Притча Царя Соломона О Ленивцах
Библейские притчи Соломона
Человек должен нести ответственность, за свои слова и поступки.
Эти важные качества человека отмечаются в притчах Соломона :
«Сын мой! Если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих.» (Притч. 6. 1) .
За свои поступки человек должен быть ответственен и честно держать свое слово.
Такую же ответственность человек должен испытывать в отношении людей поручившихся за него.
Честное исполнение своих обязательств, чтобы не подвести поручителя и будет ответственность перед ними.
В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова в Ветхом Завете также говорится об ответственности:
«Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя. Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя. Поручительство привело в разорение многих достаточных людей и пошатнуло их, как волна морская; мужей могущественных изгнало из домов…Грешник, принимающий на себя поручительство и ищущий корысти, впадает в тяжбу. Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же.» (Сир. 29. 18-23) .
Поручительство должно приниматься с благодарностью, ответственностью, с честными намерениями не подвести людей, которые взяли на себя ответственность за ваши действия.
В противном случае таким людям можно нанести не только моральный, но и материальный урон.
Очень важно запомнить, что всякое поручительство, должно быть бескорыстным.
Всякая корысть означает поручительство не от доброты, не от сердца, а значит грешно и может быть наказано.
Проповеди в Притчах Соломона по этим житейским проблемам:
«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.» (Притч.10.9) .
«Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.» (Притч. 15.1) .
«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним, Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.» (Притч. 16.6-8) .
«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.» ( Притч.28.2) .
«Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.» (Притч. 28.12) .
«При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.» (Притч. 29.16) .
Трудолюбие важная черта характера человека и в притчах Соломона об этом проповедуется:
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляются во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хоть силою она слаба, но мудростью почтенна. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?…и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.» (Притч. 6.6-11).
Трудолюбие является добродетелью и в притчах к ней возвращаются неоднократно.
Иногда в притчах говорится с иронией:
«Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.» (Притч. 26.14) .
Но главным является то, что лень внутри всех проблем и бед как для человека, так и для его семьи.
Притчи Соломона по этому разделу:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.» (Притч. 10.4) .
«Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.» (Притч. 10. 16) .
«Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.» (Притч.13.24) .
«Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.» (Притч. 28.20) .
Создано
Юрий Дремов
п.Развилка
16.12.2011г.
Глава 6
1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, —
2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной
обнищеваютдо куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
Притчи царя Соломона
Разделы: Литература
Цель: научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений Соломоново решение», «Суд Соломона».
Задачи:
- познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами
- научить видеть поучительный смысл притчей
- уметь объяснять смысл отдельных притчей
- познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна «Суламифь»
- отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,
- отвечать на вопросы
- воспитывать интерес к слову
Оборудование:
- Репродукции картин (Н.Пуссен «Суд Соломона, Н.Н.Ге «Суд царя Соломона»)
- Библия «Книга притчей Соломона»
- А.И.Куприн «Суламифь»
- Литературоведческий словарь
- Толковый словарь И.С.Ожегова
Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Учащиеся заранее разделены на 3 группы.
На доске записан эпиграф к уроку.
:Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?
Ученик: О царе Соломоне.
Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.
Примерные ответы детей
- жил в Иерусалиме
- сын Давида
- богатый, потому что царь
- судьбы любимец, баловень веков и др.
Учитель: Что обозначает слово псалмы?
Ученик: Псалмы — песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем)
Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения.
Учитель: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон — величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему «:сердце разумное, чтобы судить народ». За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении «Суламифь» рассказывает о временах царствования царя Соломона.
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Что нового вы узнали о царе Соломоне?
Подтверждает ли текст эпиграф к нашему уроку?
Учитель: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века «Песнь Песней».
Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина «Суламифь» (Приложение 2)
Ученик: выразительно читает отрывок.
Учитель: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.
Работа с толковым словарем И.С.Ожегова
— определим понятие притчи
Ученик: Притча — иносказательный рассказ с нравоучением.
Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)
Задание:
1) Внимательно прочтите.
2) Определите смысловое звучание.
3) Чему учит эта притча?
I группа:
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
II группа:
Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
III группа:
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.
Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.
Творческая работа (по составлению притч)
Каждая группа представляет составленную притчу.
Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).
«Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: «Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее — для старшего, среднее — для среднего, нижнее — для меньшего из братьев». И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:»
Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.
Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.
Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон
«: Царь покачал головой, выслушал их и сказал:
— Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше».
Учитель: Существуют выражения «Соломоново решение», «Суд Соломона».
Как вы думаете, что они означают?
Ответы учеников: «Соломоново решение» — это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации.
Учитель: А теперь составьте синквейн, тема которого » Соломон».
(можно напомнить план синквейна)
- 1 строчка — существительное
- 2.строчка — 2 прилагательных
- 3 строчка — 3 глагола
- 4 строчка — фраза, выражающая отношение к предмету
- 5 строчка — синоним к первому существительному
Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна
- Соломон
- мудрый, справедливый
- слушал, говорил, творил
- «:слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины»
- мудрец
Рефлексия
- Было ли вам интересно на занятии?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
- Трудно ли вам было принимать решения?
Учитель: И помните, ребята, что «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».
»