Воля Три Уровня Силы

У людей с Третьей Волей нет четкого представления о своих желаниях и о своем месте в мире, они постоянно сомневаются в том, на что имеют право. Мир кажется им пугающе сильным, давящим, и с этим давлением они постоянно сталкиваются, испытывая настоящую боль.

Поскольку Воля – это стержень личности, а Третья функция является раздвоенной и уязвимой, то люди с Третьей Волей — это люди, у которых раздвоен и уязвлен самый стержень их личности. Такой человек становится весь как Третья функция. Шатание свойственно не только Воле, но и другим функциям Третьевольных людей: то же, что с Волей, творится с их Логикой, Физикой, Эмоцией. И удары, которые жизнь наносит по любой функции психотипа, воспринимаются ими как глобальный кошмар. Человек становится тотально ранимым и находится в вечном в разладе с самим собой. Отсюда проистекают остальные особенности поведения Третьевольных людей.

Чужие оценки не просто задевают человека с Третьей Волей, а буквально сотрясают до самых основ. Поэтому он привыкает прятать свои недостатки, надевать маски, подстраиваться под окружающих, стараясь казаться лучше, чем есть.

Зависть, свойственная Третьей функции, в данном случае становится глобальной: человек завидует не только высокой Воле других, но и любой другой функции — вообще другим людям, которые в чем-то лучше, чем он, или преуспели больше, чем он. Поэтому если кто-то специально бросает в глаза Третьевольному свои заслуги, подчеркивает, что лучше его, это может вызвать у Третьей Воли большую враждебность.

Точно такой же глобальной, как зависть, здесь становится и благодарность. Когда Третьевольного человека хвалят по ЛЮБОЙ функции, даже по Второй, ему это бесконечно приятно.

При ударах по Третьей функции людям свойственно опираться на Первую, а у Третьевольных людей удары происходят практически постоянно, причем удары эти касаются всей их личности, поэтому получается, что они стремятся всех себя полностью повесить на Первую функцию, вследствие чего выражение их Первой функции не просто становится избыточным, а может переходить за рамки нормального. Поэтому так много сумасшедших среди Третьевольных людей.

Раздвоенность Третьей Воли состоит в том, что она, с одной стороны, убеждена в своем ничтожестве, а с другой — в своем величии. Правда, «убеждена» — это неточное слово. Она хотела бы быть убежденной. И постоянно старается доказать свою значимость другим и себе. Книги Достоевского – классика описания Третьей Воли. Мучения Раскольникова — «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — хорошо отражают свойства Третьевольных людей.

Третьей Воле сложно уживаться с людьми, она постоянно не удовлетворена тем, что имеет. Мир видится ей злым, несправедливым, жестоким. Ей часто кажется, что люди не любят и не уважают ее. В этом есть доля правды: Третьевольных людей действительно не так просто любить: они мнительны, обидчивы, капризны и зачастую не уважают ни себя, ни окружающих.

Обычно у Третьевольных людей бывает очень мало настоящих друзей. А в детстве — большие проблемы со сверстниками, одноклассниками, родителями. Их часто кто-нибудь «обижает», и эти обиды они могут нести с собой всю жизнь.

Даже если окружающие ничем не задевают и не обижают Третью Волю, она может придумывать обиды. Ей свойственно принимать на свой счет даже то, что к ней не относится. Кто-нибудь случайно обронит фразу о том, что чего-то не любит в других людях, — Третья Воля непременно примет это на свой счет. И когда-нибудь отомстит. Окружающих может поразить перемена, произошедшая с человеком, который всегда казался таким кротким и покладистым, таким любящим и добрым. Их может поразить его злопамятность, когда он начнет вдруг высказывать все свои претензии и тонкие наблюдения, которые в свое время сделал и хранил в памяти специально для того, чтобы однажды бросить в лицо. Даже если мстить не за что, Третья Воля может мстить обществу или людям просто за чувство собственной неполноценности.

Третьевольные люди страшно не любят насилия над собой, однако они не могут пойти на открытое противодействие и, внешне подчиняясь, внутри себя копят обиды — и однажды может наступить день, когда обидчика настигнет их месть.

Алкоголь сильно меняет Третью Волю: милейший и обходительнейший человек может превратиться в мерзкого хама. Многие Третьевольщики, которым важно всегда сохранять лицо, боятся прикасаться к алкоголю.

Третья Воля очень много энергии тратит на то, чтобы предохранить себя от реальных и мнимых ран, которые могут нанести ей окружающие или жизнь, она слишком занята просчитыванием чужих реакций и анализом своих, поэтому у нее остается слишком мало энергии на то, чтобы интересоваться чем-либо, кроме себя, чтобы видеть мир без искажений, чтобы вести за собой и делать дела.

Третьевольные люди редко чему-либо или кому-либо бывают верны. Они могут изображать верность или заверять в ней других, но если изменятся обстоятельства — они изменят своим прежним идеалам и подстроятся под новые. Со стороны это может показаться предательством. Но для Третьей Воли это естественное течение жизни, за которым она чутко следует.

Третья Воля ничему не может до конца сказать ни «да», ни «нет». Третьевольный человек может метаться между этими «да» и «нет» — и в этом также проявляется раздвоенность его личности.

Третьевольные люди с легкостью «служат двум господам». Для них в этом нет ничего аморального. Господами могут быть как люди, так и убеждения и даже страны.

Универсальным средством самозащиты Третьей Воли становится ложь. Иначе ей было бы слишком сложно выжить, так как она чрезмерно чувствительна к общественному мнению. Ей просто необходимо придумать какой-нибудь панцирь, в котором она могла бы чувствовать себя защищенной. И ложь становится таким панцирем. Третьевольные люди лгут, когда надо и когда не надо. Ложь становится их привычкой с самого детства, и к взрослому возрасту обычно оттачивается до совершенства. Можно сказать, что ложь – это психотипический порок, свойственный Третьей Воле.

Третья Воля категорически не способна признать свою вину. Она может сколько угодно сознавать, что виновата, но признать этого перед другими просто не в состоянии. Для нее это все равно что признать свою ничтожество. Точно так же сложно для нее попросить прощения. Но неприятности, которые она вольно или невольно причиняет другим, она может компенсировать подарками или деньгами.

Картина мира Третьей Воли является очень сложной, иерархической, кастовой, и на то, какое место занимает человек в этой иерархии, по мнению Третьей Воли, влияет бесчисленное число факторов, от внешности до религиозной принадлежности. Третьевольные люди тонко различают «чины» и «сословия», могут по одним им ведомым приметам определять, кому следует польстить, а кем пренебречь, и в какой момент. У этой черты есть положительная сторона: Третья Воля чутко относится к сословным барьерам, что помогает ей избежать неприятностей там, где другие Воли о них спотыкаются. Иерархичность картины мира Третьей Воли распространяется не только на общественную жизнь, но и на все сферы жизни. Если это писатель или философ — замысловатая иерархия просматривается в его книгах и философских трудах. Даже в семье Третья Воля организует сложную систему соподчинения.

Третья Воля любит власть почти так же страстно, как Первая, но не обладает достаточными волевыми качествами, чтобы взять и удержать эту власть. Она слишком слаба, чтобы править, но слишком сильна, чтобы позволить другим управлять собой. Поэтому Третьевольные люди часто втираются в доверие к служителям власти, стремятся завести выгодные знакомства, которыми щедро хвастаются потом перед своими товарищами.

Поведение Третьевольных людей часто выглядит как «загадочное». Нередко им присущ роковой взгляд, что является определенной маской. Амплуа загадочного героя – попытка посмотреть из своей «ракушки» на окружающий мир, чтобы понять его ожидания и отреагировать наиболее выгодным или безопасным образом. Третья Воля следит из-под своей маски за реакцией окружающих – чтобы как можно лучше узнать их желания и подстроиться под тот образ, который они ожидают увидеть.

Третья Воля — прирожденный актер. И не только в театре, но и в жизни. Третья Воля очень хорошо вживается в роль. Если роль не подходит, она меняет ее. Такой человек может перебирать различные роли и менять их прямо по ходу разговора, что обычно дается ему очень легко.

Третья Воля, помимо актерского дара, обладает даром психолога. Она очень любопытна к людям и постоянно следит за ними, собирает факты, которые при случае можно использовать против них, а то и просто сплетни. Наблюдения Третьей Воли часто очень меткие и точные, но почти все они касаются недостатков людей, которые она может потом едко высмеять.

Третьевольные люди обладают обостренным чутьем на все смешное и уродливое. Это люди ядовитые. Поскольку они сами ранимы и стержень их жизни – Воля – колеблется, то они и в других ищут больное, ранимое, злое. В них живет желание поиздеваться над окружающими. При этом сама Третья Воля страшно не любит насмешек над собой.

Привыкнув постоянно играть на публику, постоянно носить маску, Третья Воля тем не менее жаждет исповеди. И находит способы исповедоваться: либо в церкви, либо в своих дневниках, либо с людьми, которым на данный момент может доверить свои тайны. Часто она специально находит таких людей и общается с ними только тогда, когда испытывает потребность в откровенности.

Даже при внешней статусности, Третья Воля не действует решительно. Она тонко втягивает окружающих во взаимодействие, нередко перекладывая ответственность за общие действия на других. Цель Третьей Воли – активизировать окружающих, зажечь какой-нибудь идеей. Коммуникативные способности у нее развиты лучше, чем у любой другой Воли. Она очень хорошо вступает в коммуникации со всеми, может сказать одному одно, другому другое – и в итоге закручивает интригу, благодаря которой получает влияние. Можно называть это манипуляцией, но обвинение в манипулятивности идет от того, что другие Воли не понимают такого способа поведения, так как он не свойственен им.

Это интересно:  Худеем К Новому Году

У Третьей Воли большие проблемы с ответственностью. Она может пообещать все что угодно, но ничего не сделать, хотя другие на нее рассчитывали. Из-за этого у окружающих нередко возникает эффект обманутых ожиданий. Сами же Третьевольные люди говорят: «Просто мы по-другому понимаем ответственность. Мир настолько сложен, что ни за что нельзя поручиться наверняка».

Внутри Третьевольного человека всегда идет некий поиск своего Я. Такой человек не уверен в себе и не очень хорошо понимает, «кто он». В зависимости от ситуации, настроения или собеседника, у него могут складываться разные представления о себе.

Поиск себя – основа мотивации Третьевольного человека. Человек с Третьей Волей готов рисковать, пробовать новые роли и испытывать то, что он раньше не испытывал. Например, он может пойти на принципиально новую работу, уехать в другую страну, пойти на должность, на которой никогда не работал прежде, — для того, чтобы прожить этот опыт и испытать себя. Третьей Воле нравится открывать в себе новые грани. У нее есть мотивация все время расти, двигаться вперед.

Так же как испытывать себя, Третья Воля любит испытывать других. Прежде всего по Воле (то есть проверяя, где другой человек прогнется, а где нет), но также и по любой другой функции. Даже обращенная к людям Вторая функция Третьевольного человека может использоваться им для того, чтобы испытывать по ней других.

Третья Воля — человек толпы. Там, среди таких же, как она, ей вполне уютно. В толпе она может ни за что не нести ответственности, не проявлять индивидуальности, здесь она избавлена от необходимости делать самостоятельный выбор. Очень часто Третьевольные люди присоединяются к какой-нибудь группе или общественному течению и составляют самое его ядро.

Третья Воля — заложница моды и модных течений. Она любит то, что популярно, то, что носят все.

Третьевольные люди часто бывают очень талантливы. Творчество — их подлинная стихия. Но оно носит несколько попсовый характер. Третья Воля слишком ориентируется на мнение толпы, слишком стремится подстроиться под нее. Творческому самовыражению Третьей Воли не хватает независимости.

Третьевольный человек словно вносит в пространство напряженность, наэлектризованность, нервозность. От некоторых Третьевольных людей идет ощущение глобального страха и неуверенности. В их глазах, словах, во всем их поведении словно скрыто нечто больное, слабое, злое. Также во внешности и движениях Третьей Воли ощущается нечто зажатое, несвободное.

Ускользающий, бегающий взгляд — наиболее яркая внешняя примета Третьей Воли. Даже если человек контролирует свой взгляд, общаясь с глазу на глаз, можно заметить, как этот взгляд недружелюбно скользит по лицам окружающих, когда человек думает, что его никто не видит.

Людям с Третьей Волей свойственно носить темные очки, даже когда в том нет необходимости.

Еще одна верная примета Третьей Воли — кислое, злое выражение лица, которое часто портит их привлекательную внешность.

Словарь Третьей Воли содержит очень много сниженной лексики. Других людей она любит называть по фамилии или давать им какое-нибудь едкое прозвище. Третья Воля любит крепкое матерное словцо и вообще обладает прекрасными способностями обругать, обозвать, унизить.

Большинство людей, живущих на Земле, имеют Третью Волю. Третьевольность – общественно желательная характеристика: люди с Третьей Волей, как правило, выбирают для себя такие роли, какие более всего одобряются социумом. Реклама, психологические тренинги, фильмы, поп-музыка и многое другое, что может дать социум, ориентировано в основном на Третью Волю.

В случае если Третьевольный человек занимается саморазвитием и укрепляет свою Третью функцию, проявления его Третьей Воли становятся более сглаженными. Воля останется такой же чувствительной и тонко настроенной на восприятие окружающих, но злость, мстительность, ложь и другие свойства Третьей Воли перестают в этом случае иметь власть над человеком.

Охарактеризуйте уровень и степень развития Вашей силы воли

С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто дела­ешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, о бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается изве­стным изречением »что мне, больше всех надо. » Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, можетбыть, это поможет тебе изменить свое от­ношение к окружающим икое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого ты только выиграешь.

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинте­ресна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют ото­рваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на де­журство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию — на работе (учебе)или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные со­блазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было заплани­ровано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх,предстоящий полет на самолете или посе­щение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда пре­одолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения.

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты чело­веком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую по­ездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня; время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выпол­нение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не пока­зались тебе слова «противной стороны»?

Да + + +
Нет + + + + +
Не знаю, иногда + + + + + + +

Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятстви­ем, тоначинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься вы­полнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательносказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует ив глазах окружа­ющих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

10. Охарактеризуйте степень Вашей самостоятельности и активности и Ваш уровень субъективного контроля по Роттеру.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обсто­ятельств, чем от способностей и усилий человека. НЕТ

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели при­спосабливаться друг к другу. НЕТ

3. Болезнь дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь НЕТ

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют ин­тереса и дружелюбия к окружающим. ДА

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. НЕТ

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпа­тию других людей. НЕТ

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. НЕТ

8 Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. ДА

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. ДА

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, чем от моих собственных усилий. ДА

11. Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их. НЕТ

12. То, что многим людям кажется удачей или везеньем, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. ДА

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоро­вью, чем врачи и лекарство. ДА

14. Если люди не подходят друг Другу, то, как бы они не старались нала­дить семейную жизнь, они все равно не смогут. ДА

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. ДА

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. ДА

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни ДА

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. НЕТ

19. Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и степе­ни подготовленности. НЕТ

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чум за про­тивоположной стороной. НЕТ

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. ДА

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоя­тельно определять, как и что делать. НЕТ

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. НЕТ

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. НЕТ

25. В конце концов, .за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. ДА

26. Я часточувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся се­мейных отношениях. ДА

Это интересно:  Безсульфатные шампуни после кератинового выпрямления список

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. НЕТ

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными. ДА

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук ДА

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. НЕТ

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий. ДА

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. НЕТ

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаше были виноваты другие люди, чем н сам. НЕТ

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и пра­вильно его одевать. ДА

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. ДА

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от слу­чая или везения. ДА

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. НЕТ

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. ДА

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоя­тельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. НЕТ

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. ДА

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно раз­решить даже при самом сильном желании. ДА

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, долж­ны винить в этом только самих себя. ДА

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. ДА

44. Большинство моих неудач в моей жизни произошло от неумения, не­знания или лени, и мало зависели от везения или невезения. ДА

Низкий показатель (порядка 11 баллов и ниже) по шкале «интернальность-экстернальность» соответствует низкому УСК (экстернальности). Экстерналы не усматривают связи между своими поступками и значимыми для них событиями, полагают, что не способны контролировать развитие таких событий, так как большинство из них является результатом дейст­вия других людей или случая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 15 • воля

Воля — процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: пер­вый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй — проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации, по мнению ученых, происходит через измене­ние смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, на­оборот, его торможение. Изменение смысла действия — необходи­мый психологический механизм волевого действия. Так, по мне­нию Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может про­ходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависи­мости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь дейст­вия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности оста­ются невключенными;

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречает­ся с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, уста­лость, страдания). На этом уровне личность становится субъектом деятельности. В этом случае человек вынужден создавать дополни­тельные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ра­ди первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция — это подключе­ние к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравствен­

ных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления. Этой точки зрения придерживаются В.А. Иванников, Л.М. Веккер и др.

В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятель­ности и поведения человека, овладения им собой (К.А. Абдульхано-ва-Славская, О.А. Конопкин, В.К. Калин, Т.И. Шульга и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения челове­ка, а в конечном итоге на изменение его личности, то есть волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой — на самоизменение. Функцио­нальная структура процесса волевой регуляции состоит из трех ком­понентов: 1) мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2) исполнительское звено (способы действий и поведения как вне­шние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные са­мим; 3) оценочно-результативное звено (результаты действий и ре­зультаты самоизменения субъекта).

Волевая регуляция — высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Действия произвольные — действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.

Действия непроизвольные — действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия.

Действия импульсивные- действие, «запущенное» стимулом, со­вершаемое мгновенно, без обдумывания, оно кратковременное и не­редко немотивированно.

Действия волевые- действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) постав­ленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, то есть обозначается конкретными словами); в) на пути к цели пре­одолеваются внешние (внутренние) трудности.

Воля выполняет четыре функции.

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характери­зуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежела­тельной активности, мотивов и действий, не соответствующих ми­ровоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, созна­тельной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

4. Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, де­ятельности, на изменение собственной личности.

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и тор­можения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возни­кает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность. Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. На основе времен­ных связей между различными центрами коры мозга складывают­ся и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что и создает условия целенаправленного поведения. Регулятор во­левой деятельности — лобные доли коры больших полушарий. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент резуль­тата с предварительно составленной программой. Функцию регуля­ции выполняют специальные пирамидальные клетки мозга. При по­ражении этих клеток наступает паралич или неловкость движений, теряются навыки.

Структура волевого акта

1. Побуждение к действию (потребности, мотивы).

2. Препятствие и борьба мотивов (подключение других моти­вов- ценностей личности). Борьба мотивов может продолжать­ся достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации.

3. Принятие решения.

4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть также достаточно продолжительным или не выполняться вообще.

5. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).

6. Завершается волевое действие удовольствием от его успешно­го выполнения или извлечением «урока», если оно не достигло же­лаемого результата. В любом случае в результате совершения волево­го акта происходит развитие личности.

То, как субъект оценит результат волевого действия, зависит от сложившегося у личности типа контроля (локуса контроля). Локус- место расположения чего-то.

Локус контроля (интернальный — внутренний) — устойчивое ка­чество личности, выражающееся в принятии человеком ответствен­ности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.

Локус контроля (экстернальный — внешний) — устойчивая склон­ность личности приписывать ответственность за все происходя­щее с ней внешним факторам (случайности, обстоятельствам и

Рефлексия (лат. reflexio — отражение, обращение назад) — внутрен­няя психическая деятельность человека, направленная на осмысле­ние своих собственных действий и состояний; самопознание чело­веком своего духовного мира.

Упоминание о воле можно встретить еще у Аристотеля. Одной из широко известных теорий воли в философии XIX в. был волюнта­ризм. Волюнтаристы (Шопенгауэр, Ах и др.) считали волю особой надприродной силой, которая определяет ход психических процес­сов и свободный выбор поведения. Они понимали волю как абсо­лютную свободу, не связанную с обществом. Представители другой механистической теории воли (Ч. Ломброзо и др.) полностью отри­цали свободу воли человека и полагали, что воля полностью зави­сит от обстоятельств, в которых находится человек (человек — без­вольная игрушка природы). В последние годы развивается концеп­ция, согласно которой поведение человека понимается изначально активным, способным самостоятельно выбирать формы поведения, адекватные познанным им законам природы и общества, а также собственному личностному смыслу (Франкл, Рубинштейн, Иванни-ков и др.).

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивос­тью и широтой.

Сила воли — степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли — постоянство проявления в однотипных си­туациях.

Широта воли — количество видов деятельности (спорт, учеба, ра­бота и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качес­твах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:

1) морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплини­рованность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпе­ние, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настой­чивость).

Ответственность — внешний или внутренний контроль над де­ятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отно­шение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравс­твенных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) — качество воли, проявляю­щемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность — способность предпринимать попытки к реали­зации возникших у человека идей.

Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятс­твующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на ос­нове своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Это интересно:  Боли в Грудной Клетке

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведе­ния общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность — сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) — умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять заду­манное действие, а также воздерживаться от того, что хочется де­лать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благо­получия.

Мужество — высокая степень самообладания, которая ярко про­является в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необыч­ными трудностями. Мужество — сложное качество. Оно предполага­ет наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность- отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества — нерешительности являет­ся ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость- умение человека мобилизовать свои возмож­ности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрям­ством и негативизмом.

Негативизм- немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя ра­зумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство — упрямый человек всегда старается настоять на сво­ем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руковод­

ствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности.

Исследования отечественных психологов показали, что уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движе­ния, а со второго года жизни поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой (первая стадия развития воли). В два-три года складывается регулирующая функция речи. С двух-двух с половиной лет дети начинают действовать на ос­нове соподчинения мотива (Л.И. Божович). Способность преодоле­вать непосредственные желания, соподчинять мотивы и устанавли­вать отношение мотива к цели проявляется только при наличии вне­шних средств, в роли которых чаще всего выступает само присутс­твие взрослого или других детей, а также соответствующих предме­тов, при этом наибольшая побудительная сила остается все же за иг­ровыми мотивами. Показано, что уже в четырехлетнем возрасте раз­вивается контроль за своими действиями, а нарушение правил пове­дения со стороны других людей замечается с трех лет. Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

— становление мотивационно-побудительного звена волевой ре­гуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы моти­ва и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурирова­нием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

— становление исполнительского звена характеризуется расши­рением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона исполь­зуемых способов самоуправления, преобладанием среди них само­стоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адек­ватными требованиям ситуаций;

— оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого зве­на волевой регуляции — старший школьный возраст.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формирова­нием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

Одним из наиболее важных нарушений волевой сферы является нарушение структуры иерархии мотивов. Другим нарушением счи-

тается формирование патологических потребностей и мотивов

(Б.В. Зейгарник). Проявляются эти нарушения различными симпто­мами: снижением волевых процессов (гипобуяия) или чрезмерной активностью (гипербулия). Симптомы гипобулии могут быть весьма разнообразными. Наиболее часто встречаются нарушения воли: апа­тия, абулия (анорексия, булемия), симптом аутизма, гипербулия.

Апатия (греч. apatheia — бесстрастие) — психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, па­дении активности психики.

Абулия — нарушение воли, частичное или полное отсутствие жела­ния и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и др.).

Анорексия — отсутствие аппетита, подавление желания есть.

Булемия — патологическое желание постоянно часто и много есть.

Гипербулия — нарушение поведения в виде двигательной рас-торможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.).

Аутизма симптом — утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгоро­женности, нелюдимости.

Люди различаются друг от друга: по силе воли, по форме про­явления чего и др. Установлена зависимость силы воли от типа не­рвной системы (улиц с сильной нервной системой воля более разви­та). Индивидуальные различия проявляются также в степени сфор-мированности волевых качеств личности.

В качестве примера экспериментального исследования воли при­ведем изучение волевого усилия в интеллектуальной деятельности с использованием методики «Нерешаемые задачи». Детям дошколь­ного и младшего школьного возраста предлагалось собрать три кар­тинки. Первая картинка состояла из одного предмета, разделенно­го на несколько (4-6) частей и собиралась относительно легко. Вто­рая картинка состояла из двух предметов — большого и маленького (также разделенных на 4-6 частей); эту картинку дети собирали так­же легко и достаточно быстро, но требовалось некоторое соображе­

ние, рассуждение, чтобы ее собрать. Наконец, детям предлагалось собрать картинку, также состоящую из двух предметов и разделен­ную на 4-6 частей, которая решения не имела — по замыслу экспери­мента, отсутствовала одна из частей. Фиксировались время выпол­нения всех трех заданий, а также особенности поведения детей и объяснение причин отказа от деятельности при манипулировании с третьей картинкой.

Для измерения волевого усилия в физической деятельности ис­пользуется методика «Динамометрия» (И.И.Купцов).

Для изучения уровня развития волевых качеств используется ме­тод «Экспертные оценки», где эксперты оценивают различные ха­рактеристики действий испытуемых (длительность решения зада­чи, число попыток, концентрированность усилий, наличие колеба­ний в процессе принятия решений).

Методика для диагностики уровня субъективного контроля (СК) и многие другие.

Существует ли «сила воли» или это всё миф?

«У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как».
Есть мотивация и ресурсы — есть «сила воли», нет-нет. Та же «лень»-это, строго говоря, не лень, а избегание человеком работы, которую ему почему-то не хочется делать, причин может быть масса. Дайте ему заняться тем, что ему по душе — и всю «лень» как ветром сдует.

Я постараюсь ответить на этот вопрос. Я в свое время защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Надо сказать, что вопрос сложнее, чем кажется. За практически 2400 лет изучения воли в философии и психологии сложилось 3 подхода к тому, как понимать волю (подходы выделены В.А. Иванниковым -одним из ведущих специалистов нашей страны по этой теме, доктором психологических наук, академиком РАО в монографии «Психологические механизмы волевой регуляции»):

1. Мотивационный подход (идет от Аристотеля). В различных вариациях его придерживались многие философы и психологи. Подход здравствует поныне. В нем воля обычно понимается как самостоятельная сила психической природы или как психическая сила тесно связанная с мотивацией (но мотивации не тождественная). Очень популярной трактовкой воли в этом подходе является — сила, которая помогает преодолевать препятствия.

2.Подход «свободного выбора» (идет от Аристотеля и Эпикура). В рамках этого подхода воля рассматривается как некая сила, которая позволяет принимать сложные решения в условиях внутреннего конфликта и противоборства.

3. Регуляционный подход (опять же идет от Аристотеля). В рамках этого подхода воля понимается как сила, которая помогает побуждать и тормозить действия и внутренние состояния, т.е. регулировать самого себя.

Сами теории воли можно грубо разбить на 2 группы (разделение предложено Л.С. Выготским — классиком отечественной психологии): автономные и гетерономные. В автономных воля понимается как самостоятельная психическая сила, а в гетерономных — нет. В гетерономных теориях волю объясняют с точки зрения других сил и процессов (например, эмоций, мотивации, внимания). Т.е. на Ваш вопрос сторонники автономных теорий ответят: да воля есть. А сторонники гетерономных скорее ответят: это миф, воля сводится к другим процессам.

Дискуссия продолжается в полной мере. Например, Евгений Павлович Ильин — доктор психологических наук, профессор (основное сочинение по теме «Психология воли») является сторонником того, чтобы признать волю самостоятельным психическим процессом. Им воля понимается как обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей — сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Уже упомянутый выше В.А. Иванников же демонстрирует, что термин «воля» объясняет крайне разнородные процессы и явления. Т.е. воля — это объяснительный термин и конструкт, а не некое самостоятельное психическое образование.

Но если вернутся к изначальному вопросу. Обычно под «силой воли» понимают опять же разные феномены. Например:

1. Надо сделать то, что очень не хочется делать

2. Надо выбрать между равнопривлекательными (или равнонепривлекательными) вариантами

3. Надо регулировать свое состояние (например, сдерживать эмоции)

На самом деле, круг феноменов, правда, очень разный. Но мы в состоянии это делать. Так, что саму «силу воли» Вы можете признавать мифом или нет, в зависимости от Ваших научных предпочтений. Но по факту, Вы можете осуществлять все эти вещи. И более того, при определенной тренировке делать это лучше. Так, что с этой точки зрения «сила воли» — не миф, а правда.

Зарубежные психологи в этом плане не страдают. Для них термин воля (volition) скорее устаревший, а по поводу различий в понятиях «саморегуляция», «самоконтроль», «сила воли» они не очень переживают. На эту тему есть хорошая книжка переведенная у нас. Автор: Келли МакГонигалл. Называется: «Сила воли как развить и укрепить». Там особой работы по разграничению понятий не проводится, но зато много практических советов.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector