Квадрат Малевича Смысл этой Картины
Содержание
- Суржик Эдуард искусство
- Картина «Черный квадрат»
- История создания и возможные теории
- Теория 1: скрытый смысл
- Теория №2: эволюция футуризма
- Теория №3: психологический прием
- Теория №4: вызов религии
- Теория №5: мистическое озарение
- Интересный факт о «Черном квадрате»:
- Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?
- В чём смысл «Чёрного квадрата» просто и кратко
- Простыми словами о смысле «Чёрного квадрата»
- 10 смыслов знаменитого полотна Малевича «Черный квадрат»
- Категория: Культура, искусство, литература
- «Черный квадрат» — это темный прямоугольник
- «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
- «Черный квадрат» — это разноцветный куб
- «Черный квадрат» — это бунт в искусстве
- «Черный квадрат» — это пример гениального пиара
- «Черный квадрат» — это политический ход
- «Черный квадрат» — это отказ от содержания
- «Черный квадрат» — это вызов православию
- «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
- «Черный квадрат» — это шарлатанство
- Картина Малевича «Черный квадрат» и ее смысл
Суржик Эдуард искусство
Картина «Черный квадрат»
Кто нарисовал «Черный квадрат» известно даже людям, далеким от искусства. Она стала своеобразным антиподом профессионализма и художественной ценности, а также сюжетом многих анекдотов. На самом деле речь идет о совершенно уникальном явлении в творческом мире и «Черный супрематический квадрат» (настоящее название картины) далеко не так прост, как кажется простому обывателю. В чем смысл Черного Квадрата Казимира Малевича до сих пор неизвестно доподлинно, но существует много интересных теорию, в которых попробуем разобраться вместе.
История создания и возможные теории
Автор «Черного Квадрата» — нашумевшего произведения, будоражившего умы и по сей день, — Казимир Северинович Малевич. Длительные поиски и открытия нового направления принесли свои плоды и именно Малевичу приписывают разрушение традиционных устоев. Теперь нет привычных форм, цветовых сочетаний и пропорций «золотого сечения». Выставка картин с футуристическим названием «0,10» (ноль-десять) принесла ему мировую славу и подарила известность «Черному квадрату». Открытием стало не только превосходство простых линий и фигур (основными считается три: квадрат, круг и крест), но и глубинный смысл. Следует отметить, что супрематическое движение стало настоящим прорывом и открыло новый взгляд на традиционное искусство. Впоследствии увидела свет и книга «Черный квадрат» Казимира Малевича, в которой автор нагнетает еще больше таинственности и не дает объяснения своему произведению. Вместе с тем, существует несколько заслуживающих внимания теорий, связанные с созданием произведения.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Теория 1: скрытый смысл
Самое простое объяснение столь необычному произведению — художник просто закрасил черной краской неудавшуюся картину. В пользу этого можно привести разноцветные «прожилки», проступающие на фоне полотна. Многочисленные исследования специальными приборами с целью обнаружения подлинной картины под черным фоном проводятся до сих пор, но результата пока не дали. Реставрацию самой картины и восстановление якобы существующего нижнего изображения не разрешают проводить искусствоведы. Впрочем, их намерения как раз и ясны, ведь в случае обнаружения другой картины, цена картины «Черный квадрат» будет весьма сомнительной.
Теория №2: эволюция футуризма
Увлекаясь теориями кубизма и основав собственное направление — супрематизм, автор своим произведением воплотил в жизнь идею полного формализма. Манифест Малевича «Черный квадрат»— отказ от содержания и баланс четких форм. Такое явление искусства дано понять не каждому, но и последователей у него хватает. Это произведение даже называют «вершиной достижения беспредметного искусства», что подчеркивает полный отрыв изображения от реальности и отсутствие любого художественного посыла.
Теория №3: психологический прием
Подобная манипуляция сознания успешно используется во многих сферах современной жизни. Впоследствии даже появился термин «Эффект квадрата Малевича». Его суть — любой человек поддается влиянию общественного мнения и не может сознательно определить ценность того или иного предмета, как и распознать правду и ложь. Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича? По аналогии с «голым королем», суть и смысл этой картины определяется не задумкой художника и даже не используемыми пропорциями, перспективой и цветом, а исключительно мнением других. В этой роли выступают художественные критики, которые нашли в ней больше смысла, нежели было заложено изначально.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Кстати, в пользу этой теории говорит и то, что изначально выставка не имела столь оглушительного успеха. Только с назначением Малевича на должность народного комиссара ИЗО в 1929 году его картины стали широко известны и популярны. Таким образом, художник в буквальном смысле заставил признать свое творчество, пусть даже и путем злоупотребления служебным положением.
Теория №4: вызов религии
Поводом к такому мнению стало расположение картины. Выставка включала 49 произведений художника, а знаменитый «Черный квадрат» входил в состав триптиха, в котором также были круг и крест. Вместе с тем, картина висела в «красном углу», где по православным обычаям располагалась икона. На этот момент обратили внимание все критики, поэтому и назвали «Черный квадрат» новой иконой грядущего века. Известно, что Малевич активно поддерживал идеи коммунизма и занимал руководящие должности при новой власти. Именно это в полной мере и способствовало его популярности.
Место для иконы
Теория №5: мистическое озарение
Сам автор на вопросы о создании своей картины отвечал, что действовал бессознательно, практически в трансе. Так ли это на самом деле, неизвестно, но большинство людей сходится во мнении, что есть в этом произведении некое таинственное притяжение. Многие видят в глубине другие фигуры, причем ни одна из них не окрашена в черный цвет. Кроме того, особо впечатлительные люди плохо себя чувствуют рядом с полотном, испытывают приступы паники и беспричинного страха. Утверждать мистические истоки сотворения и тайный смысл, что означает «Черный квадрат» Малевича очень сложно, а вот списать все на психологическое воздействие, описанное ранее, намного разумней. Не зря ведь много людей восторгаются этим полотном, ну не может же быть это обычный квадрат!
Интересно, что «Черный квадрат» по сути — неправильное определение. Форма отображенной геометрической фигуры неправильна, ведь ни одна сторона не является параллельной противоположной. Кроме того, при написании картины черный цвет не использовался вообще. Необходимый оттенок был получен смешением красок разных тонов. Именно поэтому на полотне отчетливо виден эффект кракелюр (верхний растрескавшийся слой краски) под которым проглядывают разноцветные полосы.
Интересный факт о «Черном квадрате»:
Известно, что Малевич был далеко не первым художником, позиционирующим подобный минимализм в искусстве. Первооткрывателями можно назвать сразу несколько авторов:
- Роберт Фладд в 1617 году написал картину «Великая тьма», которая также выполнена в виде черного квадрата.
- В 1843 году появилось произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» художника Берталь.
- В 1854 году — «Сумеречная история России».
Предшественниками также можно назвать юмористические зарисовки «Ночная драка негров в подвале», датированная 1882 годом и ее откровенная пародия «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год). Не менее интересным опусом стало создание полотна «Философы ловят кошку в темной комнате» французского журналиста Альфонса Алле (1893 год). Как уже можно догадаться, все вышеописанные полотна представляют собой прямоугольник черного цвета.
Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?
Оригинальное полотно меняло много владельцев, но сейчас принадлежит фонду Третьяковской галереи. Выкупил и передал в собственность ее влиятельный и очень богатый российский меценат. Считается, что стоимость полотна составляла 1 млн. долларов. Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? По данным международного аукциона «Сотбис» стоимость составляет более 20 млн, но его художественная ценность просто неизмерима.
Кстати, всего Казимир Малевич создал четыре полотна «Черного квадрата».
В чём смысл «Чёрного квадрата» просто и кратко
Картина «Чёрный квадрат» художника Казимира Малевича является самой загадочной и даже скандальной в русской живописи. Многие откровенно негодуют по поводу того, что такая, казалось бы, бессмысленная картина, на которой нарисован обычный чёрный квадрат, считается настоящим шедевром русской и мировой живописи. В чём его смысл? Почему к нему приковано такое большое внимание? Ответ на этот вопрос в простых словах, без применения большого количества профессиональных терминов, попытаемся предоставить далее.
Простыми словами о смысле «Чёрного квадрата»
Секрет популярности «Чёрного квадрата» заключается в том, что он является вершиной достижения беспредметного искусства. История живописи характеризуется не только тем, что художники стремились более точно и более выразительно передавать в своих картинах окружающий мир. Не меньшее значение художники придавали и смыслу своих картин. Таким образом ещё в эпоху Возрождения появился символизм, когда на картинах стали изображать такие вещи, которые уже немого отрывали их от реальности и указывали на некий смысл, философию, различные понятия. Эта сторона живописи, которая связана отрывом живописи от реальности и её связью с внутренним миром человека и его абстрактным мышлением, развивалась всегда и продолжает развиваться и в наше время. Одни художники использовали лишь детали в своих картинах, а другие стали создавать целые направления. Например, одним из ранних подобных проявлений в изобразительном искусстве также является импрессионизм, который был воспринят в штыки обществом того времени, но быстро был подхвачен другими художниками, которые усмотрели в таком изображении особую философскую красоту. Сюда же можно отнести экспрессионизм, кубизм, модерн и другие направления. В конце концов стремления художников были направлены в одну «точку» — достижение максимальной оторванности от реального мира.
Сначала казалось, что максимальной оторванности добились кубисты. Однако их произведения — это те же фигуры и реальные объекты, только изображённые при помощи геометрических фигур. Затем казалось, что апогея авангардной живописи добились абстракционисты, однако и здесь зачастую изображаются реальные предметы, их образы или намёк на их присутствие. После экспериментов сотен, а может и тысяч художников, вершины искусства добился Казимир Малевич, который своим «Чёрным квадратом» поставил в гонке беспредметности и оторванности от натуральности жирную точку!
Казимир Малевич стал изобретателем особого направления в живописи, которое назвал супрематизмом. Данное направление стало максимально беспредметным, независимым от всего, что окружает человека, и максимально отличающимся от всего, что художники когда-либо создавали. Супрематизм заключается в том, что здесь нет ни фигур, ни реальных объектов, ни узнаваемых форм, ни даже верх-низ, лево-право. Картины супрематистов состоят из геометрических объектов, которые ничего собой не выражают, и различных цветовых вариаций. «Чёрный квадрат» стал настоящим «символом» данного направления в живописи, выразил собой, что такое есть максимальный отрыв от реальности, максимальный разрыв с классической «старой» живописью. Более беспредметной картины, чем «Чёрный квадрат» создать невозможно. Это максимум, на что способно развитие живописи в данном направлении. Именно по этой причине картина «Чёрный квадрат» является знаковой и такой важной для мирового искусства живописи.
10 смыслов знаменитого полотна Малевича «Черный квадрат»
Категория: Культура, искусство, литература
Читайте также
Глютен — что это и почему он так вреден
Не все средства хороши: 5 самых провальных военных эпизодов в истории
Зона активности: самые популярные направления фитнес-туризма
Тевтонский орден: от истоков до современности
Готические европейские соборы
Казимир Малевич. Автопортрет. 1933 г.
Казимир Малевич в 1915 году создал уникальную картину, вокруг которой появилось огромное количество слухов. То ли это философское зашифрованное послание, то ли просто черный квадрат на белом фоне – пытаются выяснить даже в наше время. Полотно разделило не только жизнь художника, но и всю историю художественного искусства на несколько этапов. Необязательно быть талантливым и гениальным, чтобы нарисовать ровный квадрат. Но остается загадкой, почему этот квадрат пользуется популярностью во всем мире и стоит огромных денег? Прошло около ста лет после его создания, а дискуссии и споры не прекращаются до сих пор. Почему так происходит? Какова настоящая ценность и смысл «Черного квадрата» Малевича? Попробуем в этом разобраться, рассмотрев 10 смыслов знаменитого полотна.
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915 г.
Оказывается, если подробней рассмотреть полотно, открывается масса интересных вещей — «Черный квадрат» совсем не черный и не квадрат. Все четыре стороны так называемого «квадрата» абсолютно не параллельны относительно друг друга и любой из сторон обрамляющей картину квадратной рамки. Черный цвет представляет собой не тот черный, который мы видим, а всего лишь результат смешивания различных красок, среди которых черной попросту нет. И совсем это не небрежность создателя, а его принцип к стремлению нарисовать фигуру, которая бы всегда оставалась подвижной и динамичной.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Казимир Малевич за работой
19 декабря 1915 года в Петербурге проходила футуристическая выставка под названием «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать несколько своих творений специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, может автора не устраивал результат, то ли он не успевал закончить картину вовремя, и, психанув, нарисовал странный по форме прямоугольник, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, зашедший в мастерскую друг вскрикнул: «Гениально!». Именно благодаря этому случаю Малевич, придумал высший смысл своему «Черному квадрату». Таким образом, на поверхности появился эффект краски, которая растекается. Мистики в этом никакой нет, картина просто не вышла.
Было множество попыток по исследованию полотна, чтобы найти первоначальный вариант, который, возможно, находился бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены – если начать данную процедуру поиска, можно существенно навредить полотну. Поэтому все экспертизы остаются незавершенными.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Множество раз Казимир Малевич давал понять, что создание картины происходило под воздействием «космического сознания». У большей части людей слабо развито воображение, поэтому в «Черном квадрате» они видят просто черный квадрат. Стоит попробовать включить свое воображение вместо классического восприятия при рассмотрении полотна, и тогда можно понять, что там изображен разноцветный куб.
В картину вложен определенный тайный смысл – мир, который нас окружает, кажется черно-белым и плоским только, если смотреть на него поверхностно. Человеку следует воспринимать мир объемно, во всех его красках, и тогда жизнь кардинально измененится. Большое количество людей инстинктивно притягивала эта картина, и они на подсознательном уровне начинали чувствовать ее разноцветность и объемность.
Черный цвет настолько сильный, что способен поглотить все вокруг, включая и цвет других красок, поэтому очень сложно увидеть в изображенном черном квадрате разноцветный куб. Еще тяжелее рассмотреть белое за черным, правду за ложью, а жизнь за смертью. Если найдутся люди, которым удастся этого достичь, они смогут открыть настоящую философскую формулу.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Интересным направлением авангардного искусства является супрематизм, который стал главным ответвлением русского авангарда. Многие искусные художники смогли испытать его силу, благодаря чему были открыты школы кубизма. Пикассо был помешен на кубизме, но после встречи с «Черным квадратом» Малевича его нрав резко упал. Кубизм достиг такого апогея, что надоел всем творцам и тогда стали появляться другие художественные направления. Рядом с «Черным квадратом» можно было увидеть «Черный круг» и «Черный крест», которые являлись основными элементами системы супрематики.
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Роберт Фладд «Великая тьма», 1617. Иллюстрация понятий макро- и микрокосма
Гюстав Доре «Сумеречная история России», 1854
Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале», 1882
С начала XVII века художники проводили самые разнообразные эксперименты с черным цветом. В 1617 году полностью черную картину «Великая тьма» создал Роберт Фладд. Затем после него, почти через 200 лет, в 1843 Берталь нарисовал свой вариант игры с черной краской «La Hougue». Далее, почти без перерывов начали создавать полотна и другие художники: в 1854 году Гюстав Доре написал свою картину «Сумеречная история России», а через несколько лет в 1882 году появилась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда. В этом же году Альфонс Алле пишет картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», которая является плагиатом на работу Билхолда.
Но 1915 год стал решающим, ведь именно тогда «Черный квадрат» Казимира Малевича вышел в открытую публику, получив своих первых поклонников. Картина стала очень популярной за довольно короткие сроки по сравнению со своими другими собратьями, которые были известны только лишь историкам. Такая экстравагантная выходка художника смогла прославить его на века. Еще в то время ему удалось предугадать, что же произойдет в ближайшем будущем касаемо современного искусства. Он тогда уже знал, что главное понимать, как продавать и как подавать, остальное – лишь мелочи.
Малевич сотворил позже не меньше четырех вариаций «Черного квадрата», которые различались не только цветом и фактурой, но и самим рисунком. И причиной этому было желание повторить и даже приумножить успех своего первого шедевра.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году
Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.
Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Формализм – довольно интересное направление, где в работах позиционируется небуквальное повествование в художественной форме. Полотно «Черный квадрат» может прекрасно продемонстрировать понимание формализма художником. Малевич, создавая свой шедевр, опирался не на понятия «контекст» или «содержание», а на «баланс», «динамическое напряжение» и «перспектива». Он признал то, что его современники не смогли. Современные художники видят в работе фактическое, а для простых людей «Черный квадрат» — «просто квадрат».
«Черный квадрат» — это вызов православию
«Черный квадрат» в «красном углу» выставки «0,10», Санкт-Петербург, декабрь 1915 г.
Футуристическая выставка «0,10» стала для «Черного квадрата» Малевича началом чего-то нового и неизведанного. Помимо этой работы, было выставлено 39 других работ художника, но в заветном месте под названием «красный угол» находился именно «Черный квадрат». «Красный угол» — место в доме, где вешали святые иконы в верующих семьях — это давняя традиция русского народа.
На выставке присутствовало множество критиков-искусствоведов, которые отнеслись к картине, как к вызову православию и даже антихристианским жесту. Самый известный в то время художественный критик Александр Бенуа писал: «Конечно, это та самая икона, которую футуристы воспринимают взамен Мадонны».
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича некоторые воспринимают, как гуру современного искусства, а другие обвиняют его в смерти классической культуры. В современном мире кто угодно может преподнести себя, как художника и сделать заявление, что его «шедевры» имеют самую высокую художественную ценность.
К искусству теперь относятся совсем не так, как раньше, можно даже сказать, что оно изжило себя. Большая часть критиков придерживается одного мнения, что после «Черного квадрата» Малевича, больше никто ничего выдающегося создать не смог. Художники ХХ века утратили вдохновение, многие пребывали в тюрьмах, находились в эмиграциях или ссылках.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915
Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.
Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.
Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?
Картина Малевича «Черный квадрат» и ее смысл
Задумывались ли вы почему картина Казимира Малевича «Черный квадрат» стоит так дорого? Напомним, что согласно Sotheby’s, стоимость картины на сегодняшний день оценивается в 20 миллионов долларов. Кажется абсурдным, что простая геометрическая фигура, запечатленная на полотне вообще может что-то стоить, но в мире искусства действуют свои законы. Для самого художника черный квадрат стал всеобъемлющим и универсальным символом новой религии, которая должна была прийти на смену старому миру.
Малевич не первый, кто зарисовал полотно черным. Так Роберт Флад написал свою картину «Великая тьма» еще в 1617 году, то есть практически за 300 лет до Малевича. На ней изображен библейский Хаос. Картины 1882 года «Ночная драка негров в подвале» и несколько ей подобных это тоже черный квадрат, который занимает все полотно. Так в чем же оригинальность Малевича? В отсутствии сюжета. В «Великой тьме» Флада есть религиозный подтекст, а остальные это просто шутки и приколы. А вот Малевич шутником не был. Его полотно названо тем, чем и является — черным квадратом.
Малевич создал «Черный квадрат» не потому что не умел рисовать, как некоторые полушутя заявляют до сих пор. У него были полотна в духе импрессионизма, портреты и множество других работ. Как художник он обладал хорошей техникой и он сознательно отказался от нее. Это на самом деле большая жертва для художника. И это первое почему у картины «Черный квадрат» цена такая заоблачная.
Эпоха, породившая черный квадрат
В 1913 году состоялся первый всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Крученых, Малевич, Матюшин.
В начале XX века революция была везде. В физике пришел Эйнштейн, в психологии Зигмунд Фрейд (о теории Фрейда кратко и по сути мы уже публиковали соответствующий материал), в философии Фридрих Ницше. Они без зазрений совести разрушали старые идеалы и возводили новые. В искусстве тоже назревала революция. В 1913 году состоялся первый всероссийский съезд футуристов на котором встретились всего 3 человека: композитор Михаил Матюшин, Казимир Малевич и поэт Алексей Крученых. Они даже придумали специальный термин, характеризующий их «движение» — будетляне. От слова «будет». Их целью было рушить негодное искусство и создавать на его месте новое. Первое что они сделали свою собственную оперу «Победа над солнцем». Матюшин написал музыку с шумом и звуками улицы, а Крученых — текст, написанный собственным языком. Малевич же придумал декорации, костюмы и украсил занавес половиной черного квадрата на белом фоне. Так и родился супрематизм. Искусство, которое всеми силами пытается уйти от природы.
Первая выставка супрематизма «010».
Через два года состоялась первая выставка супрематизма, которая называлась «010». В ночь перед открытием Малевич не спал. Он лично развешивал 39 картин и не хотел, чтобы их кто-то видел. Он хотел сокрушить зрителя и ему это удалось. Они зашли в зал и увидели «это»: ни портретов, ни пейзажей только прямоугольники, круги и другая геометрия. А в углу у самого потолка, где обычно вешается икона — черный квадрат. Место священного образа заняла абсолютная беспредметность — черная пустота. Это было как удар по яйцам имперскому государству, ведь оно тогда любило таких художников как Васнецов с его русскими мифологическими сюжетами, выполненными в реалистичном стиле, а у Малевича были совсем другие сюжеты.
До падения самодержавия в России и революции 1917 года оставалось чуть больше года. А что дальше? Чего ждать в будущем? Этого не мог сказать никто. Неизвестноть. Чернота. Из «красного угла» на выставке Малевича на людей смотрело само будущее. Черный квадрат Малевича не совсем корректно воспринимать как картину. Это скорее перфоманс, а точнее часть перфоманса. Это своего рода и пророчество и фиксация переломного момента в культуре и истории и это еще один фактор, который повлиял на оценку полотна в современности. И когда кто-то из ваших знакомых, когда вы будете обсуждать черный квадрат малевича спросит в чем смысл, то можете так и сказать своим друзьям, что это полотно не корректно воспринимать вне контекста.
Картина черный квадрат не отпускала Малевича. С этим образом он уже не мог расстаться. Это была его вершина творчества и он возвращался к ней каждый раз в поисках вдохновения. Он написал целых три черных квадрата.
Четыре версии картины «Крик» Эдварда Мунка
«Я долгое время не мог ни есть, ни спать и сам не понимал, что такое сделал» — говорил сам Малевич. Чистый черный цвет практически не встречается в природе. Черный это отсутствие света. Таким образом Малевич как бы вышел в ноль. Начал искусство с чистого листа. Это похоже на историю норвежского художника Эдварда Мунка. Он постоянно создавал копии своей картины «Крик», потому что ценил её больше всего. Сегодня это самое дорогое полотно Мунка и одна из самых дорогих картин вообще. То же самое и с черным квадратом. Выбор самого художника делает картину дороже.
Судьба Казимира Малевича
Похороны Казимира Малевича. Последнее шоу мастера.
Начиная с 30-ых годов у Малевича и государства были очень напряженные отношения. Власть хотела реалистичных изображений в духе соцреализма, а картины художника никак этому не соответствовали. Его дважды арестовывали по обвинению в антиправительственной деятельности, но отпускали, когда в правительство СССР отправляли ноты протеста. Для выставки 1932 года Малевич пишет последний Черный квадрат, но когда именно он его написал мы наверное уже не узнаем, так как на всех полотнах он фиксировал не время написания картины, а время, когда к нему пришла идея. Первый черный квадрат датирован 13-ым годом, но скорее всего написан был в 15-ом. Идея для автора была гораздо важнее, чем ее фактическое воплощение.
Ну и последний фактор, повлиявший на стоимость картины это ее участие в последнем шоу мастера — в его похоронах. На гражданской панихиде в Ленинграде на стене висел черный квадрат. Тело художника было покрыто черным холстом с нашитым на нем черным квадратом. Черный квадрат был на крыше гроба со стороны головы. Его вез грузовик с черным квадратом на капоте. И это еще не все. Черный квадрат был нарисован на вагоне поезда, везущего тело Малевича в Москву. Над могилой художника был поставлен белый деревянный куб с изображением черного квадрата. Согласно завещанию, Малевич был похоронен не на кладбище, а в лесу. Таким образом он вернулся к первоначальной идее созидания и творчества — самой природе.
Черный квадрат стал легендой, а легенды не имеют цены. Малевич создал новую религию, призвал людей отказываться от старой веры, посмотреть на мир иначе. В начале XX верка рушился старый мир и старая религия. Пропаганда говорила о светлом будущем в котором все будут равны и счастливы. Но какое будущее люди увидели в XX веке? Голод, война, угроза ядерного апокалипсиса после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, бескрайнюю черноту и неизвестность космоса. Черный квадрат Малевича в этом контексте оказался пророчеством. Он превратился в символ новой религии, в которой не оставалось места для бога. Когда долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя. Так и получилось с черным квадратом. Это не люди смотрели на картину, а картина смотрела на них в лице всего XX века.
»