Как стать дизайнером одежды
Дизайнер одежды (от англ. design замысел, план, намерение; от лат. designare отмерять, намечать) — специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, черчение и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Дизайн одежды, как обособленная отрасль дизайна, возник в XIX – XX веках. Этот период характеризируется развитием массового производства одежды. Такая одежда должна была сочетать в себе красоту, практичность и пользу. Современный дизайн идет в ногу со временем и соответствует изменяющемуся образу жизни людей, их потребностям. Со временем меняются предпочтения заказчиков, тенденции, как в материалах, так и в качестве одежды. Дизайнеры одежды все учитывают, изучают и не перестают удивлять новыми идеями и решениями.
Работа дизайнера (или группы дизайнеров) начинается с поиска заказчиков-покупателей, ведения переговоров, на которых обговариваются необходимые детали. В начале работы над новым продуктом дизайнер создает эскизы будущих моделей, занимается подбором и покупкой необходимых тканей (меха, кожи, ниток). Дизайнер осуществляет контроль над качеством, несет ответственность за полученную в итоге модель.
Следующим этапом производства является непосредственный пошив и изготовление моделей по эскизам, взаимодействие с фабриками. Вместе с технологами, конструкторами составляется необходимая техническая документация для производства.
Помимо прямой работы с одеждой, в обязанности дизайнера входит подготовка рекламных кампаний, налаживание партнерских отношений, организация и проведение показов, участие в шоу, показах мод.
Выбирая профессию дизайнера одежды, нужно быть готовым к тому, что в ней никто не застрахован от идейного истощения, творческого кризиса. К тому же надо понимать, что модель, понравившаяся одному человеку, может совсем не понравится другому. Поэтому критерии оценки работы дизайнера одежды очень затруднены и зависят зачастую от мнения не одного человека, а нескольких.
Дизайн – сложная, кропотливая работа. Дизайнер находится в постоянном творческом поиске, разрабатывает новые композиционные приемы. Для этого он исследует традиции национальных костюмов, находки других дизайнеров, посещает музеи, показы, выставки, рассматривает иллюстрированные каталоги, живопись старых мастеров и другие места, где может почерпнуть что-то новое и найти вдохновение для новых идей.
Как стать дизайнером одежды
Одна знакомая девушка, которая в свободное от офисной работы время шьет несуразные платья, гордо именует себя дизайнером. Как и другая знакомая, которая, проработав по два месяца в разных организациях, вдруг открыла в себе талант, начала рисовать эскизы, придумывать «дизайнерские» футболки. Вот и получается, что в России назвать себя дизайнером может практически каждый, кто сшил себе на школьных «трудах» фартук или связал бабушке шарфик. А что об этом думают состоявшиеся дизайнеры и иные люди, имеющие непосредственное отношение к индустрии моды? Как, на их взгляд, можно стать настоящим дизайнером? Нужно ли для этого получить профильное образование и как минимум научиться шить?
Я считаю, что образование необходимо. По своему опыту знаю, что я успешен только в тех направлениях, в которых подкован многолетним изучением теории. Если у вас нет «фундамента» и колоссального объема знаний, вы никогда не станете профессионалом. Да, безусловно, есть исключения, но они лишь подтверждают правило.
Должен ли дизайнер уметь шить, или его задача – придумывать и рисовать эскизы?
В данном случае мне сложно ответить. Есть множество примеров, когда дизайнер создает лишь эскизы, а в дальнейшем контролирует процесс воплощения его идеи в реальной модели. Так поступают не только огромные концерны, как, скажем, LVMH, но даже и российские бренды. Все зависит от профессионализма, отобранной команды. Также не стоит забывать, что дизайнер не фабрика и не может, да и не должен брать на себя всю работу по производству. Важно научиться правильно распределять задачи для их оперативного решения.
Однако я уверен, что сам дизайнер обязан уметь шить. Иначе он просто не будет понимать основ конструирования и постоянно создавать огромное количество проблем и тормозить общий процесс.
Тот факт, что вы получите диплом об образовании, к сожалению, совершенно не связан с успешным стартом вашей профессиональной карьеры. Каждый специалист должен проходить практику на производстве или же в специализированной компании, где он поймет, с какими проблемами столкнется в реальной жизни. Там уже не будет тепличных условий, но к вам будут относиться пока со снисхождением. Так что стажировка обязательна. Часто после нее становится понятно, действительно ли человек готов работать в индустрии моды.
На мой взгляд, достаточно курсов для приобретения навыков. Но если дизайнер хочет создать собственное производство и свой бренд, ему нужно получить образование, потому что придется иметь дело с экономикой, юриспруденцией и психологией.
Дизайнер обязательно должен уметь шить, кроить и знать технологию обработки материалов, чтобы можно было воплотить его дизайнерскую мысль и фантазию в конструкцию в материале и цвете.
Изначально нужно попробовать силы на практике – из простого куска ткани и булавок попробовать воплотить замысел на манекене.
Образование – это хорошо, но постоянный творческий процесс должен пульсировать и быть неиссякаемым. Дизайн должен сочетаться со временем, пространством и социализацией. Дизайнер будет востребован, если сможет учитывать все эти факторы.
Самое главное – понять для себя, хотите вы действительно быть дизайнером и создавать одежду, или же вы просто считаете это «модным» занятием, и у вас есть лишний капитал для вложений. Со вторым пунктом все просто и понятно: набираете команду, которая будет выполнять функции, необходимые для создания коллекции, начиная от эскиза и заканчивая реализованным проектом. При этом вы можете особенно не вникать в сам процесс, за вас сделают все необходимое. Можно приобрести трендбук, где будут расписаны основные тенденции на определенный сезон: цвет, ткань, фасон, принт – все уже подобрали за вас! Берете готовую идею и интегрируете ее в свою коллекцию.
В первом случае все намного сложнее. Здесь придется подумать над идеей, над денежными затратами, над возможностью реализации своей художественной задумки. С тканями и фурнитурой в России дела обстоят довольно сложно. Если вы большой успешный дом мод, вам не составит труда заказать необходимые материалы у европейских производителей. Но если вы начинающий дизайнер и работаете с небольшим объемом, то чаще всего приходится использовать стоки. Стоит обратить особое внимание на то, что вы делаете. Покупатели должны услышать о вас, захотеть купить вашу одежду. Вы должны заинтересовать идеей, но при этом вещи должны быть носибельными и понятными для публики, не стоит пугать авангардом.
Дизайнер – это художник, психолог, аналитик, новатор. Вы должны сочетать в себе все эти качества. Умение работать с цветом и формой, чувство вкуса – это неотъемлемые качества дизайнера. Умение общаться с аудиторией, с клиентами, умение понять их потребности.
Что касается образования, я убеждена: чтобы стать модельером, необходимо получить профильное образование. Когда я поступила на первый курс, я толком ничего не знала об одежде и ее изготовлении. За время обучения я приобрела хорошую базу, а все остальное приходит постепенно, с опытом. Эти знания крайне необходимы, если вы хотите заниматься модой. Вы не должны шить коллекции своими руками, но вы должны знать технологический процесс, то же касается конструирования и материаловедения. Вы должны интересоваться новостями, всегда быть в курсе. Изучайте историю костюма и искусств – это один из главных источников вдохновения!
На наш взгляд, дизайнер должен уметь шить, а именно, иметь навыки конструирования, моделирования и пошива костюма. Это в первую очередь дает возможность дизайнеру ставить задачи конструкторам, технологам и закройщикам, с которыми он работает, на более профессиональном уровне. По нашему мнению, рынок дизайнеров одежды – выпускников вузов, умеющих только рисовать эскизы, уже перенасыщен. Им приходится приобретать опыт в трудовой деятельности в обычных ателье по пошиву и ремонту одежды или на мини-производствах в роли помощника швеи.
Во-вторых, в России сложилась непростая ситуация с кадрами в портновском деле. Многие портные стали работать в домашних условиях, занимаясь индивидуальным пошивом для узкого круга клиентов. И идти работать на молодых дизайнеров у них уже не возникает желания, т. к. и без дизайнера они неплохо зарабатывают. Так же как и передавать мастерство молодым и перспективным портным. В связи с этим некоторые дизайнеры решают, что на первоначальном этапе становления могут и сами конструировать, моделировать и шить свои коллекции одежды, не попадая в зависимость от «звезд» – конструкторов, технологов и закройщиков.
К нам часто приходят учиться слушатели, мечтающие стать дизайнерами. Причем их мечты оказываются нереализованными с детского возраста. И часть учеников на первом этапе уверены, что учиться кроить и шить им абсолютно не нужно. А будет достаточно только истории костюма, материаловедения и эскизного проектирования костюма. У нас иной подход к обучению. Обязательным условием у нас является изучение конструирования, моделирования и технологии пошива одежды.
Да, бывает, что к нам приходят действующие дизайнеры одежды, имеющие и свои производства одежды. Их задача – научиться шить в кратчайшие сроки с целью в дальнейшем обеспечить контроль качества производимой на их предприятии продукции. Они и рассказывают нам о том, как их обманывают технологи, конструкторы и швеи в процессе работы над изделиями, отказываясь выполнять поставленные дизайнером задачи и ссылаясь на техническую невозможность их выполнения по надуманным причинам.
К нам приходят дети 7–13 лет с мечтой стать дизайнерами, девушки 22–27 лет – ориентируясь на модную профессию, и дамы после 40 лет по причине «кризиса среднего возраста» с желанием изменить свою жизнь и приобрести новую для себя специальность, воплотив детскую мечту стать дизайнером одежды.
Текст: Подготовила Анжела Микоян Источник: Медиастанция
Как начать карьеру дизайнера одежды и аксессуаров
Несмотря на переизбыток дизайнеров и пресыщенность рынка модными товарами, число желающих связать свою жизнь с карьерой дизайнера одежды и аксессуаров не уменьшается. Милитта и другие журналы неоднократно рассказывали, насколько сильно отличается реальная жизнь и работа дизайнера, от той, которую мы представляем в мечтах, когда планируем свое будущее. Сейчас не будем повторяться, подумаем над тем, как начать…
На самом деле вариантов начала карьеры множество, но не все одинаково хорошо подходят разным людям. Можно пойти учиться модному дизайну в известные учебные заведения, откуда отправиться на стажировку в знаменитый модный Дом, можно начать с создания собственного ателье.
Кто-то создает свои модели в компьютерных программах, отшивает малыми партиями и делает ставку на продвижение в Инстаграм. Некоторые дизайнеры очень активно общаются с аудиторией Инстаграм, за счет чего продают простые вещи, заряженные определенной историей или идеей, например, защитой животных, натуральностью, экологией. Еще можно сделать упор на уникальность и ручной труд, но есть и другие пути.
Изучая биографии знаменитых дизайнеров можно сделать открытие – многие начинали свою карьеру с пошива одежды для кукол. Тогда это занятие не приносило им денег, но давало навыки и опыт. Сегодня все иначе, теперь можно буквально сразу начать зарабатывать реальные деньги!
Кукольный мир на самом деле очень большой – это множество коллекционеров Барби и самых разных БЖД кукол. Число коллекционеров растет, и будет расти благодаря интернету, ведь почти все любители кукольной красоты, стремятся публиковать фото своих красавиц в социальных сетях и на специальных сайтах, где их видят другие люди и не могут устоять перед соблазном купить себе такую же красотку.
После покупки куклы становится ясно, что ей необходимо покупать новые платья, костюмчики и аксессуары. Здесь и открываются возможности для модных дизайнеров. Стоимость кукольной одежды может превосходить цену детской одежды, а иногда и взрослой.
Если заглянуть на народный aliexpress можно сделать открытие – платье на девушку стоит дешевле, чем аналогичное платье на БЖД куклу. При этом материалов на кукольные наряды требуется намного меньше.
В чем причина высокой стоимости кукольных нарядов? Почти все платья и другая одежда отшиваются вручную малыми партиями, а иногда в единственном экземпляре. Поэтому пошив одежды на кукол не только прекрасная практика для тех, кто хочет стать дизайнером, но и возможность заработать.
Настоящее творчество и искусство
Сегодня мир моды превратился в бизнес. Все больше и больше брендов делают однотипную унылую одежду, которая напоминает униформу людей-роботов, думающих о комфорте в стремительном безумном мире. Теперь бренды и дизайнеры не соревнуются в стремлении предоставить нам по-настоящему красивые вещи, они думают только об одном – как сократить расходы и сделать свой продукт самым дешевым и доступным, чтобы наряжать и обувать миллионы и миллионы потребителей.
Работа в такой системе скучна и уныла. Деньги очень быстро перестают приносить удовольствие, и ты становишься роботом, выполняющим свою функцию.
Создавая платья и другие наряды для кукол, дизайнер обладает намного большей свободой для истинного творчества. Посему, сегодня именно дизайн одежды для кукол открывает настоящие возможности для экспериментов и воплощения всех творческих идей. Куклам не надо бегать на работу в удобной униформе, они живут ради красоты в чистом виде!
Потом можно расширить горизонты своего творчества и начать создавать шикарные свадебные платья и наряды в единственном экземпляре. Пусть это не приносит таких денег, как создание и пошив униформы, но зато приносит удовольствие само по себе и самое главное даст свободу от диктатуры руководства, которой каждый день подчиняются дизайнеры модных брендов.
Мне бы в fashion: как устроена профессия дизайнера одежды
Некоторые дизайнеры и их творения сегодня стали культовыми: к примеру, Коко Шанель с ее маленьким черным платьем, cтиль new look Кристиана Диора или юбка-тюльпан Пьера Кардена. Да и сейчас интерес к моде не угасает. На Неделях моды в разных странах вокруг центральных показов всегда царит ажиотаж, — во многом благодаря вниманию представителей СМИ, а в последнее время и различных блогеров, голоса которых стали не менее авторитетными, чем статьи известных журналистов.
В итоге многие молодые люди, глядя на страницы популярных блогеров и зачитываясь глянцевыми журналами, грезят о покорении этого мира, который издалека выглядит таким притягательным. Однако в моде, как и в любом другом бизнесе, есть свои законы и негласные правила, и везет в ней далеко не всем, особенно во времена экономического кризиса.
Fashion-индустрия: статистика
Емкость российского fashion-рынка, по данным Fashion United на 2015 год, снизилась по сравнению с предыдущими годами на 43% в долларах и на 9% в рублях. Сейчас она составляет порядка 33,5 мдрд долл. В США аналогичный показатель, по информации Statista.com, равняется 225 млрд долл., а глобальный рынок моды оценивается в 1,11 трлн долл.
Самые популярные среди россиян марки одежды лежат в низком ценовом сегменте. За последний год число тех, кто покупает одежду среднего уровня (это так называемый «средний класс») снизилось на 9%. И, по прогнозам аналитиков, эта цифра продолжит падать. На практике это означает, что выгоднее всего производить одежду из недорогих тканей и продавать ее по демократичным ценам, как сейчас делают лидеры рынка — H&M, Melon Fashion Group (Zarina, Befree, Love Republic), Sela или Baon.
Кроме того, падение курса рубля вызвало массовое закрытие магазинов. С российского рынка ушли и продолжают уходить такие крупные компании, как Seppala, Lindex, Esprit, River Island. Также начали закрываться магазины, которые продавали разные иностранные марки (одной из главных новостей 2015 года стало закрытие дизайнерского магазина мужской одежды Fott в Дмитровском переулке). По различным прогнозам, в ближайшем будущем большинство зарубежных брендов среднего и выше среднего уровня станут недоступны многим россиянам.
Тем не менее, нельзя отрицать и другую сторону экономического кризиса. Как бы избито это ни звучало, любой переломный момент — это время возможностей. За последние пару лет в России появилось сразу несколько местных производителей одежды. На фоне падения рубля к ним возрос интерес, и дизайнеры начали готовить новые проекты. К примеру, интернет-магазин Trends Brands сосредоточился на подготовке собственных демократичных коллекций (на манер Asos) и значительно уменьшил число зарубежных марок в своем ассортименте. Сейчас соотношение российских и иностранных брендов в нем составляет 70 к 30, по данным The Village. Другой пример — один из самых известных российских дизайнеров Денис Симачев, который раньше одевал Киркорова и Собчак, а недавно объявил, что в конце 2016 года запустит демократичную линию одежды из таджикистанских и узбекистанских тканей.
Управляющий директор консалтинговой компании в сфере моды Дарья Ядерная подтверждает в своем блоге, что в последнее время наблюдается увеличение сегмента российских дизайнеров в fashion-индустрии. Она также отмечает увеличение объемов продаж их брендов, открытие новых площадок по продаже этой продукции, а также рост производств на местных фабриках и, в целом, укрепление позиций продукции, сделанной в России.
Таким образом, возможно, сейчас — самое время получить образование в области дизайна одежды, чтобы не упустить момент. Какими же навыками и знаниями нужно обладать и где учиться, чтобы сделать успешную карьеру?
О профессии
Выбирая карьеру дизайнера, следует помнить о том, что новичкам никто не даст возможности создать собственный именной бренд. Даже самые успешные дизайнеры, в основном, начинали с должности помощника дизайнера в какой-нибудь большой компании, а потом уходили оттуда и открывали свое дело, пользуясь знаниями и навыками, а также контактами, приобретенными на работе. Ну а если создать свою марку не получится или желания делать это в принципе нет, всегда можно работать в ведущем модном доме или компании, производящей одежду для широкого потребителя, и получать неплохую зарплату.
Инсайдеры — о дизайне одежды
Дизайнер одежды — это такой человек-оркестр. Идти в fashion-индустрию, чтобы им стать, стоит, если вы ощущаете свое призвание
Это как раз тот случай, когда не человек выбирает профессию, а профессия — человека. В моей семье есть очень сильный «дизайнерский ген»: моя бабушка была модельером-самоучкой, создавала невероятные наряды, вышивки, шила шубы без специального оборудования. Наша семейная легенда гласит, что способность создавать одежду передается у нас по женской линии через поколение, следовательно, этот жребий выпал мне.
По первому образованию я экономист — после школы пошла по стопам матери, сделавшей карьеру в банковской сфере. В вуз я поступила на специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Однако отучившись пять лет на экономическом факультете и отработав четыре года в сфере банковской деятельности и инвестиций, я вдруг осознала, что мне необходимо создавать одежду, и без этого жизнь не имеет смысла. Специального образования у меня к тому моменту не было, поэтому я начинала с посещения воскресных курсов кройки и шитья для домохозяек. Сейчас это очень забавно вспоминать!
В 2008 году наступил экономический кризис, и в банке я попала под сокращение. Я решила не терять времени зря и устроилась помощницей портнихи в частное ателье, чтобы приобрести необходимые для шитья навыки. Помню, моя первая сдельная зарплата за месяц составила 335 рублей. Спустя какое-то время меня взяли в одну инвестиционную компанию, но не шить я уже не могла. В свободное от работы время я реализовывала свои идеи. Наняв себе в помощь себе пару портних-надомниц, я занялась тем, что мне нравилось больше всего. Постепенно дело пошло в гору — у нас появились первые заказы и клиенты.
Потом наступил момент, когда я поняла: надо выбирать одну из двух профессий — или быть экономистом, или серьезно заниматься созданием одежды. Я выбрала второе, но столкнулась с нехваткой знаний и навыков. Пришлось задуматься о профильном образовании. Вот так я уехала в Италию, поступила в международный институт Polimoda и стала дизайнером одежды.
Конечно, играет, и эта роль достаточно большая. Всем, кому это позволяет финансовое положение, я бы рекомендовала пройти обучение в международных школах за рубежом. В России, к сожалению, сама индустрия моды только начинает развиваться, в отличие от Европы с ее вековыми традициями создания костюмов.
Я выбрала обучение в институте Polimoda во Флоренции. Эта школа, созданная при участии знаменитой семьи Феррагамо, объединила под своей крышей профессионалов дизайна, маркетинга и менеджмента в мире fashion. Polimoda действительно помогла мне раскрыться как дизайнеру, найти свои сильные стороны и понять, в каком направлении мне бы хотелось развиваться. Еще один важный момент, связанный с учёбой за рубежом, — это приобретение ценных контактов в области международной индустрии моды.
Индустрия моды построена на принципе конкуренции. Здесь всё устроено, как в «Алисе в стране чудес» Кэрролла: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать сломя голову, а чтобы двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее». Многие выбирают для себя этот путь, не подозревая о трудностях, с которыми придется столкнуться, и лишь единицы добиваются успеха в fashion-бизнесе.
Тенденция последних пяти-семи лет — увеличение количества институтов, специализирующихся на моде, и, как следствие, перенасыщение рынка труда специалистами в этой сфере. В мире бушует экономический кризис, и модные дома склонны скорее сокращать штат постоянных сотрудников и нанимать бесплатную рабочую силу — интернов, недавних выпускников или студентов модных школ, которые возьмут на себя множество обязанностей ради записи в резюме.
Я считаю, что идти в fashion-индустрию, чтобы работать дизайнером, стоит, если вы ощущаете свое призвание, кроме того, важно быть высокомотивированным и готовым преодолевать препятствия, неизбежные на этом пути.
Дизайнер одежды — это такой человек-оркестр. Необходимо свободно владеть рисунком от руки, обладать навыками работы с графическими программами, уметь шить, строить выкройки, владеть разными способами драпировки ткани и так далее. Если говорить о личностных качествах, то очень важны упорство, способность концентрироваться, богатая фантазия и интуиция.
Кроме того, нужно быть разносторонним человеком, потому что эта профессия требует очень большого вовлечения в трудовой процесс. В связи с этим стоит знать историю костюма, следить за происходящим в мире, быть начитанным и осведомленным. Огромную роль играет «насмотренность» дизайнера, поэтому важно посещать музеи, выставки, следить за выходящими коллекциями, иными словами, развивать свой художественный вкус.
Тем, кто только планирует поступать в учебное заведение, рекомендую задуматься о том, где вы видите себя после окончания учёбы. Быть может, вы планируете рано или поздно открыть свое дело или, наоборот, стремитесь построить карьеру в крупной международной компании. Очень важно определиться с целями как можно раньше и развиваться в выбранном направлении. Никогда не прекращайте верить в себя, но при этом подвергать свои работы строжайшей самокритике.
дизайнер во многом похож на архитектора — и тот, и тот должны уметь работать руками
Нет, дизайнеров в моей семье не было. Я с детства увлекался модой, придумывал различные образы и воплощал их в жизнь — начиная от создания рисунков и заканчивая шитьем одежды по выкройкам. Можно сказать, что я не выбирал специально, кем буду работать, когда вырасту, профессия пришла ко мне сама — я изначально знал, что буду делать, как и почему.
Не сказал бы, что мне было тяжело на первых порах, всё произошло само собой. Как только я начал работу дизайнером одежды, ко мне стали поступать первые заказы — это были костюмы для фигуристов, в данный момент я сотрудничаю со многими спортсменами (Максим работает с Евгением Плющенко, Антоном Сихарулидзе, Елизаветой Туктамышевой, Елена Бережной, Ириной Слуцкой — Прим. ред.).
Специфика одежды для фигурного катания в том, что она должна быть не только красивой и удобной, но и соответствовать музыке, под которую двигаются фигуристы. Надо просто уметь это видеть и чувствовать, чтобы создавать гармоничные образы. Я придумываю одежду для выступлений вместе со спортсменами: обычно они демонстрируют мне свои задумки, к примеру, какие-то наиболее характерные движения, или описывают эмоции своего номера, и я, ориентируясь на это, придумываю одежду для выступлений, а способами выражения замысла выступают цвета, линии, фактура костюма.
Да, у меня есть опыт работы за рубежом, в частности, в Японии. Конечно, правила модного бизнеса в разных странах разные. За рубежом индустрия устроена по-другому, под это приходится подстраиваться. Однако, если говорить о модных трендах, то в той же Японии очень сильно ориентируются на Европу, перенимают оттуда различные тенденции. Возможно, иностранцу даже проще в Японии — просто потому, что он выделяется на фоне местных дизайнеров.
Кроме дизайна, я увлекаюсь живописью — пишу картины маслом. Я вообще считаю, что навык рисования чрезвычайно важен для любого дизайнера, чтобы визуально воплощать придуманные вами образы. Без этого умения нельзя работать над созданием одежды.
Секрет моего вдохновения — в хорошем настроении, которое подталкивает меня к активной деятельности, у меня нет каких бы то ни было ухищрений. Я вообще полагаю, что всё в жизни нужно делать для отличного настроения и окружать себя людьми или вещами, которые заставляют радоваться. Это дает заряд энергии и мотивирует на творчество.
У каждого должно быть такое занятие, к которому у него есть склонность. Если у вас что-то не получается в одной сфере, то стоит попробовать себя в другой. Дизайнер должен быть дизайнером: он должен знать на практике, как устроен весь процесс создания одежды. Важно уметь шить, кроить, рисовать, понимать различные процессы в моде. По моему мнению, дизайнер во многом похож на архитектора — и тот, и тот должны уметь работать руками. Показывать себя не на словах, а на деле.
»