по теме, сохраняя спокойный тон!
  • Дайте понять, что Вы осуждаете содеянное буллером, и что он должен нести ответственность за то, что сделал!
  • Постарайтесь сделать агрессора вашим партнером в борьбе против буллинга.
  • Будьте готовы к тому, что он будет применять различные стратегии, чтобы оправдать себя!
  • Поскольку никому не известно о содержании вашей беседы с буллером, нет и необходимости думать о проблеме его реинтеграции в сообщество ребят.

Четвертый шаг:

  • Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода!
  • Поблагодарите всех участвовавших коллег за их сотрудничество и помощь.

Опросник к методу Фарста

Приложение к третьему шагу «метода Фарста».

Имя опрашиваемого: ___________________________ Класс: ___________________ Дата: ______________

Знаешь ли ты, о чем я хочу с тобой поговорить?

(Подождите ответа и не дайте себя одурачить.)

__________(имя жертвы)___________ попал в очень неприятную ситуацию. Тебе что-то известно об этом?

(Если Вы замечаете у агрессора некоторые проявления неуверенности, используйте эти состояния: настаивайте на своем, действуйте решительно и целенаправленно.)

Переходите к следующей странице опросника.

Теперь настало время конфронтации:
Мне известно, что ты участвовал в этом. Ты … (дата, время) сделал следующее:
1. ____________________________
2. _______________________________
3. __________________________________

(Не допускайте никаких дискуссий! Не принимайте никаких оправданий!)

Все это выглядит ужасно. И, ты знаешь, это вовсе не безобидная вещь, это – БУЛЛИНГ!
Буллинг – это умышленное покушение на душевное здоровье человека!
В нашей школе это недопустимо!
Что ты можешь сделать для того, чтобы прекратить буллинг против ……. (имя жертвы)?
(Апеллировать к его ответственности, добиться уступки и закрепить результат).

Что ты можешь сделать, если заметишь, что другие занимаются буллингом?

(Записать ответ и сообщить буллеру о том, что Вы хотите видеть его в качестве партнера в борьбе против буллинга.)

На протяжении _______________________________ мы будем наблюдать за тобой.
(указать промежуток времени)

После этого с тобой (и с другими буллерами) снова будет проведена беседа.

Никто из вызываемых участников буллинга не должен рассказывать в классе, о чем с ним беседовали.

Составлено по материалам O. Hagedorn u. AG: Von Fall zu Fall, BIL Berlin, 2000, S. 98 f.
Источник: Bettina Schubert: Verlässliches Miteinander, BIL 2000, S. 17 ff

Сложность этого метода в том, что буллеры прибегают к Стратегиям оправдания

Вы должны быть готовыми к тому, что в ходе беседы скорее всего столкнетесь со стратегиями оправдания, которые служат агрессорам для избавления от чувства вины и отвлечения от содеянного.

• Стремление заглушить или смягчить чувство вины:
Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

• Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:
Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

• Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:
Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гасторбайтер и т.д.).

• Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):
Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)! Все мои знакомые пашут (а они побираются)!

• Привлечение более высоких инстанций:
Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы», вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все это: то, что ты делаешь, является преднамеренным нападением на душевное здоровье ….. (имя жертвы)! И мы не будем терпеть подобные вещи, ни сейчас, ни в будущем!»

Метод «Ступенчатое колесо»

Метод «Ступенчатого колеса» («Staffelrad») с успехом применяется при работе с насилием в группах. Автор (В.Таглибер) использовал модифицированную версию этого метода, предложив ее как средство для борьбы с буллингом. Описание метода в оригинале см.: Эд Ватцке «Эквилибристский танец между мирами», Бонн 1997, стр. 62 и далее (Ed Watzke: Äquilibristischer Tanz zwischen Welten, Bonn 1997, S. 62 ff).

Метод «Ступенчатого колеса» является очень затратным, но и очень эффективным. Перед проведением беседы исполнителей буллинга изолируют друг от друга. Это означает, что Вы, как учитель, должны хорошо подготовиться.

Если Вы заметили случай буллинга, то, как в методе Фарста, Вам нужно провести тщательный сбор данных, пока Вы не будете абсолютно уверены в том, кто является исполнителями буллинга, и не будете точно знать, что именно они делают (сделали). Если Вам нужно иметь дело, например, с тремя основными буллерами, Вы можете поступить следующим образом:

Договоритесь с тремя Вашими коллегами, что в течение того времени, когда Вы будете беседовать с одним из буллеров, они возьмут под свой контроль остальных двух и будут наблюдать за ними.

В то время, когда Вы разговариваете с одним буллером, остальные два не должны общаться друг с другом. Таким образом, Вы вызываете всех троих из класса и изолируете их друг от друга. После этого Вы приглашаете первого на беседу.

Лучше всего проводить беседу, беря за основу опросник метода Фарста. Нужно быть готовым к попыткам ребят «увильнуть» от основной темы и найти себе оправдания, но Вы должны проявлять твердость! Исполнители должны понять, что для буллинга нет никаких причин и оправданий, и что Вы не собираетесь давать никаких поблажек. Часто участники буллинга не знают, кто был основным зачинщиком (кто первый начал), и когда именно все началось. Это просто было и продолжается до сих пор!

Добейтесь от первого исполнителя согласия на то, чтобы он немедленно прекратил буллинг! Потребуйте от него зримых изменений поведения и начала его собственных активных действий по противостоянию буллингу! Если его согласие выглядит для Вас убедительным, пригласите бывшую жертву и проведите беседу в духе примирения. Скажите бывшему исполнителю примерно следующее: «Теперь ты можешь извиниться и рассказать о том, как ты собираешься вести себя впредь!»

После этого данный буллер возвращается и попадает под наблюдение и попечительство Ваших коллег, а Вы проводите аналогичную процедуру с двумя оставшимися участниками. Если Вы сочтете необходимым, то в заключение можно собрать всех буллеров для проведения общей беседы, поблагодарить их за сотрудничество, сообщить, что они будут находиться под контролем и выразить уверенность в том, что достигнутые договоренности будут выполняться.

Это интересно:  Джон траволта в молодости

Трудной фазой является возвращение участников в класс (их реинтеграция). Эту операцию нужно провести очень бережно и, по возможности, тщательно спланировать. Понятно, что все в классе понимают, для чего были вызваны три основных заводилы буллинга, и теперь все напряженно ждут их возвращения. Поэтому так важно теперь осторожно вернуть провинившихся в сообщество ребят. Подумайте и решите самостоятельно, как лучше поговорить с классом.

Такие беседы чаще всего не проходят гладко, однако, как правило, ведут к примирению. Почти всегда ребята упрекают жертву в том, что она могла бы самостоятельно разобраться с происходящим, не привлекая учителей. Объясните ребятам, как функционирует буллинг, расскажите также, что мнение о возможности для жертвы справиться с буллингом самостоятельно является мифом. Будьте тверды и последовательны!

Теперь открыто начинайте вести наблюдение за поведением участников, отмечая факты просоциального поведения и выражая за них похвалу. Хорошо, если при случае Вам удастся обсудить с классом, что такое буллинг. Особенно следует остановиться на роли пособников (наблюдателей).

Метод «Правила школы»

Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или в девятый), они получают красочно оформленный, отпечатанный типографским способом лист с текстом, который вместе с ними следует внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила этой школы. Их не более 8. Там самое необходимое – правила в отношении школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки, роликов и … буллинга. Позиция заявляется четко – буллинг недопустим. Санкции – такие-то.
Внизу листка – место для подписи родителей.

Как Собрать Доказательства Буллинга чтобы Наказать Хулигана

Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный. Последний — опасней всего, поскольку синяки, ссадины, пропавшие или испорченные вещи, чрезвычайно быстрое исчезновение карманных денег родителю заметить легко, а вот если видимых признаков нет, то узнать, что ребёнка в школе травят одноклассники или старшеклассники, будет гораздо сложнее. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт. Ситуации, которые замалчивает ваш ребёнок, могут быть разными: его обижают, дразнят, задирают, оскорбляют или запугивают, заставляют делать что-то неприятное, отбирают или портят его вещи, угрожают или унижают.

Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость, неравность сил. Если ребёнок с гордостью демонстрирует боевые синяки и ссадины, хвастается, что смог постоять за себя или за друга (но не задирался сам) — это уже не буллинг, в нём нет скрытых, глубоких переживаний. Если же все три признака налицо — самое время бить тревогу и вмешиваться в ситуацию, пока не стало слишком поздно.

Как распознать буллинг?

В вопросах буллинга стоит быть предельно корректным и терпеливым родителем и попытаться избежать двух самых распространенных ошибок: чрезмерная опека и чрезмерная легкомысленность. Это две стороны одной медали, каждая из которых одинаково опасна. Не стоит воспринимать в штыки каждую ссадину ребёнка и воинственно выяснять отношения с родителями других детей из-за малейших трудностей и стычек. Если они носят разовый, единичный характер, лучше всего попытаться сдержать родительский гнев и желание немедленно наказать обидчика. Постарайтесь быть в курсе событий, приглядывайте за тем, как развиваются отношения ребёнка с тем, с кем он однажды повздорил или подрался: если ситуация не повторяется в ближайшем будущем, значит, это был вовсе не буллинг, а просто мимолетный конфликт интересов, который дети уладили самостоятельно. Это даже хорошо, ведь помимо академических знаний, в школе дети получают и столь необходимые для взрослой жизни навыки социализации и коммуникации, решения конфликтных ситуаций, учатся убеждать, мириться и идти на компромисс. Именно поэтому так важно вовремя дать ребёнку возможность самому справиться с трудностями, не лишать его такого опыта, как бы ни хотелось оградить его от любых бед.

Второй ошибкой может стать, наоборот, излишняя беспечность: ну кто не дрался в школе? Мальчишки, что с них взять? Это просто детские ссоры, что в них может быть опасного? Не выдумывай, не жалуйся, мне некогда разбираться с этими глупостями, разберись сам, дай сдачи — эти и подобные им слова могут быть гораздо опаснее, чем кажутся на первый взгляд. Если ребёнок действительно стал жертвой буллинга, а родитель отмахнулся, не выслушал, не воспринял всерьёз — это может привести к непредсказуемым и зачастую тяжелым последствиям: замкнутость, психологические проблемы, депрессивные настроения, немотивированная агрессия. Чтобы избежать этого, отнеситесь к словам ребёнка с должным вниманием, проследите, как развиваются события.

Как уберечь ребенка от буллинга?

Как правило, в качестве жертвы буллеры выбирают чувствительного, застенчивого ребенка, которого легко задеть и вывести из равновесия. Разумеется, нельзя научить чего-то не чувствовать и не ощущать обиды, но, к счастью, можно обучить не демонстрировать свои настоящие эмоции, когда это необходимо. Расскажите ребёнку про язык тела, ведь это первое, на что обращают внимание другие люди и по чему составляют впечатление. Прямая спина, поднятая голова, открытый взгляд, уверенный шаг и спокойные движения помогут произвести нужный эффект решительного человека, который контролирует свои поступки и ситуацию в целом. Даже если ребёнок не чувствует в себе уверенности, объясните ему, как важно не опускать взгляд при встрече с обидчиками, не скрещивать руки на груди, не прятать их в карманы, избегать заискивающего тона.

Немаловажно помочь ребёнку обрести убежденность в том, что он талантливый, уникальный, способный и интересный человек, поскольку, ощущая себя именно так, он уже с гораздо меньшей вероятностью поверит обидным и злым словам буллеров и, соответственно, станет их жертвой. Для этого полезно будет отдать ребёнка в кружок, секцию или на курсы, где он сможет развивать свои способности, заниматься тем, к чему у него есть склонности и лежит душа. Также стоит почаще напоминать сыну/дочери, как вы его любите и цените, как он важен для вас, хвалить за достижения и успехи. Но не переусердствуйте: нужно формировать здоровую самооценку, а не завышенную.

Научите ребёнка правилам поведения и общения. Расскажите, что не стоит зазнаваться, хвастаться, ябедничать, жадничать, шутить над чьей-то внешностью, быть замкнутым и сторониться одноклассников, демонстрировать собственное превосходство — интеллектуальное, физическое или материальное. В интернете же нельзя передавать никому своих персональных данных, делиться с незнакомцами личной информацией. Рационально будет также выставить такие настройки безопасности, при которых писать ребёнку могут только друзья и знакомые.

Как узнать, что ребенка обижают в школе?

В идеальной ситуации ребёнок сам вам расскажет, что у него конфликт с одноклассниками, кто-то постоянно и агрессивно его преследует. Вам останется только правильно отреагировать (см. раздел ниже).

— Обзаведитесь телефонами классного руководителя, учителей, членов родительского комитета, родителей друзей вашего ребёнка. Не для того чтобы звонить им по несколько раз в день, а чтобы в экстренной ситуации всегда знать, к кому обратиться и кто мог бы развеять или подтвердить ваши подозрения.

— Тревожными звоночками также станут изменения в поведении ребенка: потеря аппетита, нарушение сна, депрессия, беспричинные слёзы и эмоциональные всплески, отказ ходить в школу, резкое ухудшение здоровья, отсутствие друзей и рассказов о них. Симптомом может быть и то, что ребёнок не ходит ни к кому в гости и не приглашает домой никого, у него часто пропадают вещи и деньги, которые он якобы теряет. Могут возникнуть трудности при ответе на вопросы, что он сегодня делал на перемене, о чём разговаривал с друзьями на обеде.

— Бесконечные синяки, царапины, порезы, вывихи и прочие физические свидетельства, испачканная и порванная одежда — это, разумеется, уже не звоночки, а полноценный набат.

— Если вам кажется, что с ребёнком что-то происходит, а сам он на контакт не идет, и справиться с ситуацией в одиночку вы не можете, стоит обратиться за помощью к психологу — пока без ребёнка, самому. Профессионал поможет выработать стратегию поведения в конкретной ситуации, обратит внимание на то, что, возможно, вы не замечали. После этого, когда у вас уже появился приблизительный план действий, можно посетить психолога вместе с ребёнком.

Как себя вести, если ваш ребенок – жертва буллинга?

Если вы узнали — или по косвенным признакам поняли, что ребёнок стал жертвой буллинга, — поговорите с ним. Даже если он не идёт на контакт, отмалчивается и придумывает нелепые объяснения очередным синякам, пропавшим вещам и полному отсутствию желания идти в школу. Ребёнок боится прослыть ябедой и предателем, поэтому предпочитает молчать. Или же просто не знает, как подступиться к разговору, опасается не найти нужной поддержки, разочаровать родителей тем, что он такой слабый и не в состоянии постоять за себя сам, позволяет другим издеваться над собой.

Поэтому в первую очередь необходимо дать ребёнку понять словами и своим поведением одну простую вещь: что бы ни случилось — вы всегда будете на его стороне, всегда поддержите. Нет ничего такого, что могло бы отвернуть вас от него. Это очень важно для установления доверительных, прочных связей, благодаря которым ребёнок всегда обратится за помощью именно к вам, а не станет утаивать проблемы.

После того, как ребёнок поделился с вами подробностями конфликта, поблагодарите его за честность и откровенность, скажите, что очень цените его искренность, что вам жаль, что с ним такое произошло и что вы немедленно начнете разбираться с ситуацией. Для ребёнка очень важно знать, что он не один, делегировать часть ответственности сильному взрослому, который пользуется у него авторитетом. Это вселяет спокойствие и уверенность, дарит чувство защищенности и безопасности, смягчает состояние повышенной тревожности, помогает справиться с ночными кошмарами и отсутствием аппетита.

Оставайтесь спокойными. Конечно, это довольно сложно, учитывая, что самая естественная реакция (особенно материнская) — в ту же секунду разобраться с обидчиками раз и навсегда. Но гнев и сильные негативные эмоции, которые просятся наружу, могут лишь сильнее напугать и без того встревоженного ребёнка. Поэтому — спокойствие, только спокойствие. Осторожные слова и поступки, продуманные действия, взвешенные решения помогут гораздо больше, чем бессмысленный скандал в школе или на внеплановом родительском собрании.

Заручитесь поддержкой классного руководителя и педагогов. Объясните им положение вещей и попытайтесь добраться до сути конфликта: возможно, учителям известно гораздо больше, чем вам, и они помогут пролить свет на природу и характер конфликта. Однако зачастую стычки происходят вне стен школы и вдали от глаз педагогов, поэтому имеет смысл пообщаться и с родителями обидчика. Конечно, есть шанс, что они не захотят слушать неприятную правду о своем ребёнке и не поверят, однако можно привлечь в качестве свидетелей других родителей и детей, которые видели, слышали или замечали эпизоды буллинга. Делать это лучше всего тет-а-тет, не вынося на всеобщее обозрение: так шансы усугубить ситуацию значительно снижаются. Чтобы не быть голословным, соберите доказательства травли: диктофонные записи реальных угроз и оскорблений, скриншоты, подтверждающие кибербуллинг (посты, SMS, распечатки звонков, сообщения в социальных сетях), свидетельства одноклассников, друзей или просто прохожих — в ход можно пустить всё, любую мелочь, если только это поможет защитить ребёнка.

Если же есть реальная угроза жизни, здоровью или благополучию, то вместе со всеми собранными доказательствами нужно направиться в правоохранительные органы по месту жительства.

Формируйте буферную зону. Помогите ребёнку укреплять уже имеющиеся связи и строить новые, заводить друзей, которые могли бы прийти ему на помощь в беде, встать на его сторону или хотя бы сообщить учителям и взрослым о том, что происходит в раздевалке, на школьном дворе или в туалете. Приглашайте в гости одноклассников ребёнка, устраивайте тематические вечеринки, праздники и мероприятия, предлагайте сыну/дочери записаться в ту же секцию, что и его друзья — общие интересы сблизят их ещё больше и помогут найти новых знакомых.

Немаловажно учитывать не только что вы делаете, но и как. Лучше всего согласовывать и обсуждать с ребёнком все свои действия. Ничего не предпринимать за его спиной и без его ведома. Это нужно для того, чтобы дать встревоженному ребёнку ощущение контроля над ситуацией, совместной работы над проблемой. Пусть он почувствует, что вы защищаетесь вместе. К тому же, так ребёнок сможет подготовиться к разговорам с учителями, обидчиками и их родителями, а вы сможете научить его, как правильно вести себя в предстоящих разбирательствах.

Это интересно:  Каучуковая база чем отличается от обычной

Если ситуация зашла слишком далеко и не помогают ни разговоры с родителями обидчика, ни угрозы обратиться в соответствующие органы, чтобы поставить буллера на учёт в детскую комнату полиции, ни другие методы — переводите своего ребёнка в другую школу. Безусловно, это стресс, однако гораздо меньший, чем ежедневная травля и унижения. Часто переход в другую школу, особенно в другом районе, действительно спасает ситуацию. Но постарайтесь облечь это в какую-нибудь отвлечённую форму, например, скажите, что смена школы связана с уникальной учебной программой и сильными учителями — таким образом, ребёнок не будет чувствовать себя побеждённым и вынужденным спасаться бегством от проблем, а наоборот — способным, талантливым и умным, переходящим в школу для одарённых детей. Это позволит нейтрализовать неприятные последствия буллинга и поможет быстрее справиться с болезненными воспоминаниями.

Как себя вести, если ваш ребёнок – буллер?

Если ваш ребёнок обижает (буллит) других детей, бьёт их, издевается над одноклассниками — это уже не милые детские проделки, не повод для гордости: он вовсе не лидер, не сильная личность, а чей-то ночной кошмар. Это серьёзная психологическая проблема, и бороться с ней нужно всеми силами. Важно понять, откуда взялась такая агрессия, с чем она связана. На формирование личности и характера ребёнка огромное влияние оказывают семья, учителя, сверстники и то информационное поле, которое его окружает. Поэтому, если родители демонстрируют модель грубого отношения друг к другу, к соседям, коллегам или прохожим, нецензурно выражаются, могут позволить себе поднять руку на кого-то, включая домашнее животное, ребёнок автоматически воспринимает это как норму. Откуда ему знать, что подобное поведение недопустимо? Если так делают родители — его безусловные авторитеты — значит, нужно копировать этот алгоритм взаимодействия с миром. Поэтому в первую очередь нужно создать совершенно определенный микроклимат дома: спокойствия, дружелюбия, позитива, мягкого разрешения конфликтов. Покажите ребёнку на собственном примере, как нужно правильно выходить из спора и в целом общаться с другими людьми.

Убедитесь в том, что друзья вашего ребёнка оказывают на него исключительно положительное влияние. Может оказаться, что его заставляют обижать других детей, подначивают, подталкивают и провоцируют старшие или же более агрессивные товарищи. Или он просто копирует манеру поведения своих друзей, чтобы не отбиваться от компании и заслужить авторитет. Приглашайте одноклассников и товарищей ребёнка в гости почаще: так вы сможете ненавязчиво проследить, в какие игры они играют, как общаются между собой, как выражаются, какие темы обсуждают.

Книги, комиксы, мультфильмы, сериалы и фильмы также оказывают колоссальное влияние на поведение ребенка. И дело даже не столько в том, чему они учат и какие ценности пропагандируют, а в том, какой эмоциональный отпечаток оставляют. Дети впитывают информацию как губка, поэтому сцены беспричинной агрессии, кровь, насилие, убийства, грубые ругательства, повлияют не самым лучшим образом на психику ребёнка, ожесточат его и озлобят, вселят ложную мысль о том, что насилие — приемлемая форма коммуникации с внешним миром.

Направьте агрессию и излишнюю энергию в конструктивное русло. Активное хобби, требующее большого количества энергии и сил, позволит ребёнку дать выход негативным эмоциям, накопившемуся напряжению и злости. Спорт, длительные тренировки, прогулки на свежем воздухе — идеальный вариант для гиперактивных детей, склонных к проявлению жестокости. Однако поможет и противоположный подход: рисование, раскрашивание, моделирование, сборка чего-либо своими руками позволят сосредоточиться на медитативном занятии и монотонных ритуалах, снизят уровень негативных сиюминутных эмоций. Полезно будет и организовать дома специальное место, где ребёнок сможет выбросить часть отрицательной энергии: от души потопать ногами, покричать, попрыгать, побить подушку кулаками, порвать бумагу — в общем, выпустить пар. Важно дать ему понять, что этим местом его агрессия ограничивается, и во внешний мир, а тем более – в сферу отношений с другими людьми, ей прохода нет.

Адекватно реагируйте. Если вы заметили агрессию со стороны вашего ребенка или узнали о том, что он кого-то травит, немедленно дайте ему понять, что вы категорически не одобряете и не разделяете подобное. Ребенок должен получить четкий и однозначный сигнал от вас: насилие — это плохо и неважно, на кого оно направлено: на домашнего питомца или пойманное насекомое, одноклассника, нового знакомого на детской площадке или младшую сестру/брата. Если этого недостаточно, не бойтесь наказывать ребёнка, только не агрессивными методами. Важно ведь привить мысль о недопустимости насилия, а жестокими методами (физическим воздействиями) вы лишь докажете обратное. Наказание должно быть соотносящимся с виной: лишение десерта, ограничение развлечений (телефон, планшет, игры, телевизор, прогулки, поход в гости), временное отстранение от общения с друзьями и прочее.

Еще один факт, который необходимо учитывать: по данным исследования Фонда Развития Интернет, каждый шестой агрессор раньше был жертвой травли. Не исключено, что вашего ребёнка когда-то кто-то точно так же буллил, и теперь он вымещает накопленную обиду и злость. В этой ситуации полезно будет обратиться за помощью к психологу, для начала самостоятельно. Ситуация может быть сложная или неочевидная, например, ребёнок не помнит самого конфликта, только ощущение себя обиженным и угнетённым, которое неосознанно требует выхода и выливается в агрессию в сторону других детей. Можно спокойно поговорить с ребёнком, не повышая тона и не наказывая его пока ни за что, спросить, что его беспокоит, почему он так себя ведет, чем ему не угодил одноклассник, а как бы он себя чувствовал, если бы кто-то поступил так с ним? Здесь послужит подспорьем ролевое моделирование: предложите ребёнку сыграть в игру, представить определённую ситуацию и то, как он будет себя в ней вести. Внимательно слушайте ответы — в них может крыться подсказка, ключик к решению текущих проблем с агрессией.

Троллинг, буллинг и прочие издевательства в Сети: как наказать обидчика

Интернет — это не только удобное пространство для общения, развлечений и поиска интересующей информации, но и весьма опасное место, где легко можно нарваться на кучу неприятностей: вирусы, шок-контент и оскорбления. Особенно оскорбления. Недаром старожилы Сети, повидавшие не одну сотню конфликтов, простирающихся в комментариях форумов и социальных сетей, с вершин своего опыта говорят: Это Интернет, детка, здесь могут послать на . «.

По данным исследования корпорации Microsoft, представленном на крупной конференции, посвященной компьютерной безопасности Cyber Security Forum 2017, только в России 75% пользователей хотя бы единожды да подвергались нападкам, оскорблениям и угрозам. Исследование проводилось по всему миру, и по его результатам был составлен так называемый рейтинг DCI (Digital Civility Index), в котором эксперты обозначили четыре категории опасностей, преследующих пользователей на просторах Сети: поведенческие, нежелательные коммуникации, сексуальные и репутационные.

«Ты зря сюда зашел, дружок. «

Казалось бы, что может объективно страшного случиться в «интернетах»? Оскорбят? Намеренно перепутают вашу сексуальную ориентацию? Попробуют вывести на эмоции? Вроде бы происходит все это в виртуальном мире, однако иногда подобное отношение со стороны незнакомцев имеет вполне реальные последствия: люди теряют доверие к окружающим, испытывают серьезный стресс и впоследствии стремятся защитить свою конфиденциальность куда активнее, чем раньше.

Россия с ее не в меру активными сетевыми пользователями в рейтинге DCI стоит на 12-м месте из 14 стран-участников. В наших «интернетах» особенно распространены прямые оскорбления (аж 44%, в то время, как в других странах в среднем 14%), плохое обращение в Сети (47% у нас, у них — 20%), а также разжигание ненависти и вражды (32% против 15% в мире). Также российские сетевые хулиганы чуть больше своих заграничных «коллег по угнетательскому цеху» любят распространять нежелательную информацию о личной жизни других пользователей — «сливать» фотографии интимного характера в социальные сети, а также выставлять личные данные или переписку на всеобщее обозрение. Все это актуально и для Нижнего Новгорода.

И раз уж Рунет такое опасное и негостеприимное место, где в любой момент вы можете ни за что ни про что испробовать на себе весь спектр унижений, мы вместе с психологом решили разобраться в том, какова суть оскорблений в Сети и каким образом этим явлениям можно противостоять.

Сетевое преступление и реальное наказание

Итак, все плохое, что может с вами случиться в Интернете, можно разделить на несколько явлений. За одни из них вы сможете наказать обидчика рублем или даже уголовным преследованием, а за другие, увы, нет. О вероятности наказать вашего обидчика в реальности нам рассказал практикующий юрист Микаил Камилов.

1. Оскорбление

Тут все относительно просто: оскорбление — это, условно говоря, любое грубое заявление или слово, вызывающее у вас негативную реакцию. Нередко сетевые грубияны делают это по личному, половому, классовому, национальному, религиозному и многим другим признакам. Причем порой оно может быть адресовано даже не конкретно вам, а представлять из себя, например, картинку оскорбительного содержания, которая причинит вам психологический дискомфорт.

Как наказывать?

«Оскорбление — оно и есть оскорбление, как в Интернете, так и в юридическом поле. Регулируется оно одноименной статьёй 5.61 КоАП и предполагает и гражданскую, и административную ответственность, причем одно не исключает другого. Можете смело обращаться в полицию с нотариально заверенным скрином, после чего проводите экспертизу, которая покажет, что оскорбление имело место быть. Наказан обидчик будет не очень сильно: штрафом от 1000 до 3000 рублей. Правда, если оскорбление было сделано в адрес компании или должностного лица, то штрафы могут быть в разы больше»

2. «Троллинг»

Это слово давно стало настолько популярным, что плотно вошло в обиход даже тех людей, кто не тратит часы своей жизни на общение в Интернете. Само же явление все еще можно встретить чаще в Сети, чем в реальной жизни: сводится оно к выведению человека на эмоции провокационными заявлениями. Причем сам «тролль» может не придерживаться позиции, которую высказывает, а, допустим, просто играть понятиями и словами, чтобы вывести другого человека из равновесия. Когда это происходит, жертва троллинга оказывается втянута в бессмысленное обсуждение и нередко показывает себя с плохой стороны, за что потом может быть осмеяна в Сети.

Как наказывать?

«По факту — практически никак. Ироничные высказывания и словесные провокации в случае «тонкого троллинга» — не наказуемы по закону. Если человек сам вышел на эмоции — это уже его проблема. Но если же диалог содержал оскорбления, которые можно доказать, то вполне можно действовать по предыдущей схеме»

3. «Буллинг»

Тут уже все гораздо более жестко. На русский язык это слово можно перевести, как «травля». В отличие от простых оскорблений или троллинга, это агрессивное и систематическое унижение человека, зачастую — сразу несколькими лицами. К примеру, обидчик начинает преследовать свою жертву на всех возможных сетевых ресурсах или же «заваливать» ее оскорблениями всех мастей с десятка-другого аккаунтов. Очень часто такое происходит с людьми, печально прославившимися в Интернете тем или иным образом: их личные страницы оказываются перегруженными таким количеством оскорблений и угроз, что пользователю приходится закрыть свою страницу, а то и вовсе удалить ее.

Как наказывать?

«По факту, если кто-либо даст ссылку на человека, из-за чего на него обрушится поток оскорблений или угроз — это не будет считаться преступлением. Однако действия любых лиц, высказавших угрозы в отношении пользователя Интернета, могут быть классифицированы по статье 119 УК РФ. Причем каждый комментарий, например, на стене пользователя может являться поводом для возбуждения уголовного дела. В данном случае надо обращаться в полицию, предоставляя ей доказательства того, что в ваш адрес поступали угрозы»

4. Домогательство и преследование

Зачастую преследование осуществляется навязчивыми пользователями в отношении привлекательного для них человека. За примерами ходить далеко не надо: многие девушки сталкивались с таким явлением, что мужчины с фейковых аккаунтов пишут им различного рода непристойные предложения, или, что хуже того, начинают присылать свои интимные фото. На что надеются в такие моменты эти люди — науке неизвестно, но приятного точно мало. Что хуже, иногда такое поведение начинает принимать навязчивый характер и даже обрастать угрозами по отношению к объекту страсти.

Как наказывать?

«Увы, в нашем законодательстве нет статьи непосредственно за домогательство и преследование в Сети. Единственное, за что здесь можно «прижать» обидчика, это за разглашение персональных данных, оскорбления и угрозы. Теоретически, существует также статья 137 УК РФ «Вмешательство в частную жизнь», однако на практике она практически не применяется ввиду сложности формулировок и процесса доказательства»

Это интересно:  Что такое алиментный щенок

5. Нарушение конфиденциальности

Многим людям кажется, что в Интернете они защищены сложными паролями и разного рода аутентификационными системами, но это едва ли так. По факту, любой человек, получивший каким-либо образом доступ к вашей личной информации (друг или близкий залез в телефон, забыли выйти из аккаунта в интернет-кафе и т. п.), имеет полную возможностью ею воспользоваться. Вероятно, поэтому социальные сети буквально завалены интимными фотографиями девушек, которые распространили по Сети их бывшие парни. Тоже самое может случиться и с вашим паролем, и деталями личной переписки, и телефоном, и вашим адресом, вычисленным по геолокации. Все, что угодно.

Как наказывать?

«Разглашение персональных данных гражданина — это преступление, предусмотренное статьей 13.11 КоАП. В этот перечень входят адрес, телефон, паспортные данные и иные данные, считающиеся конфиденциальными. Наказать за данное действие пользователя возможно, однако штраф там минимальный, от 500 до 1000 рублей»

Спасение обиженных — дело самих обиженных

Как вы можете видеть, законодательных трудностей с тем, чтобы наказать обидчика в «интернетах», великое множество. И сама процедура доказывания вины сетевого хулигана — весьма непростая задача, а сами наказания — не то чтобы очень уж существенные. Да еще и некоторые статьи не работают на практике.Конечно, можно из чистого чувства справедливости затаскать зловредного пользователя по судам и измотать ему все нервы, но пойдет на такое разве что самый упорный человек. Но наш эксперт, к примеру, считает, что самый проблемный момент здесь — даже не все вышеперечисленное, а то, что в ходе разбирательств время играет против жертв издевательств:

«Увы, самая главная трудность рассмотрения дел по факту оскорблений, угроз и распространения личных данных в Интернете — это то, что сам процесс идет очень и очень медленно. Условно говоря, пока различные инстанции будут рассматривать дела, ваши данные могут разойтись по Сети, а поток оскорблений и издевательств продолжится, так как рассматриваться будет только один конкретный проступок. Так что лучший способ защиты здесь — стараться не попадать в подобные ситуации, насколько это возможно».

Кстати, специалисты Регионального общественного центра интернет- технологий (РОЦИТ), занимающегося в том числе вопросами распространения интернет-угроз, вполне разделяют это мнение. Так, член правления центра Сергей Плуготаренко считает, что самый эффективный способ борьбы с такими явлениями — повышение уровня интернет-грамотности:

«Главный и наиболее эффективный инструмент борьбы с ними — повышение уровня осведомленности пользователей, соблюдение правил сетевого этикета, знания о том, как предостеречь себя от рисков в Интернете и как реагировать на них. Это поможет упростить жизнь и обезопасить себя в Интернете, а безопасность в виртуальной среде оказывает прямое влияние на нашу повседневную безопасность в реальной жизни», — приводит слова Сергея Плуготаренко ТАСС.

Эксперты же из Microsoft также уверены, что в спасение потенциальных жертв от «травли» не последнюю роль играет и элементарная осторожность: в частности, не стоит раскрывать личную информацию о себе на ресурсах с общим доступом, а также самому не проявлять агрессию в отношении культурных и религиозных различий, а также не переходить на личности и ярлыки в беседе и отстаивании своей точки зрения во время сетевого общения.

Как бороться с малолетним хулиганом по закону?

Вашего ребенка избил малолетний хулиган, вы готовы отомстить, уже замахнулись и… сами стали преступником. Как наказать несовершеннолетнего нарушителя и самому не преступить черту закона?

Судя по сообщениям в соцсетях, многие родители сталкиваются с проблемой малолетних хулиганов, терроризирующих их ребенка. Кто-то старается вразумить их с помощью слов, другие жалуются родителям, а третьи, доведенные до отчаяния, пытаются разобраться с помощью подзатыльников. Но, как правило, первые два варианта редко приносят ощутимый эффект, а последний и вовсе преследуется по закону.

От подзатыльников лучше воздержаться

По словам Лейлы Алипбаевой, начальника отдела ювенальной полиции МПС ДВД Алматы, если произошла конфликтная ситуация с участием детей, правильно будет сразу же позвонить на «102», а по приезду полицейских обратиться с официальным заявлением.

Можно обратиться к школьному инспектору полиции. Если же конфликт не настолько серьезный, достаточно поговорить с родителями и объяснить им, что следующим шагом будет обращение в правоохранительные органы. Но все же эффективнее это делать с участием сотрудников ювенальной полиции.

— Бывает, что в порыве гнева и эмоций взрослый может ударить малолетнего хулигана. И это недопустимо, – говорит Лейла Аманбаевна. – За нанесение вреда здоровью ребенка в обязательном порядке предусмотрена ответственность как административная, так и уголовная. При рассмотрении будут учитываться все аспекты конфликта, доводы взрослого человека, допустившего самоуправство, и пострадавшего ребенка, проведен опрос свидетелей и другие процессуальные действия. Лишь после полного расследования дела и сбора всех доказательств будет принято объективное решение.

Не сам ответит, так родители

Что касается самих малолетних правонарушителей, как отметила моя собеседница,

11-13-летний ребенок не является субъектом уголовного или административного правонарушения. За совершение им каких-то противоправных действий будут отвечать родители

Согласно статье 127 КоАП, их привлекут к ответственности за ненадлежащие выполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

— Конечно, все это будет сделано только при наличии состава правонарушения. А для этого инспектор ювенальной полиции должен провести проверку, – продолжает Лейла Алипбаева. – Будут учитываться показания других детей, педагога, характеристика ребенка в школе и по месту проживания, роль родителей в воспитании детей. Можем привлечь детского психолога, который установит,

насколько ребенок склонен к подобным поступкам, а также его способности ко лжи

существует специальная организация образования для детей с девиантным поведением, куда можно поместить ребенка с 11 лет

за те или иные противоправные поступки. Но здесь все зависит от степени тяжести совершенного правонарушения, а также от того, подлежит ли ребенок перевоспитанию. Хотя, по словам моей собеседницы, до этого обычно не доходит. Само общение с полицейскими и вызов на рассмотрение комиссии его и родителей для ребенка уже является сдерживающим фактором. Да и сами родители вряд ли захотят, чтобы их отпрыск состоял на профилактическом учете, а потому примут соответствующие меры воспитания.

Одним штрафом не отделается

При этом известный казахстанский юрист Сергей Уткин отметил, что помимо вышеперечисленных мер, родителей ребенка-правонарушителя можно привлечь не только к административной, но и к уголовной ответственности. Например, если нанесен какой-то имущественный вред, его возмещают родители. То же касается и нанесения морального вреда.

— Доказать это непросто, но возможно, – говорит юрист. – И сделать это будет легче, если родителей такого ребенка сначала привлекут по вашему заявлению к административной ответственности по статье 127 КоАП. Если правоохранительными органами будет доказана их вина и они будут признаны судом виновными в ненадлежащим воспитании ребенка,

это уже будет неоспоримым доказательством совершенного ими правонарушения

А раз государственные органы пришли к выводу, что данные родители – правонарушители, вы смело можете взыскать с них компенсацию и за моральный вред. Уже не столько за действия ребенка, сколько за их бездействие. Ведь получается, что

именно неправильное родительское воспитание причинило вам моральный вред

Например, оскорбление, унижение человеческого достоинства или иные душевные страдания. Даже если сумма компенсации будет невелика, это будет уроком. Все эти вызовы в суд, прохождение следственных процедур, судебные заседания и так далее.

Как помочь полиции в сборе доказательств

Многие родители, столкнувшиеся с подобной ситуацией, не знают, можно ли снимать самого хулигана на видео или фиксировать в качестве доказательства показания детей ставших свидетелями. Мол, вроде как видеосъемка и опрос чужих детей в отсутствии родителей запрещена. Однако Сергей Уткин поясняет, что это мнение не совсем верно.

– Чтобы полицейские могли заняться этим делом, в первую очередь должно быть доказано само деяние, – говорит юрист. – Для этого желательно обеспечить доказательную базу. Лучше всего видеосъемку. Даже если вы для этого опросили и засняли чужих детей. Закон запрещает распространять видео и изображение детей в открытом доступе без согласия родителей. Но

если вы просто поговорили с детьми и предоставили эти видеозаписи правоохранительным органам или родителям ребенка-правонарушителя, это распространением не считается

А дальше начинается уже работа правоохранительных органов – опросить этих детей повторно в присутствии родителей, психолога и педагога. Даже если их родители попытаются обвинить вас в том, что вы допрашивали их детей в их отсутствии, то их доводы несостоятельны. Ведь это не было каким-то официальным допросом, на проведение которого вы не имеете полномочий. Но как обычный человек,

чтобы понять ситуацию, вы вполне можете поговорить с чужим ребенком во дворе

И нет ничего страшного в том, что вы все это записали на видео и показали полицейским. А вот распространять его дальше, например выкладывать в соцсети, не стоит.

Малолетние преступники

Как видно из вышесказанного, никаких серьезных мер в отношении малолетнего хулигана по закону принять нельзя: процедура выглядит долгой, утомительной и не очень эффективной. Даже для того, чтобы направить хулигана в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением, нужны очень серьезные обстоятельства. А профилактические беседы и постановка на учет создадут скорее проблемы родителям, нежели ему самому.

Косвенным доказательством неэффективности такой системы противостояния подростковой преступности можно считать тяжкие преступления с участием несовершеннолетних. Так, в мае 2010 года двое несовершеннолетних экибастузцев до смерти забили кирпичом бездомного мужчину. В июле 2010 года в Алматы 17-летний гражданин Узбекистана зверски убил свою мачеху, нанеся более 20 ножевых ранений. В 2012 году в городе Рудном

перед судом предстала группа 17-летних подростков, совершивших ряд краж, грабежей и убийство бездомного мужчины

В 2014 году в Астане прямо в здании школы ученик восьмого класса убил шариковой ручкой своего одноклассника. В ноябре 2016 года перед судом предстал 16-летний житель Уральска. Он был признан виновным в совершении «насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетних лиц». В том же 2016 году в Жамбылской области

осужден 16-летний подросток, зверски убивший 5-летнего мальчика,

который застал его в момент кражи денег из карманов одежды родителей.

Стоит отметить, что в большинстве приведенных примеров преступники получили реальные сроки лишения свободы. Но это лишь благодаря тому, что достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А как быть с теми, кто еще слишком мал для тюрьмы?

Зарубежный опыт

Научно доказано, что личность человека формируется уже к 5-6 годам, а потому ему присущи те же черты характера, что и взрослому человеку.

И если он с малого возраста встал на путь криминала, то и бороться с ним нужно теми же методами, что и со взрослым преступником. Например,

в Швейцарии уголовная ответственность наступает с 7 лет, в Англии с 10, а в Нидерландах и Испании – с 12 лет

Однако малолетнего казахстанца можно привлечь к уголовной ответственности лишь с 16 лет. И только за особо тяжкие преступления – с 14. Так может уже пора пересмотреть эти законы?

У нас в стране делается очень многое для защиты прав детей. Но при ближайшем рассмотрении эти меры оказываются больше направлены на защиту прав малолетних преступников, нежели их потенциальных жертв. А

психологи, как правило, и вовсе пытаются представить детей с откровенными криминальными наклонностями жертвами обстоятельств, требующих повышенного внимания взрослых,

бесед по душам, понимания и прощения. Однако практика показывает, что все эти меры способны лишь укрепить у малолетнего негодяя чувство собственной безнаказанности, нежели направить на путь исправления. Может поэтому в последнее время стало так много случаев, когда взрослые, пытаясь защитить своего ребенка, пытаются сами наказать его обидчика. Как правило, каждый подобный факт активно обсуждается в интернете, а самих родителей, осмелившихся на такой шаг, выставляют жуткими монстрами. И наверное, никто из авторов подобных постов всерьез не задумывается о том, как бы он поступил, оказавшись в подобной ситуации.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector