В Какой Советской Песне Упоминается Экзюпери

Из к/ф «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, которая стала классикой в исполнении Майи Кристалинской.

Кстати, чиновники даже в этой безобидной песне нашли «криминал»! В ней есть слова: «Так же пусто было на земле, и когда летал Экзюпери. » Авторам поставили в вину именно эту строчку, сказав: «А почему вы пишете про каких-то иностранных летчиков? При чем тут какой-то Экзюпери?! Наши летали гораздо лучше!»

Написанная в 1965-м в цикле Обнимая небо», впервые «Нежность» прозвучала через год – в 1966-м. Причем после первого исполнения этой песни в Колонном зале Дома союзов Майя Кристалинская ушла со сцены под стук собственных каблуков, а авторы выслушали поток нареканий от своих друзей. Аркадий Островский буквально набросился на Добронравова в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: «А у нас во дворе…» – всем понятно, близко, и все довольны…»

Песня «Нежность», написанная в 1965 году, Н. Добронравовым на музыку А. Пахмутовой, одна из самых любимых песен в нашей стране, имеет непростую историю. Она завоевала любовь не только России, но и во всем мира.

«Нежность» стала одной из важнейших песен в творчестве Майи Кристалинской. Не принятая в самом начале, эта песня сделала её «Лучшей певицей года» по мнению слушателей. Добронравов про историю стихов рассказывает. В контексте «мне важен не сам летчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю».
История с песней, однако, вполне достойна фильма. По воспоминаниям Добронравова, сначала была музыка, но уже на первом этапе появились строчки «Опустела без тебя земля», и они дали музыкальный импульс.

Однако несмотря на премьерный провал «Нежности», Кристалинская всегда упорно включала ее в свои концерты. «Расслушать» песню помогли фестиваль «Красная гвоздика» в Сочи и культовая мелодрама Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Плющихе», вышедшая на экраны страны в 1967-м.

«Нежность» — это почти «Хазарский словарь»: у нее есть мужская и женская версии. Женскую пела Кристалинская и Анна Герман. Песня «Нежность» стала одной из полноценных героинь фильма «Три тополя на Плющихе». Опять же, Доронина в «Трех тополях на Шаболовке», которые стали тополями на Плющихе. Удивительно по-своему исполнила эту песню Татьяна Доронина. Про «Тополя» и «Нежность»пишут вот что: «Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей «точно выразить любое внутреннее состояние своей героини».

После съемок эпизода со «свадебной» телегой режиссер задумала сцену с песней «Опустела без тебя земля», которой не было в сценарии. Она обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».

«Нежность» стала музыкальным лейтмотивом трогательной истории простоватой русской женщины Нюры, приехавшей на три дня в Москву из далекой деревни и встретившей неожиданно интеллигентного шофера такси. Их встреча случайна – Нюра не придёт на свидание. Но даже два часа, проведённые вместе, оказались достаточны женщине, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, прочувствовать, как не хватает ей простого человеческого понимания и тепла – нежности…

После выхода кинокартины на экраны страны песня стала хитом. А год спустя, в 68-м, около подмосковной деревни Новоселово двадцать седьмого марта во время тренировочного полета на самолете МиГ-15 вместе с инструктором Владимиром Серегиным погиб первый космонавт планеты… И хоть текст песни создан за два года до роковой даты, сегодня для многих «Нежность» – реквием по Гагарину.

Некоторой неожиданностью стала новость о том, что существует две «Нежности»: женская и мужская. На одну мелодию были написаны два разных текста. Мужскую версию впервые исполнил знаменитый Юрий Гуляев. Продолжили традицию исполнения мужского варианта песни ансамбль «Надежда» под руководством Михаила Плоткина. Песня «Нежность» очень символична для всего «нео-ретро» альбома «Transatlantic» Николая Матвеева.

Многих в свое время удивило присутствие в тексте песни имени Антуана де Сант-Экзюпери. У многих музыкантов песня «Нежность» связана с личной историей. О себе и своей «Нежности» могли бы рассказать Алла Баянова, Тамара Гвердцители, Маргарита Суханкина, Георгий Гаранян Тамара Синявская, Людмила Зыкина, Тамара Гвердцители, Людмила Сенчина, Татьяна Буланова и другие.

Шагнувшая за границы Советского Союза, «Нежность» покорила классического гитариста Френсиса Гойю, написавшего 9 инструментальных интерпретаций этой мелодии, а также кубинку Лурдес Гиль, исполнившую «Нежность» на испанском языке, француженку Фриду Боккару, спевшую по-русски, и других музыкантов разных национальностей. Слова С. Гребенникова,Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой

Гибель капитана птиц

Они познакомились в Буэнос-Айресе, как именно произошла эта знаменательная встреча, точно неизвестно. Вокруг их первого знакомства ходило множество невероятных слухов.

Однако, скорее всего, Сент-Экзюпери увидел Консуэло на одной из улиц, прогуливаясь по городу вместе со своим знакомым Бенжамином Кремье. Тот и представил будущих влюбленных друг другу, даже не предполагая, что навсегда соединил их судьбы.

88-летний Хорст Рипперт бывший пилот Люфтваффе считает, что он сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери. Тело писателя так и не нашли 31 июля 1944 года. Мир потерял светлого человека и удивительного писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Его служба в качестве пилота самолета-разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу: Сент-Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе, на высоте десять тысяч метров, — от боли в плохо сросшихся костях Закончилось это так, как должно было закончиться: во французских авиационных частях зачитают приказ о подвиге и награждении бесследно исчезнувшего майора де Сент-Экзюпери.
Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался «потерявшимся на этой планете» — он умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. А друзья говорили, что в 44-м опасность была ему нужна, «как таблетка болеутоляющего». Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал.
Они встретились в Буэнос-Айресе, Консуэло Гомес Каррило — вдова известного южноамериканского писателя Гомеса Каррило.
была крошечной, неистовой, стремительной и непостоянной — она успела дважды побывать в браке (ее второй муж покончил жизнь самоубийством), любила приврать и обожала Францию. Под конец жизни она и сама запуталась в версиях собственной биографии: существуют четыре версии, описывающие её первый поцелуй с Сент-Экзюпери.
. С буэнос-айресского аэродрома взмывает самолет и делает круг над городом: Сент-Экзюпери отрывается от штурвала, наклоняется к Консуэло и просит его поцеловать. В ответ пассажирка говорит, что: а) она же вдова, б) в ее стране целуют только тех, кого любят, в) некоторые цветы, если к ним приблизиться чересчур резко, сразу закрываются, г) она никого никогда не целовала против своей воли. Сент-Экзюпери пригрозил спикировать в реку, и она поцеловала его в щеку — через несколько месяцев Консуэло получила восьмистраничное письмо, заканчивавшееся словами: «С вашего разрешения ваш супруг».
Потом она прилетела к нему в Париж. Они поженились, а вскоре Антуана перевели в Касабланку — теперь он был по-настоящему счастлив. Его обожали дети — он делал для них забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник. Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными — со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником. Вид этой пары радовал душу. Он любил, а любовь всегда сродни безумию. Уйти он мог только на войну: в 1940 году Сент-Экзюпери пилотирует высотный разведчик «Блох» и наслаждается скоростью, свободой и облачками разрывов зенитных снарядов вокруг своего самолета.
. Фронт прорван, немецкие танки рвутся к Парижу, Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Он требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно, и там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.
Пилот «Мессершмитта», патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный «Лайтнинг П-38» (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам — так же, как и его Маленький принц.

Век двадцатый — век больших разлук…
И тебе сейчас трудней, чем мне, —
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций яростный дождь,
Но в небо
С далёкой земли
Долетает
Твоя нежность…

Может, надо улететь, чтоб знать,
Сколько в мире алых солнц и лун,
Может, надо улететь, чтоб знать,
Как беспомощно мала земля, —
Но огромна лишь одна земная любовь…
И здесь, во Вселенной,
Меня
Согревает
Твоя нежность.

Я лечу, и на меня глядят
Воспалённые зрачки планет;
Слышу ласковое пенье звёзд, —
Светел голос неземных светил…
Только в мире нет любви
Сильнее земной,
И здесь, во Вселенной,
Меня окрыляет
Твоя нежность…

А тебе ещё осталось ждать
Ровно столько, сколько мне летать…

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Фауна (4349)
  • Стихи (2317)
  • Путешествия (1775)
  • ЛиРу (1463)
  • Живопись, картины, графика (1409)
  • Флора, цветы, растения (1378)
  • Пейзажи (1375)
  • Рецепты, кулинария (1073)
  • Видео (877)
  • Фото детей, дети (813)
  • Музыка и песни (641)
  • Поздравления, пожелания, приветствия (556)
  • Юмор (542)
  • Интересные фото людей (509)
  • Здоровье (503)
  • Поделки (470)
  • Архитектура, сооружения (440)
  • Интересно (386)
  • Иллюстрации (384)
  • Интересные фотографии (380)
  • Мудрости, притчи, байки, сказки, рассказы, мифы, л (364)
  • День сегодняшний (341)
  • Храмы (258)
  • Замки и дворцы (239)
  • Афоризмы (182)
  • Полезное (160)
  • Памятники, скульптуры, статуэтки (147)
  • Настроение (134)
  • Интересные люди (124)
  • Как прекрасен этот мир (114)
  • Харьков (113)
  • Интерьеры, дизайн (89)
  • Книги (72)
  • Домоводство (71)
  • м/ф (65)
  • Красиво (65)
  • ФК (56)
  • Мода, стиль (45)
  • Гороскопы, тесты (45)
  • Разное (44)
  • Духовное (36)
  • Креатив (33)
  • Вязание (32)
  • Рамки (30)
  • Непознанное (18)
  • Техника (16)
  • Вышивка (15)
  • Рассказы, проза (11)
  • Photoshop (11)
  • ПК (11)
  • Парфюмерно-косметическое (10)
  • Сильные духом (7)
  • Шитье (6)
  • Игры (4)
  • Моя кошка Лизка (2)
  • Обои (2)

Музыка

Я — фотограф

Осень.

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Нежность. История песни.

Пятница, 15 Апреля 2011 г. 02:54 + в цитатник

Нежность. История песни

НЕЖНОСТЬ
Слова С. Гребенникова,Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой

Опустела без тебя земля.
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то все спешат такси.
Только пусто на земле
Одной, без тебя,
А ты..ты летишь,
И тебе
Дарят звезды
Свою нежность.

Так же пусто было на земле
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла земля,
Как прожить ей без него
Пока он летал,
Летал,
И все звезды ему
Отдавали
Свою нежность.

Опустела без тебя земля.
Если можешь, прилетай скорей

История песни «Нежность»
Из к/ф «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, которая стала классикой в исполнении Майи Кристалинской.

Кстати, чиновники даже в этой безобидной песне нашли «криминал»! В ней есть слова: «Так же пусто было на земле, и когда летал Экзюпери. » Авторам поставили в вину именно эту строчку, сказав: «А почему вы пишете про каких-то иностранных летчиков? При чем тут какой-то Экзюпери?! Наши летали гораздо лучше!»

Написанная в 1965-м в цикле «Обнимая небо», впервые «Нежность» прозвучала через год – в 1966-м. Причем после первого исполнения этой песни в Колонном зале Дома союзов Майя Кристалинская ушла со сцены под стук собственных каблуков, а авторы выслушали поток нареканий от своих друзей. Аркадий Островский буквально набросился на Добронравова в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: «А у нас во дворе…» – всем понятно, близко, и все довольны…»

Песня «Нежность», написанная в 1965 году, Н. Добронравовым на музыку А. Пахмутовой, одна из самых любимых песен в нашей стране, имеет непростую историю. Она завоевала любовь не только России, но и во всем мира.

«Нежность» стала одной из важнейших песен в творчестве Майи Кристалинской. Не принятая в самом начале, эта песня сделала её «Лучшей певицей года» по мнению слушателей. Добронравов про историю стихов рассказывает. В контексте «мне важен не сам летчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю».
История с песней, однако, вполне достойна фильма. По воспоминаниям Добронравова, сначала была музыка, но уже на первом этапе появились строчки «Опустела без тебя земля», и они дали музыкальный импульс.

Песня «Нежность» стала одной из полноценных героинь фильма «Три тополя на Плющихе». Опять же, Доронина в «Трех тополях на Шаболовке», которые стали тополями на Плющихе. Удивительно по-своему исполнила эту песню Татьяна Доронина. Про «Тополя» и «Нежность»пишут вот что: «Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей «точно выразить любое внутреннее состояние своей героини».
После съемок эпизода со «свадебной» телегой режиссер задумала сцену с песней «Опустела без тебя земля», которой не было в сценарии. Она обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».

«Нежность» стала музыкальным лейтмотивом трогательной истории простоватой русской женщины Нюры, приехавшей на три дня в Москву из далекой деревни и встретившей неожиданно интеллигентного шофера такси. Их встреча случайна – Нюра не придёт на свидание. Но даже два часа, проведённые вместе, оказались достаточны женщине, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, прочувствовать, как не хватает ей простого человеческого понимания и тепла – нежности…

После выхода кинокартины на экраны страны песня стала хитом. А год спустя, в 68-м, около подмосковной деревни Новоселово двадцать седьмого марта во время тренировочного полета на самолете МиГ-15 вместе с инструктором Владимиром Серегиным погиб первый космонавт планеты… И хоть текст песни создан за два года до роковой даты, сегодня для многих «Нежность» – реквием по Гагарину.

О себе и своей «Нежности» могли бы рассказать Алла Баянова, Маргарита Суханкина, Георгий Гаранян, Тамара Синявская, Тамара Гвердцители, Людмила Сенчина, Татьяна Буланова и другие.

Шагнувшая за границы Советского Союза, «Нежность» покорила классического гитариста Френсиса Гойю, написавшего 9 инструментальных интерпретаций этой мелодии, а также кубинку Лурдес Гиль, исполнившую «Нежность» на испанском языке, француженку Фриду Боккару, спевшую по-русски, и других музыкантов разных национальностей.

«Зачем вам Экзюпери? Бахчиванджи — по ритму то же самое»

9 ноября Александра Пахмутова отмечает 82-й день рождения. В российском реестре государственных наград осталось не много неосвоенных ею позиций. Но никакие награды не заставят мастера почивать на лаврах. О новом мюзикле, премьера которого запланирована на 24 декабря, Александра Николаевна рассказала обозревателю «Известий».

Как родилась идея нового проекта?

— Еще 20 лет назад я написала мюзикл «Волшебный апельсин» на стихи Виктора Викторова. Сейчас мне предложили к нему вернуться, и я сделала фактически новое произведение — от прежнего осталось только пять песен. Теперь мюзикл называется «Волшебный Новый год». Мы собрали множество всем известных персонажей: помимо Деда Мороза и Снегурочки здесь появляются Кот в сапогах, Жар-птица, Буратино и Красная Шапочка. Кстати, последние две роли исполнят дети.

О чем эта история?

— Мы отправляемся в сказочное путешествие, знакомимся с четырьмя сторонами света. Художник Игорь Нежный красиво воплотил на сцене образ каждого из краев земли. Разумеется, есть и конфликт, связанный с волшебной шпагой, которую похищают пираты. В прежней версии у нас был Фантомас, которого пел Муслим Магомаев. Но сейчас дети уже не знают Фантомаса, а знают «Пиратов Карибского моря», поэтому теперь у нас пираты.

Добро, разумеется, побеждает?

— Ой, ну как вы догадались?

Звуковая дорожка мюзикла будет электронной?

— В основном да, но у нас были и живые записи на «Мосфильме» с оркестром Госкино под управлением Сергея Скрипки (Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. — «Известия»).

— Вы пишете для детей с каким-то специальным настроем?

— Во-первых, я вообще до сих пор не писала театральные вещи для детей. Во-вторых, никогда не исхожу от «целевой аудитории». Исхожу от темы сочинения и от предполагаемых исполнителей. Если у композитора получается что-то хорошее, это будут слушать со вниманием и взрослые, и дети.

Правда ли, что вашу песню о Ленине («И вновь продолжается бой») хотели запретить?

— Да, она не звучала больше года. У цензоров были две претензии: одна к Николаю Николаевичу (поэт Николай Добронравов, муж Пахмутовой. — «Известия»), другая ко мне. В стихах возмущение вызвала строчка «И юный Октябрь впереди». «Как так, вы намекаете, что опять будет революция?» В реальности так и получилось, но тогда мы совсем не имели в виду Ельцина на танке. В музыке недовольство вызвала очень подвижная и активная партия ударных инструментов.

Там действительно есть мощный ударный драйв, несвойственный среднестатистической песне 1974 года.

— Песня была написана для закрытия съезда комсомола в Кремлевском дворце. Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню.

Бывали ли случаи, когда сначала появлялась ваша музыка, а потом Николай Николаевич сочинял слова?

— Много раз. Например, сочинить текст к песне «Мелодия» было для него очень тяжелой задачей. Там ритм меняется в каждой строчке. Он говорил: «За то время, что я потратил на «Мелодию», можно было выпустить сборник стихотворений». Были у него, кстати, и более красивые варианты этого текста, но они хуже ложились на музыку. «Нежность» тоже сначала появилась как мелодия без текста.

Мне всегда было интересно, почему Николай Николаевич упоминает в «Нежности» об Экзюпери? Странный случай для советской песни.

— Потому что Экзюпери был первым летчиком, который посмотрел на небо глазами поэта. Кстати, на записи песни редактор выводила мужа в коридор и говорила: «Коля, зачем вам Экзюпери? Что, у нас нет своих хороших летчиков? Возьмите Бахчиванджи (был такой испытатель советских реактивных самолетов) — по ритму то же самое». Николай Николаевич с трудом настоял на своем.

Ревнует ли муж, когда вы сочиняете на чужие стихи?

— Никогда. Но, знаете, самые интересные вещи возможны только с ним: когда вначале нет ни музыки, ни стихов, а есть только идея. И из нашей общей идеи мы рождаем новую песню. Именно так происходит сейчас в работе над мюзиклом.

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Хиты Александры Пахмутовой — 3: история песни «Нежность»

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

В истории самого популярного лирического хита Пахмутовой и Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе». Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот…

Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…». Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…

А. Пахмутова:
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: «Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность“». Это был последний полёт Комарова».

Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков.


Композитор Тихон Хренников, певица Майя Кристалинская и Александра Пахмутова.

Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает) и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.

Н. Добронравов:
«…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: «Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот «Аист» — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…»».

Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив:

«Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».

Интересно, что личность Экзюпери позже вдохновит Добронравова на ещё один хит — «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звёздная страна?») — правда, на это раз написанный на музыку Микаэла Таривердиева.

Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).

Т. Лиознова:
«Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».

В. Шалевич, актёр:
«В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню «Нежность»».

Однако, когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест:

«Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»

Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».

Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.

А. Пахмутова:
«И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова …сказала, прослушав: «Не нужно. Вот есть «Нежность», вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего»…
В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».

После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз. Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того, как зрителей поддержал, сидевший в зале, Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.

«Нежность» осталась самой востребованной песней Пахмутовой и в постсоветское время. В «Старых песнях о главном — 2» её блестяще исполнила Татьяна Буланова.

Однако сама Александра Николаевно официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.

Существуют и непривычные версии этой песни — например, от панк-группы ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, где солистка играет на… электрической домре.

Кроме того, именно «Нежность» стала поводом для плодотворного сотрудничества Александры Пахмутовой с Франсисом Гойей. Французский гитарист случайно услышал песню и попросил Пахмутову прислать ему ноты. В результате, на свет появился целый альбом, сплошь состоящих из инструментальных обработок песен Александры Николаевны, сделанных с большим вкусом и изобретательностью.

Из других зарубежных исполнителей, исполнявших «Нежность» можно упомянуть французскую певицу Фриду Боккара, кубинскую певицу Лурдес Гиль… А не так уж давно англоязычную версию «Tenderness» спел Марк Алмонд.

Кстати, не все знают, что Добронравов написал и второй вариант песни — «Твоя нежность» — на ту же музыку, но с другим – «зеркальным» – текстом, где уже космонавт обращается из Космоса к, оставшейся на земле, любимой. Первым эту версию исполнил Юрий Гуляев.

Век двадцатый — век больших разлук,
И тебе сейчас трудней, чем мне,
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций
Яростный дождь,
Но в небо с далёкой земли
Долетает
Твоя нежность.

»

Это интересно:  Образ Вампира на Хэллоуин
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector