Притча Царя Соломона О Ленивцах

Библейские притчи Соломона

Человек должен нести ответственность, за свои слова и поступки.

Эти важные качества человека отмечаются в притчах Соломона :

«Сын мой! Если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих.» (Притч. 6. 1) .

За свои поступки человек должен быть ответственен и честно держать свое слово.

Такую же ответственность человек должен испытывать в отношении людей поручившихся за него.

Честное исполнение своих обязательств, чтобы не подвести поручителя и будет ответственность перед ними.

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова в Ветхом Завете также говорится об ответственности:

«Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя. Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя. Поручительство привело в разорение многих достаточных людей и пошатнуло их, как волна морская; мужей могущественных изгнало из домов…Грешник, принимающий на себя поручительство и ищущий корысти, впадает в тяжбу. Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же.» (Сир. 29. 18-23) .

Поручительство должно приниматься с благодарностью, ответственностью, с честными намерениями не подвести людей, которые взяли на себя ответственность за ваши действия.

В противном случае таким людям можно нанести не только моральный, но и материальный урон.

Очень важно запомнить, что всякое поручительство, должно быть бескорыстным.

Всякая корысть означает поручительство не от доброты, не от сердца, а значит грешно и может быть наказано.

Проповеди в Притчах Соломона по этим житейским проблемам:

«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.» (Притч.10.9) .

«Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.» (Притч. 15.1) .

«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним, Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.» (Притч. 16.6-8) .

«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.» ( Притч.28.2) .

«Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.» (Притч. 28.12) .

«При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.» (Притч. 29.16) .

Трудолюбие важная черта характера человека и в притчах Соломона об этом проповедуется:

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляются во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хоть силою она слаба, но мудростью почтенна. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?…и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.» (Притч. 6.6-11).

Трудолюбие является добродетелью и в притчах к ней возвращаются неоднократно.

Иногда в притчах говорится с иронией:

«Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.» (Притч. 26.14) .

Но главным является то, что лень внутри всех проблем и бед как для человека, так и для его семьи.

Притчи Соломона по этому разделу:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.» (Притч. 10.4) .

Это интересно:  Адамово Яблоко что это

«Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.» (Притч. 10. 16) .

«Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.» (Притч.13.24) .
«Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.» (Притч. 28.20) .

Создано
Юрий Дремов
п.Развилка
16.12.2011г.

Глава 6

1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, —

2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

9 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

23 ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,

24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;

26 потому что из-за жены блудной

обнищеваютдо куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

Это интересно:  Мелани Гриффит в Молодости

33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,

34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,

35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Притчи царя Соломона

Разделы: Литература

Цель: научить объяснять смысл и происхождение крылатых выражений Соломоново решение», «Суд Соломона».

Задачи:

  • познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами
  • научить видеть поучительный смысл притчей
  • уметь объяснять смысл отдельных притчей
  • познакомить с отрывком из рассказа А.И. Куприна «Суламифь»
  • отработать навыки работы с текстом: выбирать главное, выразительное чтение,
  • отвечать на вопросы
  • воспитывать интерес к слову

Оборудование:

  • Репродукции картин (Н.Пуссен «Суд Соломона, Н.Н.Ге «Суд царя Соломона»)
  • Библия «Книга притчей Соломона»
  • А.И.Куприн «Суламифь»
  • Литературоведческий словарь
  • Толковый словарь И.С.Ожегова

Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

Учащиеся заранее разделены на 3 группы.

На доске записан эпиграф к уроку.

:Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь?

Ученик: О царе Соломоне.

Учитель: Опираясь на эпиграф, давайте охарактеризуем царя Соломона.

Примерные ответы детей

  • жил в Иерусалиме
  • сын Давида
  • богатый, потому что царь
  • судьбы любимец, баловень веков и др.

Учитель: Что обозначает слово псалмы?

Ученик: Псалмы — песнь религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри (работа с толковым словарем)

Учитель: Итак, речь пойдёт сегодня о царе Соломоне. Мы узнаем о его справедливости, о его умение принимать мудрые решения.

Учитель: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон — величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордан. Господь возлюбил Соломона и дал ему «:сердце разумное, чтобы судить народ». За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой. Многие писатели, художники, поэты обращались к библейским сюжетам. Вот и А.И.Куприн в своём произведении «Суламифь» рассказывает о временах царствования царя Соломона.

Ученик: выразительно читает отрывок.

Учитель: Что нового вы узнали о царе Соломоне?

Подтверждает ли текст эпиграф к нашему уроку?

Учитель: Соломон унаследовал поэтический дар от отца. Он сочинял песни, гимны, покаянные и хвалебные псалмы. Соломон написал знаменитую, прошедшую через века «Песнь Песней».

Давайте ещё раз обратимся к тексту А.И.Курина «Суламифь» (Приложение 2)

Ученик: выразительно читает отрывок.

Учитель: Но царь Соломон был ещё и великий философ, суть учения которого заключалось в притчах. Сегодня мы познакомимся с некоторыми притчами царя Соломона. Но прежде определил, что же называется притчей.

Работа с толковым словарем И.С.Ожегова

— определим понятие притчи

Ученик: Притча — иносказательный рассказ с нравоучением.

Групповая работа (учитель раздаёт каждой группе по 1 притче)

Задание:

1) Внимательно прочтите.

2) Определите смысловое звучание.

3) Чему учит эта притча?

I группа:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

II группа:

Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.

III группа:

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Учитель: Хорошо, все потрудились на славу, а теперь задание поинтересней.

Каждой группе самостоятельно нужно составить притчу.

Творческая работа (по составлению притч)

Каждая группа представляет составленную притчу.

Учитель: А теперь вам предстоит самим принимать решение. (Учитель зачитывает притчу царя Соломона не до конца, а ученикам необходимо завершить притчу, то есть придумать разрешение той ситуации, проблемы).

«Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: «Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее — для старшего, среднее — для среднего, нижнее — для меньшего из братьев». И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид:»

Учитель прерывает чтение и предлагает детям самим придумать разрешение этой ситуации.

Выслушав ответы, предлагает дослушать конец притчи.

Учитель: А сейчас вы услышите, какое же решение примет Соломон

«: Царь покачал головой, выслушал их и сказал:

— Оставьте ссоры; тяжёл камень, весок и песок, но гнев глупца тяжелее их обоих. Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы совершилось при сотне свидетелей. Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню. Идите же с миром и не враждуйте больше».

Учитель: Существуют выражения «Соломоново решение», «Суд Соломона».

Как вы думаете, что они означают?

Ответы учеников: «Соломоново решение» — это когда удается найти разумный выход из сложной ситуации. Разумный выход из запутанной, спорной ситуации.

Учитель: А теперь составьте синквейн, тема которого » Соломон».

(можно напомнить план синквейна)

  • 1 строчка — существительное
  • 2.строчка — 2 прилагательных
  • 3 строчка — 3 глагола
  • 4 строчка — фраза, выражающая отношение к предмету
  • 5 строчка — синоним к первому существительному

Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна

  • Соломон
  • мудрый, справедливый
  • слушал, говорил, творил
  • «:слава о его мудрости и красоте распространилась далеко за пределам Палестины»
  • мудрец

Рефлексия

  • Было ли вам интересно на занятии?
  • Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
  • Трудно ли вам было принимать решения?

Учитель: И помните, ребята, что «доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector