Надежность
Здравый смысл
Это – затемненный желто – красный цвет: импульсивная жизненная сила красного сдерживается, замирает. В коричневом остается жизненность, которая потеряла свою активность. Выражает жизненные ощущения тела. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя. Игнорируется состояние здоровья при отвержении коричневого цвета.
Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность (при приеме на работу оказывает положительное воздействие); он весь на поверхности. Успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, когда человеку кажется, что ситуация конфликта неразрешима. Отвергается когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть. При этом людям нужны категоричность и внимание.
Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости.
Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.
13.Фиолетовый
Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Отсюда – завуалированное возбуждение.
Это цвет беременных. Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Это цвет идеализма, способствует повышению самооценки.
В мифах – в средневековье – цвет раскаяния. В перстне кардинала – фиолетовый аметист – символ воздержанности.
Фиолетовый – тяжелый цвет. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми; снижает пульс.
Принимается 75% детей, не достигших половой зрелости, 85% умственноотсталых. Этот цвет любят гомосексуалисты; из – за завуалированности выбирают беременные. Предпочтение – при потребности в идентификации с кем-то, сентиментальности. Такие люди полностью отдаются своим чувствам. Также этот цвет выбирают люли низшего сословия, т.к. не могут найти в себе силы реализоваться. Этот цвет отвергается из-за склонности к чувственности и эротике, такие люди боятся потерять независимость, у них присутствует рациональный контроль своих эмоций, также критичный взгляд на собственные эмоции и действия.
Темно-фиолетовый символизирует грубость и властность.
Лиловый (светло – фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию; оказывает мягкое неинтенсивное воздействие, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).
Сиреневый – тщеславие, незрелость, выбирается в подростковом возрасте.
Сочетания
Желто-зеленый выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания.
Оранжево – черный выражает опасность, страх (черный цвет поглощает).
Желто – черный это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в “реализацию ни во что” – это сочетание самоубийц.
Красно – желтый выражает активность.
Красно – черный выражает агрессию.
Черно – зеленый – эти цвета сами для себя.
Коричнево – зеленый выражает усидчивость, размышления, не ведет в активности.
Оранжево – белый сила оранжевого сдерживается белым.
Сине – белый выражает спокойствие.
Коричнево – синий приводит к бесконечному телесному отдыху.
Белый- следует избегать в больницах и детских.
Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных аудиториях.
Коричневый – создает уют но тянет отдыхать – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости).
Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности; негативен для детских комнат – меланхолия.
Красный – положителен в кафе (клиенты быстро уходят).
Бледно – голубой положителен в ванной комнате, в спальне; помогает сдерживать эмоции болельщиков.
Темно – зеленый положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени.
Бледно – розовый (персиковый) желательно использовать в спальне, комнате отдыха (легко вставать по утрам); вызывает уют и комфорт, но не затягивает.
По материалам авторского курса лекций Нелюбова М.В.
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.
Значение цвета в психологии
Цвет — это неотъемлемый элемент восприятия света. Он сопровождает нас повсюду, функционирует в виде символов в нашем подсознинии. И самым большим источником его информации — является природа. Ученые уже давно доказали воздействие цвета на наши эмоции, на организм и его функции. Цвет как энергия в виде вибраций воздействует не только на наше тело, но и на мысли.
Значение цвета
в психологии
В психологии каждый цвет влияет на сознание по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.
Значение Белого цвета
Белый цвет — это простота, нетронутость. Белый цвет стимулирует воображение и творческие способности, пробуждает божественную энергию и лучшие чувства в душе человека, ведет к смирению.
Значение Чёрного цвета
Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью.
Значение Серого цвета
Серый — это цвет баланса. Серый цвет не вызывает ярких эмоций, поэтому подходит для деловой среды, так как не отвлекает от сосредоточенности на важных делах.
Значение Серебряного цвета
Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоциируется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и серебряными монетами.
Значение Золотого цвета
Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.
Значение Красного цвета
Красный цвет — это энергия и сила. Красный связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией.
Значение Розового цвета
Розовый — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый прекрасно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта.
Значение Желтого цвета
Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной.
Значение Оранжевого цвета
Оранжевый — это теплый и активизирующий цвет. Он часто ассоциируется с солнцем, огнем, радостью и экспрессивностью.
Значение Зеленого цвета
Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и Целостности.
Значение Коричневого цвета
Коричневый — это успокаивающий и сдержанный цвет. Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет.
Значение Синего цвета
Синий — это цвет внутреннего покоя, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Значение Пурпурного цвета
Пурпурный цвет – характеризует экстравагантность, необычность на грани странности, артистизм. Это цвет чудаков и людей, которые предпочитают изменчивость ради изменчивости.
Значение Фиолетового цвета
Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека.
Значение Голубого цвета
Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты.
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе.
Сочетания цветов в психологии
- Желто-зеленый цвет (салатный) выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания.
- Светло-лимонный цвет (стронциановый) — в нем есть некоторая искусственность, пикантность, расслабленность и несамостоятельность.
- Желто–черный цвет это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в «реализацию ни во что» – это сочетание самоубийц.
- Гранатовый цвет (темный розово-красный) — цвет эмоциональной насыщенности, страсти, мощи, подавления, требовательности, сублимированной активности, страдания, угрозы и сдерживаемой страсти.
- Красно–желтый цвет выражает активность.
- Красно–черный цвет выражает агрессию.
- Черно–зеленый цвет – эти цвета сами для себя.
- Бирюзово-зеленый цвет (лунный) — цвет восприимчивости и интуиции, отстраненности и изолированности, внутренней эмоциональности, влажности и переменчивости, идеальной женственности.
- Оранжево–белый цвет сила оранжевого сдерживается белым.
- Оранжево–черный цвет выражает опасность, страх (черный цвет поглощает).
- Оранжево-желтый цвет — расковывает, настраивает на контакт, раскрытие, взаимодействие, интенсивный поиск и живость.
- Темно-оранжевый цвет (золотисто-рыжий) — цвет, который стимулирует, создает настроение и бодрость, обогащает энергией и здоровьем.
- Сине–белый цвет выражает спокойствие.
- Бело-голубой цвет (неоново-голубой) — дает ощущение безграничной перспективы, создает впечатление ясности, приветливости, дружественности.
- Матово-фиолетовый цвет — неустойчивый цвет внутреннего противоречия и сумрачности, таинственности, меланхолии, чужих влияний, жертвенности и смирения, святости.
- Коричнево–синий цвет приводит к бесконечному телесному отдыху.
- Коричнево–зеленый цвет выражает усидчивость, размышления, не ведет в активности.
- Коричнево-черный цвет — цвет консерватизма, стабильности, сосредоточения, труда, требовательности, принципиальности, молчания и честолюбия.
Символика цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. При этом краски символизировали не только ощущения и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Цвета в астрологии
Уже тысячи лет цвет играет в астрологии важную роль. Цвет в астрологии является символом знака Зодиака и указывает на цвет планеты. Цвет имеет очень важное место в нашей жизни, они позволяют видеть вещи определенным образом.
Цвета знаков Зодиака
Связь знаков Зодиака не случайна с цветами. Цветовое соответствие конкретного знака Зодиака объясняется тем, что всякий цвет несет психологическое значение для людей с различным темпераментом и характером. Для каждого знака Зодиака есть своя подходящая палитра. Важно, чтобы цвет находился в гармонии с характером человека.
Значение цветов в психологии
Есть такое выражение: «серые будни», означающее унылое, скучное, бесцветное существование. Именно бесцветное, лишенное красок жизни. Цвет для человека настолько важен, что его длительное отсутствие, например, поздней, пасмурной осенью, воспринимается как тяжкое испытание. В психологии даже есть термин «цветовой голод» — болезненное, похожее на депрессию состояние, которое испытывает человек, вынужденный долго находиться в бесцветном или монохромном мире.
Цвет имеет огромное значение в жизни человека и оказывает влияние не только на психику, но и на организм в целом.
Дар цветовосприятия
Мы настолько привыкли к разноцветью мира, что не воспринимаем свое цветовое зрение как уникальный дар. Цвет для нас просто атрибут вещи, иногда делающий ее привлекательнее, а иногда, наоборот, вызывающий неприятие. И с древнейших времен цвет связывался именно с предметами, недаром многие оттенки носят имена конкретных предметов:
- коричневый (кора дерева или корица);
- малиновый;
- оранжевый;
- зеленый (зель – молодые всходы);
- вишневый и т. д.
Но сами предметы не имеют окраски, их поверхность лишь отражает свет волны. Отраженные лучи попадают на сетчатку глаза, а потом нервный импульс поступает в зрительный отдел головного мозга, где и возникает ощущение цвета. А в сумерках и ночью света недостаточно, поэтому многоцветие мира исчезает, тонет во тьме. Можно сказать, что окружающий мир обретает свои краски только благодаря работе нашего мозга.
Разные поверхности отражают свет определенной длины волны и поглощают другие лучи. Например, молодая трава и листья отражают свет, преимущественно, желто-зеленой части спектра, а красные лучи поглощают. Поэтому если посмотреть на крону дерева через красное стекло, то она покажется черной, ведь стекло свет зеленой части спектра не пропускает.
Способность к восприятию цвета у человека врожденная, но развивается она не сразу:
- Исследования показали, что первые цвета, которые начинают видеть младенцы – это оранжевый, желтый и красный.
- Взрослый человек способен различить более 120 цветов и почти 10 миллионов оттенков.
Конечно, лучше всего цветовосприятие развито у профессиональных художников, но и обычному человеку есть чем похвастаться.
С цветовосприятием связана и наша способность выделять предмет из окружающего фона, ее называют различением цветовых пространств. А когда цвет объекта и цвет фона совпадает, то возникает эффект невидимости.
Так как ощущение цвета субъективно, то оно связано с разнообразными психическими процессами, особенно с эмоциями. Воздействие цветов на человека изучает особая область психологической науки – психология цветовосприятия.
Цвет и эмоции
Связь цветов и эмоционального состояния человека была замечена давно. В XIX веке вышел фундаментальный труд «Учение о цвете», посвященный эмоциональному содержанию различных оттенков. Интересно, что автором этого труда был известный немецкий поэт И. Гете, который книгу о цвете считал своим главным достижением.
В XX веке гениальные догадки Гете были подтверждены серьезными психофизиологическими исследованиями, которые доказали, что цвет оказывает влияние не только на эмоции, но и на состояние организма в целом, например, на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
- Красный цвет повышает уровень любого возбуждения: радостного, агрессивного, сексуального. Он горячий, тонизирующий, и в то же время красный перегружает нашу нервную систему, поэтому быстро начинает раздражать.
- Синий, напротив, снимает возбуждение, вызывает заторможенность и «охлаждает пыл». Это цвет покоя, но ему недостает радости, и чем темнее синий, тем он мрачнее.
- Зеленый считается нейтральным или оптимальным. Этот цвет приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения и лишь слегка повышает тонус. Поэтому зеленый, как говорил Гете, не только дает отдых душе, но и повышает работоспособность.
- Оранжевый – тоже горячий, бодрящий, но не столь возбуждающий, как красный, поэтому он не так раздражает и хорошо стимулирует разные физиологические процессы, например, пробуждает аппетит.
- Желтый – самый веселый и жизнерадостный из цветов. Он даже мышление стимулирует. Но, с другой стороны, слишком яркий и веселый цвет может быстро утомить не только глаза, но и психику.
- Голубой вызывает ощущение холода и покоя. Именно он эффективнее всего понижает давление и уменьшает возбуждение в коре головного мозга. Но в больших количествах этот цвет вызывает чувство лени и апатии.
- Фиолетовый еще более пассивный, чем голубой и синий, да к тому же еще и мрачный. Он не только снижает активность и работоспособность, но может вызвать чувство беспокойства и угнетения, склонность к мистике и философским размышлениям.
- Коричневый цвет самый стабильный, консервативный. Он успокаивает, не угнетая, вызывает чувство уверенности в неизменности бытия. Коричневый благотворно влияет на людей, уставших от бешеного ритма жизни и пестроты современного города.
- Белый – самый необычный из цветов. С одной стороны, казалось бы, это и не цвет вовсе, а его отсутствие. А с другой – физика нам говорит, что белый цвет получается из сочетания всех цветов спектра. Так или иначе, человеком этот цвет воспринимается как холодная пустота. Он может создавать ощущение чистоты и свежести, но его изобилие вызывает острую потребность в красках.
- Черный – мрачный цвет, символ отрицания и отказа от красоты мира, а иногда и от жизни. Часто этот цвет пробуждает в людях глубинные, иррациональные страхи.
- Серый цвет самый унылый и «бесцветный», он создает атмосферу скуки и безысходности.
Несмотря на то, что психоэмоциональная составляющая является основной, делать акцент только на ней не стоит. На наше цветовосприятие оказывает влияние множество факторов, в том числе разнообразные ассоциации и принятая в обществе культурная, религиозная и политическая символика.
Цветовые ассоциации
Как уже говорилось, цвета в нашем сознании прочно связаны с аналогично окрашенными объектами, поэтому они вызывают ассоциации именно с ними:
- оранжевый цвет ассоциируется с апельсином;
- желтый — с лимоном;
- коричневый — с землей или хлебом;
- красный — с кровью и т. д.
Эти прочные, устойчивые связи вызывают весьма интересный эффект, названный в психологии синестезией. Она проявляется, когда под влиянием одного раздражителя, в нашем случае цвета, возникает еще и другое ощущение. Например:
- лимонно-желтый цвет, ассоциируясь с лимоном, у многих людей создает впечатление кислого вкуса и даже вызывает повышенное слюноотделение;
- снежно-белый вызывает ощущение холода;
- красный и оранжевый из-за связи с огнем кажутся горячими.
Еще более многообразны культурные ассоциации, которые иногда даже более значимы для людей, чем психофизиологическое воздействие цветов.
- Так, черный цвет в европейской культуре не только символ тьмы и смерти, но и символ элегантности и аристократизма. На формирование такого восприятия повлияла сохраняющаяся десятилетиями мода на черные фраки и сюртуки у респектабельных мужчин.
- Зеленый символизирует возрождение природы и жизнь, так как он ассоциируется с молодой весенней листвой.
- А вот символика желтого в культуре Европы совсем невеселая, так как в течение нескольких столетий желтые флаги поднимали суда, зараженные чумой.
- В России до революции «желтый билет» выдавался публичным женщинам, а «желтым домом» называли психиатрическую лечебницу.
- Красный цвет в русской культуре не только цвет агрессии и борьбы, но и цветовой символ национального самосознания, имеющий очень древние корни в славянском язычестве.
Конечно, несмотря на живучесть традиций, цветовая символика меняется, но мода на нее не проходит. Ведь цветовой код – важная часть человеческой культуры.
Как мы видим цвета, и чем наше цветосвосприятие отличается от животных? Узнайте из видео.
Психология цвета
Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.
Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности — виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами — элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald’s и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Цвет и характер
Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.
Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего — маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий — сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.
Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.
Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.
- белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
- черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
- серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;
- красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
- коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
- желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);
- синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
- зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.
О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.
Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
Цвет и работоспособность.
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать. шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».
Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.
Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой — на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый — в сварочном цехе, синий — в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.
Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении офиса? Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность (кому нужны вечно недовольные зарплатой сотрудники или предъявляющие завышенные финансовые требования партнеры?), а небольшие — стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов.
Литература.
- Цветовой личностный тест. — Минск, 2000.
- Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. — Вестн. Моск. ун-та — сер 14. — 1988. — №3.
- Познай себя.— Москва, 1990.
- Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. — Киев., 1990.
»
Помогла статья? Оцените её
Загрузка...
Adblock detector