Мужские прически 19 века 2019 год
Содержание
- Глава третья. Западноевропейские прически второй половины XIX века
- Все про мужские прически 19 века
- 19 век стал основой стиля в стрижках
- Какой стиль был в приоритете?
- История первой стрижки
- Как до 19 века стриглись мужчины?
- А-ля пуританин: особенности прически
- Фотогалерея
- Вывод
- Прически в стиле ампир
- История русских причесок
- Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
- XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
- XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
- XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
Глава третья. Западноевропейские прически второй половины XIX века
Общая характеристика
Пятидесятые годы XIX столетия пропагандировали салонную изысканность, сентиментальность. В архитектуре господствовало смешение стилей. Мерой красоты становится стоимость, крикливая роскошь. Прогрессивные произведения литературы и искусства дают яркие образы униженных и оскорбленных».
XIX век по праву считается веком машин и парового двигателя, электричества и телеграфа, воздухоплавания и крупнейших научных открытий. Расширяется сеть железных дорог, получивших массовое использование. С изменением общественной жизни меняется и быт людей.
В моду входит увлечение спортом — коньками, теннисом. Женщины получают возможность пробовать свои силы в науке, искусстве, на производстве наравне с мужчинами.
Конец XIX века (70-80-е годы) характерен распространением роскошных нарядов, отсутствием тонкого вкуса, смешением стилей. Демонстрация показного благополучия, семейного уюта, стремление к удобству характерны для нового стиля, созданного буржуазией и получившего название позитивизм. Меняется гамма цветов, материалы. С реставрацией Бурбонов возвращается кринолин.
Идеал красоты изменяется под давлением быстрого роста производительных сил. Популярным становится «деловой человек» — образованный, умный, наделенный волей и находчивостью. Во многом формированию этого образа помогают выпускаемые большими тиражами романы французского писателя-фантаста Жюля Верна. Его герои — инженеры, изобретатели, путешественники, врачи, конструкторы — наделены такой притягательной силой, что большинство мужчин начинают подражать им в костюме и прическе.
У женщин опять в моду входят кринолины, а затем турнюры. Они искажали естественные формы тела, поэтому красивой считалась атласная кожа, чистая, с матовым оттенком, которая была видна в сильно декольтированных бальных платьях. Модными считали высоких, стройных женщин. Во второй половине XIX века наблюдается быстрая смена силуэтов костюмов и причесок. Но все это характерно для высших слоев населения. Городские рабочие, крестьяне одевались скромно, дешево.
Основные виды и формы причесок
Характерной чертой этого времени был полный отказ от париков среди мужчин и женщин, применение отдельных готовых постижерских изделий — постижей.
Во второй половине XIX века мужские прически не претерпели особого изменения по сравнению с началом столетия. Продолжают носить короткие стрижки, при этом височные волосы завиты и начесаны на виски, а также прически с коками (одним или двумя). В 50-е годы распространяется мода на полудлинные волосы, при этом пробор делают боковой, прямой, сквозной. В 60-е годы длина причесок укорачивается и далее на протяжении нескольких лет XIX века продолжает оставаться короткой. Во второй половине XIX века модные линии создаются на страницах журналов мод, в театрах, быстро распространяясь среди верхушки общества.
Рис. 93
С 1876 года мужчины начинают косить новую прическу, получившую название «а-ля Капуль». Она представляла собой короткую стрижку сзади, спереди волосы разделялись прямым пробором и укладывались по бокам двумя ровными небольшими полукружиями (рис. 93). Эту прическу ввел в моду известный певец Капуль, который пользовался в это время шумным успехом. Некоторые мужчины носили прическу типа «бобрик», при которой волосы надо лбом подстригались коротко и торчали вверх в виде игл. Носили и другие прически, с длинными волосами.
Однотипные на первый взгляд прически разнообразились бородами и усами. Почти каждый второй носил небольшую бородку — «эспаньолку» и усы. Бородки имели форму «клинышка», «лопаточки», «жабо». Носили большие бороды, разделенные на две части, — они получили название «ласточкин хвост» (см. рис. 93). Носили узкие стрельчатые усы, торчащие в разные стороны, типа «а-ля Вильгельм», небольшие усы с завитыми вверх концами; некоторые фабрили концы усов, завивали щипцами, на ночь надевали специальные наусники для сохранения формы. Распространяется мода на ношение бакенбард самых разнообразных форм. При короткой стрижке отпускали бакенбарды вдоль щеки в виде небольшой полоски, в виде «сапога», «котлетки», «квадрата». Большую роль в форме бакенбард имела стрижка и завивка. Именно они делали бакенбарды непохожими одни на другие. Очень редко встречались небольшие бородки типа «жабо» с пробритой посередине подбородка дорожкой, которая получила название «дорожка благонамеренности». Бороды и усы носили все мужчины независимо от сословия. Обычные формы бородок — «подковкой», «веером»; носили также гигантские усы, подражая королю Виктору-Эммануилу.
Рис. 94
Во второй половине XIX века происходит довольно частая смена модных силуэтов женских причесок. Надо отметить, что каждая новая прическа не имела ничего общего с предыдущей, меняла свой силуэт, форму, элементы. Но общим во всех прическах было одно — все прически делались из длинных волос. Большую роль в прическах играла завивка, в которой проявилось высокое мастерство парикмахеров. Существовали частные салоны-парикмахерские.
Рис. 95
Рис. 96
Женщины средних лет носили «каскады» (рис. 95), перегруженные, с крепонами * , завитыми волосами, шиньонами; волосы с висков при этом приподнимались и затягивались. Для создания причесок пользовались как горячей, так и холодной завивкой. Горячая завивка была изобретена французским парикмахером Марселем и получила широкое распространение.
* ( Крепон — завитые волосы из большого крепе (см. словарь терминов).)
Если присмотреться внимательнее к прическе типа «каскад», то можно заметить общие черты с линиями костюма: та же затянутость, элегантность линий, удлиненность. Часто вместо локонов, спадающих широкой лентой с теменной части, укрепляли косы или торсады (рис. 96). Иногда торсады и косы варьировались с объемными буклями или локонами. В 80-х годах появляются прически типа «каскад» с челками из мелкозавитых прядей. Их стали называть «каскад с зефиром» (легким ветерком). Возможно, челка из мелких кудряшек напоминала своей прозрачностью и легкостью дуновение ветра. Делали также челки типа «пони» — при этом волосы достигали середины лба.
Рис. 97
Постепенно в прическах перестали затягивать виски, наоборот, делались напуски из волос, около них завивали мелкие колечки. Челки стали более низкими, округлыми, тяжелыми. Силуэт принимает конусообразную форму. Теперь прически делают только из завитых волос, уложенных при помощи шпилек и подкладных элементов.
Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка). Эти прически делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в пучок (рис. 97, 98). Бандо делались разных размеров и назывались «малое бандо», «среднее бандо», «большое бандо». Часто для таких причесок употреблялись готовые постижи, распространившиеся так же широко, как в свое время парики. Каждая женщина имела несколько готовых постижей, приготовленных парикмахером заранее, чтобы менять прическу в зависимости от надобности (рис. 99 и 99а). Наряду с бандо появляется прическа типа «сахарет», напоминавшая своим силуэтом прически стиля бидермайер. Делалась она из завитых волос и укладывалась конусообразно. Для придания прическе формы и для ее укрепления под естественные волосы подкладывали крепе или крепоны, подушечки.
Рис. 99
Головные уборы, украшения, косметика
Движение женщин за эмансипацию повлияло на женскую одежду. Она стала включать элементы мужского костюма. Мы уже говорили о том, что вторая половина XIX века характерна разностильностью, поэтому «модистки знаменитых домов старательно изучают старинные картины. все типичное в крое платьев испанцев, итальянцев, швейцарцев, арабов, турок, венецианцев и французские моды эпохи Людовиков XIII, XIV, XV, Францисков I и II, Генриха V, — все соединяется в туалете щеголихи. » * . Одежды стали многочисленными, разнообразными по цвету и фактуре.
* ( Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. Ч. 2. М., «сов. Россия», 1974, с. 92.)
Для одежды конца XIX века характерны более вычурные, почти уродливые линии. Формы мужского костюма изменялись медленнее, этому способствовала стандартизация и стабилизация, а также массовый пошив дешевой одежды. На мужской костюм сильно влияют требования медицины, занятия спортом. Уходит яркость, красочность, костюмы становятся более строгими, однотонными. Но продолжается деление на домашнее и выходное платье.
Рис. 99а
Головные уборы. Мужчины, укоротив волосы, стали носить всевозможные шляпы. В теплую погоду надевали панамы, шляпы с большими полями из разных сортов фетра, канотье. В торжественных случаях надевали цилиндры. В 90-е годы начинают носить котелок. Широкое распространение получают фуражки, которые носили гражданские чиновники, студенты. Головные уборы имели сословный характер; так, цилиндр долгое время оставался принадлежностью богатых — его надевали при выезде в театр, на балы, концерты, маскарады.
Женские шляпы претерпевали изменения в зависимости от формы причесок. Продолжительное время носили шляпы фасона «кибитка», «фаэтон». В 60-е годы голову украшали чепцами, кружевными наколками, небольшими шелковыми шляпками. Летом носили соломенные шляпы. Женщины позаимствовали у мужчин шляпы типа «треуголок», которые были украшены перьями. Зимой надевали меховые капюшоны, капоры, отороченные мехом. На балы надевали легкие шляпки в виде чалмы или тюрбана, сделанные из легкого шелка или шифона, длинные шарфы, косынки. В зимнее время носили меховые шапки.
Украшения. В XIX веке стали разделять украшения на парадные и повседневные. Бальные колье, головные обручи, заколки, пряжки отличались большим изяществом. Носили эспри и эгретки, веночки, сплетенные из мелких шелковых или живых цветов. Прически украшали повязками, расшитыми драгоценными камнями или блестками, стеклярусом, гребнями, ^инкрустированными слоновой костью.
Повседневную прическу украшали гребнями, широкими шпильками.
Вопросы и задания
1. Какие события происходили в Европе в начале XIX века? Какие черты отличали стили ампир, бидермайер, романтизм?
2. Расскажите о прическах, головных уборах Франции. Зарисуйте их.
3. Назовите имена художников, скульпторов этого времени, их произведения.
4. Какое влияние оказала смена стилей на прически?
5. Посетите Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ознакомьтесь с произведениями искусств XIX века.
6. Расскажите о моделировании женских причесок стиля бидермайер. Зарисуйте последовательность их формирования.
7. Какую роль играли головные украшения в прическах? Зарисуйте их.
8. Какие виды локонов применялись в женских прическах?
9. Что нового появилось в парикмахерском искусстве?
10. Назовите произведения прозы, драматургии, которые могут быть оформлены прическами этого времени.
11. Перечислите театральные постановки, кинофильмы, в которых есть прически XIX века.
Дополнительная литература
Гуске Ф. Парикмахерское искусство. Пер. с нем. под ред. И. Е. Бурковского. Лейпциг, Фахбухферлаг, 1957.
Раугул Р. Грим. М., «Искусство», 1947.
Все про мужские прически 19 века
Если рассматривать современные тенденции моды, можно заметить, что многие мотивы и характерные особенности взяты из хорошо забытого прошлого. То же самое можно сказать и о мужских стрижках, многие из которых периодически возвращаются моду уже несколько столетий. Например, мужские прически 19 века все чаще можно наблюдать на моделях модных дизайнеров, которые являются законодателями моды.
Конечно, тех на первый взгляд причудливых стрижек и укладок, что были актуальны в 19 столетии, сегодня нет в оригинале. Но есть множество современных интерпретаций и разновидностей, которые под влиянием моды несколько изменились. Та эпоха славится балами, торжественными встречами и церемониями, в связи с чем мужские прически 18 века и несколько позже прославились своими нарядными мотивами.
19 век стал основой стиля в стрижках
Если вернуть к истории и просмотреть фотографии знаменитых личностей того времени, в 19 веке среди мужчин господствовали преимущественно короткие стрижки. На смену предыдущим модным тенденциям пришла мода на романтизм и экстравагантность в тандеме с мужественностью и строгостью. Популярными оставались завитые кудри, особенно если рассматривать мужчин европейцев.
Со времен 19 столетия и по сегодняшний день сохранилась мода зачесывать волосы в сторону к лицу, кроме того приветствовались стрижки с разными вариантами проборов. Вообще историки отмечают, что 19 столетие — это эпоха, которая запомнилась балами, торжественными церемониями, демонстрацией красоты, стиля и изящества, как среди женской половины общества, так и среди мужчин.
Какой стиль был в приоритете?
Вообще в период начала 19 века развивалось такое течение культуры, как классицизм и античность, что существенно сказалось и на мужских прическах. Среди дам можно наблюдать стрижки и прически в греческом и римском стиле. Кроме того в ту эпоху были выпущены первые приспособления для горячей завивки волос, в связи с чем пошла мода на кудрявые локоны, в том числе и среди мужчин.
Если мужские прически 18 века были более женственными и экстравагантными, то к началу 19 столетия мужчины стали носить короткие модели причесок. А нотками оригинальности и стиля выступали объемные чубы, которые завивались и укладывались вперед по направлению к лицу. К середине 19 века стали чаще появляться стрижки средней длины и даже удлиненные модели, но к концу столетия вновь в приоритете остаются короткие стрижки.
История первой стрижки
Каждая эпоха оставляла значимый след в мужских прическах и стрижках, одно время требовало практичные и комфортные прически, второе — эстетические экстравагантные варианты. Изначально славянские мужчины носили длинны прически в тандеме с бородами, позже под влиянием норманнских народов волосы стали состригать до средней длины, а бороды вовсе сбривали.
Со временем мужские стрижки еще больше укорачивались, долгое время волосы носили состриженные под горшок разной длины и густоты, а бороды брили в форме лопаты. И под влиянием монголо-татаров в 8 веке стрижки стали максимально укорачиваться, стала модной даже залысина. В военное время при Иване Грозном и после пользовались спросом длинные мужские прически.
19 век запомнился тем, что специалисты разработали средства для химической завивки. Именно с этого времени берет свое начало прическа с завивкой кудрей. И если сегодня прически с такими локонами носят преимущественно женщины, в ту эпоху роскошными кудрями украшали прически мужчины. Причем завивали короткие стрижки, оформляя только локоны в области лба, а также длинные пряди на удлиненных прическах.
Как до 19 века стриглись мужчины?
До начала 19 столетия под влиянием стиля барокко правила роскошь и свойственная этой эпохе величественность, что отражалось на мужских прическах. Часто мужские прически 18 века оформлялись в виде парика с роскошными завивками и укладками. Парики могли быть разной длины, от средней и максимально длинные ниже линии плеч, причем модными были волосы светлых оттенков.
К концу 18 столетия, когда стиль барокко сменился новым течением рококо, прически среди мужчин стали кардинально меняться из величественных и роскошных в грациозные и легкие модели. Чего только стоит стрижка «ке», когда завитые волосы средней длины зачесывались назад у хвост. И только к началу 19 столетия древнегреческие идеи ввели новую моду — торжество неоклассической стилистики.
А-ля пуританин: особенности прически
Эпоха романтизма, которая присуща также 19 столетию, диктовала оригинальные и величественные прически женские и мужские, чего только стоит стрижка «а-ля пуританин».
Этот стиль требовал средней длины волос и бокового пробора волос. Волосы можно было гладко причесывать или укладывать скрученным локоном в виде гребешка. Дополнялись стрижки бакенбардами, усами и бородой.
Стрижка «аля-пуританин» стала настоящим хитом в 19 столетии среди мужчин по всему миру, а самым запоминающимся ее обладателем был Авраам Линкольн. Самый пик ее популярности пришелся на середину 19 века, тогда мужчины оставляли залысины на лбу, оформляли боковой пробор волос, полностью сбривали усы, но оставляли короткую бороду. Укладывать волосы можно прямыми линиями или завитушками, главное, чтобы область лба была максимально открытой.
Фотогалерея
Вывод
С начала 19 столетия на мужские прически существенно воздействовали мотивы прошлых лет, стиль барокко и мода на роскошь, величественность и торжественность. Сначала мужчины носили парики с завитыми кудрями, что было практически идентично с женской модой на прически. К середине столетия прически мужчин 19 века стали больше напоминать романтический стиль, предполагая среднюю длину и боковой пробор. А к концу столетия правил стиль рококко, требуя легкие и укороченные стрижки.
Прически в стиле ампир
Красивая женщина нравится глазам,
а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью,
а другая сокровищем.
Наполеон Бонапарт
Стиль ампир – это стиль первой половины XIX века. Ампир или же имперский стиль зарождается во Франции совместно со становлением французской Империи времен Наполеона Бонапарта. И совместно с гибелью Империи и поражением Наполеона стиль ампир исчезает.
Имперский стиль – так он был назван неслучайно. Стиль ампир – это подражание, опора на искусство Древнего Рима периода Империи. Именно во времена Наполеона во Франции, в Париже, была сооружена Триумфальная арка – в честь побед его армии. Такие же арки сооружались в Древнем Риме — в честь побед императоров. Но не только в архитектуре и живописи, но и в костюме, и в прическах период правления Наполеона был временем господства стиля ампир.
Жак Луи Давид. Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри. (1812)
До ампира был классицизм. Классицизм в большей степени подражал и опирался на искусство Древней Греции. Классицизм был весьма простым, по сравнению с рококо, стилем. Стилем спокойным, строгим, без излишних украшательств. Классицизм во Франции приходит на смену рококо после Великой французской революции. Революции, которая похоронила не только королевскую власть, но и саму роскошь французского двора. В прошлое канули пышные юбки и кринолины, высокие прически и дорогие парики. К слову, само слово «парик» после французской революции стало нарицательным – так называли консерваторов. После революции изменилась и сама мода – впервые мода начала идти снизу, из масс. Так, в послереволюционные годы в моде была прическа «дикарка» — растрепанные волосы, без всяких украшений.
Но когда к власти приходит Наполеон Бонапарт и провозглашает себя императором, мода Империи уже не может быть простой, она усложняется и в моде начинает задавать тон стиль ампир – имперский.
Доминик Энгр. Бонапарт — первый консул.
Мужская прическа – короткая стрижка.
Мужские прически того периода, первая четверть XIX века, были достаточно просты. Это были короткие стрижки с завитыми волосами. Мода на такие стрижки приходит еще в период классицизма. Мужские прически подобны прическам Античности (Древняя Греции, Древний Рим), а соответственно носят и названия в честь римских императоров – прически «а-ля Каракалла», «а-ля Титус». В прическах делаются различные проборы – прямой, боковой, сквозной.
Мужчины носят усы и бакенбарды. Бороды носят редко, а если и носят, то небольшие бороды-«эспаньолки».
Жак Луи Давид. Автопортрет (1794)
Мужская прическа
Женские прически более сложные и имеют ряд вариантов. Так, женщины также носят прически на подобии античных – прически с легкой завивкой. А еще в моду входят и египетские прически (после египетского похода Наполеона), к примеру, прическа «а-ля Клеопатра».
Фирмин Массо. Императрица Жозефина. (ок. 1812)
Женская прическа стиля ампир
Моду на прически, и не только, среди дам задают светские львицы. Мадам Тереза Тальен, одним из многочисленных мужей которой был Жан-Ламбер Тальен, участник переворота против Робеспьера (деятеля французской революции). На участие в перевороте Тальена побудило знаменитое письмо Терезы, которое она ему написала из заключения — «Я умираю оттого, что принадлежу трусу».
Тереза Тальен одевалась по античному образцу – она носила платье, собранное складками и застегнутое на плече камеей. Тканью для ее платьев был индийский муслин. В прическах Тереза также подражала Античности – свои черные бархатные волосы она коротко стригла и завивала на концах.
Давид. Портрет Терезы Тальен.
Мадам Рекамье (Жюли Рекамье) как и Тереза Тальен была хозяйкой литературно-политического салона. В таких салонах собиралась французская интеллигенция того времени. Салоны служили местом для разговоров о высоком и в то же время для приятного времяпрепровождения. В отличие от мадам Тальен, подруги Жозефины Богарне, жены Наполеона, мадам Рекамье была противницей политики Наполеона Бонапарта, из-за чего и была выслана из Парижа и много путешествовала по Италии.
Давид. Портрет мадам Рекамье (1800)
Мадемуазель Ланж – актриса, работающая моделью для многих художников. И, конечно же, Жозефина Богарне – первая жена Наполеона. К слову, Наполеон был моложе своей супруги на шесть лет. У Жозефины он был вторым мужем. Познакомила Жозефину тогда еще не с императором, а с молодым генералом ее подруга – мадам Тальен.
Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье. (1802)
Если изначально женские прически начала XIX века были короткими, то со временем они начинают делаться на более длинных волосах. Так, к примеру, появляется прическа «а-ля Нинон». Прическа была скопирована с портрета куртизанки XVIII века Нинон де Ланкло. Прическа состояла из волос на лбу, завитых в легкую челку, надо лбом горизонтальный пробор, на висках крупные локоны до плеч, на затылке тугой и плоский шиньон, украшенный страусиным пером.
В 1810-е году в моду входят прически пирамидальной формы. Обязательными элементами причесок становятся пучки или же искусственные шиньоны.
Пьер-Поль Прюдон. Жозефина.
В 1820-е годы модной становится прическа без челки, с высоким пучком из кос на макушке, с пучками из локонов над ушами и с прямым или же зигзагообразным пробором. Таким образом, мода на прически в духе Античности сходит на нет, как и сам стиль ампир.
История русских причесок
К ороткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.
Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.
На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.
В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.
XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.
Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.
Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.
XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»
Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.
До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).
Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.
Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.
XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
В начале века Россию захватила античная тема.
Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».
Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.
Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.
Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.
В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.
На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.
Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.
»