Кто Виноват и что Делать

О романах Герцена Кто виноват?» и «Что делать?» Чернышевского

«Революционную» литературу 19 века можно назвать «литературой вопросов». Художественная ценность их оценивается по-разному.

1. Творческая история романа «Кто виноват?».

Сам Герцен слабо оценивал своё произведение. Вот что он пишет: «Кто виноват?» была первая повесть, которую я напечатал. Я начал её во время моей новгородской ссылки (в 1841) и окончил гораздо позже в Москве. Правда, ещё прежде я делал опыты писать что-то вроде повестей; но одна из них не написана, а другая — не повесть. В первое время моего переезда из Вятки в Владимир мне хотелось повестью смягчить укоряющее воспоминание, примириться с собою и забросать цветами один женский образ, чтоб на нём не было видно слёз.

Но «Малинов» чуть не навлёк мне бед. Один вятский советник хотел жаловаться министру внутренних дел и просить начальственной защиты, говоря, что лица чиновников в г. Малинове до того похожи на почтенных сослуживцев его, что от этого может пострадать уважение к ним от подчинённых. Один из моих вятских знакомых спрашивал, какие у него доказательства на то, что малиновцы — пашквиль на вятичей. Советник отвечал ему: «Тысячи». Например, автор прямо говорит, что у жены директора гимназии бальное платье брусничного цвета, — ну разве не так?» Это дошло до директорши, — та взбесилась, да не на меня, а на советника. «Что он, слеп или из ума шутит? — говорила она. — Где он видел у меня платье брусничного цвета? У меня, действительно, было тёмное платье, но цвету пансэ». Этот оттенок в колорите сделал мне истинную услугу. Раздосадованный советник бросил дело, — а будь у директорши в самом деле платье брусничного цвета да напиши советник, так в те прекрасные времена брусничный цвет наделал бы мне, наверное, больше вреда, чем брусничный сок Лариных мог повредить Онегину. Успех «Малинова» заставил меня приняться за «Кто виноват?»

. Первую часть повести я привёз из Новгорода в Москву. Она не понравилась московским друзьям, и я бросил её. Несколько лет спустя мнение об ней изменилось, но я и не думал ни печатать, ни продолжать её. Белинский взял у меня как-то потом рукопись, — и со своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переценил повесть в сто раз больше её достоинства и писал ко мне: «Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или ещё и больше, нежели писателя, я, как Потёмкин Фонвизину после представления «Бригадира», сказал бы тебе: «Умри, Герцен!» Но Потёмкин ошибся, Фонвизин не умер и потому написал «Недоросля». Я не хочу ошибаться и верю, что после «Кто виноват?» ты напишешь такую вещь, которая заставит всех сказать: «Он прав, давно бы ему приняться за повесть!» Вот тебе и комплимент, и посильный каламбур».

Ценсура сделала разные урезывания и вырезывания,- жаль, что у меня нет её обрезков. Несколько выражений я вспомнил (они напечатаны курсивом) и даже целую страницу (и то, когда лист был отпечатан, и прибавил его к стр. 38). Это место мне особенно памятно потому, что Белинский выходил из себя за то, что его не пропустили.

2. Творческая история романа «Что делать?».

Роман написан арестованным автором в камере-одиночке Петропавловской крепости. Может показаться неожиданным сам факт появления романа «Что делать?» в печати на страницах только что разрешённого после восьмимесячной остановки журнала «Современник» в 1863 году. Ведь это революционное по своему содержанию произведение прошло через две строжайшие цензуры. Сначала его проверяли чиновники следственной комиссии по делу Чернышевского, а потом роман читал цензор «Современника». Как же могла вездесущая вроде бы цензура допустить подобную ошибку? «Виновником» случившегося опять-таки оказывается сам хитроумный автор сочинения, человек проницательный, прекрасно понимающий психологию разного типа читателей. Он так пишет свой роман, что человек консервативного и даже либерального образа мыслей не в состоянии пробиться к сердцевине художественного замысла. Его склад ума, его психика, воспитанные на произведениях иного типа, его сложившиеся эстетические вкусы должны послужить надёжным барьером к проникновению в эту сокровенную суть. Роман вызовет у такого читателя эстетическое раздражение — самую надёжную помеху для проникновенного понимания. Но Чернышевскому-то как раз это и требуется, и расчёт умного творца «Что делать?» полностью оправдался.

Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Не восхищаться, а думать серьёзно и сосредоточенно, — вот к чему приглашает читателя Чернышевский. Однако на сегодняшний день, когда все разочаровавшись в успехе революционного будущего, редко какой школьник осилит чтение всех утопических снов Веры Павловны!

Вот какой, например, оказалась первая реакция на роман у Тургенева: «. Чернышевского — воля ваша! — едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это — не говорю уже художество или красота — но если это ум, дело — то нашему брату остаётся забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: г. Чернышевский представил мне сего автора».

«Пощёчина общественному вкусу» для цензуры не являлась поводом к запрету сочинения, скорее наоборот: недоброжелатель Чернышевского мог испытать при этом злорадное удовольствие — пусть читают! И роман прочла демократическая Россия. Впоследствии, когда необыкновенная популярность «Что делать?» заставила опомниться представителей властей предержащих, и, побеждая в себе раздражение, они всё-таки прочли роман внимательно и поняли свою ошибку, дело уже было сделано. Роман разошёлся по градам и весям России. Наложенный запрет на его повторную публикацию лишь усилил интерес и ещё более увеличил круг читателей.

Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.

Роман, будучи одним из немногих изданных, явился «учебником жизни» для нескольких поколений русских революционеров. Вспомним, как в 1904 году В. И. Ленин резко ответил на пренебрежительный отзыв о «Что делать?» меньшевика Валентинова: «Отдаёте ли Вы отчёт, что говорите. Я заявляю: недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлёк моего брата, он увлёк и меня. Он меня всего глубоко перепахал».

Первый сон Верочки

Снится Верочке сон. Снится ей, что она заперта в сыром, тёмном подвале. И вдруг дверь растворилась, и Верочка очутилась в поле, бегает, резвится и думает: «как же это я могла не умереть в подвале?» — «это потому, что я не видала поля; если бы я видала его, я бы умерла в подвале», — и опять бегает, резвится. Снится ей, что она разбита параличом, и она думает: «как же это я разбита параличом? Это бывают разбиты старики, старухи, а молодые девушки не бывают». — «бывают, часто бывают, — говорит чей-то незнакомый голос, — а ты теперь будешь здорова, вот только я коснусь твоей руки, — видишь, ты уж и здорова, вставай же». — Кто ж это говорит? — А как стало легко! — вся болезнь прошла, — и Верочка встала, идёт, бежит, и опять на поле, и опять резвится, бегает, и опять думает: «как же это я могла переносить паралич?» — «это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают; а если б знала, не перенесла бы», — и бегает, резвится. А вот идёт по полю девушка, — как странно! — и лицо, и походка, всё меняется, беспрестанно меняется в ней; вот она англичанка, француженка, вот она уж немка, полячка, вот стала и русская, опять англичанка, опять немка, опять русская, — как же это у ней всё одно лицо? Ведь англичанка не похожа на француженку, немка на русскую, а у ней и меняется лицо, и всё одно лицо, — какая странная! И выражение лица беспрестанно меняется: какая кроткая! какая сердитая! вот печальная, вот весёлая, — всё меняется! а всё добрая, — как же это, и когда сердитая, всё добрая? но только, какая же она красавица! как ни меняется лицо, с каждою переменою всё лучше, всё лучше. Подходит к Верочке. -«Ты кто?» — «Он прежде звал меня: Вера Павловна, а теперь зовёт: мой друг». — «А, так это ты, та Верочка, которая меня полюбила?» — «Да, я вас очень люблю. Только кто же вы?» — «Я невеста твоего жениха». — «Какого жениха?» — «Я не знаю. Я не знаю своих женихов. Они меня знают, а мне нельзя их знать: у меня их много. Ты кого-нибудь из них выбери себе в женихи, только из них, из моих женихов». — «Я выбрала. » — «Имени мне не нужно, я их не знаю. Но только выбирай из них, из моих женихов. Я хочу, чтоб мои сёстры и женихи выбирали только друг друга. Ты была заперта в подвале? Была разбита параличом?» — «Была». — «Теперь избавилась?» — «Да». — «Это я тебя выпустила, я тебя вылечила. Помни же, что ещё много невыпущенных, много невылеченных. Выпускай, лечи. Будешь?» — «Буду. Только как же вас зовут? мне так хочется знать». — «У меня много имён. У меня разные имена. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. Ты меня зови любовью к людям. Это и есть моё настоящее имя. Меня немногие так зовут. А ты зови так». — И Верочка идёт по городу: вот подвал, — в подвале заперты девушки. Верочка притронулась к замку, — замок слетел: «идите» — они выходят. Вот комната, — в комнате лежат девушки, разбиты параличом: «вставайте» — они встают, идут, и все они опять на поле, бегают, резвятся, — ах, как весело! с ними вместе гораздо веселее, чем одной! Ах, как весело!

Это интересно:  Всемирный День Бабушек и Дедушек

Кто виноват и что делать?

Вопрос от Н.Г. Чернышевского: «Лен, интимный вопрос. назрел до чертиков — «кто виноват? и что с этим, собственно делать. «

Отвечает психолог, гештальт-терапевт, Елена Сотниченко:

Уважаемый Николай Гаврилович! Я как психолог, часто слышу подобные вопросы от своих клиентов и ищу ответы вместе с ними. Краткость вопроса — Сестра Вашего таланта, сегодня поможет нам обобщить знания, опыт и чувства….

В вопросе вины общество предлагает большое количество решений — у него даже есть шкала наказаний за то, в чем кто-либо виноват. Покаяние, подарки и пожертвования, штрафы, наказания изоляцией от общества и т.д., дают нам возможность и искупить свою вину, и очиститься от этого чувства.

Конечно, хотелось бы уточнить, в чём именно виноват КТО, но есть предположение, что вина может быть «ни за что», «за всё», или в таком объёме, что уже не поймёшь, за что. И тогда это- не вина, а стыд. Часто мы путаем вину со стыдом. В отличие от вины стыд не связан с конкретным действием. И основное послание среды, которое получает человек, испытывающий стыд — ты неправильный человек, мы отказываемся тебя принять и любить таким, какой ты есть.

Много стыда, часто бессознательного, у людей, родители которых за проступки и шалости обесценивали и осуждали ребенка, а не его конкретные поступки. Если ребенку говорить – то, что ты сделал сейчас – плохо! – у него есть шанс исправиться. И тогда мы имеем дело с виной, которую можно искупить. Т.е. самый гадкий проступок можно отделить от себя, повиниться за ошибку, исправить ее и жить дальше с ощущением своей хорошести. А если мама говорила: «ты провинился , ты плохой– твое качество человека плохое», как в этом выжить? Тогда стыд становится фоновым переживанием, и все жизненные события ретушируются под знаком «плоховато получается» И тогда зарождается ощущение своей неполноценности, вины за всё, и всех. Когда вины и стыда становится невыносимо много, хочется переложить его на кого-то другого, обвинить, пристыдить, найти виноватого, разделить свою вину с другими. Так, родители, переполненные своей виной и стыдом, находят виноватого в своём ребенке. А у этих родителей тоже были свои, не менее виноватые родители и воспитатели.

В психологической работе с чувством вины важно выделить «винящего», перед кем ты, собственно, виноват? В чём? Другими словами, понять, кто от тебя чего (хорошего для него) хочет, ждёт, и не получает. Второй вариант, кто не ожидал получить от тебя что-то (плохое в его понимании), что реально получил. Дальше ты можешь согласиться с мнением этого винящего и вести себя по-другому или остаться при своём мнении и поведении. То есть, если перевести напрямую бабушкину фразу «Стыдно обижать маленьких», получится «я не ожидала что ты обидишь его, и хотела бы чтобы больше ты этого не делал». Дальше -твой свободный выбор, соглашаться с бабушкой или нет. Если нет, велика вероятность , что бабушка продолжит манипуляции. Это её способ контроля. Родители невольно используют чувство вины как средство влияния на своих детей. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде «что подумают соседи?», «ты позоришь нас!», «ты разочаровываешь нас!», «ты мог бы добиться большего!», «где твои манеры?» Естественно, дети учатся понимать манипуляции, а так же создавать их: винить, стыдить, упрекать.

Это интересно:  Как часто нужно делать коррекцию нарощенных ресниц 2019 год

Судя по вопросу, «Кто виноват?» много вины испытывает автор, Вы, Николай Гаврилович, а в вопросе «Что делать?» уже прорисовывается образ Жертвы: «Я виноват, накажите меня, пожалуйста, может это как-то уменьшит мои тяжёлые чувства». Другая сторона Жертвы — Тиран, скажет иначе: « Мне нестерпимо выносить свою вину, давайте найдём виноватого и накажем его, чтобы опять таки мне стало полегче». Понятно, что если на самом деле, Вы чувствуете не вину, а стыд, то стыда больше, он непонятно за что, и избавиться от него намного сложнее, а наказывать себя и других нужно намного интенсивнее и чаще.

Вопрос «Что делать?» — один из важных вопросов в жизни Жертвы. Это способ подтвердить свою слабость, недееспособность, а заодно скинуть ответственность и вину на Спасателя (который научит, что делать), или на Тирана (который непосредственно и сделает, накажет). Итак, вопрос «Что делать?» завёл нас в Тиранско -Жертвенный треугольник.

Как думаете, Николай Гаврилович, если «Что делать?» вопрос неправильный, какой – правильный?

Верно: зачем? Зачем это нужно мне? Зачем это мне именно сейчас? Чему эта ситуация учит меня? Какой урок я должен усвоить? И, внимание: есть ли другие – более мирные способы решения той же проблемы?

В общем, ответы на подобные вопросы могут занять не один месяц в одиночку или даже с психотерапевтом. Они того стоят: в них есть выход. Возможно, в этом процессе придется вынуть на свет божий парочку «что делать?», «за что именно я?» или «почему?». Главное, понимать, что ответ на них – не последняя остановка.

Как только человек берет ответственность на себя, он перестает быть жертвой обстоятельств. Вместо этого относится к проблемам, как к опыту. И меняются вопросы, которые он задает сам себе и веры в собственные силы прибавится.

И спасибо за интересный и актуальный вопрос, Николай Гаврилович! 🙂

«Кто виноват?» и «Что делать?»

Прочитав этот заголовок, многие из читателей, наверное, вспомнят два известных произведения 19 века. Социально-психологический роман «Кто виноват?» принадлежит перу А.И.Герцена, второй роман «Что делать?» написал Николай Чернышевский, когда он находился в заключении в стенах Петропавловской крепости.

Когда-то в рамках школьной программы я должна была изучать эти произведения. Честно говоря, в памяти остались только их названия и имена авторов. Однако, подобные вопросы часто возникают в кризисные моменты, когда в жизни что-то идет не так. Священное Писание дает нам следующий ответ:

— Во-первых, Бог не искушает человека злом, но от Него исходит всякое даяние доброе и дар совершенный. Апостол Иаков в своем Послании говорит о том, чтобы мы не говорили, что это Бог нас искушает (то есть устраивает нам какие-то неприятности). Вы можете посмотреть в Библии Послание Иакова, главу 1.

Часто мы пожинаем то, что необдуманно посеяли сами. Посмотрите телепрограмму «Пусть говорят», и вы найдете массу примеров, подтверждающих действие закона «сеяния и жатвы», о котором говорит Библия (Послание к Галатам 6:7). Бывает, что людей увлекают сильные желания и толкают на необдуманные и непродуманные действия, и они бросаются в пучину своих страстей, не задумываясь о последствиях, как об этом повествует притча о блудном сыне в Евангелии от Луки (глава 15).

К сожалению, впадать в искушения свойственно человеческой натуре, когда она ведома только тем, что воспринимают ее чувства, но не берет в расчет духовного различения, не оценивает свои предполагаемые действия с духовной стороны. Именно поэтому Господь Иисус Христос призывает нас бодрствовать и молиться, чтобы не впадать в искушения (Матф.22:46).

Если мы оказались в искушении любого рода: обиды, разочарования, стали жертвой обмана или манипуляций, болезнь приключилась и т.д., — нужно помнить, что с подобными искушениями сталкиваются многие люди, и Бог помогает нам их преодолеть. Вот что пишет апостол Павел на эту тему:

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13)

«Почему это (происшествие, несчастье. невезение и пр.) со мной произошло?» — вопрос, который интересует страждущих и сокрушенных сердцем людей.
Предлагаю вам взгляд на то, как преодолеть кризисную ситуацию известного в христианском мире психолога, автора Д. Таунсенда . В своей книге: «Как пережить трудные времена?» он советует людям, оказавшимся в кризисной ситуации применить следующий подход.

  1. Рассмотрите свою ситуацию с точки зрения трех источников происхождения вашей проблемы. Это может быть:
    • ваша вина
    • вина другого человека
    • несовершенство и непорядок в мировой системе (…весь мир лежит во зле – 1 Иоан.5:19)
  1. Если виноваты вы, то необходимо:
  • Покаяться, «измениться» (метанойя — греч.)
  • Попросить прощения
  • Взять на себя ответственность;
  • Изменить свое поведение
  1. Если в случившемся виновен другой человек, тогда следует
  • Сделать шаг к примирению;
  • Простить
  • Попытаться наладить отношения или защититься от дальнейших травм
  1. Если дело в мировой системе:
  • Станьте носителем справедливости
  • Постарайтесь улучшить мир вокруг себя и в то же время принять то, что изменить нельзя.

Кто виноват и что делать

Удивительное дело, —
Экономика Страны.
Мне докажут и умело; —
«Виноваты во всём мы».

«Взять кредит ведь каждый может!»: —
Нам советуют они.
«Остаётся приумножить!»
Только это миражи.

В наших банках, словно в танках; —
Всё продумано, умно.
Пауки воюют в склянках,
В банках сговор и давно.

Каждый банк для нас старался: —
«К нам иди! Ты, точно, наш!»
Взял. «Ага, дружок, попался!
Всё, как миленький, отдашь».

Что проценты, — это ладно.
Поважнее цель была.
Они знали; — у богатых
Только сложатся дела.

А рискнувший, легковерный,
Да, к тому ж, ещё бедняк; —
Этот жертвой станет верной; —
Прогорит. Да ещё как!
***

Это интересно:  Плойка для ресниц отзывы 2019 год

«Покупайте! Покупайте!»: —
Нам рекламы все кричат.
«Свой комфорт приумножайте!
Кто купил, тот весел, рад!»

И опять мы виноваты.
На еду и то едва; —
От зарплаты до зарплаты…
Мало платят, господа!

А, к тому же, между прочим,
Я, простите, — не пойму.
Ведь налоги, что с доходов,
Богачам равны нулю!

Недра, важные ресурсы
Олигархи продают.
В экономику России
Крохи жалкие несут.

Экономика на грани,
А ответ не тот дают.
Просто нет в Верхах желаний
Оценить нормально ТРУД.

Есть простое объясненье,
Маркс подробно описал,
Труд даёт всему решенье
И что делать подсказал.

25 Мая 2016 года.

Разобраться сам пытаюсь,
Что с Россией, как живём?
И о чём сейчас мечтаем
И куда в конце придём?

Вроде бы: — «А чё тут думать?
Есть жратва и барахло
И смотри каналов уйму,
Даже личный есть айфон.

Так-то так, но всё не наше.
Мы Страна или базар?
Нам привозят лучше, краше
Им и платим за товар.

А они нам за обслугу,
За доставку, магазин.
То есть, всё идёт по кругу,
Им обратно отдадим?

Где заводы, фермы, стройки?
Только грозный ВПКа,
Крымский мост, ещё «Восточный»?
Экономика нужна!

Мощь Страны трудом куётся.
На заводах, на полях
И Народу отдаётся.
Что же жрёт всё олигарх?

Переводит всё в оффшоры; —
На Промышленность «пятак».
В Думе только разговоры,
А на деле-то; — никак.

Путин громко всех ругает,
А Медведев, — молодец!
Объясняет, обещает,
Чтоб запутать всё в конец.

Знать бы надобно министрам.
(Вы для этого все там!)
Нет надёжней инвестиций,
Чем Народный Капитал.

Труд нормально оплатите
Честным должен быть налог
Олигарху прикажите,
Пусть вернёт России долг!

Будут деньги у Народа,
Попросите одолжить.
Пусть на год, пусть на полгода
В инвестиции вложить.

Дайте людям заработать,
Фонд Резервный, господа,
Не банкирам, — жирным мордам,
В стройки, в дело, в пульс труда.

И Сибирь пора освоить,
Засевать все пустыри.
Прокормить земля всех сможет!
Стыдно есть с чужой руки.

Путин, — ты мужик толковый
И умней меня в сто раз.
Где твой курс, какой-то новый?
Может, есть, но не для нас?

25 Мая 2016 года.

Можно попытаюсь ответить на два извечных вопроса:

Два вопроса, два ответа,
Сформулировал я, Брат.
Думаю, что правда, это.
Мы, Народ наш, виноват.

Мы впустили в Отчий дом,
Гнусь — систему капитала.
Матерясь, две «Волги» ждём.
Жизнь людей, хреновей стала.

Делать что? Решить проблему!
Ты ж сам Маркса поминал.
Гнать порочную систему.
Саш, я правильно сказал?

Говорим-то мы правильно и по-человечески, дорогой Владимир Александрович,а решают без нас и как им выгодно. Мы сильнее их, только, когда едины. Никак мы этого не поймём, очень надеюсь на Интернет, но и там фильтруют и грамотно разбавляют. Благодарю за понимание, за добрые слова, за чудесный экспромт. Завтра, как я помню, твой День. Я тебе тут накропал немного, если что не так, говори честно. Хочу завтра вывесить в Стихирии с твоим портретом и адресом страницы. Есть сомнения; — говори. Всё исполню.
Здоровья и радости на сегодня, на завтра и пусть ещё долго продлятся твои годы! Будь!
***

Седому, — патриоту, гражданину, поэту.

Ну, вот опять твой День Рожденья,
Вставляю в рифму я слова.
Найду в душе для поздравленья,
Чтоб подарить тебе тепла.

Последний день сегодня Мая,
Весна сдаёт свои дела.
И эстафету принимает
Июнь с гарантией тепла.

Немного грустно: — «Всё проходит…
С улыбкой машет нам Весна: —
«Я к вам вернусь; — всего лишь годик.
Живите радостно, друзья!»

Я предлагаю согласиться,
А радость, верю я, найдём.
И Бог даст, — встреча состоится
Коль будем живы; — не помрём!

И я свой завтра День отмечу
(Стоим мы рядышком с тобой)
Вперёд, мой друг, — заре навстречу,
Не будем спорить мы с судьбой

Тебя, Володя, обнимаю, —
Храни в душе своей покой.
И веры в лучшее желаю; —
Мы снова встретимся с Весной!

Ну, будь здоров! С началом Лета!
Встречаем Новый Год с тобой.
Танцует с нами вальс Планета.
Держать нам надо хвост трубой!

Александр, дорогой, спасибо Тебе за отклик и прекрасное поздравление. Я правильно понял, прочитав вот эти строки:

«И я свой завтра День отмечу
(Стоим мы рядышком с тобой)
Вперёд, мой друг, — заре навстречу,
Не будем спорить мы с судьбой.»,

что мы с Тобой в один день отмечаем День Рождения? Подскажи.

С неизменным и сердечным!

Как поступить с Подарком, решай сам. Тут я Тебе не советчик. :-)))

Этот же стих к 31 Мая готовился, а «завтра» — это 1 Июня, мой День. Рядышком.
Против публикации, как я понял, не возражаешь. Ну, и ладушки. Может, кто-нибудь от меня к тебе придёт, чему я и был бы рад. Держись, Брат, — дождёмся и следующую Весну. Рад, то тебя порадовал, и я благодарен тебе за всё. Будь!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector