Молчаливый Твердый Знак не Произносится Никак
Буква Ъ глазами детей
‘Буква Ъ похожа на детский совочек для песочницы’ (Настя, 6 лет).
‘Буква Ъ похожа на букву Б, только козырек буква развернула в другую сторону получилась бескозырка’ (Вера, 5 лет).
‘Буква Ъ похожа на созвездие Большой Медведицы, мне мама показывала его на небе, а ещё Ъ будто прощается, ленточкой машет’ (Олег, 6 лет).
Стихи про букву Ъ
Вот твердый знак
Идет уверенный и гордый.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться.
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
Я вам не угрожаю —
Твердый знак изображаю.
— Как мы пишем твердый знак? —
Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка, позади косичка.
Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так.
Дверь открылась! Ай-яй-яй!
Вот он, ключик. Открывай!
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
Я вам не угрожаю —
Твердый знак изображаю.
Был мягкий знак высоковат.
Сказали буквы строго:
— Эй, не выпячивайся, брат!
Эй, наклонись немного! —
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в . ТВЕРДЫЙ ЗНАК!
Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ъ’ в следующих стихотворениях:
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? — твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Волк ужасно разъярен —
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки —
Объегорил злого волка.
Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ъ’, сделайте эту букву из сушки и соломки.
Говорят дети про букву Ы
‘Буква Ы — это мягкий знак шёл, шёл и палочку нашёл, превратился в букву Ы’ (Настя, 6 лет).
‘Буква Ы как два человечка: толстый с животиком и худышка’ (Вера, 5 лет).
‘Буква Ы тросточку взяла, потому что с таким животом тяжело ходить, её ноги плохо носят’ (Олег, 6 лет).
Стихи про букву Ы
‘Ы’ — это буква сытая.
Несёт вперёд брюшко набитое.
А бедняжка буква ‘Ы’
Ы. Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Букву Ы немножко жалко —
Опирается на палку
Перейти дорогу вы
Помогите букве Ы
Толстячок, играя тростью,
Буквой ‘Ы’ шагает в гости.
Купит он сейчас цветы.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ‘Ы’ —
Все мы знать её должны.
Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ы’ в следующих рифмах:
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Буква ы — пуглива и скромна,
Никогда в начале слова не становится она.
Но при том значенье слова
Изменить всегда готова.
У кита усы как сито,
Кот на солнце дремлет сыто.
Бывает эта буква Ы конце и в середине,
В конце капусты, брюквы,
А в середине дыни.
Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ы’ и сделайте её из соломки и сушки.
Говорят дети про Ь знак
‘Ь — твердый знак мягким стал, расплылся, растекся, вот- вот в ноль превратится’ (Вера, 5 лет).
‘Ь — да это буква Р на голове стоит или Ъ ленточку потерял’ (Олег,6 лет.)
‘Ь ел, ел, объелся, встать не может, может кто ему поможет’ ( Настя, 6 лет).
Стихи про букву Ь
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит.
Букву Р перевернули,
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак живет беспечно.
Он без кепки ходит вечно.
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Да так — стал похож на мягкий знак!
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
Мягкий знак и твердый знак
Сколько я пирожных съем? —
Мягкий знак ответил: семь.
Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ь’ в следующих стихотворениях:
. Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
И свободен водный путь.
Ь стоит в сторонке,
Не мешает никому,
Но тихонько и легонько
Обращаются к нему.
Соль зовет, и день, и пень —
А помочь ему не лень!
Хоть и тихий он на вид —
За себя он постоит!
Все короче наша тень,
Это значит — скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит — скоро ночь.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ь’ и сделайте её из соломки и сушки.
Говорят дети на что похожа буква Э
‘Буква Э похожа на месяц, который дразнится, язык показывает’ (Вера, 5 лет).
‘Буква Э как лук со стрелой’ (Олег, 6 лет).
‘Буква Э похожа на качалку, так и хочется забраться на неё и покачаться, она никогда не упадёт, потому что она полукруглая’ (Настя, 6 лет).
Грамматические стихи
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Основные правила по русскому языку для начальной школы представлены в стихотворной форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_stikhi.rar | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно , то искра,
Если верно – Искра.
(С. Белорусец)
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный.
(С. Белорусец)
К нам приехал сладкий груз
Называется арбУз.
Труба подзорная при нём –
Смотрит в небо астронОм.
Со спортом дружен много лет,
Он – выносливый атлЕт.
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
В городе он не один
Для покупок – магазИн.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.
Помогает нам читать,
Учит буквы различать.
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.
Хоть и жжётся,
Но красива
Всем известная крапИва.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА.
(А. Пушкин)
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженЕры.
(А. Барто)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Мой сосед-незнайка стонет –
Телефон его не звОнит.
Ждёт, когда кто позвонИт.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим.
(С. Белорусец)
Твердый знак – такая штука.
В общем, нет такого звука.
Буква есть,
А звука нет.
Почему? –
Пока секрет.
Разделительный твёрдый знак
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
Нет также звука – Мягкий знак».
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
(А. Усачёв)
Песенка о мягком знаке
Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел ,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел !
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом .
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!
(М. Пляцковский)
Разделительный мягкий знак
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Озорной разделительный мягкий знак
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»
(Т. Крюкова)
Секрет шести букв
Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет.
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдете шесть:
Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и Твердый знак.
Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)
И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё
(Ё= Й+О)
Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я
(Я= Й+А)
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е
(Е=Й+Э)
(А. Усачёв)
Букву «Й» имеет сойка,
И джейран,
И землеройка.
И живут, летая с ней,
Воробей и соловей.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово!
(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
Буквы и природа
Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.
Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
(М. Яснов)
ИзмороСь и измороЗь
Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.
Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней.
(А. Лугарёв)
Запоминалка для «ЧН» и «НЧ»
Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!
В «Ч+Н», запомни проЧНо,
Мягкий знак не нужен тоЧНо!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!
(Л. Уланова)
Запоминалка для «труженика» и «мошенника»
Мошенник и у труженика
Запоминалка для «дилера» и «киллера»
Киллер у дилера
(И. Агеева)
Запоминалка для «Н» «НН» в прилагательных
1.
«ОНН», «ЕНН» – пиши два «Н»;
«АН», «ЯН», «ИН» – пиши «Н» один!
(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».
(Л. Уланова)
Запоминалка для «аккуратного»
Во мне два «К» не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Красивым, чистым и опрятным –
Одним же словом – аккуратным.
Запоминалка для «аллеи»
Два ряда деревьев
В тенистой аллее.
Два «Л» в этом слове
Пишите смелее.
Запоминалка для «искусства»
Коль есть к искусству интерес –
То научись писать в нём «С».
На первом месте – «С» одно,
Про это знают все давно.
А если место второе –
То «С» там уже двойное.
Запоминалка для двойной «Ж»
Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».
Вот теперь ты, брат, – учёный!
(И. Асеева)
Запоминалка для одинарной «Ж»
Сколько ни дрожИ,
Запоминалка для «СС» и «С»
В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «C» писать.
А в «расчётливый», «расчёт»
Пишем только корень «чёт».
Запоминалка для «мужчины» и «женщины»
На работе всегда мужЧИНа,
Чтоб добиться высокого ЧИНа.
А женЩИна кухне верна,
ЩИ вкусные варит она.
Запоминалки для непроизносимой согласной «Т» в корне слова
И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!
Не чудеСНо, не прекраСНо,
А ужаСНо и опаСНО
Букву «Т» писать напраСНо.
Запоминалки для чередующихся гласных в корне слова
(бер-бир, дер-дир, жег-жиг, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «И».
Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
– Ноги вытер? – Вытирай!
Запоминалка для «скак» и «скоч»
«СКАК» напишем только так,
«СКОЧ» без «О» писать невмочь.
(Скакать, но вскочить.)
Запоминалка для слов-половинок
Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.
(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)
Запоминалка для дефисов в местоимениях
КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ –
Про дефис не позабудь!
(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь. )
Запоминалка для «НАдеть» и «Одеть»
Одеваем (кого?) Надежду,
НАдеваем (что?) одежду.
Запоминалка для «носков» и «чулок»
Носки короткие – слово длинное: «носков»,
Чулки длинные – слово короткое: «чулок».
Крутая запоминалка для тех, кто мучаеТСЯ при написании глаголов
Кто в глаголах пишет «ЦА» –
Настоящая овца.
Как правильно ехать.
На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда, –
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!
– Здравствуйте, здравствуйте! Ну, за работу!
Нет, подождите, забыла… Внимание!
Будет собрание в эту субботу!
Скажите родителям – будет… собрание…
СОБРАНИЕ – вот интересное слово!
Давайте его разберем по составу.
Флексия Е, остальное – основа.
Поставили палочки слева и справа.
Правильно. Корень теперь откопаем.
СОБРАЛСЯ народ… скажем, в актовый зал…
К корню годится приставка любая:
ДОбрался, Убрался – ну в смысле, упал…
ЗАбраться, ПРИбраться, во всем РАЗОбраться,
ВЗОбраться – ну в смысле, залезть… на Памир…
Отбросим глагольные суффиксы, братцы,
И в корне всего-то останется –БР– !
Не в смысле – противное что-то увидели,
А в смысле – пропущена беглая гласная:
-БЕР-, -БИР- или -БОР-. Карандашиком выделим.
Дальше – приставка. С приставкой все ясно.
Смотрите – боится, чтоб не оторвало,
Как будто приклеилась – к корню прижалась!
На складе строительных словматериалов
Ей выдали О, чтобы крепче держалась.
И напоследок исследуем суффиксы.
Суффиксы – это какая-то сказка!
Отделка, огранка, узоры из люрекса!
Суффиксов может быть целая связка!
-А- по наследству пришел из глагола –
Спряжения первого напоминание…
-НИ- очень часто использует школа:
И рисоваНИе, и вычитаНИе…
О суффиксах можно писать сочинения,
Даже поэмы, скажу откровенно.
Да, мой хороший? Вопрос, уточнение.
– Ольга Петровна! Звонок… Перемена.
– Ага, пе-ре-ме-на… Хоррошее слово!
Давайте его разберем по составу.
Слова, корнями вросшие
В века, тысячелетия,
Несут нам свет из прошлого
В грядущие столетия.
Из РОДника пречистого
Пью воду животворную.
В наРОД я верю истово
И в будущность наРОДную.
Для нас слова священные –
РОДня, РОДной, РОДители.
Понятия нетленные –
Как ангелы-хранители.
Иван, РОДства не помнящий, –
Обидное присловие.
Лишь человек нестоящий
Не знает РОДословия.
Зрю в корень: РОД, РОЖДение,
Святое слово РОДина.
А рядом – выРОЖДение
И злобное – уРОДина.
Слова отРОДье, выРОДок,
уРОД не почитаются.
Презренный этот выводок
Вовеки не прославится.
С Отчизной – в связях РОДственных.
Как много с нею пройдено.
Не счесть в словах и образах
РОДимых пятен РОДины…
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)
Песенка про существительное
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Июль в именах существительных
Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
(А. Абалихин)
Урок русского языка
(Род имени существительного)
Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно моё.
Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.
И, осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой и солнышко – моё,
Земля – она моя.
А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н. Анишина)
(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)
Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.
Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.
Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал как мог.
В этом действии весёлом
Помогали им глаголы.
(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(Воскобойников)
Бутерброд и предлоги
Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.
(А. Усачев)
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.
(О. Сердобольский)
Существительное – школа ,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь .
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья : ох и ах !
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
(О. Высоцкая)
Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот ,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк , что это гоже .
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно ,
Обругать вас могут щадно .
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя .
Вот такие все там вежды .
Что касается одежды –
Очень ряшлива , приглядна ,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».
Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
(Е. Ефимовский)
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто
Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски .
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?
Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков – ни одного.
Всё мама виновата!
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику , сестричке , псу .
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону !
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку , вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню , вижу слив у.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом , тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной ,
Хочет править он страной ,
Поразить врагов стрелой ,
С башни их полить смолой .
Стоп! Подумай головой ,
Для чего идти войной !
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне :
Буду в ней сидеть на троне .
Я мечтаю о слоне ,
Чтоб кататься при луне .
Я мечтаю о сережках ,
Я мечтаю о сапожках .
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле :
Буду с ним летать на воле .
Буду я учиться в школе .
Ой, мечтаю я уже .
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного.
Всё мама виновата!
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…
Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА.
Свинья в полынье (склонение)
Шла весной по льду свинья .
Ей попалась полынья .
Плюх. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи .
Мы скорее к полынье ,
Мы помочь хотим свинье .
Сами — чуть не в полынью ,
Но спасли-таки свинью .
Недовольны мы свиньёй :
Разве шутят с полыньёй ?
Вспоминайте о свинье ,
Чтоб не плавать в полынье !
(Т. Хоботов
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
Что сказал кот Вася
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
«КА-ТА-ВА-СИ-Я»?
Кот весьма любезен был,
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спроси:
– Понятно?
(С. Погореловский)
О чём спросила Оля
Бродили мы по сказочным,
Таинственным местам,
Всё п апоротник, папоротник,
Папоротник там.
– Чего, – спросила Оленька, –
Разросся он везде?!
А маморотник, маморотник,
Маморотник где?
(С. Погореловский)
Непростая кругом красота:
Есть на свете – цветы и цвета.
Словом, кругом идёт голова –
Так друг с другом созвучны слова.
Ведь среди всевозможных цветов
Есть цветы всевозможных цветов.
Будь готов к разноцветию ты –
И не путай цвета и цветы.
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – Носуха,
У Носухи нос до уха.
И огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки – пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
(А.Усачёв)
Есть у булавки голова ,
Но без волос, увы!
Есть у чайника носик , однако нет головы.
Есть ушко у иголки, да только не слышит оно.
Есть язычок у туфель, но туфли молчат всё равно.
Есть у дороги ямки , но нет подбородка и щёк.
Есть у горы подножье, но что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти , но нет у бедняжки рук.
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка.
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчёски зубы , но есть не может она.
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет.
Папку носят под мышкой, а под кошкой – нет.
(В. Лунин)
Раскрылись, как в сказке.
И им улыбнулись — смотри!
Весёлый и хитрый
Глазок у Картошки
И круглый Глазок у Двери.
Анютины Глазки
Сияли от ласки.
И как было им не сиять!
Глазок у Двери
И Глазок у Картошки
Им начали дружно мигать.
И вдруг потемнело,
Нахмурилось небо,
Кругом загремела Гроза…
Глазок у Двери
И Глазок у Картошки,
А также Анютины Глазки немножко
В испуге закрыли Глаза .
Гремело в округе.
Заснули в испуге
И спали до самой зари:
Анютины Глазки ,
Глазок У Картошки
И круглый Глазок у Двери.
(А. Усачев)
Сидел он на окошке
И размышлял о кошке.
Вдруг подумал: «А у сов
Есть усы
Иль нет усов ?»
Воду в ступе потолок ,
Поглядел на потолок
И зевнул:
«Мне спать пора ,
Ночи близится пора .»
(Я. Козловский)
Велосипед меня понёс ,
Понёс куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понёс .
(О. Григорьев)
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила .
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже разбил . стакан.
(О. Григорьев)
– Открой свой секрет.
– Какой секрет?
– Ты принес в школу
Коробку конфет?
– Секрет я открою ,
Коробку – нет.
(О. Григорьев)
Рыцарь даме
Как-то раз
Угодил
Букетом
В глаз.
Не всегда
Мужчина
Даме
Может
Угодить
Цветами.
(С. Белорусец)
Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу –
Идём домой под зонтом.
Папа идёт , сердит, –
Шляпа ему не идёт .
Я на папе сижу –
Пальто на мне не сидит .
(О. Григорьев)
На травке
У леса густого
Паслась луговая корова .
А в море,
Водою плеская,
Ныряла корова морская.
И где-то
На дерево ловко
Карабкалась божья коровка .
Везде успевают коровы :
Коровы –
Они будь здоровы!
(Тим Собакин)
Дождик учится ходить
Дождик только что родился,
Он ходить не научился.
Ножки с облака спускает,
Неуверенно встает.
Огородники вздыхают:
«Ну когда же дождь пойдет ?».
Но под вечер гром раздался –
Столько шуму произвел!
Дождик на ноги поднялся
И пошел ,
Пошел ,
Пошел !
Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор.
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЁР.
(С. Белорусец)
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
(Маша Лукашкина)
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной .
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый .
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный , голубь – белый !»
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый , Жора – злой !
За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким , увы,
Виден каждый пук травы.
Сел Мишутка на качели –
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком .
Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.
В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!
Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.
Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев – забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый , Глеб – сухой !
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький .
Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А коротки й – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
«Ох, – вздыхает пес голодный , –
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»
Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря – он решил,
Что широкий заслужил.
Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный ,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
» Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»
(О. Емельянова)
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что У ВАС НЕ ВСЕ, мол, ДОМА…
Отвечайте:
– Я и брат!
В ГОЛОВЕ У ВАС СОЛОМА
Или КАША В ГОЛОВЕ –
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.
Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Кто-то долго ТЫКВУ ЧЕШЕТ:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК.
Идиомы – это фразы,
Смысл которых – МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
(А. Усачёв)
Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты ВОЗЬМЕШЬСЯ ЗА УМ, наконец?
Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!
Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог.
Но только дурак ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА,
Бык сразу же начал. ВАЛЯТЬ ДУРАКА.
(А. Усачев)
От корки до корки
Если б из сыра делали книжки,
Грамоту быстро освоили мышки:
Были б от Пушкина мыши в восторге
И Кафку читали от КОРКИ ДО КОРКИ.
(А. Усачёв)
Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков ХОТЬ ПРУД ПРУДИ,
А червя – пойди найди!
Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
НЕГДЕ ЯБЛОКУ УПАСТЬ.
(А. Усачёв)
Недели две искал Олег
Повсюду ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ,
И столько же искала Лена
Потом ИГОЛКУ В СТОГЕ СЕНА,
И две недели ВЕТРА В ПОЛЕ
Найти не удаётся Оле.
А Глеб в лесу присел на пень:
Он ищет здесь ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ!
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Явились запятые ,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие ,
Прикатило многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие.
Заявили запятые :
– Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой ;
Двоеточие , мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
– Нет. – сказало многоточие ,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие .
Вопросительный знак
Удивился: – То есть как? –
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!
– Так, – сказала точк а,
Точка-одиночка . –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Эти маленькие птички
Называются
Кавычки.
Прилетели – и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках –
Это значит враждовать;
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.
(Р. Сеф)
Спряжение в стихах
Гнать, держать, дышать и слышать,
зависеть, видеть, ненавидеть,
а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.
«Ослиное» правило знайте, друзья,
Его отличить нетрудно:
Осёл кричит своё «ИА»,
И нам запомнить нужно:
В корне пишем И всегда,
Когда за ним есть суффикс А.
Гласные и согласные в приставках
Гласные и согласные
В приставках такие опасные!
Бывает, звук ясно слышится,
А буква другая пишется!
Всегда рассуждай вот так:
1. Нахожу приставку в слове.
2. Определяю, к какой группе она относится:
А) Пишу всегда одинаково, как в списке: в-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо, на-, над, не-, недо-,о-, об-, от-, пере-, по-, под-, пра-, по-, под, пра-, пред-, про-, с-, су-, разо, предо-, у-.
Перед глухим пишу С , перед звонким пишу З .
Определяю смысл приставки
Пишу –пре-: пре = «очень», пре = пере.
Пишу –при-: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, «взять себе», «добавить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален.
Работа содержит комплекс стихов и упражнений для обучения английской грамматики.
Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит .
Урок русского языка по системе «Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова».
Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»№ урока по тематическому плану: № 24Ти.
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр.
Как учить стихи с ребенком,если сам ребенок эти стихи учить отказывается. Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когд.
Мягкий знак
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь –
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
Мягкий знак
Мягкий знак стоит в сторонке,
Не мешает никому,
Но тихоНЬко и легоНЬко
Обращаются к нему.
СоЛь зовет, и деНЬ, и пеНь –
А помочь ему не леНЬ!
ХоТЬ и тихий он на вид –
За себя он постоит!
Твердый знак
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придется нам:
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Большая буква
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
Знаки препинания
Никогда он не молчит,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
— Так, — сказала точка,
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
Притащился кривобокий вопросительный знак.
Задает он всем вопросы: Кто? Кого?
На странице вверх тормашками торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу!
Ребята! В произведениях стою я для того,
Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,
Не зря я от рождения противник тишины!
Где я, те предложения с особым выражением
Урок 1
Урок ( Второй семестр.)
Тема. Сказка « Репка». Развитие диалогической речи. Прослушивание эпизодов сказки « Репка». Соотношение их с рисунками.
Цель. Познакомить учащихся с русской народной сказкой « Репка»; вырабатывать навыки диалогической речи; развивать логическое и образное мышление учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: маски героев сказки; иллюстрации сказки « Репка».
Проверка домашнего задания
Мотивация учебной деятельности
Кто-то за кого-то
— Ох, никак не вытянуть!
— Ох, засела крепко!
Кто засел так крепко?
Молодцы, ребята, вы быстро отгадали загадку.
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой « Репка».
Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа над сказкой « Репка».
а) Выразительное чтение сказки учителем
б) Словарная работа
в) Коллективное воспроизведение содержания сказки с повторным чтением диалогов.
г) Пересказывание прослушанного ( по вопросам учителя).
— Кто посадил репку?
— Почему дед не смог вытянуть репку?
— Кого он позвал на помощь?
— Кого позвала на помощь бабка? Внучка? Жучка?
— Кто последним пришел на помощь?
— Почему же они пришли на помощь?
— Придумайте свои вопросы по сказке « Репка».
2. Коллективное рассматривание книжки.
3. Творческое задание.
— Придумайте другое окончание сказки. Чем, по вашему мнению, могла закончится эта история?
Закрепление и осмысление изученного материала
1.Работа над пословицами.
— Подберите пословицы, которые, на ваш взгляд, отражают основную мысль сказки. ( Друг познается в беде. Берись дружно – не будет грузно. Один за всех и все за одного. В согласном стаде волк не страшен.)
2. Инсценизация сказки « Репка.»
— С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня на уроке?
Изучаем азбуку с детьми: стихи про букву Ъ
( лучший способ помочь ребенку запомнить букву Ъ — в игровой форме выучить с ним короткий стишок про букву Ъ)
Изучаем алфавит: ТВЁРДЫЙ ЗНАК
автор: Вера Аношина
Молчаливый твёрдый знак
Делает всегда вот так:
Между букв встаёт он твёрдо
И твердит всем очень гордо…
— Нужен я для разделенья,
Чтоб читалось без сомнений
Много слов, чтобы слово «СЪЕСТЬ»
Не читали бы, как «СЕСТЬ».
Эту букву не читают,
Ею буквы укрепляют!
Аппетитная азбука. Буква Ъ
автор: Вера Аношина
В Азбуке есть буква Ы,
Твёрдый, мягкий знаки тоже
есть нельзя совсем, похоже.
Вот и кончился урок.
Азбуку учи, дружок!
А потом садись за стол.
Не поешь — поставлю кол!
Азбука растений в стихах. Буква Ъ
автор: Михаил Метелёв
Мягкий знак Ь, Ы, твердый знак Ъ –
Здесь попали мы впросак,
С этих букв, как ни старайся, стих не получается —
В нашем алфавите с них слов не начинается.
Азбука животных в стихах. Буква Ъ
автор: Михаил Метелёв
Твердый знак Ъ однажды вместе
С буквой Ы и мягким знаком Ь
Призадумались: а есть ли
В алфавите нашем слово,
Где б они в его начале
Первой буквою стояли?
Размышляли, не спешили,
Много книжек изучили,
Наконец им стало ясно —
Их усилия напрасны:
Слов таких нет в алфавите,
Хоть кого о том спросите.
Азбука Фрукты-овощи. Буква Ъ
автор: Елена Черникова
ОбЪявляю: это факт –
СЫростЬ фруктам – первый враг.
Твёрдый знак
автор: Роза Горенбургова
Потерялся ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Не найти его ни как.
Был он раньше в слове СЪЕЛ,
а теперь там кто-то СЕЛ.
Мы издали ОБЪЯВЛЕНЬЕ
и ОБЪЕЗДИЛИ ПОДЪЕЗДЫ.
Знак вернулся в воскресенье,
он в ОТЪЕЗДЕ был на СЪЕЗДЕ!
Азбука для малышей. Буква Ъ
Дальше – буква «твёрдый знак».
Не понять её никак.
Я скажу вам по секрету:
Редко пишут букву эту.
Но, смотрите: мальчик «сел»
И конфету быстро «сЪел».
«Твёрдый знак» нам надо знать!
Весёлая азбука для детей. Буква Ъ
автор: Елена Трифонова
Твёрдый знак и мягкий знак
не запомнить мне никак.
Так похожи эти братцы,
что в них трудно разобраться!
Детская Азбука. Буква Ъ
автор: Алекс Манфиш
Всех он твёрже, всех он реже,
Твёрдый знак – но с ним знакомы
Все подЪезды на РазЪезжей
И к вершинам гор подЪёмы.
Азбука для детей. Буква Ъ
автор: Владимир Ломовцев
Есть еще такие буквы,
Нет у этих букв звуков.
Мягкий знак – он для смягченья,
Твердый знак – для утвержденья,
Буква Ы чуть-чуть грубит,
Вот и кончен АЛФАВИТ.
Азбука для детей. Буква Ь, Ъ
автор: Евгений Мартишин
Есть ещё и мягкий знак,
Есть ещё и твёрдый знак.
Да такие молодцы,
Что нам всем без них никак.
Мягкий знак – смягчает слово,
Твёрдый знак – наоборот.
Открывай пошире рот.
И польётся сладко речь.
Знаки надо нам беречь.