Молчаливый Твердый Знак не Произносится Никак

Буква Ъ глазами детей

‘Буква Ъ похожа на детский совочек для песочницы’ (Настя, 6 лет).

‘Буква Ъ похожа на букву Б, только козырек буква развернула в другую сторону получилась бескозырка’ (Вера, 5 лет).

‘Буква Ъ похожа на созвездие Большой Медведицы, мне мама показывала его на небе, а ещё Ъ будто прощается, ленточкой машет’ (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ъ

Вот твердый знак

Идет уверенный и гордый.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твердый знак,

Чтобы не облиться.

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

Я вам не угрожаю —

Твердый знак изображаю.

— Как мы пишем твердый знак? —

Твердый знак мы пишем так:

Колесо и спичка, позади косичка.

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит только так.

Дверь открылась! Ай-яй-яй!

Вот он, ключик. Открывай!

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите — не хотите,

Стоит он в алфавите!

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост:

Я вам не угрожаю —

Твердый знак изображаю.

Был мягкий знак высоковат.

Сказали буквы строго:

— Эй, не выпячивайся, брат!

Эй, наклонись немного! —

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в . ТВЕРДЫЙ ЗНАК!

Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ъ’ в следующих стихотворениях:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? — твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже.

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Волк ужасно разъярен —

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки —

Объегорил злого волка.

Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ъ’, сделайте эту букву из сушки и соломки.

Говорят дети про букву Ы

‘Буква Ы — это мягкий знак шёл, шёл и палочку нашёл, превратился в букву Ы’ (Настя, 6 лет).

‘Буква Ы как два человечка: толстый с животиком и худышка’ (Вера, 5 лет).

‘Буква Ы тросточку взяла, потому что с таким животом тяжело ходить, её ноги плохо носят’ (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ы

‘Ы’ — это буква сытая.

Несёт вперёд брюшко набитое.

А бедняжка буква ‘Ы’

Ы. Какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

Букву Ы немножко жалко —

Опирается на палку

Перейти дорогу вы

Помогите букве Ы

Толстячок, играя тростью,

Буквой ‘Ы’ шагает в гости.

Купит он сейчас цветы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква ‘Ы’ —

Все мы знать её должны.

Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ы’ в следующих рифмах:

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

Буква ы — пуглива и скромна,

Никогда в начале слова не становится она.

Но при том значенье слова

Изменить всегда готова.

У кита усы как сито,

Кот на солнце дремлет сыто.

Бывает эта буква Ы конце и в середине,

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ы’ и сделайте её из соломки и сушки.

Говорят дети про Ь знак

‘Ь — твердый знак мягким стал, расплылся, растекся, вот- вот в ноль превратится’ (Вера, 5 лет).

‘Ь — да это буква Р на голове стоит или Ъ ленточку потерял’ (Олег,6 лет.)

‘Ь ел, ел, объелся, встать не может, может кто ему поможет’ ( Настя, 6 лет).

Стихи про букву Ь

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит —

Слово мягко прозвучит.

Букву Р перевернули,

И уселись как на стуле,

И назвали букву так —

Мягкий знак живет беспечно.

Он без кепки ходит вечно.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула.

Да так — стал похож на мягкий знак!

Буква Р перевернулась —

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак и твердый знак

Сколько я пирожных съем? —

Мягкий знак ответил: семь.

Задание 1. Посчитайте, сколько букв ‘Ь’ в следующих стихотворениях:

. Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

И свободен водный путь.

Ь стоит в сторонке,

Не мешает никому,

Но тихонько и легонько

Обращаются к нему.

Соль зовет, и день, и пень —

А помочь ему не лень!

Хоть и тихий он на вид —

За себя он постоит!

Все короче наша тень,

Это значит — скоро день.

Тень растет, уходит прочь,

Это значит — скоро ночь.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Задание 2. Слепите из пластилина букву ‘Ь’ и сделайте её из соломки и сушки.

Говорят дети на что похожа буква Э

‘Буква Э похожа на месяц, который дразнится, язык показывает’ (Вера, 5 лет).

‘Буква Э как лук со стрелой’ (Олег, 6 лет).

‘Буква Э похожа на качалку, так и хочется забраться на неё и покачаться, она никогда не упадёт, потому что она полукруглая’ (Настя, 6 лет).

Грамматические стихи
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Основные правила по русскому языку для начальной школы представлены в стихотворной форме

Скачать:

Вложение Размер
grammaticheskie_stikhi.rar 41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла

Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно , то искра,
Если верно – Искра.
(С. Белорусец)

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный.
(С. Белорусец)

К нам приехал сладкий груз
Называется арбУз.

Труба подзорная при нём –
Смотрит в небо астронОм.

Со спортом дружен много лет,
Он – выносливый атлЕт.

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.

В городе он не один
Для покупок – магазИн.

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.

Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.

Помогает нам читать,
Учит буквы различать.
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.

Хоть и жжётся,
Но красива
Всем известная крапИва.

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.

На полке сметана,

На полке творОг.
Хотел кот слизать,

Но достать он не смог.

Начинить чтоб пирог,

Ты купи-ка творОг!

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА.
(А. Пушкин)

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженЕры.
(А. Барто)

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ.

Прежде чем дела кончать,

Нужно их сперва начАть.

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.

В тюрьме три года будет вор –

Судом объявлен приговОр.

Тяжела была работа –

В теле всём теперь ломОта.

Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломОть.

Не налезли шорты –

Долго ели тОрты!

Наша баба Фёкла

Красная, как свЁкла!»

Как у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

Мой сосед-незнайка стонет –

Телефон его не звОнит.

Ждёт, когда кто позвонИт.

Я ужасно утомлённый –

Брат не спит новорождЁнный.

Не смыкает ночью глаз,

Криком громким будит нас.

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим.
(С. Белорусец)

Твердый знак – такая штука.
В общем, нет такого звука.
Буква есть,
А звука нет.
Почему? –
Пока секрет.

Разделительный твёрдый знак

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

Нет также звука – Мягкий знак».
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.

(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
(А. Усачёв)

Песенка о мягком знаке

Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел ,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел !

Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом .
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!
(М. Пляцковский)

Разделительный мягкий знак

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Озорной разделительный мягкий знак

Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»
(Т. Крюкова)

Секрет шести букв

Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет.
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдете шесть:

Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и Твердый знак.

Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)

И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё
(Ё= Й+О)

Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я
(Я= Й+А)

И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е
(Е=Й+Э)
(А. Усачёв)

Букву «Й» имеет сойка,
И джейран,
И землеройка.
И живут, летая с ней,
Воробей и соловей.

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово!
(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

Буквы и природа

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
(М. Яснов)

ИзмороСь и измороЗь

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней.
(А. Лугарёв)

Запоминалка для «ЧН» и «НЧ»

Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.

Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

В «Ч+Н», запомни проЧНо,
Мягкий знак не нужен тоЧНо!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!
(Л. Уланова)

Запоминалка для «труженика» и «мошенника»

Мошенник и у труженика

Запоминалка для «дилера» и «киллера»

Киллер у дилера

(И. Агеева)

Запоминалка для «Н» «НН» в прилагательных

1.
«ОНН», «ЕНН» – пиши два «Н»;

«АН», «ЯН», «ИН» – пиши «Н» один!

(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».
(Л. Уланова)

Запоминалка для «аккуратного»

Во мне два «К» не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Красивым, чистым и опрятным –
Одним же словом – аккуратным.

Запоминалка для «аллеи»

Два ряда деревьев
В тенистой аллее.
Два «Л» в этом слове
Пишите смелее.

Запоминалка для «искусства»

Коль есть к искусству интерес –

То научись писать в нём «С».

На первом месте – «С» одно,

Про это знают все давно.

А если место второе –

То «С» там уже двойное.

Запоминалка для двойной «Ж»

Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».

Вот теперь ты, брат, – учёный!
(И. Асеева)

Запоминалка для одинарной «Ж»

Сколько ни дрожИ,

Запоминалка для «СС» и «С»

В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «C» писать.
А в «расчётливый», «расчёт»
Пишем только корень «чёт».

Запоминалка для «мужчины» и «женщины»

На работе всегда мужЧИНа,

Чтоб добиться высокого ЧИНа.

А женЩИна кухне верна,

ЩИ вкусные варит она.

Запоминалки для непроизносимой согласной «Т» в корне слова

И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!

Не чудеСНо, не прекраСНо,

А ужаСНо и опаСНО

Букву «Т» писать напраСНо.

Запоминалки для чередующихся гласных в корне слова

(бер-бир, дер-дир, жег-жиг, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «И».

Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
– Ноги вытер? – Вытирай!

Запоминалка для «скак» и «скоч»

«СКАК» напишем только так,
«СКОЧ» без «О» писать невмочь.

(Скакать, но вскочить.)

Запоминалка для слов-половинок

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ –

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь. )

Запоминалка для «НАдеть» и «Одеть»

Одеваем (кого?) Надежду,

НАдеваем (что?) одежду.

Запоминалка для «носков» и «чулок»

Носки короткие – слово длинное: «носков»,
Чулки длинные – слово короткое: «чулок».

Крутая запоминалка для тех, кто мучаеТСЯ при написании глаголов

Кто в глаголах пишет «ЦА» –
Настоящая овца.

Как правильно ехать.

На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда, –
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!

– Здравствуйте, здравствуйте! Ну, за работу!
Нет, подождите, забыла… Внимание!
Будет собрание в эту субботу!
Скажите родителям – будет… собрание…

СОБРАНИЕ – вот интересное слово!
Давайте его разберем по составу.
Флексия Е, остальное – основа.
Поставили палочки слева и справа.

Правильно. Корень теперь откопаем.
СОБРАЛСЯ народ… скажем, в актовый зал…
К корню годится приставка любая:
ДОбрался, Убрался – ну в смысле, упал…

ЗАбраться, ПРИбраться, во всем РАЗОбраться,
ВЗОбраться – ну в смысле, залезть… на Памир…
Отбросим глагольные суффиксы, братцы,
И в корне всего-то останется –БР– !

Не в смысле – противное что-то увидели,
А в смысле – пропущена беглая гласная:
-БЕР-, -БИР- или -БОР-. Карандашиком выделим.
Дальше – приставка. С приставкой все ясно.

Смотрите – боится, чтоб не оторвало,
Как будто приклеилась – к корню прижалась!
На складе строительных словматериалов
Ей выдали О, чтобы крепче держалась.

И напоследок исследуем суффиксы.
Суффиксы – это какая-то сказка!
Отделка, огранка, узоры из люрекса!
Суффиксов может быть целая связка!

-А- по наследству пришел из глагола –
Спряжения первого напоминание…
-НИ- очень часто использует школа:
И рисоваНИе, и вычитаНИе…

О суффиксах можно писать сочинения,
Даже поэмы, скажу откровенно.
Да, мой хороший? Вопрос, уточнение.

– Ольга Петровна! Звонок… Перемена.

– Ага, пе-ре-ме-на… Хоррошее слово!
Давайте его разберем по составу.

Слова, корнями вросшие
В века, тысячелетия,
Несут нам свет из прошлого
В грядущие столетия.

Из РОДника пречистого
Пью воду животворную.
В наРОД я верю истово
И в будущность наРОДную.

Для нас слова священные –
РОДня, РОДной, РОДители.
Понятия нетленные –
Как ангелы-хранители.

Иван, РОДства не помнящий, –
Обидное присловие.
Лишь человек нестоящий
Не знает РОДословия.

Зрю в корень: РОД, РОЖДение,
Святое слово РОДина.
А рядом – выРОЖДение
И злобное – уРОДина.

Слова отРОДье, выРОДок,
уРОД не почитаются.
Презренный этот выводок
Вовеки не прославится.

С Отчизной – в связях РОДственных.
Как много с нею пройдено.
Не счесть в словах и образах
РОДимых пятен РОДины…

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
(А. Абалихин)

Урок русского языка

(Род имени существительного)

Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно моё.

Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.

И, осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой и солнышко – моё,
Земля – она моя.

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н. Анишина)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им глаголы.

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(Воскобойников)

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.
(А. Усачев)

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.
(О. Сердобольский)

Существительное – школа ,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь .
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья : ох и ах !

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
(О. Высоцкая)

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот ,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк , что это гоже .
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно ,
Обругать вас могут щадно .
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя .
Вот такие все там вежды .
Что касается одежды –
Очень ряшлива , приглядна ,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
(Е. Ефимовский)

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто

Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски .
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?

Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков – ни одного.
Всё мама виновата!

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику , сестричке , псу .

А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону !

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.

«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!

Вижу реку , вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню , вижу слив у.
До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом , тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.

Мой герой идет войной ,
Хочет править он страной ,
Поразить врагов стрелой ,
С башни их полить смолой .

Стоп! Подумай головой ,
Для чего идти войной !
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне :
Буду в ней сидеть на троне .
Я мечтаю о слоне ,
Чтоб кататься при луне .

Я мечтаю о сережках ,
Я мечтаю о сапожках .
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле :

Буду с ним летать на воле .
Буду я учиться в школе .
Ой, мечтаю я уже .
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного.
Всё мама виновата!

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА.

Свинья в полынье (склонение)

Шла весной по льду свинья .
Ей попалась полынья .

Плюх. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи .

Мы скорее к полынье ,
Мы помочь хотим свинье .

Сами — чуть не в полынью ,
Но спасли-таки свинью .

Недовольны мы свиньёй :
Разве шутят с полыньёй ?

Вспоминайте о свинье ,
Чтоб не плавать в полынье !
(Т. Хоботов

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Что сказал кот Вася

Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
«КА-ТА-ВА-СИ-Я»?

Кот весьма любезен был,
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спроси:
– Понятно?
(С. Погореловский)

О чём спросила Оля

Бродили мы по сказочным,
Таинственным местам,
Всё п апоротник, папоротник,
Папоротник там.

– Чего, – спросила Оленька, –
Разросся он везде?!
А маморотник, маморотник,
Маморотник где?
(С. Погореловский)

Непростая кругом красота:
Есть на свете – цветы и цвета.
Словом, кругом идёт голова –
Так друг с другом созвучны слова.

Ведь среди всевозможных цветов
Есть цветы всевозможных цветов.
Будь готов к разноцветию ты –
И не путай цвета и цветы.

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – Носуха,
У Носухи нос до уха.
И огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки – пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
(А.Усачёв)

Есть у булавки голова ,
Но без волос, увы!
Есть у чайника носик , однако нет головы.
Есть ушко у иголки, да только не слышит оно.
Есть язычок у туфель, но туфли молчат всё равно.
Есть у дороги ямки , но нет подбородка и щёк.
Есть у горы подножье, но что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти , но нет у бедняжки рук.
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка.
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчёски зубы , но есть не может она.
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет.
Папку носят под мышкой, а под кошкой – нет.
(В. Лунин)

Раскрылись, как в сказке.
И им улыбнулись — смотри!
Весёлый и хитрый
Глазок у Картошки
И круглый Глазок у Двери.
Анютины Глазки
Сияли от ласки.
И как было им не сиять!
Глазок у Двери
И Глазок у Картошки
Им начали дружно мигать.

И вдруг потемнело,
Нахмурилось небо,
Кругом загремела Гроза…
Глазок у Двери
И Глазок у Картошки,
А также Анютины Глазки немножко
В испуге закрыли Глаза .
Гремело в округе.
Заснули в испуге
И спали до самой зари:
Анютины Глазки ,
Глазок У Картошки
И круглый Глазок у Двери.
(А. Усачев)

Сидел он на окошке
И размышлял о кошке.
Вдруг подумал: «А у сов
Есть усы
Иль нет усов ?»
Воду в ступе потолок ,
Поглядел на потолок
И зевнул:
«Мне спать пора ,
Ночи близится пора .»
(Я. Козловский)

Велосипед меня понёс ,
Понёс куда-то под откос.
Он там остался без колес,
И дальше я его понёс .
(О. Григорьев)

Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила .
Брат ее, мальчик Иван,
Тоже разбил . стакан.
(О. Григорьев)

– Открой свой секрет.
– Какой секрет?
– Ты принес в школу
Коробку конфет?
– Секрет я открою ,
Коробку – нет.
(О. Григорьев)

Рыцарь даме
Как-то раз
Угодил
Букетом
В глаз.
Не всегда
Мужчина
Даме
Может
Угодить
Цветами.
(С. Белорусец)

Без мамы купили мы с папой
В магазине пальто.
Мне пальто, а папе шляпу –
Идём домой под зонтом.
Папа идёт , сердит, –
Шляпа ему не идёт .
Я на папе сижу –
Пальто на мне не сидит .
(О. Григорьев)

На травке
У леса густого
Паслась луговая корова .
А в море,
Водою плеская,
Ныряла корова морская.
И где-то
На дерево ловко
Карабкалась божья коровка .
Везде успевают коровы :
Коровы –
Они будь здоровы!
(Тим Собакин)

Дождик учится ходить

Дождик только что родился,
Он ходить не научился.
Ножки с облака спускает,
Неуверенно встает.
Огородники вздыхают:
«Ну когда же дождь пойдет ?».
Но под вечер гром раздался –
Столько шуму произвел!
Дождик на ноги поднялся
И пошел ,
Пошел ,
Пошел !

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор.
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЁР.
(С. Белорусец)

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.

Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.

Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
(Маша Лукашкина)

Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.

Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной .
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый .

Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный , голубь – белый !»

Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый , Жора – злой !

За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким , увы,
Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели –
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком .

Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.

В телевизоре включенном
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его!

Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жесткий табурет
Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой
Принц не очень-то красивый.
Но он станет в миг прекрасным
Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев – забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый , Глеб – сухой !

Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький .

Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А коротки й – для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

«Ох, – вздыхает пес голодный , –
Съесть могу кого угодно!»
Сытый же ему в ответ:
«Ну, тогда меня здесь нет!»

Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря – он решил,
Что широкий заслужил.

Любит даже царь подводный
Пить в жару коктейль холодный ,
А эмир Али-Кучай
Пьет в жару горячий чай.

Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
» Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!»
(О. Емельянова)

Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что У ВАС НЕ ВСЕ, мол, ДОМА…
Отвечайте:
– Я и брат!

В ГОЛОВЕ У ВАС СОЛОМА
Или КАША В ГОЛОВЕ –
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.

Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.

Кто-то долго ТЫКВУ ЧЕШЕТ:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК.

Идиомы – это фразы,
Смысл которых – МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
(А. Усачёв)

Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
– Когда ты ВОЗЬМЕШЬСЯ ЗА УМ, наконец?
Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!

Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог.
Но только дурак ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА,
Бык сразу же начал. ВАЛЯТЬ ДУРАКА.
(А. Усачев)

От корки до корки

Если б из сыра делали книжки,
Грамоту быстро освоили мышки:
Были б от Пушкина мыши в восторге
И Кафку читали от КОРКИ ДО КОРКИ.
(А. Усачёв)

Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков ХОТЬ ПРУД ПРУДИ,
А червя – пойди найди!

Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
НЕГДЕ ЯБЛОКУ УПАСТЬ.
(А. Усачёв)

Недели две искал Олег
Повсюду ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ,
И столько же искала Лена
Потом ИГОЛКУ В СТОГЕ СЕНА,
И две недели ВЕТРА В ПОЛЕ
Найти не удаётся Оле.
А Глеб в лесу присел на пень:
Он ищет здесь ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ!

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

Явились запятые ,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие ,
Прикатило многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие.

Заявили запятые :
– Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой ;

Двоеточие , мигая,
Закричало: – Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

– Нет. – сказало многоточие ,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие .

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как? –
Восклицательный знак
Возмутился: – То есть как!

– Так, – сказала точк а,
Точка-одиночка . –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

Эти маленькие птички
Называются
Кавычки.
Прилетели – и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках –
Это значит враждовать;
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.

Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.
(Р. Сеф)

Спряжение в стихах

Гнать, держать, дышать и слышать,

зависеть, видеть, ненавидеть,

а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

«Ослиное» правило знайте, друзья,

Его отличить нетрудно:

Осёл кричит своё «ИА»,

И нам запомнить нужно:

В корне пишем И всегда,

Когда за ним есть суффикс А.

Гласные и согласные в приставках

Гласные и согласные

В приставках такие опасные!

Бывает, звук ясно слышится,

А буква другая пишется!

Всегда рассуждай вот так:

1. Нахожу приставку в слове.

2. Определяю, к какой группе она относится:

А) Пишу всегда одинаково, как в списке: в-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо, на-, над, не-, недо-,о-, об-, от-, пере-, по-, под-, пра-, по-, под, пра-, пред-, про-, с-, су-, разо, предо-, у-.

Перед глухим пишу С , перед звонким пишу З .

Определяю смысл приставки

Пишу –пре-: пре = «очень», пре = пере.

Пишу –при-: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, «взять себе», «добавить».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Л и Ль в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален.

Работа содержит комплекс стихов и упражнений для обучения английской грамматики.

Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит .

Урок русского языка по системе «Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова».

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»№ урока по тематическому плану: № 24Ти.

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр.

Как учить стихи с ребенком,если сам ребенок эти стихи учить отказывается. Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когд.

Мягкий знак

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь –

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

Мягкий знак

Мягкий знак стоит в сторонке,

Не мешает никому,

Но тихоНЬко и легоНЬко

Обращаются к нему.

СоЛь зовет, и деНЬ, и пеНь –

А помочь ему не леНЬ!

ХоТЬ и тихий он на вид –

За себя он постоит!

Твердый знак

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придется нам:

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

Большая буква

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметнее быть и виднее.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой – уважения знак.

Знаки препинания

Никогда он не молчит,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

— Так, — сказала точка,

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

Притащился кривобокий вопросительный знак.

Задает он всем вопросы: Кто? Кого?

На странице вверх тормашками торчу!

Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу!

Ребята! В произведениях стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение,

Не зря я от рождения противник тишины!

Где я, те предложения с особым выражением

Урок 1

Урок ( Второй семестр.)

Тема. Сказка « Репка». Развитие диалогической речи. Прослушивание эпизодов сказки « Репка». Соотношение их с рисунками.

Цель. Познакомить учащихся с русской народной сказкой « Репка»; вырабатывать навыки диалогической речи; развивать логическое и образное мышление учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: маски героев сказки; иллюстрации сказки « Репка».

Проверка домашнего задания

Мотивация учебной деятельности

Кто-то за кого-то

— Ох, никак не вытянуть!

— Ох, засела крепко!

Кто засел так крепко?

Молодцы, ребята, вы быстро отгадали загадку.

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой « Репка».

Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа над сказкой « Репка».

а) Выразительное чтение сказки учителем

б) Словарная работа

в) Коллективное воспроизведение содержания сказки с повторным чтением диалогов.

г) Пересказывание прослушанного ( по вопросам учителя).

— Кто посадил репку?

— Почему дед не смог вытянуть репку?

— Кого он позвал на помощь?

— Кого позвала на помощь бабка? Внучка? Жучка?

— Кто последним пришел на помощь?

— Почему же они пришли на помощь?

— Придумайте свои вопросы по сказке « Репка».

2. Коллективное рассматривание книжки.

3. Творческое задание.

— Придумайте другое окончание сказки. Чем, по вашему мнению, могла закончится эта история?

Закрепление и осмысление изученного материала

1.Работа над пословицами.

— Подберите пословицы, которые, на ваш взгляд, отражают основную мысль сказки. ( Друг познается в беде. Берись дружно – не будет грузно. Один за всех и все за одного. В согласном стаде волк не страшен.)

2. Инсценизация сказки « Репка.»

— С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

Изучаем азбуку с детьми: стихи про букву Ъ

( лучший способ помочь ребенку запомнить букву Ъ — в игровой форме выучить с ним короткий стишок про букву Ъ)

Изучаем алфавит: ТВЁРДЫЙ ЗНАК

автор: Вера Аношина

Молчаливый твёрдый знак

Делает всегда вот так:

Между букв встаёт он твёрдо

И твердит всем очень гордо…

— Нужен я для разделенья,

Чтоб читалось без сомнений

Много слов, чтобы слово «СЪЕСТЬ»

Не читали бы, как «СЕСТЬ».

Эту букву не читают,

Ею буквы укрепляют!

Аппетитная азбука. Буква Ъ

автор: Вера Аношина

В Азбуке есть буква Ы,

Твёрдый, мягкий знаки тоже

есть нельзя совсем, похоже.

Вот и кончился урок.

Азбуку учи, дружок!

А потом садись за стол.

Не поешь — поставлю кол!

Азбука растений в стихах. Буква Ъ

автор: Михаил Метелёв

Мягкий знак Ь, Ы, твердый знак Ъ –

Здесь попали мы впросак,

С этих букв, как ни старайся, стих не получается —

В нашем алфавите с них слов не начинается.

Азбука животных в стихах. Буква Ъ

автор: Михаил Метелёв

Твердый знак Ъ однажды вместе

С буквой Ы и мягким знаком Ь

Призадумались: а есть ли

В алфавите нашем слово,

Где б они в его начале

Первой буквою стояли?

Размышляли, не спешили,

Много книжек изучили,

Наконец им стало ясно —

Их усилия напрасны:

Слов таких нет в алфавите,

Хоть кого о том спросите.

Азбука Фрукты-овощи. Буква Ъ

автор: Елена Черникова

ОбЪявляю: это факт –

СЫростЬ фруктам – первый враг.

Твёрдый знак

автор: Роза Горенбургова

Потерялся ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Не найти его ни как.

Был он раньше в слове СЪЕЛ,

а теперь там кто-то СЕЛ.

Мы издали ОБЪЯВЛЕНЬЕ

и ОБЪЕЗДИЛИ ПОДЪЕЗДЫ.

Знак вернулся в воскресенье,

он в ОТЪЕЗДЕ был на СЪЕЗДЕ!

Азбука для малышей. Буква Ъ

Дальше – буква «твёрдый знак».

Не понять её никак.

Я скажу вам по секрету:

Редко пишут букву эту.

Но, смотрите: мальчик «сел»

И конфету быстро «сЪел».

«Твёрдый знак» нам надо знать!

Весёлая азбука для детей. Буква Ъ

автор: Елена Трифонова

Твёрдый знак и мягкий знак

не запомнить мне никак.

Так похожи эти братцы,

что в них трудно разобраться!

Детская Азбука. Буква Ъ

автор: Алекс Манфиш

Всех он твёрже, всех он реже,

Твёрдый знак – но с ним знакомы

Все подЪезды на РазЪезжей

И к вершинам гор подЪёмы.

Азбука для детей. Буква Ъ

автор: Владимир Ломовцев

Есть еще такие буквы,

Нет у этих букв звуков.

Мягкий знак – он для смягченья,

Твердый знак – для утвержденья,

Буква Ы чуть-чуть грубит,

Вот и кончен АЛФАВИТ.

Азбука для детей. Буква Ь, Ъ

автор: Евгений Мартишин

Есть ещё и мягкий знак,

Есть ещё и твёрдый знак.

Да такие молодцы,

Что нам всем без них никак.

Мягкий знак – смягчает слово,

Твёрдый знак – наоборот.

Открывай пошире рот.

И польётся сладко речь.

Знаки надо нам беречь.

Новое на сайте

Добро пожаловать на Любимый Детский!

МЕНЮ САЙТА

Детский каталог по темам

Учителю и воспитателю

ВЕСЕННЯЯ педкопилка

ДЕТСКАЯ АЗБУКА — СТИХИ

Дорогие Авторы произведений для детей!

Сайт «Любимый Детский» создан для популяризации современной детской литературы.

Наша миссия — донести хорошие детские произведения до адресата — детей, ради которых эти тексты и были написаны.

Для публикации на сайте «Любимый Детский» мы отбираем только самые интересные произведения детской тематики, которые находим в открытых источниках. Кроме того, мы с удовольствием публикуем произведения , которые присылают нам сами авторы.

Если Вы пишете стихи, сказки и другие произведения для детей, и хотите , чтобы они появились на сайте «Любимый Детский», напишите нам, и мы обязательно с Вами свяжемся, а вскоре Ваши произведения появятся на страницах сайта, где они гарантировано дойдут до детской аудитории.

Мы уважаем авторское право. Если Вы обнаружили свое произведение на страницах сайта, и по какой-бы то ни были причине не желаете, чтобы оно было здесь опубликовано, обязательно напишите нам, и мы удалим Ваш текст в течение суток.

Мы очень ценим современных Авторов , пишущих для детей, любим Вас, и желаем Вам добра и творческих успехов!

»

Это интересно:  Японская Диета на 14 Дней Меню Таблица
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector