Самые красивые станции московского метро

Московское метро считается самым красивым в мире. В его отделке использовались гранит и лабрадорит, хрусталь и бронза, мрамор и фарфор, флорентийская мозаика и элегантная керамика. Некоторые станции служат эталонными образцами таких стилей, как барокко и ампир, ар-деко и классицизм, модерн и хай-тек.

Станция «Аэропорт»
Открытие станции, которая находится у Центрального аэродрома, состоялось в 1938 году, в период огромного интереса общества к развивающейся в стране авиации. Основной темой в декоре стали достижения советских авиаконструкторов и летчиков. В отделке были использованы фиолетовый мрамор, черный диабаз, редкий камень «Бирюк-Янка». Потолки станции украшены сложной лепниной, колонны облицованы ониксом. Стены пересекают рельефные полосы из коричневого мрамора, которые символизируют стропы парашюта.

Станция «Маяковская»
В оформлении станции использовались все основные приемы сталинской эклектики: стены облицованы мрамором «уфалей» и диоритом, пол выложен серым и белым мрамором, колонны декорированы нержавеющим металлом, мраморовидным известняком и уральским камнем. Изюминка – прекрасное смальтовое панно работы художника Дейнеки. В 1938 году проект «Маяковская» был признан лучшим на международной выставке в Нью-Йорке, а в 1980-м станция получила статус архитектурного памятника.

Станция «Авиамоторная»
Название станции полностью соответствует ее дизайну и общему стилю. Внутреннее пространство украшают стилизованные элементы авиадвигателей, облицовка основного свода выполнена из листового металла с вмонтированными лампочками-звездами, на выходе в город установлены самолетные винты. В тупиковой части станции расположена фигура Икара, устремленного к солнцу, в центральном зале висят картины космической тематики.

Станция «Домодедовская»
На путевых стенах «Домодедовской» размещены масштабные панно с изображениями авиатехники и даже интерьеров салонов самолетов. Медные барельефы выглядят чрезвычайно стильно на фоне облицовки из полосатого мрамора серого цвета. Пол выложен контрастными гранитными плитами.

Станция «Чкаловская»
В оформлении станции был использован мрамор четырех цветов, сталь, гранит и оригинальные дуговые светильники. Масштабные композиции с изображениями Северного полюса напоминают о легендарных перелетах Чкалова. В наземном вестибюле расположена инсталляция самолета той эпохи.

Станция «Динамо»
Внутренние пространства станции декорированы фарфором, черным и красным мрамором, путевые стены оформлены полупрозрачным ониксом. Пилоны украшены эффектными медальонами с изображениями спортсменов – лыжников, футболистов, хоккеистов, метателей дисков и атлетов.

Станция «Спортивная»
Декор «Спортивной» соответствует ее названию: ажурные решетки украшены олимпийскими знаменами и факелами. Свод станции поддерживают пилоны с облицовкой из белого мрамора и зелеными мраморными бордюрами. Путевые стены выложены керамической плиткой, пол оформлен орнаментом из гранита трех цветов. Освещают станцию великолепные светильники из горного хрусталя.

Станция «Беговая»
«Беговая» находится возле московского ипподрома, что и определило стиль оформления этой станции. В помещении с кассами размещено эффектное панно работы Ладыгина «Могучие рысаки», лестничные спуски украшены горельефами с изображениями лошадей. Облицовка стен выполнена белым мрамором, пол выложен темно-серым гранитом.

Станция «Площадь Ильича»
Станция сдана в эксплуатацию в 1979 году, в период, когда личность Ленина была культовой. Самое выдающееся украшение внутреннего пространства платформы – гигантская голова вождя мирового пролетариата, к которой когда-то пионеры приносили цветы. Интерьеры «Площади Ильича» отличаются монументальным лаконизмом и сдержанностью, в отделке преобладает серый и коричневый гранит.

Станция «Тверская»
Раньше станция носила имя Максима Горького, поэтому в ее переходе установлен памятник писателю. В процессе строительства «Тверской» из-за сложных геологических условий и плотной городской застройки специалистам пришлось решать ряд сложнейших инженерных задач. В декоре станции использовался уникальный мрамор, добытый на месторождении Коелга, пол оформлен красным гранитом с вкраплениями диорита и диабаза.

Станция «Чистые пруды»
Первое название станции – «Кировская», об этом сейчас напоминает бюст революционера, установленный в переходе со «Сретенского бульвара» на «Тургеневскую». Изюминка «Чистых прудов» – аутентичный кубический вестибюль, полностью сохранившийся с момента ввода станции в эксплуатацию в 1935 году. Главное украшение внутреннего пространства – роскошные пилоны, облицованные уральским мрамором «коелга» и «уфалей».

Станция «Новокузнецкая»
«Новокузнецкая» была открыта в 1943 году, поэтому вполне естественно, что при ее оформлении использовалась военная тематика. На стеновых панно и мозаичных потолочных рисунках изображены батальные сцены. Отдельного внимания заслуживает неординарное световое решение станции. Авторы проекта в свое время были удостоены Сталинской премии.

Станция «Комсомольская»
«Комсомольскую-кольцевую», которая расположена в районе трех вокзалов, можно назвать самой роскошной станцией столичного метро. В отделке были использованы смальта и мрамор, бронза и позолота, поверхности украшают мозаики, фигурные барельефы и сложная лепнина. Архитектурный стиль – сочетание наиболее эффектных элементов барокко, сталинского ампира и классицизма. Такой размах объясняется тем, что «Комсомольская» задумывалась как входные ворота Москвы и должна была производить неизгладимое впечатление на приезжих.

Станция «Киевская»
Никита Хрущев в свое время решил увековечить дружбу народов, построив в ее честь эту станцию. Состоялся конкурс, в рамках которого было рассмотрено 40 проектов. Реализовали тот, который выбрал лично генеральный секретарь. В декоре «Киевской» обилие бронзы, позолоты, смальты и мрамора, роскошные пилоны украшают мозаичные панно, светильники изготовлены из горного хрусталя. Один выход в город в 2006 году был оформлен французским архитектором Эктором Гимару, приверженцем стиля модерн.

Станция «Новослободская»
«Новослободская» была введена в эксплуатацию в 1952 году, когда сталинский ампир еще не утратил своей актуальности. При создании интерьеров использовалась сказочная тематика, что объясняет наличие 32 многоцветных витражей, с замысловатыми рисунками, которые подсвечиваются изнутри. В отделке преобладают мрамор, бронза, керамическая плитка.

Станция «Площадь Революции»
Станцию, открытую в 1938 году, украшают красивые авторские скульптуры, причем некоторые из них, по утверждению москвичей, приносят удачу. Скульптурные группы расположены в хронологическом порядке, в соответствии с событиями, которые происходили в стране с 1917 по 1937 год. В интерьере преобладает многоцветный мрамор, в том числе черный, добытый в Армении, а также белый и золотистый, привезенный из разных уголков СССР.

Станция «Театральная»
«Театральная» включена в список объектов культурного наследия России. Станция была введена в эксплуатацию в 1938 году и носила имя Свердлова. По идее авторов проекта она отражала радость свободного искусства и служила аванзалом Театральной площади. Для отделки использовались гранит и мрамор, прекрасные каннелированные полуколонны были доставлены с Прохорово-Баландинского месторождения. Фигуры людей в национальных костюмах республик СССР выполнены из фарфора на Ленинградском заводе. Свод станции украшают хрустальные светильники в роскошной бронзовой оправе.

Станция «Таганская»
Была открыта в те времена, когда в архитектуре господствовал сталинский ампир – своеобразное смешение стилей. Оформление станции отражало представления общества о роскоши для людей, построивших коммунизм. «Таганская» украшена гранитом и мрамором, бронзой и майоликой, общую картину завершают скульптуры и светильники ручной работы.

Станция «Парк культуры»
Для визуального облегчения тяжелой конструкции каждый пилон станции прорезан профилированной аркой. Для декорирования использовался мрамор таких сортов, как «салиэти», «габбро», «садахло» и «лопота». Облицовка стен выполнена из черного мрамора и лабрадорита. На белых барельефах и потолочном орнаменте изображена советская молодежь на отдыхе.

Станция «Достоевская»
Одна из самых неординарных современных станций была сдана в эксплуатацию летом 2010 года. Автора проекта – архитектора Николаева – критиковали за слишком мрачные интерьеры, но он аргументировал реалистичный декор «Достоевской» тем, что лишь отобразил весь трагизм и глубину произведений великого классика. Стены станции украшает флорентийская мозаика с иллюстрациями к четырем романам писателя.

Самые красивые станции московского метро

Наряду с путешествием по Золотому кольцу России в каждый туристический путеводитель входит путешествие по еще одному интересному кольцу.

По кольцу московского метрополитена, где стилеобразующие станции, построенные с 1935-го до середины 1950-х — это настоящие «подземные дворцы». Они отличаются великолепием декора, вестибюли и подземные залы московского метро украшены статуями, рельефами, живописью, мозаикой, витражами и росписями ведущих художников страны, работы которых давно хранятся в музеях.

Площадь Революции

Планировалось, что «Площадь Революции» станет частью Большого академического кинотеатра СССР, который должен был разместиться на нижних этажах гостиницы «Москва». Создавать проект новой станции поручили молодому, но опытному архитектору Алексею Душкину, который хотел сделать ее просторной и светлой. Однако его соавтор скульптор Матвей Манизер, настаивал на том, чтобы в станционном зале были размещены скульптуры, изображавшие людей «нового мира»: матросов, солдат, шахтеров, студентов (вместе с животными «нового мира», которые сегодня, похоже, выполняют роль тотемных). Пойдя на компромисс, создатели станции не рассчитали пропорций — в итоге станция получилась очень тяжелой, а сами фигуры выглядят скованными. Однако Сталину понравилось, да и туристы от «Площади Революции» в восторге.

Это интересно:  Нож для чистки рыбы от чешуи

Маяковская

Новокузнецкая

Как и многие станции московского метро, «Новокузнецкую» можно смело назвать музеем русской боевой славы. Авторы станции супруги Иван Таранов и Надежда Быкова сменили первоначальную, цивильную тематику, на военную. На стенах появились барельефы, изображающие эпизоды боевых действий, а на каждом из пилонов разместили щиты с профилями великих русских полководцев и с посвящениями защитникам городов-героев. Потолок перронного зала украшают шесть панно, изготовленных Владимиром Фроловым (до революции он создавал мозаики для петербургских церквей и домов). Эти панно стали последней работой художника, которую он выполнял, умирая от голода в блокадном Ленинграде. После смерти Фролова их вывезли из осажденного города по Дороге жизни. Но в Москве панно оказались никому не нужны, ведь первоначально они предназначались для станции «Павелецкая», проект которой к этому моменту уже изменили. Тогда бесхозные мозаики согласился взять Иван Таранов, и позже их установили на «Новокузнецкой». Еще одна достопримечательность станции — мраморные скамейки. Они были вынесены из храма Христа Спасителя перед его уничтожением. Наземный вестибюль станции находится на месте церкви Святой Параскевы Пятницы.

Комсомольская

«Комсомольская» — самая помпезная станция московской подземки и апофеоз сталинского ампира. Создание проекта станции поручили патриарху советской архитектуры Алексею Щусеву, автору Мавзолея, здания Центрального телеграфа и Казанского вокзала, под которым и находится станция. Художественной составляющей станции занимался художник Павел Корин, с которым Щусев еще до революции работал над оформлением Марфо-Мариинской обители в Москве. Потолок «Комсомольской» украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, посвященными теме борьбы русского народа за независимость.

Театральная

Один из идеологов сталинского ампира архитектор Иван Фомин, создавший станцию «Красные Ворота», пошел на компромисс, соединив классицизм с новомодными конструктивистскими мотивами. Отличительная особенность этой станции — потолок с ромбовидными кессонами и позолоченными керамическими барельефами из майолики, изображающие музыкантов народов СССР. Говорят о якобы спроектированной станции «Советская», которая должна была располагаться на перегоне между «Театральной» и «Маяковской» — под Советской (Тверской) площадью. Возможно, что еще на этапе строительства ее превратили в секретный бункер.

Новослободская

«Каменный цветок», «Подземная сказка» — именно так москвичи окрестили «Новослободскую» сразу после ее открытия в 1952 году. Подлинное украшение станции — это 32 стеклянных витража, обрамленных золоченой латунью чеканной работы. Получив добро, архитектор Алексей Душкин пригласил для создания витражей известного художника Павла, с которым они дружили семьями. В отличие от привычных всем кричащих пролетарских или пышных великодержавных, изображения на «Новослободской» посвящены интеллигенции. Замысловатые орнаменты, которые Корин поместил на них, он нашел в Ленинской библиотеке на изображениях одежд православных священнослужителей. Стекла для витражей позаимствовали из кафедрального собора Риги, где те хранились. В торце главного зала находится мозаичное панно «Мир во всем мире», которое иконописец Корин сделал по образу и подобию Богоматери.

Таганская

Потолок центрального зала напоминает произведения средневекового готического зодчества, а главные украшения станции — стрелковидные керамические панно — заставляют вспомнить русские народные кокошники. Посередине, в венках из дубовых листьев, помещены барельефы с портретами представителей разных родов войск и подписями: «Слава героям-морякам» (партизанам, железнодорожникам, танкистам, кавалеристам, пехотинцам, летчикам). Во время строительства станции планировалось снести церковью Николая Чудотворца на Болвановке. Однако инженеры нашли оригинальный способ проходки и сохранили памятник архитектуры.

Самые красивые станции московского метро

Московский метрополитен — одновременно и самая функциональная, и самая невероятная в общемировом масштабе достопримечательность города. У его построенных до середины 50-х годов станций почти нет конкурентов по архитектурному таланту, ремесленному мастерству и финансовой щедрости, приложенных к утилитарным по сути транспортным сооружениям. Возможно, за исключением великих железнодорожных вокзалов XIX века. Взятые в совокупности, эти подземные залы и надземные вестибюли представляют собой энциклопедию тех путей и стилистических направлений, которые искала в 30–50-е годы двигавшаяся от постреволюционного авангарда к сталинскому ампиру советская архитектура.

В начале 30-х годов почти не знающая личных автомобилей социалистическая Москва находилась в состоянии сильнейшего транспортного коллапса — передвигаться по уже тогда громадному городу можно было только пешком или на переполненных до отказа старых трамваях. Строительство метрополитена обсуждалось московскими властями уже три десятилетия, но открытие первой линии 15 мая 1935 года состоялось только ценой неимоверных усилий комсомольских бригад, часто работавших практически вручную в сложнейших геологических условиях. Первая линия, с самого начала и до сих пор обозначаемая на схемах красным цветом, начиналась тогда от станции «Парк культуры» и тянулась до окраинного района Сокольники. Именно с ее станций и разумно начать экскурсию по метрополитену.

Стартовать можно на «Кропоткинской» — тогда входом в систему для вас окажется павильон Самуила Кравеца: расположенная в створе Гоголевского бульвара высокая арка, в 2016 году освобожденная от соседствующих торговых рядов. «Кропоткинская», до 1957 года называвшаяся «Дворец Советов», вообще особый случай, поскольку при постройке она воспринималась как подземный вестибюль будущего главного здания страны (если не мира) — готовившегося к сооружению на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов с циклопической статуей Ленина на вершине. Оформление интерьера станции досталось тем не менее малоизвестному на тот момент архитектору Алексею Душкину. Его поразительный успех на «Кропоткинской» во многом объясняет то, что впоследствии он оказался самым заметным архитектором метрополитена — из выбранных для этой прогулки десяти станций им сделаны четыре. Типичный для ранних станций колонный зал — конструктивно точно такой же, как на соседней «Парк культуры», — превращен Душкиным в нечто совершенно необычное благодаря мраморным колоннам, которые распускаются цветками за несколько метров до потолка, продолжаясь вверх штукатурными звездами.

В четырех перегонах к северу от «Кропоткинской» находится еще более тихая, тоже лишенная пересадки на другие линии станция «Красные ворота» — один из первых образцов другого конструктивного типа подземного зала, пилонного. Автор — петербургский академик Иван Фомин, адепт изобретенной им в постреволюционной ситуации «пролетарской дорики». В простом и строгом зале каждый облицованный темно-красным мрамором пилон превращен Фоминым в памятник снесенной к тому времени триумфальной арке исторических Красных ворот. Проходы между пилонами через один закрыты стенками, потому что своды станции сделаны еще из бетона, а не из быстро пришедшего ему на смену металла — уже при сооружении станции выяснилось, что им нужны дополнительные несущие опоры.

Отсюда стоит подняться на улицу к южному вестибюлю станции. Четверная арка, как бы втягивающая пассажира внутрь системы, была спроектирована лидером архитекторов-рационалистов Николаем Ладовским, автором рифмующейся с павильоном «Красных ворот» «параболы Ладовского» — революционного плана размыкания и продолжения в бесконечность (как минимум к Ленинграду) одного из московских колец.

Следующая станция — «Комсомольская-радиальная», произведение Дмитрия Чечулина, молодого ученика Алексея Щусева (который создал среди прочего мавзолей Ленина). Чечулин выстроил под тремя московскими вокзалами типовой, хоть и богато украшенный колонный зал, снабдив его одной необычной деталью — верхними боковыми галереями, ведущими к центральному мостику. Через них пассажиры входили на станцию, а покидали — по лестницам с торцов. Это позволяло эффективно разделять огромные в то время потоки железнодорожных пассажиров — собственно, они и до сих пор достаточно велики, чтобы пожалеть о том, что эта система забыта и галереи практически пустуют. Створ пешеходного тоннеля к Лениградскому и Ярославскому вокзалам окружен редко замечаемым спешащими людьми двойным панно работы Евгения Лансере — одного из лидеров дореволюционного «Мира искусства» и родного брата Зинаиды Серебряковой. Изображенные Лансере юные метростроевцы — живые и даже часто забавные люди, совсем не характерные для господствующего в художественном оформлении метрополитена соцреализма.

Следуя с толпой, тут можно перейти на станцию «Комсомольская-кольцевая», расставшись тем самым с открытой в 1935 году первой очередью метрополитена и мгновенно перенесясь на семнадцать лет вперед. «Комсомольская», как и прочие станции Кольцевой линии, задумывалась как памятник военному триумфу советского народа, и тут этот триумф (а заодно и триумф сталинского ампира) показан как нигде масштабно. Для первой и последней работы в метро самого Алексея Щусева (он не дожил до ее открытия) понадобились конструкции уникальных, никогда более не использовавшихся размеров: ширина центрального нефа тут одиннадцать метров вместо обычных восьми, а высота — девять вместо обычных пяти с половиной. Это до сих пор самая большая по объему станция метрополитена, и одна из самых впечатляющих — хотя едва ли самая изящная. Просторный интерьер в стилистике «московского барокко» украшен мозаичными панно Павла Корина, буквально иллюстрирующими речь Сталина на легендарном параде 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Еще два панно, воспевавшие самого Сталина и его наркомов, были позднее заменены Кориным на изображения Ленина и Родины-матери.

Это интересно:  Чем смыть акриловую краску

Идущий против часовой стрелки поезд Кольцевой линии через одну станцию останавливается на «Новослободской» — ровеснице щусевской «Комсомольской», которая, однако, совершенно на нее не похожа. Эта последняя в московском метро работа Алексея Душкина решена как условно древнерусская аркада, где проходы к платформам чередуются с совершенно новым в метро элементом — подсвеченными изнутри витражами, выполненными рижскими мастерами-стекольщиками. Несмотря на то что автором эскизов к ним стал тот же Павел Корин, тут, кроме отдельных красных звезд, нет вообще никакой идеологии — сплошные вазоны, геометрические узоры и представители мирных профессий вроде географа, пианиста или агронома.

Две станции «Киевская» — Кольцевой и Арбатско-Покровской линий — посвящены воспеванию дружбы между русским и украинским народами. Первой весной 1953 года открылась радиальная станция — ее украсили керамическим фризом в фольклорном духе и серией из 24 фресок, изображающих трудящихся советской Украины. Кольцевая станция открылась ровно через год, прямо к празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией, но еще важнее было то, что за это время СССР возглавил неравнодушный ко всему украинскому Никита Хрущев. В итоге заказ на оформление «Киевской-кольцевой» ушел непосредственно в Киев — и Москва обзавелась станцией с восемнадцатью смальтовыми панно, иллюстрирующими всевозможные аспекты русско-украинского братства. На одном из них, посвященном присоединению Западной Украины в 1939 году, можно отыскать единственное уцелевшее в метрополитене изображение Сталина (до ХХ съезда только на этой станции их было семь).

Станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии — еще один памятник пышности ранних 50-х. Открылась она в 1953 году вместе с целым глубоким участком, заменившим прежнюю линию мелкого заложения от Кремля до Киевского вокзала, — поэтому в московском метро до сих пор есть по две не связанные между собой «Арбатские» и «Смоленские». Новая, глубокая «Арбатская» построена архитектором Леонидом Поляковым в стилистике условного «московского барокко», но огромная длина (220 метров, московский рекорд для подземных станций), высокий эллиптический свод и текучее богатство убранства делают ее несколько галлюцинаторной, напоминающей сновидение о бесконечном интерьере какого-нибудь мастера московского модерна вроде Федора Шехтеля.

Следующая станция, «Площадь Революции», составляет с «Арбатской» самый решительный контраст — это сдержанный, даже строгий проект Алексея Душкина, относящийся к 1938 году. В угловых нишах должны были помещаться барельефы, но скульптор Матвей Манизер радикально отошел от планов Душкина и сделал серию из 20 повторенных по четыре раза ростовых бронзовых фигур в странных «микеланджеловских» формах — согнувшихся или вставших на колено, чтобы уместиться в ниши. Соразмерные и легко доступные пассажирам фигуры Манизера приобрели особый статус московских идолов, с которыми связаны многочисленные народные суеверия. К примеру — если с утра потрогать флажок в руках у сигнальщика, день будет удачным; идущим на свидание стоит коснуться туфли бронзовой девушки; перед экзаменом нужно потереть нос пограничной овчарки. В итоге самые чтимые скульптуры находятся под угрозой частичного уничтожения; у каждого из четырех собачьих носов иногда выстраивается настоящая очередь, и если раньше они всего лишь блестели, то теперь начинают откровенно утрачивать форму.

Пересев с «Площади Революции» на «Театральную» (предсмертная работа Ивана Фомина, призванная, по его собственным словам, «служить аванзалом Театральной площади»), можно доехать до последней станции этого маршрута — «Маяковской». Эта станция, открытая в 1938 году, тоже, как и «Кропоткинская», совершенно особый случай, но по несколько другим причинам. Во-первых, это первая в мире станция колонного типа глубокого заложения — ничего подобного не будет построено на протяжении десятков лет. Автор станции — снова Алексей Душкин, который смог выжать из новаторского конструктивного решения со стройными металлическими опорами максимальный художественный эффект. В его руках «Маяковская» превратилась в невиданный гибрид сталинского неоклассицизма с модным в те годы в США стилем ар-деко. Уходящая вдаль череда блестящих арок, облицованных сталью, создает тут совершенно особый оптический эффект. Такие же арки меньшего размера обрамляют проходы к платформам — московские школьники многих поколений любят запускать по их желобам монеты, которые, пролетев свод, опускаются на другой стороне. Углы колонн отделаны пластинами полудрагоценного камня родонита. Каждая из 34 секций центрального зала раскрывается в отдельный купол, где расположены мозаичные панно по эскизам художника Александра Дейнеки. Эта серия называется «Сутки советского неба»: то в утренних, то в вечерних, то в ночных небесах кружат самолеты, парят бипланы и парашюты, висят в прыжке волейболисты или колышутся ветви яблонь. Рассматривать мозаики можно только по одной, до предела задрав голову. Во время войны «Маяковская» использовалась как защищенный от бомб зал для торжественных собраний: 6 ноября 1941 года тут на праздничном заседании Моссовета выступал Сталин. Это значит, что именно она воспринималась современниками как самая красивая во всем московском метрополитене — и несмотря на то, что к 2016 году число его станций увеличилось чуть ли не в десять раз, с этим по-прежнему не поспоришь.

Самые красивые станции московского метро

На протяжении многих веков столица России является одним из наиболее красивых городов мира, который любого способен поразить своей роскошью, масштабами, а также богатейшим архитектурным и культурным наследием. В Москве с легкостью можно найти место, которое придется по вкусу именно Вам. Ведь здесь есть все, начиная от колоритной ночной жизни и заканчивая всемирно известными музейными центрами с потрясающими коллекциями экспонатов. Впрочем, созерцать прекрасное могут даже те туристы, которые волей судьбы оказались в Москве проездом, имея в запасе всего лишь несколько часов для осмотра местных достопримечательностей. Для этого вполне достаточно спуститься в столичное метро, которое без лишней скромности считается одним из самых красивых на планете.

На сегодняшний день в Москве многие станции подземки являются историческими памятниками, которые причислены к объектам культурного наследия. По мнению Иосифа Сталина советское метро должно было стать одним из символов эпохи. Поэтому в строительство, отделку и последующее украшение станций вкладывались огромные деньги. Что скрывать, ошеломительные результаты оправдывали даже самые смелые ожидания. Благодаря великолепным витражам, роскошному декору, многочисленным статуям, барельефам и мозаичным панно их запросто можно сравнить с «подземными дворцами».

Итак, почему бы нам сегодня не поговорить о семи станциях московского метрополитена, которые благодаря своей красоте и необычности всегда так и приковывали к себе взгляды людей.

Станция метро «Комсомольская»

Станция метро «Комсомольская», которая с архитектурной точки зрения по праву считается истинным апофеозом сталинского ампира, вот уже более 60-ти лет является неотъемлемой составляющей частью Кольцевой линии столичного метрополитена.

Станция, сочетающая в себе классические элементы с чертами московского барокко, даже сегодня поражает своей помпезностью. Ведь не зря же «Комсомольскую» планировали как своеобразные «ворота» столицы, которым надлежало создавать для гостей города первое верное впечатление о Москве.

В величественном посадочном зале, освещенном массивными люстрами, царит ощущение невероятной пространственной свободы. Подобного эффекта удалось достичь благодаря тому, что свод здесь опирается на множество колонн, расположенных в два ряда. Между колоннами и потолком архитекторы разместили балку с высокими проемами в форме арок. Такое, казалось бы, на первый взгляд незамысловатое решение придало легкость всему сооружению.

Настоящим достоянием станции метро «Комсомольская» является декор центрального свода в посадочном зале — восемь обрамленных лепниной мозаичных панно, которые выполнены из сочетания цветных камней со смальтой. Монументальные композиции, раскрывающие славную военную историю страны, мастера связали с именами таких выдающихся людей, как Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов и др. Кроме этого в нижней части свода можно увидеть различные виды вооружения, обрамленные светлыми скульптурными барельефами.

Это интересно:  Ученые: обычный диван может ухудшить здоровье

Станция метро «Новослободская»

Одной из наиболее старых станций столичной подземки является станция «Новослободская», построенная в начале 50-х годов прошлого века. Сегодня «Новослободская» вошла в список объектов культурного наследия Москвы. Да и что в этом может быть удивительного, ведь в ее оформлении удалось сохранить необыкновенный колорит минувшей эпохи!

Архитектура и весь внутренний декор станции направлен на то, чтобы создать здесь впечатление сказочного пространства. Одним словом, на «Новослободской» есть чем полюбоваться: замысловатые арки, круглый свод и просто потрясающие настенные витражи с оригинальной подсветкой.

В настоящее время на станции более чем тридцать красивейших витражей, обрамленных резными полосами из позолоченной латуни и украшенных пилонами. Многим москвичам и гостям столицы витражи, которые, когда-то планировалось использовать для оформления кафедрального собора в Риге, напоминают необыкновенный сияющий аквариум, формируя при этом единый архитектурный облик станции. При более детальном рассмотрении раскрывается сюжетная линия, в которой любой отдельно взятый витраж представляет образ советского труженника (инженера, музыканта, педагога и т. п.), соседствующего с нарядными цветочными орнаментами, символизирующими человеческую самобытность, благополучие и процветание.

Станция метро «Киевская»

Благодаря коллективной работе таких талантливых архитекторов, как А. Марова, Г. Голубев, В. Скугарев и Е. Катонин в марте 54-го года в российской столице прошло торжественное открытие новой станции метрополитена. Своим названием «Киевская» станция обязана своему месторасположению — прямо под площадью одноименного железнодорожного вокзала.

Сейчас данная станция, отличающаяся ярким и довольно таки веселым оформлением, смело может считаться одной из самых красивых в Москве. Сочетание богатейшей лепнины, облицовки из мраморных плит и красивых светильников с довольно большими плафонами как нельзя лучше способствует приданию станционному залу праздничной атмосферы.

Белоснежный свод подземного зала поддерживается рядами пилонов. Боковой и средний пассажирские залы соединяются между собой арками, которые обрамляет лепнина. Путевые стены, а также цоколь пилонов облицованы красивыми прохорово-баландинскими мраморными плитами. В торцевой части пилонов, которые со стороны пассажирских платформ украшены затейливыми решетками, установлены скамейки. Если смотреть со стороны среднего зала, то можно заметить, что пилоны декорированы потрясающе красивыми и яркими панно, посвященными неразрывной дружбе между братскими народами Украины и России. Торцевая стена зала привлекает внимание мозаичным портретом Ленина, изображенным на фоне развевающихся знамен.

Еще одна достопримечательность станции «Киевская» находится в зале с эскалаторами. Это — необыкновенный мозаичный фриз, выполненный из полудрагоценных камней.

Станция метро «Маяковская»

Начало осени 1938 года ознаменовалось открытием в Москве новой станции метро, которой суждено было получить свое название в часть величайшего русского поэта В. Маяковского. «Маяковская» явила собой один из грандиознейших проектов А. Душкина. Именно этот талантливый архитектор сумел создать станцию, весь образ которой можно передать в одном емком слове «сталь».

Довольно интересен тот факт, что станция «Маяковская» стала первой станцией метро во всем Советском Союзе, где на смену приземистым и мощным пилонам пришли легкие стальные колоны!

В отделке арочных проемов также использовалась нержавеющая широкополосная сталь. Более тридцати шатровых отсеков, имеющих форму овала, вытягиваются поперек главного зала. Каждый отсек отделен от следующего при помощи рельефных разделенных ребер, которые словно лучи расходятся из капителей колон. В средней части шатров есть овальные углубления, куда вставлены красивые смальтовые мозаики (зерноуборочный комбайн, ранее утро, самолеты в небесах, цветущие вишни, часы на Спасской башне и др.). Ребра колон декорированы полосами необычного камня с розово-фиолетовым оттенком и нежным шелковистым блеском.

Сегодня эта красивая и лаконичная станция признана объектом городского культурного достояния.

Станция метро «Электрозаводская»

Как раз в промежутке между станциями «Бауманская» и «Семеновская» находится один из памятников культурно-исторического наследия РФ — станция «Электрозаводская», получившая свое название благодаря заводу имени Куйбышева, расположенному неподалеку.

Впервые гости побывали на станции еще в далеком 44-м году. С тех пор прошло немало времени, но сегодня, ровно как и в первый день своего открытия, «Электрозаводская» станция метро производит на пассажиров колоссальное впечатление.

Абсолютно все в архитектурном исполнении станции пронизано тематикой электростроения. На стенах, выложенных красным мрамором, в кассовых залах и эскалаторном тоннеле виднеются красивые медальоны, на которых изображены ведущие ученые умы из данной отрасли с атрибутами своих открытий.

Под сводчатым куполом станционного зала, который декорирован затейливой лепниной, смонтировано более трех сотен сферических светильников, обеспечивающих хорошую и равномерную освещенность. А это как нельзя кстати. Ведь одной из изюминок метро «Электрозаводская» считаются барельефы, украшающие верхние части прямоугольных пилонов, облицованных светлой мраморной плиткой. Каждый из барельефов посвящен труду. На них изображены представители сельского хозяйства, строители, работники завода и много других простых тружеников.

Станция метро «Площадь Революции»

Мартовским днем 38-го года в Москве открылась удивительнейшая станция столичной линии метро — «Площадь Революции». Но чем же примечательна станция? Ответ очевиден! Изначально здесь находились два десятка арок, каждая из которых послужила местом для установки 80 бронзовых скульптур советских граждан (революционеры, крестьяне, пограничники собакой, матросы, студенты, пионеры, инженеры, стахановцы и др.). Любая из этих фигур в полной мере способна передать славное прошлое нашей страны, ее силу и мощь, а также прекрасное светлое будущее!

В общем и целом на станции представлены 20 разных образов, причем 2 из них повторяются дважды, а 18 — четырежды. Скульптуры размещаются согласно хронологическому порядку, начиная от октябрьской революции и заканчивая декабрем 37-го года. Довольно интересно то, что из-за ограниченности сводчатого объема арочных проходов практически все фигуры (за исключением пионеров) изображены сидящими, вставшими на колено или же пригнувшимися.

Среди москвичей и гостей славной российской столицы «скульптурная галерея» на станции метро «Площадь революции» всегда пользовалась повышенным вниманием. С ней даже связан целый ряд своеобразных традиций. К примеру, начиная с 1938 года во времена сессий к скульптуре пограничника с собакой студенты, в буквальном смысле слова, выстраиваются в живую очередь. Каждый старается прикоснуться к собачке, потереть ей нос или лапу. Говорят, это действительно приносит удачу! Кроме этого многие верят, что исцелить несчастную и безответную любовь поможет прикосновение к изящной ножке юной студентки.

Станция метро «Новокузнецкая»

Осенью 43-го года в Москве открылась новая станция столичного метрополитена. Главная особенность оформления станции «Новокузнецкая» — большое количество великолепных художественных работ, которые посвящаются героям войны, доблестным победам на фронте и несгибаемому советскому народу, жившему и трудившемуся в тылу.

При оформлении пола, стен и пилонов данной станции была использована широчайшая гамма пород природного камня. Яркий пример тому — великолепные мраморные диваны в нишах со стороны платформ и пассажирского зала. Над каждой скамьей прикреплен металлический щит окруженный флагами. На этих щитах можно прочитать следующие слова: «Слава героям, защитникам Сталинграда», «. Ленинграда», «. Одессы», «. Севастополя» и др. Со стороны платформ на аналогичных щитах хорошо видны профили величайших полководцев.

Настоящим украшением эскалаторной арки на станции «Новокузнецкая» стала красивая выставка бронзовых скульптур. Ее центральная часть представлена щитом, который окружен венками из лавра, оружием и флагами.

Если обратить взор к потолочному фризу в средней части центрального подземного зала, то там можно рассмотреть потрясающие по своей реалистичности картины целого ряда боевых действий. Кроме этого напротив проходов, ведущих к пассажирским перронам, располагаются 6 удивительных панно из смальты, рассказывающие жителям столицы и многочисленным гостям города о жизни советских граждан (сталеваров, садоводов, авиаторов, машиностроителей и др.) и об их великом и нелегком труде в глубоком тылу. Под любым из панно имеется изящный торшер из бронзы, благодаря которому художественная композиция освещается мягким светом.

Статья написана по материалам сайтов: russian7.ru, atlas.meduza.io, www.msmap.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector