Великолепный Век Империя Хюррем

Биография

Сулейман I — десятый по счету султан Османской империи — наделил свое государство невиданным могуществом. Великий завоеватель прославился еще и как мудрый автор законов, основатель новых школ и инициатор строительства архитектурных шедевров.

В 1494 (по некоторым сведениям — в 1495) году у турецкого султана Селима I и дочери крымского хана Аиши Хафсы родился сын, которому суждено было покорить полмира и преобразовать родную страну.

Портрет Сулеймана I

Будущий султан Сулейман I получил блестящее по тем временам образование в дворцовой школе в Стамбуле, детство и юность провел за чтением книг и духовными практиками. С ранних лет юношу поднатаскали в административных делах, назначив губернатором трех провинций, в том числе в вассальном Крымском ханстве. Еще перед восхождением на престол молодой Сулейман завоевал любовь и уважение жителей Османского государства.

Начало правления

Сулейман занял трон, когда ему едва исполнилось 26 лет. Описание внешности нового правителя, принадлежащее перу венецианского посла Бартоломео Контарини, вошло в знаменитую в Турции книгу английского лорда Кинросса «Расцвет и упадок Османской империи»:

«Высокий, крепкий, с приятным выражением лица. Его шея немного длиннее обычной, лицо тонкое, нос орлиный. Кожа имеет тенденцию к чрезмерной бледности. О нем говорят, что он мудрый повелитель, и все люди надеются на его хорошее правление».

И Сулейман поначалу оправдал надежды. Стартовал с гуманных действий – вернул свободу сотням закованных в цепи пленникам из знатных семейств государств, захваченных отцом. Это помогло возобновить торговые отношения со странами.

Султан Сулейман I

Особенно радовались новшествам европейцы, надеясь на долговременный мир, но, как оказалось, рано. Уравновешенный и справедливый на первый взгляд, правитель Турции все же вынашивал мечту о военной славе.

Внешняя политика

К концу правления военная биография Сулеймана I насчитывала 13 крупных военных походов, из них 10 завоевательных кампаний – на территории Европы. И это не считая мелких набегов. Османская империя никогда еще не была столь могущественной: ее земли простирались от Алжира до Ирана, Египта и почти до порога Вены. В то время фраза «Турки у ворот» стала ужасной страшилкой для европейцев, а османского властителя сравнивали с Антихристом.

Султан Сулейман во время третьей осады Родоса

Уже через год после восхождения на трон Сулейман отправился к границам Венгрии. Под напором турецких войск пала крепость Шабац. Победы полились как из рога изобилия – османы установили контроль над Красным морем, взяли Алжир, Тунис и остров Родос, завоевали Тебриз и Ирак.

Черное море и восточная часть Средиземноморья тоже заняли место на стремительно растущей карте империи. В подчинении султана находились Венгрия, Славония, Трансильвания, Босния и Герцеговина. В 1529 году турецкий правитель замахнулся на Австрию, штурмовав войском из 120 тысяч солдат ее столицу. Однако выстоять Вене помогла эпидемия, унесшая треть османской армии. Осаду пришлось снять.

Территория Османской империи при Сулеймане I

Лишь на русские земли Сулейман серьезно не покушался, считая Россию глухой провинцией, которая не стоит усилий и денежных трат. Османы изредка устраивали набеги на владения Московского государства, крымский хан даже доходил до столицы, но масштабной кампании так и не случилось.

К концу правления честолюбивого властелина Османская империя превратилась в величайшее и сильнейшее государство в истории мусульманского мира. Однако военные мероприятия истощили казну – по подсчетам, содержание армии из 200 тысяч военных, куда входили также рабы-янычары, съедало две трети государственного бюджета мирных времен.

Внутренняя политика

Сулейман не зря получил прозвище Великолепный: жизнь правителя наполнена не только военными успехами, султан преуспел и во внутренних делах государства. По его поручению судья Ибрагим из Алеппо обновил свод законов, который действовал вплоть до ХХ столетия. Нанесение увечий и смертная казнь сократились до минимума, хотя преступники, пойманные на подделке денег и документов, мздоимстве и лжесвидетельстве, по-прежнему лишались кисти правой руки.

Барельеф Сулеймана I

Мудрый правитель государства, где соседствовали представители разных религий, посчитал необходимым ослабить давление шариата и предпринял попытку создать светские законы. Но часть реформ так и не прижилась из-за постоянных войн.

Изменилась в лучшую сторону и система образования: одна за другой стали появляться начальные школы, а выпускники, при желании, продолжали получать знания в колледжах, которые располагались в пределах восьми главных мечетей.

Монета времен Сулеймана I

Благодаря султану архитектурное наследие пополнилось шедеврами искусства. По эскизам любимого зодчего правителя — Синана построили три шикарные мечети — Селимийе, Шехзаде и Сулеймание (вторая по величине в столице Турции), ставшие образцом османского стиля.

Сулейман отличался стихотворным талантом, поэтому не обошел вниманием литературное творчество. Во времена его правления османская поэзия с персидскими традициями была отшлифована до совершенства. Тогда же появилась новая должность – ритмический хроникер, ее занимали поэты, которые облекали в стихотворения текущие события.

Личная жизнь

Сулейман I, помимо поэзии, увлекался ювелирным делом, слыл умелым кузнецом и даже лично отливал пушки для военных походов.

Сколько женщин было в гареме султана, неизвестно. Историки знают лишь об официальных фаворитках, родивших Сулейману детей. В 1511 году первой наложницей 17-летнего наследника престола стала Фюлане. Ее сын Махмуд умер от оспы, не дожив и до 10 лет. Девушка исчезла с авансцены дворцовой жизни почти сразу после смерти ребенка.

Сулейман I и женщины из его гарема

Гюльфем-хатун, вторая наложница, тоже подарила правителю сына, которого так же не пощадила эпидемия оспы. Женщина, отлученная от султана, на протяжении полувека оставалась его другом и советником. В 1562 году Гюльфем по приказу Сулеймана задушили.

К обретению статуса официальной жены правителя приблизилась третья фаворитка – Махидевран-султан. На протяжении 20 лет имела большое влияние в гареме и во дворце, но и ей не удалось создать законную семью с султаном. Покинула столицу империи вместе с сыном Мустафой, которого назначили губернатором одной из провинций. Позже наследника престола казнили за то, что якобы собирался свергнуть отца.

Сулейман I и Хюррем (Роксолана)

Список женщин Сулеймана Великолепного возглавляет Хюррем. Фаворитка славянских корней, Роксолана, пленница из Галиции, как ее называли в Европе, очаровала правителя: султан даровал ей свободу, а затем взял в законные жены – религиозный брак заключили в 1534 году.

Прозвище Хюррем («смеющаяся») Роксолана получила за веселый нрав и улыбчивость. Создательница гарема во дворце Топкапы, основательница благотворительных организаций вдохновляла художников и писателей, хотя и не отличалась идеальной внешностью – подданные ценили ум и житейскую хитрость.

Султан Селим, сын султана Сулеймана I

Роксолана умело манипулировала мужем, по ее указке султан избавился от сыновей, рожденных другими женами, стал подозрительным и жестоким. Хюррем родила дочь Михримах и пятерых сыновей.

Из них после смерти отца государство возглавил Селим, который, впрочем, не отличался выдающимся талантом самодержца, любил выпить и погулять. Во времена правления Селима Османская империя стала угасать. Любовь Сулеймана к Хюррем не увяла с годами, после смерти жены турецкий правитель так больше и не пошел под венец.

Смерть

Султан, поставивший на колени могущественные государства, скончался, как и сам того желал, на войне. Случилось это во время осады венгерской крепости Сигетавр. 71-летнего Сулеймана давно мучила подагра, болезнь прогрессировала, и даже езда на лошади уже давалась с трудом.

Могила Сулеймана I

Он умер утром 6 сентября 1566 года, так и не дожив пары часов до решающего штурма крепости. Лечивших правителя врачей тут же убили, чтобы информация о смерти не дошла до войска, которое в пылу разочарования могло поднять восстание. Только после того, как наследник престола Селим установил в Стамбуле власть, воины узнали о кончине властелина.

Согласно легенде, Сулейман чувствовал приближающийся конец и озвучил последнюю волю главнокомандующему. Просьба с философским смыслом сегодня известна каждому: султан просил не закрывать на погребальной процессии его руки – все должны видеть, что накопленное богатство остается в этом мире, и даже Сулейман Великолепный, великий повелитель Османской империи, уходит с пустыми руками.

Мечеть Сулеймание

Со смертью турецкого правителя связана еще одна легенда. Якобы тело забальзамировали, а вынутые внутренние органы поместили в сосуд из золота и захоронили в месте его смерти. Сейчас там возвышаются мавзолей и мечеть. Останки Сулеймана покоятся на кладбище построенной им же мечети Сулеймание, возле мавзолея Роксоланы.

Память

О жизни Сулеймана I рассказывают несколько художественных и документальных фильмов. Яркой экранизацией гаремных интриг стал сериал «Великолепный век», увидевший свет в 2011 году. В роли османского правителя выступает Халит Эргенч, чья харизматичность чувствуется даже по фото.

Халит Эргенч в роли Сулеймана I в сериале «Великолепный век»

Созданный актером образ признан лучшим воплощением султанской власти в кинематографе. Наложницу и жену правителя играет Мерьем Узерли, актрисе с немецко-турецкими корнями тоже удалось передать главные черты Хюррем – непосредственность и искренность.

«Великолепный век»: что правда, а что ложь в популярном сериале

«Вокруг ТВ» посмотрел сериал вместе со специалистом в области востоковедения.

На канале «Домашний» с большим успехом идет 3-й сезон сериала «Великолепный век». Зрители с интересом наблюдают за приключениями Хюррем Хатун (Мерьем Узерли) — похищенной дочери украинского священника, ставшей женой самого известного султана Османской империи Сулеймана Великолепного (Халит Эргенч). На Родине фильма, в Турции, многие его ругают и обвиняют в историческом несоответствии. «Вокруг ТВ» решил проконсультироваться со специалистами и обратился к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН Светлане Филипповне Орешковой с просьбой рассказать о той эпохе и прекрасной Роксолане.

Сулейман и его женщины

В Европе султана Сулеймана I называли Великолепным, а в Турции — Законодателем. Именно с ним связан наибольший расцвет Османской империи. Во время его правления территория государства простиралась от Марокко до Ирана, от Йемена — почти до Вены. Султан был талисманом своих воинов и часто говорил:

После смерти Сулеймана законов в стране больше не издавали, только так называемые указы справедливости, опять же возвращающие ко времени его правления.

Представьте: и этот непоколебимый властитель, кумир своего народа и гроза Европы всю жизнь любил только одну женщину — Александру Гавриловну Лисовскую.

— Кто-то говорил, что ее звали Анастасией, кто-то и вовсе приписывал ей итальянское подданство, но более достоверен тот факт, что в плен она попала под Львовом, — рассказывает Светлана Филипповна Орешкова.

Александра попала в гарем в 1520-м году, когда ей было примерно 15—16 лет. Дочь священника, она отреклась от православия и приняла ислам: только так можно было выжить и стать полноправной обитательницей султанского гарема. Никакой информации о том, что юная Роксолана противилась, нет. В «Великолепном веке» она и вовсе сделала это с удовольствием.

Хюррем Хатун не была красавицей, но обладала невероятном обаянием.

Хюррем из «Великолепного века» скромной назвать сложно. Впрочем, много ли было известно заморскому послу? К тому же скромная — не значит простушка. Все те ухищрения, с помощью которых Хюррем пыталась завоевать сначала расположение султана, а затем привилегии для своих сыновей, действительно имели место.

Это интересно:  Как называется денежное дерево комнатное растение

Конечно, не стоит забывать, что «Великолепный век» — это кино, и образ Роксоланы там романтизирован. Но факт остается фактом: после появления юной Александры в гареме султан на других женщин внимания не обращал.

Кстати, Махидевран Султан (Нур Айсан) в реальной жизни женой Сулеймана не была. Черкешенка по происхождению, фаворитка из гарема и мать наследника престола Мустафы, после того как из ревности попыталась отравить Хюррем, навсегда была сослана в старый дворец. В сериале же повелитель простил ее.

Удивительно, какое огромное влияние имела Роксолана на Сулеймана. Они посвящали друг другу стихи. Надо отметить, что султан был неплохим поэтом. А Хюррем, до того как выучить турецкий, просто надиктовывала свои письма, адресованные ему.

Сулейман – Хюррем

Моя любимая богиня, моя дрожащая краса,

Моя возлюбленная, моя ярчайшая луна.

Моих желаний сокровенных спутница, моя единственная.

Ты мне милее всех красавиц мира.

Хюррем – Сулейману

Лети мой нежный ветерок, моему султану передай:

Она плачет и чахнет без твоего лица, как в клетке соловей выводит трели.

Гарем османского султана

Всех женщин в гареме обучали, как доставить удовольствие мужчине: как его успокоить или возбудить. Наложницы были очень гибкими, прекрасно танцевали и знали толк в приятных запахах. Занимались музыкой, пением, рукоделием, иностранки изучали турецкую грамоту. В часы досуга ходили в хамам, играли и гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. В фильме это отражено: есть сцены, в которых Хюррем боится, что кто-нибудь узнает о ее встрече с ворожеей.

Султан часто наблюдал за тем, как женщины купаются в бассейне, а евнухи следили за его реакцией. Фаворитке полагались особые почести: отдельная комната, красивые одежды и встреча с правителем. Когда наложница надоедала, ее, как правило, выдавали замуж за кого-нибудь из придворных. Но все это было до того, как Сулейман встретил Хюррем.

Мужчинам в гарем вход был запрещен. Там имели право появляться только султан, хранитель султанских покоев Ибрагим и евнухи. Кстати, говорят, что Селим Байрактар, сыгравший Сюмбюль агу, хорошо справился с ролью. Ему прекрасно удалось скопировать жесты и повадки евнуха.

К гарему примыкала специальная гаремная территория. Так что неудивительно, что в саду женщины гуляют с непокрытой головой и в платьях с глубоким вырезом.

— Одежда героев сериала вполне соответствует нарядам того времени, — комментирует гардероб актрис Светлана Филипповна Орешкова. — На своей территории женщины могли ходить без головного убора. В Интернете есть информация, что якобы в то время султан не мог носить брюки. Ерунда, штаны носили еще кочевники, а турки произошли от кочевников. В сериале Ибрагим ведет активную переписку со своей возлюбленной Хатидже Султан. Действительно, подходить к ней ему было запрещено.

В Сети описывается, с какой тщательностью создатели сериала избегали появления в кадре апельсинов и помидоров, потому что в то время их не было в Османской империи.

— Апельсины привезли еще крестоносцы, — уверена Орешкова. — А вот помидоров действительно не было.

Любопытный факт: помимо сладостей в гареме обожали баклажаны. С ними было связано множество примет. Если приснится баклажан — к беременности. Не знаешь 50 способов приготовления баклажанов — останешься старой девой.

Мать Сулеймана — Валиде Султан (Небахат Чехре) действительно имела сильное влияние на обитателей дворца, как и показано в фильме. Это не нарушало традицией: султан всегда уважал мать и прислушивался к ее советам. Кстати, Валиде Султан никогда не была законной женой отца Сулеймана Селима I и, предположительно, была дочерью крымского хана.

Дети Хюррем и Сулеймана и битва за престол

Махидевран родила Сулейману сына Мустафу. Говорят, до этого у него было еще двое сыновей от других женщин, но они умерли в детстве.

У Роксоланы и Сулеймана было шестеро детей: сыновья Мехмед, Абдалла, Селим, Баязид и Джахангир и дочь Михримах.

Мехмед умер от чумы. Существуют сведения, что он был любимым сыном Сулеймана. Султан тяжело переживал смерть молодого человека. По неподтвержденным сведениям Джахангир родился неполноценным — у него был горб. Умер он еще юношей. Большие надежды возлагались на Мустафу. Но Хюррем подставила его — в итоге Сулейман обвинил сына в предательстве и приказал убить. Говорят, если бы Мустафа остался жив, история могла бы сложиться иначе…

Началась борьба за власть между Баязидом и Селимом. В итоге Баязид бежал в Иран, где, опять же по требованию Сулеймана, был казнен.

Считается, что Роксолана сильно повлияла на политику государства. Но не этого она добивалась. Мать всего лишь хотела счастья своим сыновьям, именно этим объясняются все ее поступки, а отнюдь не желанием править миром.

— К сожалению, Селим оказался никудышным султаном, — рассказывает востоковед. — Он мало понимал в делах управления государством и любил прикладываться к бутылке, в историю вошел с прозвищем Пьяница. Страной фактически правил старший визирь.

Роксолана

Мужем Михримах стал визирь Рустем-паша Мекри. С ним, кстати, связана одна любопытная история. Были подозрения, что он болен проказой. Но затем у него обнаружили педикулез. Считалось, что у прокаженных вшей быть не может. С того момента пошла поговорка: «Если человеку везет, то даже вошь может принести ему богатство».

Роксолана умерла от простуды. После ее смерти Сулейман не находил себе места. Свое горе он не скрывал и продолжал посвящать любимой жене стихи:

Я изнываю от тоски на вершине печали,

Где день, где ночь я плачу и вздыхаю.

О, горе мне теперь, когда возлюбленной моей не стало.

Как видно, в сериале «Великолепный век» действительно есть некоторые неточности. Но создатели фильма и не претендуют на звание историков. Романтическая история Роксоланы и Сулеймана и расцвета Османской империи взята лишь за основу, остальное — фантазия сценаристов.

Смотрите сериал «Великолепный век» по субботам на канале «Домашний».

Анна Валиева

Благодарим за помощь в подготовке материала Институт востоковедения РАН

По следам «Великолепного века». Какой была настоящая жизнь в гареме

Как жила Роксолана-Хюррем и другие обитательницы дворца султана Сулеймана и что в сериале не соответствует исторической действительности

«Великолепный век» – один из самых популярных турецких сериалов. Захватывающая любовная история, шикарные декорации и костюмы, судьба целой династии. Сериал называют историческим, хотя многие критики отметили искажение фактов. И все же создатели постарались воссоздать восточный колорит. Особенно жизнь и быт гарема.

В центре сюжета — судьба наложницы-украинки Александры/Роксоланы (или Хюррем). Это история самой влиятельной и могущественной женщины Османской империи. Будучи простой наложницей, она сумела добиться любви султана Сулеймана Великолепного, десятого султана, правившего Османской империей с 1520-х годов, став главной женой и матерью престолонаследника.

Интриги, наветы, ложь, хитрость, подкуп, убийства — Хюррем все пускала в ход для того, чтобы добиться поставленной цели. Собственно, здесь создатели «Великолепного века» не преувеличили. В гаремах в те века царило коварство.

Факт: Как считают историки, родоночальниками гаремов является династия арабских халифов Абассидов, которые правили на Ближнем Востоке с середины 700-х годов по середину XIII века. Гарем Османской империи пользовался славой самого крупного на протяжении пяти веков.

Царство женщин

Гарем или харам — это женская обитель, куда посторонним мужчинам вход заказан, не зря слово «харам» в арабском означает «запретное». Во времена Османской империи там обитали жены, малолетние дети, наложницы, рабыни, многочисленные султанские родственницы, а также прислуживающие им и выполняющие роль охранников евнухи. Гаремы жили собственной жизнью, там существовал свой, особый этикет и правила. В каждом из них действовала строгая иерархия. Самые влиятельные и умные обитательницы гаремов могли воздействовать и на политику государства.

Крупные гаремы насчитывали более тысячи наложниц и были символами могущества правителя; степень оказываемого ему уважения во многом зависела от «качества» и количества гарема. Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым большим по площади в мире был состоявший из 400 помещений Зимний гарем Большого сераля Топкапы в Стамбуле. Его построили еще в 1589 году. В начале ХХ века, ко времени свержения султана Абдула Хамида II в 1909 году, количество его обитательниц уменьшилось в разы — с 1200 до 370 наложниц.

«Гарем». Художник: Фернан Кормон

Агенты двора платили огромные суммы за красавиц на невольничьих аукционах. Не красавица попасть туда шанса не имела. На их содержание тратились огромные суммы – порой гаремы разоряли владельцев и опустошали казну.

Во времена Османской империи после смерти хозяина ставший ненужным гарем переселяли в старый и далеко не роскошный дворец, так как новый султан набирал новых одалисок. Со временем обитательниц гарема стали часто и вовсе распускать. Так, например, обычно происходит и сегодня.

Главным, а зачастую и единственным посетителем гарема был муж, хозяин дома. Еще позволялось заходить хранителю султанских покоев – визирю, а также евнухам. В некоторые гаремы пускали «гостей» — например, рассказчиков или музыкантов.

«Сказочник в гареме». Художник: Фредерик Артур Бриджмен

Жизнь обитательниц «женского царства» не ограничивалась стенами дворца. Многие гаремные красавицы могли посещать родных, выходить в город (разумеется, в сопровождении).

На заре империи султаны женились на дочерях правителей других государств, но со временем женами все чаще становились бывшие рабыни. И в истории Османской империи самой первой рабыней, которую султан официально взял в жены, стала Хюррем. На этом и построена история «Великолепного века».

Правда и вымысел

История появления в гареме Сулеймана Хюррем передана правдиво. Ее действительно купил на рынке визирь султана Ибрагим-паша (в фильме роль исполнил актер Окан Ялабык) в подарок владыке. На тот момент девочке было 14 лет. Всех наложниц, предназначенных для гарема, учили турецкому языку, музыке, танцам, поэзии, рукоделию. Иноверкам, как это произошло с Роксоланой, приходилось принимать мусульманскую веру. Любовной науке и сексуальным премудростям обучали дамы с большим опытом – специально нанятые наставницы или, например, родственницы султана.

«Гаремный танец». Художник: Джулио Розати

Каждая женщина в гареме имела свой статус, права и обязанности. На основании статуса определялась величина ее жалованья, количество отведенных ей покоев и прислужниц, право занимать определенную должность. И эта иерархия также хорошо отражена в сериале.

В часы досуга наложницы ходили в хаммам, читали, танцевали, музицировали, гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. И в сериале это тоже показано. Многие зрители помнят сцены, где Хюррем посещает ворожею и опасается, что кто-нибудь узнает об этом.

«Прием». Художник Джон Фредерик Льюис

Женщины, пользующиеся особой благосклонностью, получали дорогие подарки, баловать гарем являлось одной из главных обязанностей супруга. Османские султаны порой дарили любимым наложницам целые дворцы и осыпали драгоценностями – последние активно демонстрировались женщинами. По легенде султан Сулейман (его сыграл актер Халит Эргенч) даже делал дорогие украшения своими руками. После первой ночи он подарил Хюррем кольцо с каплевидным изумрудом.

Это интересно:  Невская косметика крем для лица


«Покупки в гареме». Художник: Сандор Александр Свобода

Факты, которые приукрасили создатели фильма

Образ исторической Хюррем отличается от того, который воплотила турецкая актриса Мирьем Уизерли. Сохранились воспоминания венецианского посла тех времен. Он пишет, что Хюррем была скорее миловидной, чем красивой. В «Великолепном веке» Хюррем просто красотка. И скромной ее трудно назвать. Впрочем, все те ухищрения и приемы, которые она использовала для того, чтобы завоевать расположение Сулеймана и потом добиться привилегий для сыновей, действительно зафиксированы историей. Исследователи подтверждают, что после ее появления в гареме султан Сулейман перестал «входить» к другим женщинам.

Другой романтический вымысел создателей «Великолепного века» связан с историей первой жены Сулеймана. В реальности Махидевран Султан (в сериале ее сыграла актриса Нур Айсан) не была супругой султана. А после того как в порыве ревности она попробовала отравить Хюррем, ее навсегда изгнали из дворца. В сериале же владыка простил ее, позволив вернуться во дворец.

Приукрасили создатели сериала и внешний образ героинь. Прежде всего это касается одежды, которую костюмеры «Великолепного века» заметно осовременили. Таких декольтированных платьев во времена Османской империи точно не носили. Наряды в те века были гораздо проще по фасону, главное богатство костюмов составляла отделка, а также дорогие и фактурные ткани с блестками и золотыми нитями. Ну и, конечно, украшения.

Кадр из сериала «Великолепный век»

Вольно обошлись создатели «Великолепного века» и с прическами героинь. В то время как в сериале красавицы щеголяли роскошными локонами, реальные обитательницы гаремов убирали волосы в аккуратную прическу. Восточные красавицы XVI столетия и подумать не смели о том, чтобы ходить с распущенными волосами – чаще всего им приходилось носить косы.

Гаремы XXI века

Обитательницы современных гаремов чаще всего вольны делать с прическами что угодно. Но что касается иерархии и внутренних правил, то принципы остались прежними. И сегодня гаремы – далеко не пережиток прошлого. По статистике, больше 40% жительниц Пакистана, Иордании, Йемена, Сирии, Мадагаскара, Ирана, Ирака и некоторых стран Африки живут в полигамном браке.

Обладателем одного из самых больших гаремов являлся экс-президент Ирака Саддам Хусейн – по некоторым данным, у него было около пятисот наложниц. А в гареме одного из богатейших мужчин современности – султана Брунея – около семисот женщин. Очень часто в современных гаремах оказываются не восточные женщины, а европейки и американки. Так в гареме султана Брунея одно время находилась «Мисс США-1992» Шеннон Маккетик. А в 2000 году после смерти бывшего президента Сирии Хафеза Аль-Асада выяснилось, что среди его 40 наложниц не было ни одной арабской девушки – как писала европейская пресса, среди них были и немки, и шведки, и француженки.

Великолепный век

Muhtesem Yüzyil

Сюжет сериала:

Турецкая сага о правителе Османской империи и его безумной любви к украинской красавице отчасти основана на реальных событиях. Сериал повествует о наиболее заметных событиях правления султана Сулеймана Великолепного и о его взаимоотношениях с наложницей Александрой, принявшей ислам и получившей имя Хюррем. Османы взяли её в плен во времена набега крымских татар на Рогатин, после чего она была подарена султану будущим визирем Ибрагимом-пашой. Александра — не только искусная любовница, но и умная, интересная собеседница, хорошо разбирающаяся в искусстве и государственных делах. Чтобы реализовать свои амбиции в султанате, Хюррем нейтрализует всех, кто ей может в этом помешать. «Великолепный век» выходит с 2011 года и с тех пор попал на экраны более 40-а стран мира — необычайный успех для турецкого сериала.

Рецензии и отзывы к сериалу

Мыльная опера о жизни во дворце султана изжила себя к концу второго сезона.

Сериал об османском султане Сулеймане I и его украинской наложнице и впоследствии жене Александре вызвал бурю протестов, касающихся правдоподобности и исторической достоверности сюжета. Турецкое телевидение получило десятки тысяч жалоб на «фактические ошибки», у здания ответственной студии протестовали толпы туристов, возмущенных искажением истории, а премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что сериал внушает молодежи неправильное представление о предках. На самом же деле создатели сериала ни на какую достоверность не претендовали и на все вопросы упорно отвечают, что с самого начала всех предупреждали: сериал только вдохновлен историческими событиями.

Не видевших сериал все эти разговоры об истории могут сбить с толку, но первые серии расставляют все на свои места: «Великолепный век» — классическая мыльная опера и написана по законам жанра, а не истории, которая только время от времени вторгается в мир гаремных интриг — всегда в самый неподходящий момент. Тем не менее с выбором гарема Сулеймана в качестве места действия авторов сериала можно только поздравить: миллионы зрителей проигнорировали искажения фактов, сделав выбор в пользу вымышленной истории семейных интриг в роскошных интерьерах. Великолепный синий с золотым узором халат султана Сулеймана — вот ответ на вопрос, почему сам Сулейман I из просвещенного, но жесткого тирана в несоразмерном головном уборе превратился в добросердечного отца семейства с грустным взглядом и красиво уложенной бородой.

Великолепный халат, как и утратившие всякую связь с историческими прототипами платья и короны наложниц, с первых кадров заявляет о сказочности происходящего на экране: мать султана — злая королева из «Белоснежки», а его сестра и наложницы, конкурентки Александры, — завистливые Золушкины сестры. Все наложницы невероятно красивы, дети трогательны, а мистические сновидения сняты с грандиозными для мыльной оперы спецэффектами. К сожалению, авторы не нашли в себе смелости до конца придерживаться заявленного курса и полностью отказаться от привязки к истории. В результате, когда к концу второго сезона все правдоподобные варианты развития событий в гареме заканчиваются, остается только повторять пройденное с минимальными изменениями. Все герои по нескольку раз отравлены, взаимные угрозы предсказуемы, диалоги повторяются от серии к серии («да кто ты такая, чтобы мне указывать?»). К третьему сезону даже самая невнимательная зрительница знает, как, будучи простой наложницей, навсегда завладеть сердцем вымышленного султана: алгоритм действий очень простой, но раз за разом действует, так что стал рутиной. В принципе, в этом есть какая-то ирония.

Данная рецензия будет представлять собой правдивый взгляд на сериал, с учетом всех нюансов и мелких деталей.
Великолепный век,- сериал о средневековье, о веке Султана Сулеймана.
По оценкам зрителей, сериал удостоился высокой славы. Безусловно, сериал снят на высшем уровне, наряды, дворец, практически все изображено, как и в былые времена. Я посмотрел сериал не целиком, чуть меньше пол сотни серий мне еще предстоит посмотреть, но я уже могу сделать многие выводы. Начнем с сюжета, изображенного режиссерами *под своим углом* — Чушь полная, режиссеры не капли не старались, дорабатывая персонажей и их сценарии, полная чушь и реализация диалогов просто не может не сводить с ума, однако подача сериала на высшем уровне, здесь спорить бессмысленно. Вся проблема в том, что сериал представляет собой категорию фантастики, вещи, изображенные в сериале, не имеют место быть в действительности, использую историю, они *перековеркали* и воссоздали ложною *пародию* на век Султана Сулеймана. Взаимоотношения на столько неправдоподобны и нелепы, что на протяжении всего сериала хочется взять и выключить и больше не смотреть, что я и неоднократно делал. Хюрем, супруга султана — королева и царица мира, султан без возражений выполняет любую ее просьбу и приказ, и выполняя его, думал, что он все контролирует. Хюрем, управляет так опрометчиво всем гаромом, султаном и большинством султанш. Дело в том, что показанная преданность возникла из нечего, просто персонаж появился в сериале и сразу же *стелится* под Хюрем, и нет этому не конца ни края. Валиде — мать Султана, невзлюбила Хюрем изначально, а потом, Хюрем начала в открытую, не стесняясь оскорблять и унижать ее, угрожать в том, что убьет ее или же избавится от нее, а через несколько серий Валиде снова общается с ней как с подругой, и даже дело не в том, что она может специально дружить с Хюрем для своей выгоды, а в том, что Хюрем пришла — наврала — и Валиде расстаяла от необыкновенной лжи. Таких ситуаций в сериале полным полно, когда Хюрем, будучи в огромной ссоре, за секунду превращает врага в друга полнейшей ложью, а потом снова в врага — и так раз по пять с каждым персонажем, и все они ведутся как первый раз !!
Мне, человеку смотрящему внимательно, видно это очень хорошо, да и не нужно вникать в каждую серию, чтобы сказать: «Да что за бред ! Она же только что грозилась тебя убить, а теперь ты с ней лучшей подругой стал(а) . » В общем и в целом — сериал снят прекрасно, подан отлично и хорошо зашел у зрителей, НО реализация диалогов, реализация того времени и тех людей в истории — полнейшая чушь ! Единственное, что в сериале кажется бредом, но можно понять — это любовь султана к Хюрем, что бы ему не докладывали о ней, какие бы доказательства не предъявили — он будет на ее стороне, хотя всем говорит, что вершит правосудие ! Но он ее бесконечно и безповоротно любит, поэтому, это хоть как-то можно оправдать, хотя, конечно тоже бредовее я не видел
Оценка 3/5

Сериал стал умнее и человечнее.
Когда я начала смотреть сериал на Домашнем впервые, то мне стало даже не только тяжело, но плохо от рутины, топтания на одном месте, повторений и лязгающего сопровождения пол-серии..
Однако сериал я начала смотреть и посмотрела его, втянулась и сжилась (время некуда было девать, смотрела в интернете подряд). Прошло время прочитала несколько книг одноименных. В сериале раздражало в каждой серии глобальная и новая катастрофа.
Вот пошло повторение в 2018. Я включилась снова, чтоб освежить приятные картинки и была очень обрадована тем, что сериал изменен и почти в каждой серии добавлены логические сцены поясняющие какие-то детали и еще.. убрано множество нагромождений скандалов, которые мы видели и понимали как навороченный материал для удержания зрителя. И это неожиданно радует. Сериал стал умнее и человечнее. Правда пока я досмотрела до 20 серии 1 сезона.. хватит ли интереса смотреть дальше? Но такой фильм нравится и скучаешь по их лицам. Перевод и озвучка не очень. Мне случалось в первом просмотре встречаться с турецким звуком и переводчиком.. Хорошо! Лучше бы так для нас сделали.. Спасибо. Порадовал.

Я уже несколько раз смотрю этот сериал — «Великолепный век», и говорю: великолепный фильм, с замечательными актёрами, красивыми историческими костюмами, интересным, захватывающим сценарием. «Великолепный век» выгодно отличается от всех сериалов во-первых, интересной исторической темой, во-вторых, удачно подобранными актёрами, ну, и ещё много «в третьих», и т.д. положительных моментов! Мне нравится, как представили этот фильм на экране: показали, как делали этот фильм, и та атмосфера энтузиазма, доброжелательности, воодушевления, командного духа — всё это, несомненно, сказалось и на конечном результате — фильм удался! И я поздравляю всех создателей этого прекрасного фильма-сериала, и нас, зрителей, с праздником, который нам подарили! Спасибо всем, и удачи.

Как то нибыло, но можно ли найти замену различным псевдоисторическим голливудским шаблонным поделкам вроде плохим «Троям», «Гераклам» и прочим «Спартанцам» Снайдера или качественным проектам канала HBO вроде «Рима», «Борджиа»? Есть за голливудской нишей, равные проекты, в стране с таким историческим пластом, как Турция казалось была возможность что предоставить Османская империя, баталии на море и на суше, военные и культурные завоевания, интриги внутри и за пределами страны и т.д. И вот «Прекрасный век» казалось ждет непростая еще более запутанная (чем у «Борджиа» с ее поздним средневековьем) и более беспощадная, жестокая. Увы, но под покрывалом исторической костюмированой драмы оказалась «мыльная опера», в прямом по всем знакомым латино-американским аналогам. Кто-то сетует на псевдоисторичность, однако вряд ли это послужило основным препятствием, если таковым не является бездарная перебивка на курс псевдоисторической «санта- барбары». Что до сюжета сей продукт хочет казатся скорее высокохудоственным, попытками быть похожим на пушкинский «бахчисарайский фонтан» или говардовскую «тень Вальгаллы». Однако ввиду косорукости эти деятели примутся в очередной раз поганить свое достояние. Так как и Риджет Таип Эрдоган согласен, что подобная халтура есть издевательство над исторической действительностью

Султан Сулейман сын крымской принцессы, монгольских кровей-подтверждение тому имя его любимой жены — ХЮРРЕМ-что с монгольского и калмыцкого языка переводится как —свадьба, веселье, радостное событие. Приятно получить такой прекрасный привет от предков своих. Неоднократно пересмотрела сериал и только сейчас пришло в голову что ее имя такое

Лично мне очень понравился сериал!На мой взгляд это лучший из всех озвученных турецких сериалов. Интересный сюжет(может быть не совсем исторически точный и правильный), роскошные костюмы и драгоценности, богатые и с большим вкусом интерьеры дворца, отличная игра всех актёров. Что ещё нужно для приятного времяпрвождения. Хюррем (Александра-Анастасия-Роксолона), эта рыжеволосая бестия, красивая, умная, дерзкая сломала все моговековые устои турецкого гарема. И после бесчисленных интриг, предательства, потерь взошла к вершине праления султаната.А какие красивые слова о любви говорят Сулейман и Хюррем, Ибрагим и Хатидже.. Какие прекрасные саундтреки(особенно скрипка). Всё великолепно в этом фильме!Молодцы все постановщики сериала, сериал просто супер. Без единого выстрела он покорил полмиллиарда зрителей, это здорово.

Красивый, интересный, яркий с необычайным сюжетом любви и интриг, борьба поколений,и одна любовь на всю жизнь! Смотрите и наслаждайтесь, фильм увлекает от серии к серии! Спасибо огромное всем, за возможность видеть этот «Шедевр мировой истории»! Ждем продолжения, правления потомков, Хюррем и Сулеймана! Кесем султан, Фатьма,и другие!

Во -первых это история, во-вторых подобран потрясающий актерский состав который так гармоничны в своих ролях. Каждую серию я смотрела с замиранием и диким интересом, а что же будет дальше. Пересмотрела 2 раза, жаль что нет продолжения сериала как правил и развалил государство Селим. Браво всем кто работал над этим сериалом.

Этот сериал не просто хорош, он великолепен! Я думаю он не менее великолепен чем советский фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Игра актеров, великолепные декорации, костюмы. А музыка! Я прожила с этим фильмом 2 года. В моей жизни 2,3 фильма, которые так понравились мне и «Великолепный век» стоит на первом месте! Спасибо создателям этого фильма: режиссерам, актерам, костюмерам. гримерам, музыкантам и композиторам! Ждем от Вас таких же прекрассных фильмов!

Сериал «Великолепный век» Прекрасен! Достойный! Красивый! Интересный! Всем советую! Но есть немного критики, конструктивной конечно же))
Возможно сериал «Великолепный век» — и не документальный фильм, а лишь экранизированная красивая сказка, как там и говорится перед началом каждой серии, источником вдохновения для которой послужили столь яркие исторические события.
Но! Сейчас, подходя к финалу фильма и оценивая его в целом, понимаешь, что есть сформировавшиеся о нем вполне конкретные впечатления как о работе. Много хороших и их больше!
Но есть и недоработки, например:
Если уж вы беретесь снимать даже сериал в основу которого ложатся исторические события, то будьте добры отражайте истинные основные аспекты, черты личности и влияние на события!
Лично мне сериал ооооочень нравится! Захватывает! Сюжет, костюмы прекрасны и украшения-отдельная тема для обсуждения, декорации, лирические мотивы, музыка, построение серий как отдельный маленький рассказ в общем контексте-это тоже очень интересно. а игра актеров. хороши! Сам Султан-наверное лучше бы не сыграл никто! Валиде-браво! Хатидже, Ибрагим-Паша, Сюмбюль-ага, Махидевран, Мустафа и все сыновья Сулеймана — такие умнички! Мерьем в роли Хюррем — вообще нет слов-красавица! Даже зрачками глаз играет!)) Теперь обожаю её! И вообще актеры подобраны идеально! Продуманно, даже на роли слуг!
Однако есть 2 очень важных упущения в сериале, которым не придали значения и в предшествующих экранизациях данной истории.
1) Думаю, что многие согласятся, в самом сценарии изначально до конца не раскрыт образ Хюррем. Она показана как очень красивая женщина, умелая и страстная любовница, заботливая мать, милосердная правоверная мусульманка, помогавшая бедным, мудрая волевая и сильная личность, перенявшая стиль жизни окружения, их игру по правилам и обратившая всё это на службу своих интересов. Но в конечном итоге, даже услужив султану, родив ему детей и построив мечети, бани и убежища для бедных, нельзя сделаться госпожой из рабыни! Невозможно только путем интриг и подкупов добиться такого высокого положения, которое она занимала! И великая любовь Султана Сулеймана к ней объясняется не только ее выдающимися внешними данными)
В сериале мы видим просто очень смелую, яркую, хитрую, умело воспользовавшуюся своими прелестями наложницу, которая мудреет от опыта проживания в гареме и, не щадя врагов своих, добивается власти их же методами. А это далеко не так!
В фильме почему то совсем не отражен тот факт, что кроме как элементарно выучиться читать и писать, а впоследствии очень осторожно, но настойчиво давать советы Сулейману, Хюррем получила очень хорошее образование! Это сыграло главенствующую роль в ее судьбе!
Хюррем знала несколько языков в совершенстве, изучила историю, географию, точные науки и даже писала стихи на персидском-они переписывались с Сулейманом ими и это кстати, односторонне отражено в сериале. Образование очень отличало ее от женщин всего гарема! И именно знания, ум дали ей возможность выжить и в дальнейшем быть для Султана еще и советчицей, первым другом при ее истинной преданности и любви и по ходу действий влиять даже на политические события! Она вела дипломатическую переписку, участвовала в Диване и показывалась с открытым лицом, имея при этом среди народа статус правовернейшей мусульманки. А один никях (брак) с Султаном Сулейманом при неизменности вековых устоев чего стоил!
Не думаю, что Султан так высоко оценил и наделил бы полномочиями просто искусную красавицу-интриганку)) Ни один уважающий себя правитель этого не сделал бы)) Роди она ему хоть 100 детей!)
Так, в фильме Фатиха Аксоя «Хюррем-Султан» 2003г, Хюррем еще хоть как-то отдаленно показана как образованная мадам. А все остальные, включая предмет обсуждения, не удосужились) Жаль) Притом, что основные политические события того времени и роль самого Султана в них в «Великолепном веке» отражены вполне достойно для уровня сериала.
2) И второй немаловажный фактор упущения:
Сама страна! В сериале невозможно мало и скудно показана сама страна, природа Турции! а ведь это море, горы, невероятные пейзажи и захватывающие ландшафты! Сериал показан во многих странах. Смотрят его все от мала до велика, учитывая доступность, интригу, неординарность сюжета, красиво снятые серии и затягивающую форму повествования. Среди них есть люди, которые никогда не видели Турцию. Почему бы не показать ее во всей красе?! Тем более, что название сериала говорит именно о величии и расцвете государства в то время (что, кстати подтверждается историческими фактами))! Да и для тех кто побывал в этой стране. им разве не поласкали бы взор истинные красоты Турции?))
Даже дворцовый сад. Снят так, будто их садовнику платят раз в полгода!))
А если это берег моря, на котором стоит конь с оседлавшим его Султаном, то это обязательно скалистый обрывок берега, ничем не примечательный и не отличающий его от любого другого, скажем, к примеру, в Заболотинске))
Да и вообще, как так получилось, что снимая сериал о Турции-наикрасивейшем крае, в основу его положены сцены в павильонах: переговоры в личных покоях и коридорах дворца?!
Если сюжет на рынке, то это тоже отражено очень скудно! Кто тогда как и чем торговал можно уследить лишь мельком! А описанные проводимые тогда празднества с приглашенными музыкантами, фокусниками, циркачами и даже рыцарями из разных стран?! Они как? А диковинные животные, привозимые Султану для увеселения? Кроме попугаев и лошади мы не увидели ничего! А ведь это были и жирафы и слоны. сама мощь Османской империи в те времена отражалась ведь и в этом!
Неужели бюджет сериала не позволил провести более частые съемки на природе и в более живописных местах? Привести дворцовый парк в восхищение взгляда? Хотя бы искусственными цветами? Сейчас их очень хорошо и дешево делают))
То есть сериалом до конца не раскрыта суть его названия, не смотря на показанные сражения (что кстати тоже не очень, но для сериала еще терпимо) и завоевания Султана. Коль уж Великую империю тех времен показываете, то показывайте как положено!))
При всей моей любви к этому сериалу, эти два фактора упущения слишком бросаются в глаза, чтобы их не осветить!
Понятно, что сериал невозможно переснять заново или сейчас уже закинуть парочку магнолий и добавить туда фонтан и роз в дворцовый сад))
Но может быть и будут еще снимать последователи. хотелось бы перечисленное выше увидеть всё-таки)
Хотя прямо сейчас не хочется видеть ни другую Хюррем, ни другого Сулеймана. надолго вжились. уж очень натурально и профессионально сыграли!
Сам сериал в общем, конечно же, гениален! Мотивирует не только смотреть, наслаждаться. раскрыты основные жизненные ценности, пороки людей, их слабости, уроки в связи с этим, последствия. отражены в судьбах героев, актеры гениально передают переживания персонажей при этом и заставляют задуматься. очень трогательно и глубоко сняты моменты любви и тд. но что еще немаловажно, сериал заставляет (нормальных людей по крайней мере) залезть в интернет на тему, почитать биографию, углубиться в историю, изучить хотя бы поверхностно исторические документы касательно данной эпохи и тех людей. это уже успех! Браво и Спасибо вам!)

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector