Правила поведения в конфликтной ситуации

  • Сведения об образовательной организации
    • 3.1 Основные сведения
    • 3.2 Структура и органы управления образовательной организацией
    • 3.3 Документы
    • 3.4 Образование
    • 3.5 Образовательные стандарты
    • 3.6 Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • 3.7 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • 3.8 Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • 3.9 Платные образовательные услуги
    • 3.10 Финансово-хозяйственная деятельность
    • 3.11 Вакантные места для приема (перевода)
    • Постинтернатное сопровождение
  • Абитуриенту
  • Наш техникум
    • Расписание занятий
    • Новости
    • Наши достижения
    • Фото
    • Видео
    • WorldSkills Russia
    • Педагог-психолог
    • Информация для студентов
    • Информация для родителей
    • Профилактическое направление
    • Музей
    • Эссе
    • СМИ о нас
    • Поздравления
  • Еще.
    • Версия сайта для слабовидящих
    • Карта сайта
    • Обратная связь
    • Обращения граждан
    • Отзывы
    • RSS лента

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

    Что следует делать в конфликтной ситуации:
  • • Сохранять самоконтроль и сдержанность.
  • • Предоставлять партнеру возможность выпустить пар.
  • • Не подливать масла в огонь: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить на личности.
  • • Попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
  • • Стараться держаться на равных.
  • • Признавать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  • • Оформить принятые договоренности и оговорить взаимоотношения на будущее. Четко определить границы: что конкретно не стоит дальше делать, чтобы не вызвать повторения конфликта.
  • • Стараться поддерживать деловые отношения в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению общего успеха.

    Не следует в конфликте:
  • • Смотреть на партнера враждебно или излишне критично.
  • • Приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения.
  • • Демонстрировать свое превосходство.
  • • Обвинять.
  • • Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.
  • • Уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и преувеличивать свои собственные заслуги.
  • • Игнорировать интересы деловых партнеров.

    Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры
  • -Выслушать все претензии партнера спокойно.
  • -На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему.
  • -Попытаться заставить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
  • -Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
  • -Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

    Как укреплять свою коммуникабельность?
    Как сделать так, чтобы другим было интересно и легко с тобой общаться?
  • -Проявляй искренний интерес к другим людям.
  • -Улыбайся до того, как начнешь говорить.
  • -Сначала представься сам, назвав свое имя.
  • -Постоянно задавай собеседнику вопросы по теме разговора.
  • -Внимательно слушай собеседника, не перебивай.
  • -Смотри на человека заинтересованно.
  • -Проявляй понимание.
  • -Всегда запоминай то, о чем говорил собеседник.

С какими людьми трудно общаться? С теми, кто не умеет слушать. Например, с людьми, которые задают массу ненужных вопросов, которые все переводят на себя, с агрессивными людьми, которые во всем подмечают обидные вещи.

Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации

Цель: ознакомление учащихся с понятием “конфликт”, с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  • формирование представления о сущности конфликтов, о естественности их возникновения в повседневной жизни;
  • помочь осознать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
  • формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.
  • Беседа “Поговорим о конфликтах”

  • Какие причины возникновения конфликта?
  • Всегда ли конфликт – это плохо?
  • Можно ли жить без конфликтов?
  • В чем отличия понятий “спор” и “конфликт”?
  • Найдите доказательства или опровергните убеждение “В споре рождается истина”.
  • Какие способы решения конфликта вы знаете?
  • Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.

    Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренной противоречие.

    Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

    Необходимо выбрать определенную стратегию поведения в конфликте, которая бы отражала Ваше отношение к данной ситуации. Таким образом, надо ответить на свой же поставленный вопрос: “Как конфликт может повлиять на мое течение жизни? Если я буду участвовать в нем, я что-то получу или, наоборот, потеряю?” Только поэтапно ответив на эти вопросы, поразмыслив, Вы можете сделать выбор, от которого зависит, будет ли конфликт продолжительным и обременительным или он так же быстро закончится, как и начнется.

    2. Упражнение “Два барана”

    Цель: выявить ведущую стратегию поведения в конфликте

    Перед выполнением упражнения на полу раскладываются листы А4 формирую узкую дорожку. Выбираются двое учащихся, которые становятся по разные стороны дорожки, друг напротив друга

    Инструкция учащимся: “Представьте, что вы стоите на разных берегах и вам нужно перейти по мосту на другую сторону. Вы одновременно начинаете движение”.

    Учащиеся решают конфликт как им перейти на середине моста. По итогам делаются выводы о стратегии.

    3. Стратегии поведения в конфликте.

    В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.

    Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

    Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

    ориентация на собственные интересы, их удовлетворение ориентация на интересы другого человека, оказание помощи в их удовлетворении

    Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.

    1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

    2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

    Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)

    3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

    Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

    4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

    5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

    Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

    4. Беседа “Правила поведения в конфликтных ситуациях”

      Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
    • Как можно разрешить конфликт, не ущемляя права и чувств достоинства всех людей, задействованных конфликте?
    • С какой целью создаются правила поведения?
    • Какие правила решения житейских конфликтов существуют в вашей семье?

    5. Решение конфликтов ситуаций

    Учащиеся составляют способы решения конфликтов.

    Ведущий предлагает участникам ознакомиться с “Беспроигрышным методом решения конфликтов”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
    2. Постарайтесь найти как можно больше вариантов решения конфликта.
    3. Дайте оценку всем вариантам и выберете тот, что наиболее соответствует интересам всех конфликтующих сторон, договоритесь действовать в соответствии с ними.
    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
    5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели

    7. Заключительная часть

    — Какие качества помогают легко решать возникающие конфликты? (Учащиеся составляют список)

    Возможные варианты ответа:

    • Умение слушать собеседника.
    • Умение воспринимать критику.
    • Уважение.
    • Тактичность.
    • Самоконтроль.
    • Отзывчивость.
    Это интересно:  Что стало с первыми участниками шоу «Дома-2»: Меньщиков, Солнце, Беркова?

    Мини-сценки “Решение конфликтов”

    Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека.

    Инструкция для учащихся: “Каждая команда сейчас должна привести пример одного из типичных житейских конфликтов и разыграть сценку, в которой этот конфликт будет решаться на основе “Беспроигрышным методом решения конфликтов””.

    Примеры могут быть такими:

    — Твой брат играет за компьютером уже второй час, а тебе срочно нужно сделать доклад по предмету.

    — На контрольной работе сосед по парте просит тебя решить ему контрольную работу, но ты сам не успеваешь по времени решить все задание своей работы.

    — Сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции, но классный руководитель настаивает на том, чтобы ты задержался.

    Как вести себя в конфликтной ситуации

    Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упростит эту задачу.

    На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя внимание расхождению истинных и заявленных целей) и оценить потенциальную угрозу (к чему может привести конфликт). При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнера вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого. Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления «истины», он может отражать как давно затаенную обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль «последней капли» при необходимости «высвободиться» от накопившегося раздражения, гнева.

    Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:

    • Как воспринимается проблема противной стороной?
    • Что лежит в основе проблемы, и ее значение для каждой из сторон?
    • Насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную?
    • Что скрывается за реакциями другого человека?
    • Соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)?
    • Что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт?
    • Что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как
      хотелось бы?
    • Каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии
      ситуации?
    • Какова степень физической опасности для вас?

    Нужно четко понимать с кем ведется спор или попытка разрешить конфликт. Уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своих силах старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своем, скрывая под «принципиальностью» свою слабость. Очень трудно приходится вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, еще и обличенным властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, «кто здесь хозяин».

    Опасно конфликтовать с интеллектуально недалекими или неуравновешенными людьми. Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл. Во-вторых, стиль поведения однообразен — враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень — уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные «доказательства» таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу — физической силе.

    После того, как анализ проведен, выбирают стратегию разрешения конфликта (стиль поведения). Специалисты выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Каждую из перечисленных ниже стратегий следует использовать только в той ситуации, в которой данная стратегия целесообразна.

    1. Стратегия «соперничество, конкуренция» — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Эффективна, когда результат важен для обеих сторон, причем их интересы противоположны, или когда нужно принципиально решить проблему. Это стиль жесткий, в котором действует принцип «кто кого», и опасный, поскольку есть риск проиграть.

    Эту стратегию следует избирать, когда:

    • вы обладаете большими возможностями (властью, силой и т.п.), чем оппонент;
    • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
    • нечего терять и нет иного выбора;
    • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
    • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
    • приходится «работать» на глазах у других людей, мнение которых небезразлично.

    2. Стратегия «игнорирование, уклонение от конфликта» — стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Эффективна, когда необходимо перенести решение проблемы на более позднее время, чтобы более серьезно изучить ситуацию или найти необходимые доводы и аргументы. Рекомендуется при разрешении конфликта с руководством.

    Эту стратегию следует избирать, когда:

    • отстаивание своей позиции для вас непринципиально или предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;
    • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
    • открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;
    • в ходе конфликта вы начинаете понимать, что неправы;
    • проблема кажется безнадежной;
    • отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
    • вас не особо волнует случившееся;
    • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
    • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

    3. Стратегия «приспособление» — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами. Внешне это может выглядеть так, что вы принимаете и разделяете позицию оппонента. Близка к стратегии «игнорирование».

    Этот стиль поведения применяют в случаях, когда:

    • проблема непринципиальна для вас;
    • есть необходимость сохранить хорошие отношения с противоположной стороной;
    • нужно выиграть время;
    • предпочтительнее одержать моральную победу над оппонентом, уступив ему.

    4. Стратегия «сотрудничество» — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересам всех сторон, пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу. Наиболее открытый и честный стиль, предполагает активное участие в решении конфликта с учетом интересов своих и оппонента. Часто используется для решения открытых и затянувшихся конфликтов.

    Применяется в случаях, когда:

    • необходимо найти общее решение, если проблема слишком важна для обеих сторон, никто не хочет уступать, и компромисс поэтому невозможен;
    • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной, и вы хотите их сохранить;
    • есть время поработать над возникшей проблемой;
    • ваши возможности примерно равны возможностям оппонента.

    5. Стратегия «компромисс» — урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. Варианты компромисса — принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.

    Стратегия применяется, когда:

    • у сторон одинаково убедительные аргументы;
    • необходимо время для урегулирования сложных проблем;
    • необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
    • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
    • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
    • вас может устроить временное решение;
    • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
    • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

    На втором этапе (разрешение конфликта), в соответствии с принятой стратегией поведения, необходимо принять ограничения, которые накладывает противник, и наложить свои ограничения. При этом необходимо быстро и легко перестраиваться и лавировать.

    При разрешении конфликтной ситуации нужно учитывать следующие правила поведения и реагирования на конфликтующего человека:

    1. Нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не совпадающее с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на атаку атакой (как только общение переходит на повышенные тона, никого уже не слышат, кроме себя).
    2. Следует проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое искренне сочувствие. Внимательно выслушайте такого человека, не прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. Хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного — тем самым человеку дается понять, что он услышан и понят.
    3. Как только оппонент иссякнет, следует спокойно высказать мнение о том, «что его позиция очень даже интересная, и ее можно было бы принять» и тому подобные одобрения, которые влияют в сторону снижения агрессии, гнева, возмущения и изначального пыла. Тут же мягко добавить, что «именно эта идея (план, позиция, желание и т.д.) и разрабатывается (рассматривается, обсуждается, принимается и т.д.), но имеются некоторые нюансы, которые требуют уточнения и мешают. » — это обезоруживает даже самого ярого, враждебно настроенного противника.
    4. Необходимо избегать столкновений личного характера. Не следует воспринимать ненормативную лексику и словесные оскорбления в свой адрес, уяснив для себя, что этого человека нужно воспринимать таким, каким он себя подает, не пытаясь урезонить его или призвать к соблюдению приличия.
    5. Стараться быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику. Кроме всего прочего, сдержанность и спокойствие снижает общий накал страстей.
    6. Говорить с оппонентом нужно на понятном ему языке, медленно и правильно, избегая слов-паразитов. Не следует демонстрировать свое интеллектуальное превосходство.
    7. В уже развивающемся конфликте нельзя спешить с ответной реакцией. Лучше всего выдерживать паузы, как бы «пропускать мимо ушей» любые реплики и требования. Вместо ответа на заявленные вопросы задать свой вопрос, совершенно не по «теме», чтобы выиграть время для обдумывания своей тактики и стратегии.
    8. Полезно отвлечь внимание партнера от болезненного вопроса, хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приемы — от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что-то до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки и т.п.
    9. Желательно высказывать собеседнику не готовые оценки и мнения, а свои чувства, состояния, вызываемые его словами: это заставит вашего партнера отвечать не односложно, а развернуто, мотивированно, с пояснением своей позиции. Прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду; вы должны быть уверены, что правильно все поняли.
    10. Следует избегать закрытых поз, например, не складывать руки на груди.
    11. Нельзя смотреть оппоненту прямо в глаза — в этом случае может возникнуть агрессия.

    Если Вам понадобится помощь, консультация, видение с третьей стороны или поддержка в решении конфликта, то закажите двухчасовую индивидуальную консультацию с экспертом по регулированию конфликтов (с опытом работы 20 лет) по теме как вести себя в конфликтной ситуации за 4990 рублей.

    Консультация проходит у вас в офисе (кафе) или по Skype.

    Для этого необходимо написать по адресу info@golden-pegas.ru. В теме письма укажите «индивидуальная консультация по теме как вести себя в конфликтной ситуации».

    В тексте письма напишите примерные 2-3 даты и удобный интервал времени.

    Перечень правил поведения при возникновении конфликтов

    По мнению исследователей, чудодейственных рецептов снятия любого конфликта не существует. Однако практика показывает, что продуманные действия в этом направлении во многом могут способствовать снятию конфликтной ситуации. Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтов необходимо соблюдать определенные правила. Приведем некоторые из них.

    I. Общие правила поведения в конфликтной ситуации.

    1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание человека просто отключается, и он не отвечает за свои поступки.

    2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, не настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера. Постарайтесь проанализировать оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

    3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?». Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

    4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих – это не выход, а выходка.Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

    5. Ориентируйтесь на положительные черты человека, тогда вы и его обяжете быть лучше.

    6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

    7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

    8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

    9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.

    II. Общие рекомендации по решению конфликтных ситуаций, в частности:

    признать существование конфликта, то есть наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить участников;

    определить возможность контактов. Целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно: с посредником или без него, кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны;

    выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. При определении предмета конфликта уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и возможного сближения позиций;

    разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий;

    принять согласованное решение. Оно оформляется в письменном виде: коммюнике, резолюция, договор о сотрудничестве;

    реализовать принятое решение на практике.

    III. Польский психолог Е. Мелибрудапри выходе из конфликтной ситуациипредлагает следующие правила:

    А. Необходимо адекватно воспринимать конфликт. Это означает, что не надо искажать, а правдиво воспринимать как собственную позицию, так и позицию, и поведение партнера. Иногда кажется, что истина и справедливость исключительно на нашей стороне. Мы не замечаем собственных недостатков, ищем «соломинку» в глазах другого, считая, что «все ясно», и тем самым упрощаем ситуацию конфликта, не задумываемся о его истоках. В такие минуты нужно сконцентрировать внимание на себе, задуматься, нет ли искажения в нашем восприятии, наших действиях и чувствах.

    Б. Одним из основных путей конструктивного разрешения конфликта является открытое и эффективное общение конфликтующих сторон. Но на практике общение при конфликте ухудшается, противники обычно занимают оборонительные позиции, скрывая информацию о себе.

    В. Задуматься о существе конфликта, а затем продумать этапы его преодоления. Они могут быть такими:

    1. Определение сущности проблемы (определить при этом свои действия и действия противника, выявить вопросы, по которым имеются расхождения, и вопросы, по которым можно достичь взаимопонимания).

    2. Установление основной причины конфликта (как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника полностью неприемлемо; какое действие стало причиной возникновения конфликта). Подумать и о том может ли конфликт повториться в будущем.

    3. Поиск возможных путей разрешения конфликта (проявить гибкость и способность к компромиссу; подумать, что могли бы сделать я сам и мой партнер; каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта).

    4. Принятие совместного решения о выходе из конфликта.

    5. Реализация совместного намеченного способа разрешения конфликта.

    6. Оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта.

    Если конфликт не удалось разрешить, необходимо вновь предпринять все возможные шаги для его разрешения, не «зацикливаться» на своих позициях, а, проявляя упорство и добрую волю, искать новые выходы из конфликта.

    Г. Для нахождения совместных решений необходимо общение, дискуссия. Откровенные обсуждения, позволяют снимать многие спорные вопросы, породившие конфликт.

    IV. Вернер Зигерт, Лючия Ланг приводят перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения человека в конфликте. Эта линия противодействует возникновению серьезных конфликтов. Основными из них являются:

    1. Признавать друг друга.

    2. Слушать, не перебивая.

    3. Демонстрировать понимание роли другого человека.

    4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.

    5. Четко формулировать предмет обсуждения.

    6. Устанавливать общие точки зрения.

    7.Выяснить, что вас разъединяет.

    8. После этого снова описать содержание конфликта.

    9. Искать общее решение.

    10. Принять общее «коммюнике» [5].

    V. При разрешении конфликта полезно помнить следующие правила:

    1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он в раздражении агрессивен, то нужно помочь снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. Наилучший прием в эти минуты – представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии.

    2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».

    3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом с этим человеком и было очень приятным. Сделайте комплимент, например, такой: «В гневе вы еще красивее . Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации …». Выразите сочувствие: например, тому что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные эмоции.

    4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не нужно говорить: «Вы меня обманываете», лучше звучит «Я чувствую себя обманутым»; «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».

    5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Определите вместе с партнером по общению проблему и сосредоточьтесь на ней.

    6. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов – потом из него выберете лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т.д.).

    7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не отвечайте агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».

    8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. В разговоре с партнером желательно спросить: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать …?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения. Кроме того, она демонстрирует внимание к человеку и уменьшает агрессию.

    9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого партнера. Обе эти позиции (сверху — «родительская» или снизу — «детская») неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять свое лицо».

    10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение.

    11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, незачем и пытаться что-то доказывать. Это – бесполезное, пустое занятие.

    12. Замолчите первым. Если уж так получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, то попытайтесь сделать единственное – замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить её. Если же ни один из участников конфликта не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоциональное возбуждение. Чтобы погасить это возбуждение, нужно убрать то, что его разжигает. Молчание не должно быть обидным для партнера. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

    13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, опять горячитесь! … Почему вы нервничаете, чего злитесь? … Чего беситесь?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.

    14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

    15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция партнера, отказавшегося от ссоры, должна исключать полностью то, что не должно быть обидное и оскорбительное для другого партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последнее слово, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

    16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Они всегда должны оставаться на уровне доброжелательности и взаимного уважения. И если вы сохраните отношения и дадите партнеру «сохранить свое лицо», то вы не потеряете его как будущего партнера.

    VI. Применительно к конструктивным и стабилизирующим конфликтам можно сформировать некоторые правила поведения и делового общения.

    1. Необходимо помнить, что в конфликтах не бывает выигравших, проигрывают обе стороны, если иметь в виду именно моральные аспекты конфликтов, так как без нравственных издержек обойтись невозможно. В идеальном случае все участники конфликта после испытывают чувства неловкости или даже стыда.

    2. Необходимо стараться быть максимально объективным. Здесь Вы будете выступать как такой участник делового общения, который в своем монологе, в сущности, исповедуется перед другими, и чем больше Вы сумеете объяснить другим, в чем состоит суть ваших интересов, тем больше шансов прийти к согласию и компромиссу.

    4. Необходимо стараться понять противоположную сторону. Хотя это и очень трудно, но надо воспринимать высказывания оппонентов как необходимое условие разрешения конфликта. Поэтому не перебивайте, не возражайте, не спорьте, как бы Вам трудно не было. Покажите собеседнику, что Вы действительно его слушаете, что стремитесь к достижению согласия.

    5. Необходимо обязательно попробовать выявить «скрытые мысли» партнера. Скрытые мысли – его догадки, опасения, подозрения и пр. Чтобы убедиться, насколько они обоснованы, лучше спросить о них прямо. Если его догадки имели под собой реальную почву, Ваш ответ может снять напряженность.

    6. Необходимо воздерживаться от обидных комментариев, подводя черту под возникшим конфликтом. Выделите лишь пункты, по которым Ваши мысли и чувства совпали.

    7. Необходимо высказывать конкретные предложения с целью предотвращения новых конфликтов.

    8. В завершение встречи необходимо высказать свое мнение о том, что изменится, если опыт выхода из конфликта будет учтен каждой стороной.

    Таким образом, соблюдение вышеперечисленных правил требует от личности предельного напряжения сил и такта. Однако ваши усилия окупятся сторицей – ваши отношения не испортятся, а станут более уважительными. В сложных ситуациях нужно обязательно рефлексировать.

    10.3. Преодоление конфликтов в учреждении

    Практика показывает, что при разрешении конфликтов в организации могут быть различные исходы. Например, Н.Н. Обозов и Г.В. Щукин в работе [1] приводят следующие исходы:

    – уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна сторона, например, переводит разговор в другое русло, ссылаясь на недостаток времени, несвоевременность конфликта, и оставляет «поле брани»;

    сглаживание. Это происходит тогда, когда одна из сторон пытается обойти острые углы в конфликте. Однако при этом все же внутреннее противоречие может сохраняться. В дальнейшем проявление конфликтной ситуации может повториться;

    компромисс. Он снимает напряженность во взаимоотношениях сторон, помогают найти оптимальное решение в конфликте.

    Другие ученые считают, что к основным путям разрешения конфликта в организации относятся:

    взаимное примирение сторон – конфликтная ситуация прекращается. Сложность — поиск объективной стороны примирения;

    компромисс – частично удовлетворяются притязания обеих сторон, осуществляются взаимные уступки;

    разрешение конфликтов на принципиальной деловой основе [2];

    конфронтация – в результате малопродуктивного исхода переговоров участников конфликта заглушить его не удается, никто из участников конфликта не принимает во внимание позиций другого;

    принуждение – прямолинейное навязывание другой стороне своей позиции, отвергающей любые доводы другой стороны.

    Большая роль при разрешении конфликтной ситуации отводится руководителю учреждения. В практике существуют следующие способы для профилактики, предупреждения конфликтных ситуаций и конфликтов в организации:

    1. Ведущая роль руководителя учреждения, непосредственно деловому человеку, менеджеру.

    2. Соблюдение принципов справедливости, равномерности распределения заданий (нагрузок).

    3. Применение тактики предотвращения конфликтов.

    Результативность функционирования учреждения зависит от профессиональной подготовки руководителя и владения им арсеналом алгоритмов разрешения конфликтов в коллективе. Приведем один из них: анализ конфликтной ситуации; выявление личностных особенностей участников конфликта; сбор разнообразной информации о конфликте и его участниках; выбор стратегии управления конфликтной ситуацией; собеседование с участниками конфликта; конкретные шаги по устранению причин конфликта; создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта; использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта (рис.22).

    Использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта

    Рис. 22. Разрешение конфликта

    Действия руководителя по разрешению конфликта показаны на рис. 23.

    Рис.23. Действия руководителя и способы разрешения конфликта

    Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются различные группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта. Первая группа направлены на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта (учет психологии интересов участников конфликтующих, беседа, просьба, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинг, психотерапия и др.). Вторая направлена на разрешение противоречий (четкая формулировка требований, принцип единоначалия, установление общих целей, система поощрения на основе продуманных критериев эффективности и др.). Третья направлена на снижение противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы (подавление требований, перевод на другую работу, разъединение конфликтующих административными мерами, решение конфликта на основе приказа руководителя организации или решения суда и др.).

    При разрешении конфликта необходимо учитывать, что в нем могут участвовать различного типа конфликтных личностей:

    1) демонстративный –чаще всего это холерик и те, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они любят быть на виду, имеют завышенную самооценку;

    2) ригидный – люди этого типа не умеют перестраиваться, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих; честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность;

    3) педант –личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, хоть и исполнительна, зануда, отталкивает людей от себя;

    4) бесконфликтный – человек, сознательно уходящий от конфликта, перекладывающий ответственность в принятии решений на других (если это руководитель, то на своего заместителя). Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность;

    5) практик – действующий под лозунгом «Лучшая защита нападение». Для такого человека самым важным является преобразование среды, внешнего окружения. Изменения позиции других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях.

    Р. Брэмсон выделяет следующие типы:

    А) агрессист – говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

    Б) жалобщик – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;

    В) разгневанный ребенок – человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль;

    Г) максималист – человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;

    Д) молчун – держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком-то;

    З) тайный мститель – человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

    Е) ложный альтруист – человек якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявляться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;

    Ж) хронический обвинитель – человек, который всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а, обвиняя можно решить проблему [3].

    При контакте руководителя с конфликтной личностью необходимо соблюдать следующие правила.

    1. Нужно иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом.

    2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжить с ним общаться.

    3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

    4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации следует учитывать, к какому типу людей он относится.

    5. Если считаете необходимым продолжение общения с конфликтным человеком, Вы должны настаивать на том, чтобы он говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет во всем с вами соглашаться.

    Выполнение вышеназванных рекомендаций позволит руководителю успешно разрешать, возникающие по разным причинам различного вида конфликты. Кроме того, каким бы ценным опытом в разрешении конфликта ни обладал руководитель, важнейшим направлением его деятельности в коллективе должна быть профилактика конфликтов. Не доводить дело до конфликта, не допускать напряженности самое главное в профилактике, более сложное, чем разрешение уже возникшего конфликта.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector